Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Детско-родительский клуб»

118

Аннотация

Статья основана на материалах программы «Детско-родительский клуб», апробированной и реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 г. Пензы». Данная программа сочетает в себе комплекс разных подходов к решению актуальных проблем, возникающих в системе детско-родительских взаимоотношений, на основе деятельностного, проблемно-ориентированного, творческого подходов. Целевой аудиторией программы являются семьи, имеющие детей в возрасте от 12 до 15 лет, с проблемами в системе детско-родительских взаимоотношений. Реализация программы предусматривает психологическую диагностику до начала курса (на предварительной встрече педагога-психолога с детско-родительскими парами) — входную диагностику, а также по завершении цикла (на последней встрече) — оценку результативности.

Общая информация

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, развитие личности, фрустрация, семейное неблагополучие

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190407

Получена: 16.11.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Казанцева А.А. Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Детско-родительский клуб» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 4. С. 125–139. DOI: 10.17759/bppe.2022190407

Полный текст

Актуальность программы

В условиях реализации ФГОС данная программа очень актуальна. Ведь семейное воспитание, особенности детско-родительских взаимоотношений являются той начальной точкой, от которой зависит всестороннее развитие личности ребенка как требование личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья — первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становления личности. Так, семья является ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации, а также является основой и гарантом его благополучия.

Актуальность программы детско-родительского клуба заключается в том, что в настоящее время во многих семьях наблюдается дефицит доверительного общения, отсутствие взаимопонимания, конструктивных форм взаимодействия родителей с детьми, что приводит к фрустрации потребности в родительской любви, признании и принятии ребенка близкими взрослыми, искажению детско-родительских взаимоотношений. Это становится фактором риска в формировании различных форм семейного неблагополучия. В свою очередь, семейное неблагополучие способствует формированию различных деформаций в личностном и социальном развитии детей и подростков (замкнутость, амбивалентность эмоций, неадекватность самооценки, искажения развития самосознания и формирования Я-концепции, отсутствие познавательной мотивации, поведенческие отклонения, формирование зависимого поведения, высокий уровень агрессивности и личностной тревожности и т. д.). Также следует отметить, что в последнее время по стране зафиксировано большое количество ситуаций, связанных с насилием в семье, агрессией, направленной на ребенка, и отказами родителей от своей функции воспитателя и наставника для ребенка.

Цели и задачи программы

Цель программы: обеспечение доступных и качественных условий для формирования гармоничных внутрисемейных взаимоотношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей посредством совместной специально организованной деятельности родителей и детей в рамках площадки детско-родительского клуба.

Задачи программы:

  • повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • установить и развить отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • способствовать лучшему пониманию родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • способствовать изменению имеющегося стиля и стратегии семейного воспитания в семье на последовательный и конструктивный;
  • развить способность к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработать навык адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранить дезадаптивные формы поведения и обучить адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях;
  • укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

Целевая аудитория: семьи, имеющие детей в возрасте от 12 до 15 лет, с проблемами в системе детско-родительских взаимоотношений. Программа клуба нацелена на работу с обучающимися подросткового возраста и их родителями потому, что именно в данном возрастном периоде во многих семьях наблюдается обострение конфликтов между родителями и детьми, отмечается дефицит доверительного общения, нарастает отсутствие взаимопонимания, конструктивных форм взаимодействия родителей с детьми.

Научно-методическое обеспечение программы

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских взаимоотношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др. Л.И. Божович установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические новообразования, как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Под влиянием внутрисемейных отношений формируется личность ребенка.

Описание используемых методик

  1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эдеймиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ) — заполняется родителями. Опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип неграмотного патологического воспитания и установить некоторые причины этих нарушений. Для этого проводятся измерения по 11 шкалам, относящимся к нарушениям процесса воспитания, и 9 шкалам, относящимся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка.
  2. Опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) П. Трояновской — выполняется детьми. Методика «ДРОП» позволяет выявить полную дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков.
  3. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) — выполняется детьми, дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
  4. Методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эдеймиллера выполняется и родителями, и детьми, позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный. Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам.

