Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 56–64
doi:10.17759/bppe.2021180106
ISSN: 2658-3100 (online)
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ, инвалидностью и риском развития инвалидности, семей, их воспитывающих, в условиях центра ППМС-помощи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ОВЗ, ранняя помощь детям и семьям, психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, индивидуальная программа ранней помощи, психолого-педагогическое сопровождение, ранняя помощь ребенку, группа риска, дети с ограниченными возможностями здоровья , психолого-педагогическое сопровождение семьи, ранняя помощь
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180106
Для цитаты: Токарева И.А., Соболева М.Е., Загоскина Т.В., Силинская Ю.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ, инвалидностью и риском развития инвалидности, семей, их воспитывающих, в условиях центра ППМС-помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 56–64. DOI: 10.17759/bppe.2021180106
Полный текст
Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются:
• утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни,
• возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании,
• создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [1].
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей. И для успешного родительства им недостаточно стихийных педагогических знаний. Актуальность и важность просвещения родителей (законных представителей) детей раннего возраста возрастает в случае появления в семье ребенка с особенностями в развитии.
На протяжении многих лет в Российской Федерации отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Статистические данные, представляемые в различных официальных источниках, указывают на сокращение численности детского населения в стране, а также на рост заболеваемости и патологии у детей ежегодно на 4-5% [2].
Многолетний опыт работы Бюджетного учреждения Вологодской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее — БУ ВО «Областной центр ППМСП») с детьми с ОВЗ и инвалидностью свидетельствует о росте численности детей с ОВЗ в пределах области и усложнении структуры нарушений их развития.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) является основой для профилактики нарушений развития детей в более позднем возрасте, компенсации и преодоления имеющихся нарушений развития. Своевременная помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью, позволит снизить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи партнера в процессе абилитации и реабилитации ребенка. Именно поэтому ранняя помощь семьям с детьми от 0 до 3 лет в Российской Федерации стала одним из приоритетных направлений работы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
Более 25 лет в БУ ВО «Областной центр ППМСП» ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии уделяется значительное внимание. Специалисты учреждения консультируют родителей (законных представителей), педагогов дошкольных образовательных организаций области по вопросам раннего выявления нарушений в развитии детей, оказания им своевременной помощи, проводят комплексное психологопедагогическое обследование, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с малышами и их семьями.
Участие в реализации комплекса мер Вологодской области по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи, реализуемого при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволило в 2018-2019 годах принять ряд мер, позволяющих развить систему ранней помощи в БУ ВО «Областной центр ППМСП».
В целях выявления и комплексного сопровождения детей, нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи, открыта служба ранней помощи (далее — Служба). В состав Службы включены следующие специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты (педиатр, невролог, ортопед), методист, педагог-организатор, медицинская сестра по массажу, волонтеры — студенты Института педагогики, психологии и физического воспитания Вологодского государственного университета. Службой ведется реестр детей раннего возраста с ОВЗ, инвалидностью и риском развития инвалидности.
Первостепенная задача Службы — обеспечение своевременного выявления детей с ОВЗ, детей с риском развития инвалидности, которое осуществляется посредством обращений родителей (законных представителей) детей в БУ ВО «Областной центр ППМСП», а также по месту жительства семей, проживающих в удаленных муниципальных районах области, посредством выезда мобильных бригад специалистов.
Раннее выявление особенностей в развитии детей осуществляется с применением диагностических методов. Диагностика проводится по запросу родителей (законных представителей) одним или двумя специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом). БУ ВО «Областной центр ППМСП» подобран комплекс диагностических методов и методик для проведения психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста, определена технология его проведения.
Психолого-педагогическое обследование ребенка проводится с использованием следующих методов: наблюдение (с применением шкалы нервно-психического развития), диагностическая беседа с родителями (законными представителями), анкетирование, тестирование (с использованием шкалы KID / RCDI — для родителей (законных представителей), методики Е.А. Стребелевой — для детей [3]. По результатам обследования родители (законные представители) детей получают устные и (или) письменные рекомендации специалистов в виде заключений и справок по результатам психолого-педагогического обследования.
Психолого-педагогическое сопровождение семей осуществляется на основании результатов проведенного обследования. В целях оказания эффективной помощи детям с ОВЗ, инвалидностью и детям «группы риска» раннего возраста, не посещающим дошкольные образовательные организации, реализуются индивидуальные программы ранней помощи (далее — ИПРП). ИПРП — документ, оформленный в письменном и (или) электронном виде, составленный на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объем, сроки, ведущего специалиста, исполнителей, формы и места их оказания.
В целях организации взаимодействия команды специалистов и осуществления эффективного психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ, инвалидностью и детьми «группы риска» в учреждении назначен координатор службы ранней помощи (далее — координатор). ИПРП разрабатывается по следующему алгоритму.
1. Запись на прием к координатору. Родитель (законный представитель) ребенка обращается в регистратуру или подает заявку на электронную почту центра.
