Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха «По морю счастья всей семьей»

340

Аннотация

Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха «По морю счастья всей семьей» содержит комплекс мероприятий, направленных на регулирование внутрисемейных отношений, преодоление психического выгорания, повышение уровня социально-психологической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с нарушениями слуха. Программа реализуется в рамках деятельности школьного родительского клуба по следующим направлениям: социально-психологический патронаж семей, создание общего информационного поля. Комплексный подход к решению поставленных задач, комплекс используемых методик и технологий, ресурсов способствуют достижению планируемых результатов программы.

Общая информация

Ключевые слова: дети с нарушение слуха, психолого-педагогическое сопровождение семьи, родительский клуб, ОВЗ

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180104

Для цитаты: Стулова А.В. Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха «По морю счастья всей семьей» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 31–37. DOI: 10.17759/bppe.2021180104

Полный текст

 

Описание проблемной ситуации, целей и задач программы

Процесс обучения для детей с нарушениями слуха требует не только особенного материально-технического оснащения (световая индикация начала и окончания урока, мультимедийное оборудование, специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия, дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и нерече­вых звучаний, слухо-зрительного восприятия речи, произносительной стороны), но и специальной подготовки специалистов, осуществляющих процесс сопровождения обучающихся. Существует ряд проблем, который наблюдается в большинстве семей, воспитывающих ребенка с особенностями развития. Это, как правило, гиперопека со стороны родителей (чаще в начальной школе), нарушение детско-родительских взаимоотношений (чаще в подростковом возрасте).

Первопричиной данных проблем служит нарушение слуха. Кроме того, часто усугубляет трудности недопонимание между членами семьи, незнание жестового языка слышащими родителями, а также длительное пребывание ребенка в школе-интернате.

В случае гиперопеки родители испытывают жалость, стараются оградить ребенка от всяких жизненных трудностей. Данная ситуация приводит к неспособности ребенка самостоятельно принять решение, повышенному уровню тревожности и напряженности обучающихся.

Другой проблемой в воспитании ребенка с нарушениями слуха является низкий уровень социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития личности ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с нарушениями слуха, переживают хронический стресс, способствующий снижению адаптационных ресурсов и психоэмоциональному выгоранию. В этой связи проблема стресс-преодолевающего поведения «выгорающих» родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, является особенно актуальной.

Цель программы: апробация комплекса мероприятий, направленного на регулирование взаимоотношений в семье, повышение социально-психологической компетентности в вопросах обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха, снижение уровня психоэмоционального выгорания родителей.

Задачи программы:

•изучение личности родителей детей с нарушениями слуха, а также системы взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок»;

•выявление проблем, возникающих в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка, уровня психоэмоционального выгорания родителей;

•формирование адекватных родительских установок на имеющиеся нарушения и психолого­педагогические проблемы ребенка с потерей слуха;

• развитие актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с

особенностями развития;

•формирование представлений родителей о процессе обучения, воспитания и развития, совершенствования коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения ребенка с нарушениями слуха;

•профилактика и коррекция психоэмоционального выгорания родителей.

Целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей

Родители, воспитывающие детей с потерей слуха, в возрасте Х± о = 33,8±4,9.

Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями слуха, проходит следующие стадии эмоционального стресса: 1 стадия — «шок», 2 стадия — «понимание», 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия — «конструктивные действия».

Стадии принятия и действия, которые занимают всю жизнь, наступают только после пережитых стадий шока, принятия и действия, которые длятся недели. Хронический родительский стресс связан с пониженным восприятием эмоциональной поддержки и выраженными симптомами депрессии и тревоги.

Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями слуха ученые классифицируют на основании взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» (таблица 1).

Таблица 1. Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями слуха

Тип отношений

Характеристика

Полное принятие

В семье осознают и принимают особенность ребенка, ставят перед собой задачу в разрешении проблемы, проявляют к ребенку положительные эмоции. При данном типе отношений у ребенка формируется высокая самооценка, адекватная личность

Сверхопека

В семье у ребенка отсутствуют или минимальны обязанности, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми

Нереалистическое отношение

В семье перед ребенком ставят сложные задачи, не признают нарушения слуха. Ребенок отвергается родителями, не может соответствовать требованиям, поэтому чувствует себя несчастным и одиноким

Безразличие

Избегание общения с ребенком, отсутствие попыток понять его и полюбить, неосознанные чувства родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка


 Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники

В ходе реализации программы использованы следующие методики и технологии:

методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/03/13/psikhodiagnostika-metodika-tsennostnye-orientatsii-m);

опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) (https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13/psikhodiagnostika-metodika- tsennostnye-orientatsii-m);

опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» (http://pavl-school.ru/doc/psixo/ stili.pdf);

методика «Родительское выгорание» (Ефимова И.Н.) (https://www.elibrary.ru/item.asp? id=21010171);

Примерная программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха. Шарков Е.В. Методическая разработка по психологии, 2019 (https://nsportal.ru/shkola/ psikhologiya/library/2019/12/20/programma-vzaimodeystviya-s-semyami-vospityvayushchih-detey-s);

Программа психологического сопровождения ближайшего социального окружения тревожных детей с нарушениями слуха В.М. Домчук.

Сроки, этапы и алгоритм реализации

Программа рассчитана на 1 учебный год.