Сроки, этапы и алгоритм реализации программы

Программа детско-родительского клуба объединяет в себе 2 взаимодополняющих этапа: 1 этап — родительский лекторий (5 занятий); 2 этап — детско-родительский тренинг (5 занятий).

Прохождение участниками вышеуказанных этапов работы способствует достижению главной цели функционирования клуба — формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений, повышение психолого-педагогической компетентности родителей посредством совместной специально организованной деятельности родителей и детей в рамках инновационной площадки детско-родительского клуба.

В каждом полном цикле занятий может участвовать 8 детско-родительских пар (16 человек). Такое количество участников обусловлено требованиями проведения занятий в малых группах в рамках клуба. Предполагается цикличность функционирования клуба. По прохождению полного курса занятий и завершающей диагностики, набирается новая группа участников.

Эффективность программы подтверждается результатами диагностики. Психологическая диагностика проводится до начала курса на предварительной встрече педагога-психолога с детско-родительскими парами (входная диагностика) и по завершении цикла на последней встрече (оценка результативности). Задача входной диагностики — выявить и проанализировать особенности детско-родительских взаимоотношений. Задачи оценки результативности —  повторно диагностировать особенности детско-родительских взаимоотношений и провести сравнительный анализ, подтверждающий изменения в системе детско-родительских отношений.

Описание программных мероприятий, структура детско-родительского клуба

Детско-родительский клуб нацелен на обеспечение доступных и качественных условий для формирования гармоничных детско-родительских отношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей в рамках детско-родительского клуба, на решение актуальных проблем, возникающих в системе детско-родительских взаимоотношений, таких как дефицит доверительного общения, отсутствие взаимопонимания, конструктивных способов взаимодействия между родителем и ребенком, деструктивный стиль семейного воспитания. Площадка детско-родительского клуба уникальна тем, что клуб сочетает в себе комплекс разных подходов к решению актуальных проблем, возникающих в системе детско-родительских взаимоотношений, используя, в первую очередь, деятельностный, проблемно-ориентированный, творческий подход.

1 этап — родительский лекторий.

Количество занятий: 5.

Задачи, реализуемые в рамках этапа родительского лектория:

  • повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • способствовать лучшему пониманию родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • способствовать изменению имеющегося стиля и стратегии семейного воспитания в семье на последовательный и конструктивный;
  • укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

Родительский лекторий — это форма работы, способствующая ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их психолого-педагогической осведомленности, выработке оптимальных подходов к воспитанию. Родителям в процессе работы не только читаются лекции. Сочетания форм работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Приемы и техники, используемые в рамках занятий: фасилитативная техника, кейс-технология, групповая дискуссия, ролевая игра, инсценирование.

Необходимые материалы, оборудование: оборудование для воспроизведения компьютерной презентации, ватман, бумага размером А1, А4, А5, фломастеры, маркеры разных цветов.

Занятие 1.

Цели:

  • осознание личностных качеств, особенностей характера;
  • актуализация знаний о родительских умениях, навыках, понимание того, что эффективное родительство — родительство осознанное.
  1. Мини-лекция «Родительская любовь и воспитание» (5 мин.).

Сегодняшнюю нашу встречу мы посвятим теме «Родительская любовь и воспитание». Ни для кого ни секрет, что именно семья закладывает глубокие основы, которые с детства и до глубокой старости определяют поведение, мироощущение и поступки человека, выстраивая сценарий его судьбы. В активной и, надеюсь, интересной для вас форме коснемся таких тем, как родительская любовь, родительская роль, родительская эмпатия, воспитание детей.