2. Первичный прием. Координатор проводит первичное психолого-педагогическое обследование ребенка с использованием указанных выше диагностических методик, направляет детей на углубленную диагностику или на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК).
3. Углубленное психолого-педагогическое обследование. Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врачи-специалисты проводят психолого-педагогическую диагностику в соответствии с профилем профессиональной деятельности. Результаты углубленного обследования позволяют сформулировать направления и формы работы специалистов с ребенком и его семьей.
4. Подготовка проекта ИПРП. Координатор оформляет проект ИПРП на основе данных, содержащихся в индивидуальных протоколах первичного и углубленного психолого-педагогического обследования специалистов, назначает ведущего специалиста.
5. Согласование ИПРП. Проект изучается каждым специалистом, проводившим психологопедагогическое обследование. Координатор организует обсуждение данного проекта и внесение в него изменений (при необходимости).
6. Ознакомление с ИПРП родителей (законных представителей). Координатор приглашает на консультацию родителя (законного представителя), знакомит с содержанием ИПРП, обсуждает направления совместной работы специалистов и семьи с ребенком, заключается договор.
7. Реализация ИПРП. На данном этапе реализуются запланированные мероприятия. Специалистами службы ранней помощи проводятся индивидуальные и групповые (от 2 до 7 семей) занятия; логопедическая помощь (логопедический массаж). Семьи включаются в состав участников консультативно-методического клуба «Помоги своему ребенку». При необходимости проводится домашнее визитирование.
8. Оценка эффективности ИПРП. По итогам реализации ИПРП специалисты службы ранней помощи проводят промежуточное и итоговое обследование, направленное на определение динамики целевых показателей. Промежуточная и итоговая оценка результативности реализации ИПРП проводится с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении проекта ИПРП, а также включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц полученными услугами.
9. Подведение итогов реализации ИПРП. Специалисты и родители (законные представители) обсуждают достижение целевых показателей, динамику развития ребенка, оценивают необходимость увеличения сроков реализации ИПРП и (или) внесения в нее изменений.
Реализация ИПРП заканчивается, если:
• ее цели достигнуты;
• ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;
• достиг возраста 3-х лет и отсутствует необходимость увеличения сроков реализации ИПРП;
• достиг возраста 7 лет (в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет).
Для организации психолого-педагогического сопровождения семей обеспечена деятельность мобильных бригад специалистов. Актуальность их работы связана с особенностями географического расположения муниципальных образований Вологодской области:
• область имеет большую протяженность,
• населенные пункты значительно удалены друг от друга,
• многие из них находятся на большом расстоянии от места получения услуг, необходимых для развития, психолого-педагогической абилитации и реабилитации.
Деятельность мобильных бригад специалистов определяется вариативной моделью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, проживающих в удаленных районах Вологодской области, разработанной БУ ВО «Областной центр ППМСП». Психолого-педагогическое сопровождение мобильными бригадами специалистов осуществляется в несколько этапов.
1. Диагностический. На данном этапе специалисты проводят первичное и (или) комплексное психолого-педагогическое обследование детей в целях выявления трудностей в развитии.
2. Поисково-вариативный. По результатам диагностического обследования специалисты разрабатывают оптимальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ — ИПРП. Результатом поисково-вариативного этапа становится выработка путей оказания помощи семье с учетом мнения каждого профильного специалиста, формулировка методических рекомендаций родителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.
3. Практико-действенный. Цель данного этапа — проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью и ребенка «группы риска».
Варианты сопровождения могут быть различными в зависимости от условий и возможностей населенного пункта, в котором проживает семья. Специалисты БУ ВО «Областной центр ППМСП» доводят разработанные методические рекомендации до родителей (законных представителей) и педагогов дошкольных образовательных организаций. В период выполнения рекомендаций родители (законные представители) детей и педагогические работники могут получать консультации специалистов БУ ВО «Областной центр ППМСП» в очной и дистанционной форме. Очное консультирование проводится как в центре, так и в образовательной организации, которую посещает ребенок; дистанционное — по телефону, электронной почте, скайпу или с использованием других мессенджеров.
4. Итоговый. Специалисты изучают результаты реализации ИПРП и анализируют эффективность выполнения разработанных методических рекомендаций. При необходимости ИПРП корректируется, в нее вносятся дополнения и увеличиваются сроки ее реализации.
В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста, специалистами проводятся серии вебинаров. Для достижения максимального охвата родителей (законных представителей) детей просветительской информацией психолого-педагогической направленности разработан цикл вебинаров, состоящих из двух частей.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, центров ППМС-помощи в целях последующего проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей. Методическое сопровождение педагогических работников осуществляют специалисты БУ ВО «Областной центр ППМСП», прошедшие стажировку на федеральных площадках по вопросам организации деятельности служб ранней помощи. Привлечение обученных специалистов дошкольных образовательных организаций к работе с родителями (законными представителями) позволяет расширить охват целевой группы обучающими мероприятиями.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей раннего возраста по вопросам воспитания и развития детей.
