Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 2. С. 71–80
doi:10.17759/bppe.2022190207
ISSN: 2658-3100 (online)
Требования к представлению реализуемой психолого-педагогической практики
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конкурс «Педагог-психолог России», психолого-педагогическая программа, психолого-педагогическая практика, нормативно-правовая база, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190207
Получена: 25.06.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Драганова О.А., Леонова О.И. Требования к представлению реализуемой психолого-педагогической практики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 71–80. DOI: 10.17759/bppe.2022190207
Полный текст
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года в системе образования Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (далее — Конкурс). На протяжении последних 15 лет Конкурс проходит в субъектах Российской Федерации (а также на федеральном уровне) и включает 2 этапа: региональный и федеральный.
Основная цель проведения Конкурса заключается в повышении мотивации профессионального развития и саморазвития у педагогов-психологов, повышении эффективности решения профессиональных задач, усовершенствовании навыков, профессиональных качеств, поднятии планки достижения определенных целей, разработке новых проектов, подходов, технологий для развития профессиональной сферы, а также в оценке профессиональных качеств с целью поддержки и поощрения специалистов.
Конкурс проходит на более высоком качественном и содержательном уровне в том случае, если его участникам оказывается методическая поддержка в субъектах Российской Федерации. Огромную роль в организации Конкурса играют региональные органы управления образования, институты развития образования, образовательные организации, педагоги-психологи которых участвуют в конкурсе, факультеты, выпускающие работников психолого-педагогического профиля, а также региональные отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Организаторы региональных этапов конкурса играют значительную роль при подготовке конкурсантов для участия в федеральном этапе Конкурса, в выявлении лучших практик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Конкурсное испытание «Защита психолого-педагогической практики» стало одним из четырех испытаний экспертного тура федерального этапа Конкурса при его проведении в дистанционном формате. Защита реализуемой психолого-педагогической практики — выступление, демонстрирующее апробированное конкурсантом в своей практике групповое занятие в рамках программы или проекта, дополненное текстовым описанием представленной психолого-педагогической практики. Оценка работ конкурсантов проводится экспертами заочно по предоставленным материалам: видеозапись демонстрации конкурсантом апробированного им в своей практике группового занятия в рамках коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической программы, или образовательного (социально-психологического) проекта, или иного, описание реализуемой психолого-педагогической практики.
При этом, согласно положению о Конкурсе, описание практики должно включать следующие сведения о программе (коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической) или образовательном (социально-психологическом) проекте:
-
наименование и направленность программы или проекта;
-
информация о разработчике (разработчиках), участниках и месте реализации программы или проекта (полное наименование организации с указанием ее официального сайта, адреса электронной почты, номера телефона, сведений о руководителе и контактном лице (фамилия, имя, отчество);
-
описание целей и задач, на решение которых направлена программа или проект;
-
целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей;
-
методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы или проекта;
-
описание основных этапов реализации программы или проекта;
-
описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы или проекта, и иных требований (технических, материальных и т. д.);
-
ожидаемые результаты реализации программы или проекта;
-
факторы, влияющие на достижение результатов программы или проекта;
-
сведения об апробации программы или проекта.
Сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия в случае необходимости дополняется приложением (раздаточный, стимульный материал и иное).
В формате Конкурса видеозапись может представлять собой либо монтаж из нескольких эпизодов группового занятия, либо часть (эпизод) группового занятия, которая является наиболее значимой для представления психолого-педагогической практики.
При подготовке к Конкурсу целесообразно ориентироваться на критерии оценивания данного конкурсного испытания.
1. Соответствие требованиям профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования:
-
отражение в демонстрируемой практике требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
-
отражение в демонстрируемой практике требований профстандарта.
2. Эффективность:
-
соответствие выбранных в программе или проекте способов решения профессиональной задачи выделенным целям, задачам и социально-психологическим особенностям целевой аудитории, на помощь которой программа или проект направлены;
-
обоснованность и профессиональная грамотность выбора используемых методик, технологий, инструментария (характер аргументации выбора, профессиональная надежность использованных источников заимствования инструментария, обоснованность применения в отношении реализуемой цели и решаемых задач и т. п.).