Для начала хотелось бы отметить, что детство — самый важный и ответственный период в жизни человека. Именно в детстве формируется личность человека, его характер, отношение к миру в целом, к себе, к окружающим. Детство — важный период не только для детей, но и для родителей. Быть родителем — это счастливая, трудная и очень драматичная миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Эти трудности неизбежны и объективны. Они не зависят от материального уровня, социального статуса и т. д. Чтобы объяснить эту мысль, предлагаю вам рассмотреть природу родительской любви и своеобразие отношения родителя к ребенку. Это отношение двойственно и противоречиво. Оно состоит из двух разных составляющих, которые можно условно разделить как любовь и требовательность. Безусловно, главной чертой отношения родителя является безусловная любовь к своему ребенку, ведь мама любит своего ребенка не за что-то, а просто так, за то, что он есть, и за то, что он такой, какой он есть. В психологии это носит название «безусловное принятие». Вот это первая сторона родительской любви. А вторая ее сторона — родитель в силу своей роли и долга обязан думать не только о своих чувствах, но и том, чтобы ребенок вырос полноценным человеком. Вот эта ответственность порождает оценку реальных достижений ребенка на всех этапах его взросления, его способностей, социальных умений и навыков. Именно родитель является для своего ребенка носителем общественных норм и правил поведения и первым источником того, как надо. И каждый родитель поощряет и порицает своего ребенка, требует от него определенных действий и умений. Вот это вторая сторона родительской любви. Итак, внутри родительской любви находятся 2 противоположных чувства. С одной стороны — безусловная любовь к ребенку, с другой — объективное отстраненно-оценочное отношение. С одной стороны, родитель любит своего ребенка таким, какой он есть, а с другой — принимает или не принимает его в зависимости от того, как он себя ведет и что умеет. Эта противоречивость создает трудности родительства, а порой даже драматизм, ведь в каждом родителе по-разному, в разной пропорции сочетаются 2 стороны любви. Например, если родители только требуют и оценивают, это уже не любовь, а дрессура или формальное воспитание, которое никогда не дает положительных результатов. Каждый родитель, конечно же, хочет видеть своего ребенка веселым и счастливым, но если он не думает о его будущем и не дает адекватную оценку его поведению и его способностям, то это уже не родительская позиция, а слепая любовь, которая может иметь печальные последствия (когда, например, дети манипулируют родителями). Таким образом, родительская любовь является мощным инструментом, который родители намеренно или невольно используют в воспитании.

  1. Практическое упражнение «Родительский багаж» (40 мин.).

Материалы: таблицы для заполнения, картинки с изображением различного рода сумок, пакетов, рюкзаков и т. п.

Ход упражнения: ведущий напоминает участникам знакомую метафору жизни как путешествия, дороги. «Образ жизненного пути дает нам сегодня возможность заняться проверкой того, что есть в нашем родительском багаже. Вы видите на картинках рюкзаки, дорожные сумки, пакеты и т. п. Выберите то, что на ваш взгляд, сможет вместить ваш “родительский багаж”». Далее ведущий просит составить список: ценностей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, иных ресурсов. Родители заполняют таблицы, формируя свой собственный «родительский багаж».

  1. Рефлексия (15 мин.).

Вопросы для рефлексии после упражнения:

  • Почему вы выбрали именно такой рюкзак (сумку, пакет и т. д.)?
  • Удобен ли ваш рюкзак (сумка, пакет и т. д.)? Надежен ли он? Какова его вместительность?
  • Есть ли на вашем багаже какие-нибудь отличительные особенные знаки, символы, чтобы не перепутать его с другими?
  • Оказались ли в вашем багаже негативные привычки или качества, от которых вы хотели бы избавиться и не брать с собой в путь?
  • Готовы ли вы загрузить свой багаж сомнениями, неуверенностью, злостью, растерянностью и беспомощностью?
  • Как вы несете багаж в жизненном путешествии? Есть ли те люди, которые разделяют с вами ношу?
  • Осталось ли в вашем багаже место для новых знаний, опыта и впечатлений?
  • Чего недостает в вашем багаже? Что необходимо добавить?
  • Посмотрите друг на друга. Подумайте, что бы вы хотели попросить у кого-либо из участников, чтобы дополнить свой багаж? Или хотели бы кому-то отдать что-то из своего?
  • Выводы, обобщения, идеи, обратная связь участников в конце занятия.

