Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 24–30
doi:10.17759/bppe.2021180103
ISSN: 2658-3100 (online)
Коррекционно-развивающая программа «Играем и познаем» по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дошкольное детство, ОВЗ, коррекционно-развивающие занятия с детьми, детская игра, подготовка к обучению в школе, коррекционно-развивающая программа, психолого-педагогическая программа
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180103
Для цитаты: Соболева М.В. Коррекционно-развивающая программа «Играем и познаем» по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 24–30. DOI: 10.17759/bppe.2021180103
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста для более успешной подготовки к обучению к школе.
Задачи:
развивать познавательные процессы;
развивать сенсорную и двигательную сферу;
развивать познавательный интерес, мотивацию к познанию;
активизировать словарь, развивать фонематический слух, чувство ритма.
развивать умение оценивать успешность или недостатки своей деятельности;
развивать чувство собственного достоинства;
способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья;
способствовать формированию благоприятного эмоционального фона;
развивать навыки коммуникативной деятельности;
воспитывать групповую сплоченность;
повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
повысить педагогические знания родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Отличительные особенности программы:
В программе представлены авторские разработки конспектов коррекционно-развивающих занятий в стихах.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет (в том числе, дети с ОВЗ).
Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы — 6 месяцев.
Занятия проводятся с группами детей от 8-10 человек.
Длительность занятия — 25-30 минут. Периодичность — 1 раз в неделю.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
учет уровня развития детей и их интересов, самочувствия, эмоционального состояния;
принцип последовательности;
принцип постепенного усложнения действий;
принцип повторяемости;
принцип вариативности;
принципы наглядности, систематичности, доступности.
Требования к условиям проведения занятий
Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
Требования к специалистам, реализующим программу
Специалист, реализующий программу, должен иметь высшее психологическое образование, обязан знать психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, в совершенстве владеть технологией организации и проведения занятий, методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе. Проявлять эмпатию, чуткость, толерантность, тактичность.
Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап.
1. Оценка уровня развития познавательных процессов и навыков моторной деятельности.
2. Содействие в усвоении детьми ритуалов и структуры занятия.
3. Стимулирование познавательной активности и интереса детей.
Основной этап.
1. Проведение развивающих занятий с детьми.
2. Проведение практических занятий с родителями и педагогами с целью повышения педагогических знаний в вопросах подготовки детей к обучению в школе, проведение индивидуальных и групповых консультаций.
3. Оформление информационных листов, размещение информации на сайте и стенде детского сада.
Заключительный этап.
1. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе реализации программы.
2. Повторное обследование.
3. Проведение открытого занятия.
4. Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми по итогам реализации программы.
Содержание программы
В программе представлены три основных направления работы с участниками образовательного процесса:
1. коррекционно-развивающие занятия с детьми;
2. просвещение и практическая работа с педагогами в период подготовки детей к обучению
в школе в условиях детского сада;
3. просвещение и практическая работа с родителями по вопросам подготовки детей к обуче
нию в школе в условиях семьи, а также через проведение совместных практических мероприятий.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено пятью модулями.
1 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
2 модуль включает комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарной специализации.
3 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, в том числе с использованием массажного мячика Су-Джок и массажного колечка.
4 модуль включает игры и упражнения, направленные на снижение уровня нервнопсихического напряжения, профилактику переутомления.
5 модуль состоит из игр и упражнений, направленных на развитие навыков коммуникативной деятельности.
Структура занятий
I. Вводная часть:
• приветствие (эмоциональный настрой на занятие, формирование навыков группового спло
чения).
II. Основная часть.
• игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, координации
движений, зрительно-моторной координации;
• логоритмические игры и упражнения;
• кинезиологические упражнения и упражнения для развития мелкой моторики;
• игры и упражнения, направленные на снижение уровня психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, тревожности;
• упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения, зрительного переутомления.
III. Заключительная часть:
• подведение итогов;
• рефлексия.
Планируемые результаты освоения программы
Промежуточные:
• снижение тревожности, ослабление мышечного и нервно-психического напряжения;
• улучшение коммуникативных навыков;
• повышение познавательного интереса к играм и упражнениям.
Итоговые:
• формирование стойкого познавательного интереса к выполняемым упражнениям, понимание их значимости для успешной подготовки к обучению в школе;
• улучшение навыков рисования, пространственной ориентировки, зрительно-моторной коор
динации, межполушарной специализации;
• улучшение процессов памяти, внимания, воображения, речи, мыслительной деятельности;
• повышение педагогических знаний педагогов и родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе;
• повышение интереса родителей к совместным мероприятиям, проводимым в ДОУ
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
• психологический комфорт ребенка;
• улучшение показателей познавательного развития, мелкой моторики, зрительно-моторной
координации среди детей, посещающих занятия;
• овладение определенным объемом знаний, умений, навыков выполнения упражнений;
• отсутствие отрицательных эффектов и последствий.
Количественные:
• увеличение количества детей, по результатам диагностики имеющих средний и высокий уровень познавательного развития, мелкой моторики, уровня развития межполушарных связей.
Литература
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М., 2000. 180 с.
- Артюхова И.С. В первом классе — без проблем. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
- Богачкина Н.А. Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 223 с.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. С. 42–47.
- Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 356 с.
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–8 лет: мир природы и мир человека: Метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
- Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психолого-педагогические средства познавательного развития до-школьников: Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2006. 223 с.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб: Питер, 2007. 208 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 118–124. DOI:10.17759/chp.2020160213
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
- Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
- Психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей 5–7 лет / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2016. 62 с.
- Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / Авт.-сост. Ю.В. Останкова. Волгоград: Учитель, 2007. 130 с.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 184 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 958
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 465
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3