3. Обоснованность:
-
актуальность темы и содержания программы или проекта;
-
конкретность в научно-методическом и нормативно-правовом обосновании целей, задач и основного содержания программы или проекта;
-
обоснованность направленности программы или проекта в условиях организации, на базе которой они реализуются.
4. Оригинальность содержания:
-
научно-методическое обоснование содержания работы;
-
оригинальный (авторский) сценарий группового занятия;
-
наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации;
-
оригинальность текста программы / разработки.
Согласно первому критерию оценивания «Соответствие требованиям профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования», участникам конкурса рекомендуется выявить перечень актуальных нормативных правовых документов, учесть внесенные в них изменения, касающиеся регулирования психологической службы. Прежде всего:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся…);
-
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 года № 514 н);
-
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
-
Распоряжение Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 г. «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г»;
-
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
-
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Концепция № СК-7/07вн развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром просвещения России 30.05.2022 г.);
-
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
-
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 01.09.2021 г.);
-
Методические рекомендации по функционированию психологических служб общеобразовательных организаций, утвержденные распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 г. № Р-193.
Данные документы включают основные требования к структуре и содержанию психолого-педагогических программ. В них обобщены и систематизированы рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по сопровождению обучающихся разных целевых категорий (в частности, нормотипичных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), одаренных и высокомотивированных обучающихся, обучающихся с отклонениями в поведении); представлен перечень диагностического инструментария, а также реестр психолого-педагогических программ, вызывающих доверие профессионального сообщества психологов [2].
Как пример, профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в первой трудовой функции «3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» описывает трудовые действия по разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных профессиональных стандартов общего образования, заявленными в «Психолого-педагогических условиях реализации образовательных программ».
При отборе практики для представления в рамках конкурсного испытания целесообразно ориентироваться на те целевые группы, с которыми работает конкурсант. По согласованию с руководством образовательной организации механизмами реализации психолого-педагогических программ могут выступать внеурочная деятельность, классные часы, дополнительное образование, план мероприятий сообщества школьников. В случае сопровождения дошкольной образовательной программы педагог-психолог детского сада может реализовывать психолого-педагогическую программу в рамках кружковой деятельности или во время групповых занятий.
В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения целевых групп определяются конкретные формы и содержание работы педагога-психолога: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, психологическое консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее — психолого-педагогические программы) с учетом вышеуказанных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей детей целевых групп.
Основные виды психолого-педагогических программ:
-
профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на предупреждение психологических трудностей в развитии обучающихся и воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
-
программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся — программы помощи обучающимся, воспитанникам, испытывающим трудности в обучении и развитии (в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья), коррекции их развития, обеспечивающие преодоление имеющихся проблем и успешную адаптацию к существующим условиям образовательной среды;
-
программы коррекционно-развивающей работы — программы, направленные на психологическое обеспечение усилий педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья; на создание психологических ресурсов в организации благоприятной инклюзивной среды образовательной организации; психологическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;
-
развивающие психолого-педагогические программы — программы, направленные на раскрытие внутренних ресурсов (когнитивных, аффективных, регулятивных) обучающихся, воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
-
образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, обеспечивающие просвещение населения, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), а также психологическую грамотность работников образовательных учреждений и повышение квалификации педагогов-психологов, работающих с различными категориями обучающихся;
-
программы индивидуализации педагогической деятельности — программы, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных и реабилитационных маршрутов в зависимости от нозологии, степени ограничений, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, способностей и образовательных потребностей, преодоление индивидуальных учебных трудностей, а также реабилитационную помощь;
-
программы развития психологической службы и успешного ее взаимодействия с другими службами и специалистами — авторские / инновационные модели организации работы психологической службы в системе образования, а также модели эффективного ее взаимодействия с иными службами, продуктивного сотрудничества центров психологической (психолого-педагогической) помощи с организациями и учреждениями, оказывающими помощь людям [3].
Соблюдение требований к структуре программы позволит конкурсантам обосновывать те или иные способы решения профессиональной задачи в рамках практической работы с обучающимися.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит систему требований по трем составляющим образовательных программ, на которые следует ориентироваться при описании психолого-педагогической программы:
-
требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
-
требования к структуре основной образовательной программы;
-
требования к условиям реализации основной образовательной программы (финансы, кадры, материально-техническое оснащение, психолого-педагогические условия).