Лекция «Детско-родительские отношения: три позиции рассмотрения».

Детско-родительские отношения составляют важную подсистему отношений семьи как целостной системы и характеризуются как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка. Отношения родителей и ребенка можно рассмотреть с 3 позиций.

  1. Родительская позиция: мотивы и ценности родительского воспитания.

Все виды семейного воспитания условно можно разделить на 2 типа: гармоничный и дисгармоничный. (Давайте подумаем и сделаем предположение о том, что же отличает гармоничный и дисгармоничный типы.)

А.И. Захаров и А.С. Спиваковская выделяют 3 требования к оптимальной родительской позиции:

  • адекватность родительской позиции, которая может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения;
  • гибкость родительской позиции, которая рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с изменениями условий жизни;
  • прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых качеств детей.

А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему разнообразных чувств родителя по отношению к ребенку, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ним. Неэффективное родительское отношение — это такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировался эмоционально-негативный фон взаимоотношений, трудности взаимопонимания. (Каковы Ваши предположения о том, что определяет позитивное родительское отношение.)

  1. Позиция ребенка: особенности восприятия родителей, реакция на воспитательную позицию.

Отношение детей к родителям А.Я. Варга определила как вариативность в следующих измерениях: принятия-отстраненности, сотрудничества-манипуляции, стремления к самостоятельности-зависимости.

  1. Взаимодействие родитель — ребенок.

Отношения рассматриваются через стили воспитания, где активная роль отводится родителю. (Опишите кратко каждый стиль семейного воспитания.)

Взаимодействие «родитель — ребенок», которое включает в себя активную позицию не только самого родителя, но и ребенка. А.А. Шведовская выделила типы взаимодействия «родитель — ребенок», имеющие двусторонний характер:

  • конфликтный (родитель — авторитарный, доминирующий, ребенок — активный, эгоцентричный);
  • гармоничный (родитель — демократичный, принимающий, ребенок — инициативный, «слушающий»);
  • дистантный (родитель — отстраненный, холодный, ребенок — инициативный, «слушающий»);
  • авторитарный (родитель — авторитарный, ребенок — принимающий, пассивный; или родитель — потворствующий, ребенок — эгоцентричный, активный).

Характер взаимоотношений зависит как особенностей личности родителей, так и от особенностей личности ребенка.

Лекция-дискуссия «Трудный ребенок. Почему?».

Вопросы дискуссии для родителей.

  • Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
  • Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
  • Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
  • Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
  • Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

После собрания родители получают рекомендации в виде листка SOS.

Причины детской неуправляемости.

Причина первая — борьба за внимание родителей. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более — ребенку.

Причина вторая — борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.

Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребенок мстит за:

  • неверие в его способности и возможности;
  • сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
  • за унижение друг друга в кругу семьи;
  • за потерю одного из родителей в результате развода;
  • за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
  • за несправедливость по отношению к себе и не выполненные взрослыми обещания;
  • за родительскую ложь и хамелеонство.

Причина четвертая — неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать:

  • низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий;
  • низкая самооценка, поощряемая семьей;
  • откровенная изоляция ребенка;
  • отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Родители анализируют полученные рекомендации.

Мини-лекция «Психофизиологические особенности детей подросткового возраста».

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв «что-либо» для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

У подростков возникает такое новообразование, как чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится преодолеть его. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний не во всем подтвержден и оправдан. Исключительная чуткость, близость и внимание требуется в это время от родителей, чтобы и не обидеть ранимую душу подростка, и не выпустить его из своего поля зрения. Отказ в признании права подростка на «взрослость» вызывает у него желание дать отпор, доказать, что он уже не маленький и тоже на что-то способен.

