Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 31–37
doi:10.17759/bppe.2021180104
ISSN: 2658-3100 (online)
Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха «По морю счастья всей семьей»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дети с нарушение слуха, психолого-педагогическое сопровождение семьи, родительский клуб, ОВЗ
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180104
Для цитаты: Стулова А.В. Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха «По морю счастья всей семьей» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 31–37. DOI: 10.17759/bppe.2021180104
Полный текст
Описание проблемной ситуации, целей и задач программы
Процесс обучения для детей с нарушениями слуха требует не только особенного материально-технического оснащения (световая индикация начала и окончания урока, мультимедийное оборудование, специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия, дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухо-зрительного восприятия речи, произносительной стороны), но и специальной подготовки специалистов, осуществляющих процесс сопровождения обучающихся. Существует ряд проблем, который наблюдается в большинстве семей, воспитывающих ребенка с особенностями развития. Это, как правило, гиперопека со стороны родителей (чаще в начальной школе), нарушение детско-родительских взаимоотношений (чаще в подростковом возрасте).
Первопричиной данных проблем служит нарушение слуха. Кроме того, часто усугубляет трудности недопонимание между членами семьи, незнание жестового языка слышащими родителями, а также длительное пребывание ребенка в школе-интернате.
В случае гиперопеки родители испытывают жалость, стараются оградить ребенка от всяких жизненных трудностей. Данная ситуация приводит к неспособности ребенка самостоятельно принять решение, повышенному уровню тревожности и напряженности обучающихся.
Другой проблемой в воспитании ребенка с нарушениями слуха является низкий уровень социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития личности ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с нарушениями слуха, переживают хронический стресс, способствующий снижению адаптационных ресурсов и психоэмоциональному выгоранию. В этой связи проблема стресс-преодолевающего поведения «выгорающих» родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, является особенно актуальной.
Цель программы: апробация комплекса мероприятий, направленного на регулирование взаимоотношений в семье, повышение социально-психологической компетентности в вопросах обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха, снижение уровня психоэмоционального выгорания родителей.
Задачи программы:
•изучение личности родителей детей с нарушениями слуха, а также системы взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок»;
•выявление проблем, возникающих в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка, уровня психоэмоционального выгорания родителей;
•формирование адекватных родительских установок на имеющиеся нарушения и психологопедагогические проблемы ребенка с потерей слуха;
• развитие актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с
особенностями развития;
•формирование представлений родителей о процессе обучения, воспитания и развития, совершенствования коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения ребенка с нарушениями слуха;
•профилактика и коррекция психоэмоционального выгорания родителей.
Целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей
Родители, воспитывающие детей с потерей слуха, в возрасте Х± о = 33,8±4,9.
Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями слуха, проходит следующие стадии эмоционального стресса: 1 стадия — «шок», 2 стадия — «понимание», 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия — «конструктивные действия».
Стадии принятия и действия, которые занимают всю жизнь, наступают только после пережитых стадий шока, принятия и действия, которые длятся недели. Хронический родительский стресс связан с пониженным восприятием эмоциональной поддержки и выраженными симптомами депрессии и тревоги.
Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями слуха ученые классифицируют на основании взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» (таблица 1).
Таблица 1. Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями слуха
Тип отношений |
Характеристика |
Полное принятие |
В семье осознают и принимают особенность ребенка, ставят перед собой задачу в разрешении проблемы, проявляют к ребенку положительные эмоции. При данном типе отношений у ребенка формируется высокая самооценка, адекватная личность |
Сверхопека |
В семье у ребенка отсутствуют или минимальны обязанности, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми |
Нереалистическое отношение |
В семье перед ребенком ставят сложные задачи, не признают нарушения слуха. Ребенок отвергается родителями, не может соответствовать требованиям, поэтому чувствует себя несчастным и одиноким |
Безразличие |
Избегание общения с ребенком, отсутствие попыток понять его и полюбить, неосознанные чувства родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка |
Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники
В ходе реализации программы использованы следующие методики и технологии:
методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/03/13/psikhodiagnostika-metodika-tsennostnye-orientatsii-m);
опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) (https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13/psikhodiagnostika-metodika- tsennostnye-orientatsii-m);
опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» (http://pavl-school.ru/doc/psixo/ stili.pdf);
методика «Родительское выгорание» (Ефимова И.Н.) (https://www.elibrary.ru/item.asp? id=21010171);
Примерная программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха. Шарков Е.В. Методическая разработка по психологии, 2019 (https://nsportal.ru/shkola/ psikhologiya/library/2019/12/20/programma-vzaimodeystviya-s-semyami-vospityvayushchih-detey-s);
Программа психологического сопровождения ближайшего социального окружения тревожных детей с нарушениями слуха В.М. Домчук.