I этап (сентябрь) — выбор участников программы: выявление проблем в процессе воспитания, обучения; изучение особенностей внутрисемейных отношений; диагностика уровня психоэмоционального выгорания родителей. Составление плана посещения семей в домашних условиях.

II этап (октябрь — апрель) — проведение комплекса мероприятий, направленных на регулирование взаимоотношений в семье, на повышение социально-психологической компетентности в вопросах обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха, снижение уровня психоэмоционального выгорания родителей. Реализация курса занятий по повышению уровня социально-психологической компетентности и снижению уровня психического (эмоционального) выгорания (1 раз в месяц). Патронаж семей. Разработка рекомендаций. Создание информационного поля (информация на сайте школы-интерната, в социальных сетях — «ВКонтак­те», «Инстаграмм»)

III этап (май) — мониторинг по итогам совместной деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий учебный год

Перечень и описание программных мероприятий

Программа включает следующие мероприятия.

1.          Диагностические мероприятия, направленные на выявление проблем в семьях, воспитыва­

ющих детей с нарушениями слуха.

2.          Проведение курса занятий с родителями (1 раз в месяц) в рамках школьного родительского

клуба.

3.          Социально-психологический патронаж семей (с письменного согласия родителей).

4.          Создание информационного поля — освещение просветительской и профилактической ин­

формации в сети Интернет: сайт школы-интерната (https://kurskinternat1i2vida.edusite.ru /mconstr.html?page=/p326aa1.html), социальные сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club157683012), «Инстаграм» (https://www.instagram.com/p/CAa5CykB8IC/?igshid=wthkj0qgcmhz).

5.          Выявление проблем, возникающих в ходе совместной работы, а также получение аноним­

ной информации (в случае если родители не желают предавать огласке свои проблемы) посредством рубрики «Задай вопрос психологу» на официальном сайте школы-интерната и с помощью «Ящика доверия» — ящика для обратной связи с помощью записок.

6.          Проведение мониторинга, выявляющего динамику совместной деятельности участников

программы.

7.          Подведение итогов — итоговое занятие (рефлексия).

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Реализация программы предполагает привлечение следующих ресурсов.

Знание русского жестового языка — важный ресурс сопровождения всех мероприятий. Педагог-психолог должен знать особенности лиц с нарушениями слуха на каждом этапе развития личности, а также соотносить формы и методы работы с возможностями восприятия инструкции и информации родителями.

Нормативное обеспечение взаимодействия семьи и школы — форма письменного согласия родителей на совместную деятельность в рамках реализации программы, а также на осуществление патронажа.

Материально-техническая оснащенность:

•             кабинет информационно-библиотечного центра;

•             проектор;

•             компьютер;

•             мягкий инвентарь (стол, стулья);

•             канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, листы бумаги А4, ватман, краски и т.д.);

•             почтовый ящик с замком.

Информационная обеспеченность:

•             информационно-библиотечный центр;

•             Интернет.

Ожидаемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы будут получены следующие результаты:

определены особенности системы взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок», влияющие на эффективное взаимодействие;

минимизированы негативные эмоциональные переживания при решении проблем, возникающих в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка, имеющего нарушения слуха;

снижен уровень психоэмоционального выгорания родителей;

сформированы адекватные родительские установки на имеющиеся нарушения и психолого­педагогические проблемы ребенка с потерей слуха;

определены оптимальные формы сотрудничества с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития;

увеличен объем знаний родителей о процессе обучения, воспитания и развития, совершенствования коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения ребенка с нарушениями слуха;

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Организация внутреннего контроля включает в себя:

годовой отчет педагога-психолога;

текущий контроль администрации ОКОУ «Курская школа-интернат»;

отражение результатов проделанной работы на совещании при директоре ОКОУ «Курская школа-интернат»;

выступления, представляющие полученные результаты на всех уровнях трансляции: федеральном, региональном, муниципальном и др.;

публикацию результатов апробации программы в периодических научных журналах.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Для оценки достигнутых результатов применяются следующие критерии:

динамика уровня знаний родителей в процессе обучения, воспитания, развития личности ребенка с нарушениями слуха;

динамика уровня психоэмоционального выгорания родителей;

динамика усвоения понятийно-категориального аппарата по вопросам воспитания детей с потерей слуха;

нормализация уровня взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок»;

формирование устойчивой структуры знаний, умений и навыков воспитания детей с нарушениями слуха.

Факторы, влияющие на достижение результатов

При реализации программы необходимо учитывать, что:

возможность дистанционного проведения мероприятий комплексного сопровождения родителей в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) способствует увеличению количества участников программы за пределами образовательной организации; распространение опыта работы повышает уровень мотивации родителей.

 

Литература

  1. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. 160 с.
  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». М.: Владос, 2003. 32 с.
  3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. 350 с.
  4. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. М.: Academia, 2003. 220 с.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
  6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
  7. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: Учебное пособие. М.: Феникс, 2006. 352 с.
  8. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей / Анисимова Н.В. [и др.]. М.: Феникс, 2010. 94 с.
  9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с.
  10. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 256 с.
  11. Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. М.: Речь, 2009. 203 с.

Информация об авторах

Стулова Анна Васильевна, педагог-психолог, Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОКОУ «Курская школа-интернат»),, Курск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7692-3915, e-mail: nuta-vasilevna@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 553
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 340
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1