У подростков появляется недовольство тем, что в общении со взрослыми он находится в позиции подчинения, в то время как он хочет равенства прав. Вот поэтому так возрастает значимость общения со сверстниками. Положение в кругу сверстников удовлетворяет потребность быть на равных; отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями. Нельзя нарушать эти границы! Подросткам необходимо уединение, оно позволяет иметь свою собственную жизнь. Давая подростку возможность уединяться, родители демонстрируют уважение к нему. А всякое вмешательство, а тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Любые действия взрослых, воспринимаемые подростком как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом неважно, насколько обоснованными были на самом деле действия взрослых, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно.

Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Поскольку в жизни понятие самостоятельности понимается родителями и подростками по-разному, то это является причиной конфликтов. Родители обычно имеют в виду в основном обязанности (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т. д.), подростки, в основном, права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой). В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Что следует делать взрослым, чтобы помочь ребенку более благоприятно перенести данный период в его жизни? (высказывания родителей в ответ на заданный вопрос, родители говорят по очереди, не повторяясь).

2 этап — детско-родительский тренинг.

Количество занятий: 5.

Задачи, реализуемые в рамках этапа детско-родительского тренинга:

  • установить и развить отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • развить способность к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработать навыки адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранить дезадаптивные формы поведения и обучить адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях;
  • укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях;

Детско-родительский тренинг — это специально организованное пространство для активной формы взаимодействия между взрослым и ребенком через организацию игровой деятельности и использование психотехнических приемов.

Приемы и техники, используемые в рамках занятий: сюжетно-ролевая игра, психодрама, кейс-технология, релаксационные техники, проективные техники.

Необходимые материалы, оборудование: ватман, бумага размером А2, А4, А5, фломастеры, маркеры разных цветов, набор мелких игрушек и предметов.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу.

Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Коррекционно-развивающая работа в рамках программы должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное психолого-педагогическое образование.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы.

  • Просторное помещение (аудитория, актовый зал), предоставляющее пространство для двигательных упражнений в ходе занятий, а также пространство для удобного расположения участников на стульях в общем круге. Помещение должно соответствовать санитарно-гигиеническим условиям процесса реализации программы (температурный, световой режимы и т. д.), пожарной безопасности, электробезопасности, охраны труда.
  • Компьютер и проектор для воспроизведения презентаций.
  • Необходимые материалы на 1 этапе: по количеству участников — ватман, бумага А1, А4, А5, фломастеры, маркеры разных цветов; на 2 этапе: по количеству участников — бумага А2, А4, А5, фломастеры, маркеры разных цветов, набор мелких игрушек и предметов.

Требования к информационной обеспеченности.

Обеспечение специалистов психолого-педагогического сопровождения, реализующих программу, доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы.

Описание сфер ответственности и способов, которыми обеспечивается гарантия прав и обязанностей участников программы

Гарантии прав родителей и обучающихся регламентированы письменными согласиями между образовательным учреждением и родителями на психолого-педагогическое обследование и сопровождение конкретного ребенка в рамках реализуемой программы в образовательном учреждении. Родители имеют право знакомиться с содержанием сопровождения.

Реализация занятий в рамках детско-родительского клуба не должна противоречить уставу образовательного учреждения, на базе которого функционирует детско-родительский клуб.

Права педагога-психолога определены должностной инструкцией специалиста.

«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» — 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки достижения планируемых результатов

В ходе поэтапной реализации всех поставленных задач во время работы инновационной площадки детско-родительского клуба ожидается положительная динамика изменений в системе детско-родительских взаимоотношений участников. Следовательно, планируется достижение главной цели — обеспечение доступных и качественных условий для формирования гармоничных внутрисемейных взаимоотношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей посредством совместной специально организованной деятельности родителей и детей в рамках площадки детско-родительского клуба.

