Исследование уровня социально-коммуникативного развития дошкольников (эффективность программы «Сила народной игры» (Folkskills))

150

Аннотация

Игра рассматривается как профессиональный коррекционно-профилактический ресурс в работе с девиантным поведением детей и подростков. Одной из причин отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста признается недостаточный уровень социально-коммуникативного развития. Народная игра обладает особенностями, влияющими на параметры социально-коммуникативного развития детей (способность соблюдать правила, адекватно себя оценивать, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками). Привлекательная для детей игровая программа, предложенная в исследовании, включает разнообразные игры со строгими правилами, предоставляющими, однако, большие возможности для импровизации и проявления индивидуальности детей. Психологическая диагностика параметров социально коммуникативного развития экспериментально показала эффективность программы. Существенно повысился социометрический статус неблагополучных детей. Значительно снизились агрессивные проявления в поведении, улучшились показатели эмоционально-волевой сферы.

Общая информация

Ключевые слова: народная игра, девиантное поведение, социально-коммуникативное развитие, коррекционно-профилактическая работа

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180302

Благодарности. Авторы благодарны руководителям и специалистам ГБОУ «Школа № 1241», сумевшим в сложной эпидемиологической ситуации создать условия для проведения экспериментального исследования.

Получена: 20.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Валевич А.А., Куприянова Е.А., Тюмина Н.С., Чернушевич В.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития дошкольников (эффективность программы «Сила народной игры» (Folkskills)) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 18–30. DOI: 10.17759/bppe.2021180302

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2020100201
  2. Казанцева О.А., Сычев О.А., Тютерева Т.А. Русскоязычная версия методики «Опросник поведения дошкольников» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 128–142. doi:10.17759/cpse.2016050410
  3. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. СПб: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. 184 с.
  4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–11.
  5. Стельмах О.Д., Ступина В.Н., Чернушевич В.А. О возможностях игровой практики в детском саду // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 49–55.
  6. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Концептуальный анализ игровых коррекционных ресурсов // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 769–781.
  7. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. doi:10.17759/chp.2017130307
  8. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. doi:10.17759/psylaw.2020100206
  9. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296–309. doi:10.17759/psylaw.20190903214
  10. Чернушевич В.А. Народная игра (фольклор) как психокоррекционный ресурс юридической психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 4. С. 1–11. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/ 2012/n4/56602.shtml (дата обращения: 25.07.2021).
  11. Чернушевич В.А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. Том 4. № 1. С. 25–34. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68310.shtml (дата обращения: 28.05.2021).
  12. Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобрышова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 93–106. doi:10.17759/psylaw.2016060207
  13. Чупракова Н.Н. Играя, преодолеваем! Технология преодоления, или Как не стать жертвой и уметь противостоять насилию (профилактика насилия в образовательной среде) // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. Омск: ИЦРОН, 2016. С. 192–193.

Информация об авторах

Валевич Алена Алексеевна, педагог-психолог, Школа № 1363 (ГБОУ «Школа № 1363»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9167-2651, e-mail: bloody100@mail.ru

Куприянова Екатерина Анатольевна, Психолог учебно-производственной лаборатории факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, старший преподаватель, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4478-7215, e-mail: kupriyanovaea@mgppu.ru

Тюмина Наталья Сергеевна, педагог-психолог, Школа № 1363 (ГБОУ «Школа № 1363»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-123X, e-mail: nata2380668@mail.ru

Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070, e-mail: vasiha@mail.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 422
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 26
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 13

Скачиваний PDF-версии за весь период: 150
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 6
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 5