Сроки, этапы и алгоритм реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
I этап (сентябрь) — выбор участников программы: выявление проблем в процессе воспитания, обучения; изучение особенностей внутрисемейных отношений; диагностика уровня психоэмоционального выгорания родителей. Составление плана посещения семей в домашних условиях.
II этап (октябрь — апрель) — проведение комплекса мероприятий, направленных на регулирование взаимоотношений в семье, на повышение социально-психологической компетентности в вопросах обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха, снижение уровня психоэмоционального выгорания родителей. Реализация курса занятий по повышению уровня социально-психологической компетентности и снижению уровня психического (эмоционального) выгорания (1 раз в месяц). Патронаж семей. Разработка рекомендаций. Создание информационного поля (информация на сайте школы-интерната, в социальных сетях — «ВКонтакте», «Инстаграмм»)
III этап (май) — мониторинг по итогам совместной деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий учебный год
Перечень и описание программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия.
1. Диагностические мероприятия, направленные на выявление проблем в семьях, воспитыва
ющих детей с нарушениями слуха.
2. Проведение курса занятий с родителями (1 раз в месяц) в рамках школьного родительского
клуба.
3. Социально-психологический патронаж семей (с письменного согласия родителей).
4. Создание информационного поля — освещение просветительской и профилактической ин
формации в сети Интернет: сайт школы-интерната (https://kurskinternat1i2vida.edusite.ru /mconstr.html?page=/p326aa1.html), социальные сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club157683012), «Инстаграм» (https://www.instagram.com/p/CAa5CykB8IC/?igshid=wthkj0qgcmhz).
5. Выявление проблем, возникающих в ходе совместной работы, а также получение аноним
ной информации (в случае если родители не желают предавать огласке свои проблемы) посредством рубрики «Задай вопрос психологу» на официальном сайте школы-интерната и с помощью «Ящика доверия» — ящика для обратной связи с помощью записок.
6. Проведение мониторинга, выявляющего динамику совместной деятельности участников
программы.
7. Подведение итогов — итоговое занятие (рефлексия).
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Реализация программы предполагает привлечение следующих ресурсов.
Знание русского жестового языка — важный ресурс сопровождения всех мероприятий. Педагог-психолог должен знать особенности лиц с нарушениями слуха на каждом этапе развития личности, а также соотносить формы и методы работы с возможностями восприятия инструкции и информации родителями.
Нормативное обеспечение взаимодействия семьи и школы — форма письменного согласия родителей на совместную деятельность в рамках реализации программы, а также на осуществление патронажа.
Материально-техническая оснащенность:
• кабинет информационно-библиотечного центра;
• проектор;
• компьютер;
• мягкий инвентарь (стол, стулья);
• канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, листы бумаги А4, ватман, краски и т.д.);
• почтовый ящик с замком.
Информационная обеспеченность:
• информационно-библиотечный центр;
• Интернет.
Ожидаемые результаты реализации программы
В ходе реализации программы будут получены следующие результаты:
определены особенности системы взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок», влияющие на эффективное взаимодействие;
минимизированы негативные эмоциональные переживания при решении проблем, возникающих в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка, имеющего нарушения слуха;
снижен уровень психоэмоционального выгорания родителей;
сформированы адекватные родительские установки на имеющиеся нарушения и психологопедагогические проблемы ребенка с потерей слуха;
определены оптимальные формы сотрудничества с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития;
увеличен объем знаний родителей о процессе обучения, воспитания и развития, совершенствования коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения ребенка с нарушениями слуха;
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Организация внутреннего контроля включает в себя:
годовой отчет педагога-психолога;
текущий контроль администрации ОКОУ «Курская школа-интернат»;
отражение результатов проделанной работы на совещании при директоре ОКОУ «Курская школа-интернат»;
выступления, представляющие полученные результаты на всех уровнях трансляции: федеральном, региональном, муниципальном и др.;
публикацию результатов апробации программы в периодических научных журналах.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Для оценки достигнутых результатов применяются следующие критерии:
динамика уровня знаний родителей в процессе обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха;
динамика уровня психоэмоционального выгорания родителей;
динамика усвоения понятийно-категориального аппарата по вопросам воспитания детей с потерей слуха;
нормализация уровня взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок»;
формирование устойчивой структуры знаний, умений и навыков воспитания детей с нарушениями слуха.
Факторы, влияющие на достижение результатов
При реализации программы необходимо учитывать, что:
возможность дистанционного проведения мероприятий комплексного сопровождения родителей в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) способствует увеличению количества участников программы за пределами образовательной организации; распространение опыта работы повышает уровень мотивации родителей.
Литература
- Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. 160 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». М.: Владос, 2003. 32 с.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. 350 с.
- Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. М.: Academia, 2003. 220 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: Учебное пособие. М.: Феникс, 2006. 352 с.
- Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей / Анисимова Н.В. [и др.]. М.: Феникс, 2010. 94 с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 256 с.
- Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. М.: Речь, 2009. 203 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 532
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 338
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4