Эффективность курса оценивается по количественному и качественному анализу результатов, полученных в ходе психодиагностики, наличию положительной динамики в оценках родителей и детей своих взаимоотношений, сравнением результатов, полученных при входной и завершающей диагностике.

Количественные критерии оценки достижения планируемых результатов. Оценка количественных результатов проводится по измерению основных показателей в системе детско-родительских взаимоотношений с помощью используемых в рамках программы психодиагностических методик и отслеживается по увеличению положительных измеримых показателей и снижению негативных измеримых показателей в структуре детско-родительских взаимоотношений.

Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • осознание и анализ родителями своего стиля воспитания и выбор наиболее оптимальной стратегии воспитания;
  • развитие способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях;
  • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.

Факторы, влияющие на достижение результатов программы (анализ рисков):

  • чрезмерная занятость (работа) родителей — участников реализации программы. Для эффективности занятий в рамках детско-родительского клуба необходимо посещать каждое взаимосвязанное занятие;
  • отсутствие постоянного помещения для проведения занятий детско-родительского клуба;
  • недостаточный опыт работы специалиста, реализующего психолого-педагогическое сопровождение (менее 3-х лет);
  • нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с умственной отсталостью, РАС, СДВГ, т. к. задания будут сложными (непосильными) для данной категории детей с ОВЗ и могут усугубить их положение (отказ от занятий, формирование негативного эмоционального фона, возможно проявление агрессии и т. д.). Возможно применение программы для обучающихся, имеющих задержку психического развития. Но для обучающихся с ЗПР необходима пролонгация курса занятий (увеличение продолжительности занятий, увеличение времени выполнения упражнений).

Система организации внутреннего контроля над реализацией программы

Психодиагностический мониторинг (психологическая диагностика проводится до начала курса на предварительной встрече психолога с детско-родительскими парами (входная диагностика) и по завершении цикла на последней встрече (оценка результативности).

Контроль над ходом реализации программы осуществляется руководителем школы. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях педсовета школы.

Программа является документом, открытым для дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно.

Сведения о практической апробации программы на базе организации

Апробация детско-родительского клуба была реализована с 1 октября 2020 г. по 1 февраля 2021 года на базе МБОУ СОШ № 69 г. Пензы. Участие в работе клуба приняли 8 детско-родительских пар (16 человек).

По окончании апробации проекта после процедуры завершающей диагностики в сравнении с результатами входной диагностики наблюдалась четкая положительная динамика изменений в структуре детско-родительских отношений у участников клуба (рис. 1, 2; табл. 1, 2.).

Изменились измеряемые с помощью психодиагностических методик показатели эмоционального отношения родителей и детей, такие как «принятие» (демонстрация любви и внимания) — повысился на 40%; «эмпатия» — повысился на 56%; «качество эмоциональной связи между детьми и родителями» — повысился на 26%.

Изменились также основные измеряемые с помощью психодиагностических методик параметры внутрисемейного воспитания. По диагностируемому параметру «последовательность» на этапе входной диагностики наблюдалась изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителей (56% родителей). На этапе завершающей диагностики мы наблюдаем признаки последовательности процесса воспитания (72% родителей). По диагностируемому параметру «уверенность» на этапе входной диагностики наблюдались сомнения родителей в верности воспитательных усилий (59% родителей), которые далее изменились на уверенность в применении воспитательных усилий (81% родителей). По диагностируемому параметру «уровень протекции» изначально диагностировалась гипопротекция (74% родителей) и гиперпротекция (12% родителей). В ходе реализации программы родители-участники, согласно результатам сравнительной диагностики, имели адекватный уровень протекции (87% родителей). Также стоит отметить изменения в использовании родителями-участниками определенных стилей семейного воспитания и типа семейного воспитания. На этапе завершающей диагностики устойчивый тип семейного воспитания (преимущественно демократический стиль) диагностировался у 68% участников.

