Описание целей и задач программы
Цель программы: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста для более успешной подготовки к обучению к школе.
Задачи:
развивать познавательные процессы;
развивать сенсорную и двигательную сферу;
развивать познавательный интерес, мотивацию к познанию;
активизировать словарь, развивать фонематический слух, чувство ритма.
развивать умение оценивать успешность или недостатки своей деятельности;
развивать чувство собственного достоинства;
способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья;
способствовать формированию благоприятного эмоционального фона;
развивать навыки коммуникативной деятельности;
воспитывать групповую сплоченность;
повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
повысить педагогические знания родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Отличительные особенности программы:
В программе представлены авторские разработки конспектов коррекционно-развивающих занятий в стихах.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет (в том числе, дети с ОВЗ).
Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы — 6 месяцев.
Занятия проводятся с группами детей от 8-10 человек.
Длительность занятия — 25-30 минут. Периодичность — 1 раз в неделю.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
учет уровня развития детей и их интересов, самочувствия, эмоционального состояния;
принцип последовательности;
принцип постепенного усложнения действий;
принцип повторяемости;
принцип вариативности;
принципы наглядности, систематичности, доступности.
Требования к условиям проведения занятий
Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
Требования к специалистам, реализующим программу
Специалист, реализующий программу, должен иметь высшее психологическое образование, обязан знать психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, в совершенстве владеть технологией организации и проведения занятий, методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе. Проявлять эмпатию, чуткость, толерантность, тактичность.
Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап.
1. Оценка уровня развития познавательных процессов и навыков моторной деятельности.
2. Содействие в усвоении детьми ритуалов и структуры занятия.
3. Стимулирование познавательной активности и интереса детей.
Основной этап.
1. Проведение развивающих занятий с детьми.
2. Проведение практических занятий с родителями и педагогами с целью повышения педагогических знаний в вопросах подготовки детей к обучению в школе, проведение индивидуальных и групповых консультаций.
3. Оформление информационных листов, размещение информации на сайте и стенде детского сада.
Заключительный этап.
1. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе реализации программы.
2. Повторное обследование.
3. Проведение открытого занятия.
4. Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми по итогам реализации программы.
Содержание программы
В программе представлены три основных направления работы с участниками образовательного процесса:
1. коррекционно-развивающие занятия с детьми;
2. просвещение и практическая работа с педагогами в период подготовки детей к обучению
в школе в условиях детского сада;
3. просвещение и практическая работа с родителями по вопросам подготовки детей к обуче
нию в школе в условиях семьи, а также через проведение совместных практических мероприятий.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено пятью модулями.
1 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
2 модуль включает комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарной специализации.
3 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, в том числе с использованием массажного мячика Су-Джок и массажного колечка.
4 модуль включает игры и упражнения, направленные на снижение уровня нервнопсихического напряжения, профилактику переутомления.
5 модуль состоит из игр и упражнений, направленных на развитие навыков коммуникативной деятельности.
Структура занятий
I. Вводная часть:
• приветствие (эмоциональный настрой на занятие, формирование навыков группового спло
чения).
II. Основная часть.
• игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, координации
движений, зрительно-моторной координации;
• логоритмические игры и упражнения;
• кинезиологические упражнения и упражнения для развития мелкой моторики;
• игры и упражнения, направленные на снижение уровня психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, тревожности;
• упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения, зрительного переутомления.
III. Заключительная часть:
• подведение итогов;
• рефлексия.
Планируемые результаты освоения программы
Промежуточные:
• снижение тревожности, ослабление мышечного и нервно-психического напряжения;
• улучшение коммуникативных навыков;
• повышение познавательного интереса к играм и упражнениям.
Итоговые:
• формирование стойкого познавательного интереса к выполняемым упражнениям, понимание их значимости для успешной подготовки к обучению в школе;
• улучшение навыков рисования, пространственной ориентировки, зрительно-моторной коор
динации, межполушарной специализации;
• улучшение процессов памяти, внимания, воображения, речи, мыслительной деятельности;
• повышение педагогических знаний педагогов и родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе;
• повышение интереса родителей к совместным мероприятиям, проводимым в ДОУ
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
• психологический комфорт ребенка;
• улучшение показателей познавательного развития, мелкой моторики, зрительно-моторной
координации среди детей, посещающих занятия;
• овладение определенным объемом знаний, умений, навыков выполнения упражнений;
• отсутствие отрицательных эффектов и последствий.
Количественные:
• увеличение количества детей, по результатам диагностики имеющих средний и высокий уровень познавательного развития, мелкой моторики, уровня развития межполушарных связей.