Требования к структуре основной образовательной программы общего образования включают в себя разделы:
-
целевой раздел;
-
содержательный раздел;
-
организационный раздел [5].
Структура психолого-педагогической программы в соответствии с ФГОС
Психолого-педагогическая программа (подпрограмма) строится в соответствии с той же структурой, как и требования к основной образовательной программе, и включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Требования к структуре психолого-педагогической программы в соответствии с ФГОС
Титульный лист.
Отражает:
-
название образовательной организации; название программы (подпрограммы);
-
Ф.И.О. автора / автора-составителя / составителя программы, должность, город, год издания;
-
утверждено (в правом верхнем углу; руководителем образовательной организации);
-
согласовано (методическим объединением, профессиональным сообществом, педагогическим советом)
Целевой раздел.
Пояснительная записка: |
||
1. Актуальность |
В виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в ОУ). |
|
2. Методическое |
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение программы. |
|
3. Вид программы |
Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена. |
|
4. Цель |
Содержит описание идеального конечного результата, ключевой проектной идеи и главного действия. Цель всегда одна и формулируется в действии (например: формирование…, изучение…). |
|
5. Задачи |
Представляются в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий. Задач может быть несколько, но не больше, чем можно достичь за период реализации программы. Задачи формулируются в глаголах (например: создать…, исследовать…, развить…). |
|
6. Целевая аудитория / |
Описание контингента потенциальных участников программы (участники: дети, педагоги, родители и т. д.). |
|
7. Методы |
Описание используемых методов и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием авторов. |
|
8. Продолжительность |
Сроки и этапы реализации программы. |
|
9. Планируемые результаты освоения программы |
Промежуточные, итоговые. |
|
Основные результаты реализации психолого-педагогических задач должны обеспечивать формирование образовательных результатов у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Система оценки достижений планируемых результатов должна включать разработку заданий и указание качественных и количественных критериев. Критериальный аппарат должен позволить оценить эффективность программы, достижение основных результатов психолого-педагогического сопровождения и помощи. |
||
10. Практическая направленность. Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации (если проведена апробация) |
На решение какой проблемы направлена программа. На базе какой организации проведена апробация; срок апробации; количество участников; отзывы участников и администрации. Необходимо предусмотреть получение и анализ обратной связи от участников, а также анализ динамики изменений, что позволит подтвердить эффективность программы и инструменты для получения этих данных. |
Содержательный раздел.
Учебно-тематический план программы: |
|||||
№ |
наименование блоков и тем |
всего часов |
в том числе |
форма занятия / контроля |
|
теоретических |
практических |
||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Содержание программы. В содержании программы описываются программные мероприятия, функциональные модули, дидактические разделы, а также структура занятий (вводная, основная, заключительная части). По каждому наименованию темы описание строится по следующему алгоритму:
-
Тема (количество часов / минут);
-
Занятие 1. (Упражнение 1);
-
Содержание: описание заданий и упражнений, краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности обучающихся, подлежащих освоению.
Организационный раздел.
Система условий реализации программы.
Требования к условиям реализации программы:
-
требования к специалистам, реализующим программу;
-
перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, в том числе список литературы;
-
требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т. д.);
-
психолого-педагогические условия.
Представление психолого-педагогической практики строится на основных содержательных моментах программы педагога-психолога, отражает наиболее эффективные методы и технологии в работе с выбранной целевой группой (адресатом), демонстрирует профессиональные компетенции конкурсанта.
Примеры психолого-педагогических программ можно посмотреть на сайте профессионального сообщества Федерации психологов образования России www.rospsy.ru:
-
цифровая платформа, подготовленная по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования, которые направлены на работу с трудностями в обучении у обучающихся 1–11 классов, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий: https://www.rospsy.ru/learning-difficulties;
-
открытый реестр рекомендуемых психологических программ — участников ежегодного Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде: https://rospsy.ru/resultsKP2019.
Литература
- Дубровина И.В. Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 15–20. doi:10.17759/bppe.2021180201
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 28.04.2021).
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2018230107
- Сборник программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС / Сост. Климова И.В., Драганова О.А. Липецк: ИРО, 2018. 184 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 590
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 127
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2