Организационные особенности реализации цикла вебинаров:
• предусмотрено широкое информирование родителей законных представителей;
• вебинары по схожей тематике для родителей (законных представителей) и педагогов организуются в течение одной недели;
• вебинары проводятся в удобное для родителей (законных представителей) и педагогов время;
• обеспечивается возможность взаимодействия слушателей с ведущими специалистами в форме «вопрос — ответ»;
• по каждой теме предусмотрено распространение раздаточного материала (памяток, буклетов, иных наглядных информационных материалов).
Службой организованы различные формы работы с целевой группой.
В 2018 году организована работа консультативно-методического клуба «Помоги своему ребенку» для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска» раннего возраста.
Деятельность клуба направлена на вовлечение родителей (законных представителей) в процесс оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с трудностями в развитии через повышение их компетентности в вопросах развития, обучения, воспитания, абилитации и социальной адаптации детей раннего возраста «группы риска», с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Клуб «Помоги своему ребенку» позволяет решать следующие задачи:
• научить родителей (законных представителей) организовывать совместную деятельность с детьми, направленную на их всестороннее развитие;
• расширить знания родителей (законных представителей) детей о способах снятия психоэмоционального напряжения;
• оказать родителям (законным представителям) необходимую информационную и психологопедагогическую поддержку;
• осуществлять методическое сопровождение по вопросам преодоления трудностей в развитии, обучении, воспитании и социальной адаптации детей;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
Программа клуба реализуется в групповой форме. Занятия посещают 5-6 семей, состоящих из родителей (законных представителей) и их детей в возрасте от 1 до 3 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность реализации программы составляет 20 занятий. В проведении каждого занятия задействованы два специалиста (педагога-психолога).
Занятия клуба включают два структурных компонента:
1) теоретический, в рамках которого специалисты проводят мини-лекции и предлагают кейсы по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения детей;
2) практический компонент, или практикум, который предполагает совместное занятие родителя (законного представителя) с ребенком, в рамках которого родители (законные представители) отрабатывают способы организации совместной развивающей деятельности с детьми. Специалисты при этом выступают в роли тьютора: предлагают различные задания, наблюдают за взаимодействием родителя и ребенка в процессе их выполнения, помогают преодолеть трудности при выполнении упражнений.
По окончании занятий по запросу родителей (законных представителей) специалисты проводят групповые консультации по актуальным вопросам обучения, воспитания, развития, социальной адаптации, абилитации и реабилитации детей. В ходе групповых консультаций предлагают родителям (законным представителям) тематические информационно-раздаточные материалы (памятки, буклеты, листовки).
Важной формой работы специалистов Службы является домашнее визитирование, в ходе которого специалисты проводят психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдают за взаимодействием родителя и ребенка в естественных условиях, анализируют развивающую среду в домашних условиях, консультируют родителя (законного представителя). Домашнее визитирование осуществляется по запросу родителей (законных представителей) при наличии у детей медицинских противопоказаний к посещению учреждений, тяжелых и множественных нарушений
развития, а также при необходимости оценки среды, в которой проживает и воспитывается ребенок.
Ежемесячно в БУ ВО «Областной центр ППМСП» проводится интервизия сложных случаев. Интервизия — форма профессионального взаимоконсультирования специалистов службы ранней помощи БУ ВО «Областной центр ППМСП». Целью интервизии является повышение качества услуг ранней помощи. Основные задачи:
• оптимизация деятельности специалистов Службы;
• методическая помощь специалистам БУ ВО «Областной центр ППМСП»;
• профессиональный обмен информацией;
• профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов;
• контроль за соблюдением профессиональных и этических норм при оказании услуг ранней помощи.
Для реализации индивидуальных программ ранней помощи привлекаются волонтеры — студенты Института педагогики, психологии и физического воспитания Вологодского государственного университета. Для волонтеров организуется цикл занятий, обучающих практическим методам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью раннего возраста.
В целях повышения эффективности организации работы по своевременному выявлению детей с ОВЗ и инвалидностью БУ ВО «Областной центр ППМСП» заключены соглашения о взаимодействии с учреждениями здравоохранения. Выстраивание межведомственных отношений с медицинскими организациями способствует своевременному направлению родителей (законных представителей) с детьми раннего возраста за помощью квалифицированных специалистов в службу ранней помощи.
Представленная практика организации работы службы ранней помощи в условиях центра ППМС-помощи обеспечивает достижение ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей. Своевременность, доступность и качество — важнейшие составляющие эффективной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ОВЗ и риском развития инвалидности.
Литература
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4ffd61a02c7a4b206.pdf (дата обращения 17.05.2021).
- Показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения 17.05.2021).
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. М.: Владос, 2008. 143 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 700
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 207
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1