Также стоит отметить изменения особенностей общения и взаимодействия родителей и детей. На 30% возросли показатели параметра «сотрудничество» и значительно снизились (на 50%) показатели параметра «конфликтность».

Также об эффективности реализации апробации свидетельствуют некоторые параметры психолого-педагогического просвещения родителей. Осведомленность родителей о возрастных особенностях ребенка максимально эффективно возросла с 34% до 100%. Осведомленность родителей о способах решения внутрисемейных конфликтов увеличилась с 26% до 100%. Осведомленность родителей о построении доверительных взаимоотношений с ребенком с 45% увеличилась до 100%. И осведомленность родителей о типах семейного воспитания и их влиянии на развитие ребенка максимально эффективно возросла с 15% до 100%.

Это доказывает эффективность проводимых занятий в рамках детско-родительского клуба.

После успешного прохождения апробации 1 цикла работы детско-родительского клуба была набрана следующая группа участников клуба для прохождения следующего (аналогичного) цикла занятий. Предполагается цикличность функционирования клуба на базе образовательной организации. Один полный цикл занятий длится 4 календарных месяца и включает в себя 8 детско-родительских пар (16 человек). Такое количество участников обусловлено требованиями проведения занятий в малых группах в рамках клуба.

Рис. 1. Особенности эмоционального отношения родителя и ребенка до участия
в детско-родительском клубе (входная диагностика) и после (оценка эффективности)

Рис. 2. Особенности общения и взаимодействия родителя и ребенка до участия
в детско-родительском клубе (входная диагностика) и после (оценка эффективности)

Табл. 1. Некоторые параметры внутрисемейного воспитания
до участия родителей в детско-родительском клубе и после

Диагностируемый
параметр

Входная диагностика

Завершающая диагностика
(оценка эффективности)

Последовательность

Изменчивость и непостоянство
воспитательных приемов родителей (56% родителей)

Последовательность процесса
воспитания (72% родителей)

Уверенность

Сомнения родителей в верности воспитательных усилий (59% родителей)

Уверенность в применении воспитательных усилий (81% родителей)

Уровень протекции

Гипопротекция (74% родителей) и
гиперпротекция (12% родителей)

Адекватный уровень протекции (87% родителей)

Тип воспитания

Неустойчивый (79% семей)

Устойчивый (68% семей)

Табл. 2. Осведомленность родителей до участия в детско-родительском клубе и после

Диагностируемый параметр 

Входная
диагностика

Завершающая диагностика (оценка эффективности)

Осведомленность родителей о возрастных
особенностях ребенка

34%

100%

Осведомленность родителей о способах решения внутрисемейных конфликтов

26%

100%

Осведомленность родителей о построении
доверительных взаимоотношений с ребенком

45%

100%

Осведомленность родителей о типах семейного воспитания и их влиянии на развитие ребенка

15%

100%

Литература

Аникина О.Н. Игры и упражнения для родителей. Куйбышев, 2013.

  1. Арт-терапия — новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.
  2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. М.: Дрофа-Плюс, 2004.
  3. Волобуева И. Дружная семейка. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений // Школьный психолог. 2010. №8.
  4. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 1. С. 54–56.
  5. Дементьева Л.А., Бадьина Н.П. Психологический тренинг детско-родительских отношений: методические материалы. Курган, 2007.
  6. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок. СПб: Речь, 2011.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб: Речь, 2003.
  8. Истратова О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. №10.
  9. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб: Речь, 2007.
  10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006.
  11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  12. Мицкевич Ж.И., Бланк О.В., Бубела О.В. Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения. М.: Ковчег, 2001.
  13. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб: Речь, 2007.
  14. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 02.09.2020).
  15. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок – мать» // Психолог в детском саду. 2005. № 4. С. 115–123.

Информация об авторах

Казанцева Анна Александровна, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 69 г. Пензы (МБОУ СОШ № 69 г. Пензы), Пенза, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6432-1688, e-mail: anya.kazanceva.94@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 341
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 118
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9