Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 4. С. 104–124
doi:10.17759/bppe.2022190406
ISSN: 2658-3100 (online)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Малышок»
Аннотация
Представленная дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» для детей от 1 года до 3 лет является инструментом для оказания комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи и определяет систему взаимодействия специалистов с семьей. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в различных видах деятельности и предполагает выбор приоритетного направления развития для каждого ребенка и его семьи в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями. Обязательным условием реализации программы является активное участие родителей (законных представителей), так как наличие отзывчивого взрослого играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка. Программа ориентирована на оказание помощи не только ребенку, но и его социальному окружению, поскольку появление ребенка (особенно, ребенка с ОВЗ) существенно меняет характер взаимоотношений и эмоциональное состояние членов семьи. Программа предназначена для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов.
Общая информация
Ключевые слова: отклонения, интеграция в общество, комплексная помощь, семейно-центрированная модель, деятельность
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190406
Получена: 03.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Панина А.А., Мамарина И.Н. Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Малышок» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 4. С. 104–124. DOI: 10.17759/bppe.2022190406
Полный текст
Актуальность программы
Ранний возраст, по мнению ведущих отечественных специалистов (Аксарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Печора К.Л., Смирнова Е.О., Щелованов Н.М. и др.), является определяющим для полноценного физического, познавательного, речевого, эмоционального, личностного развития человека. Данный факт «обязывает» врачей, педагогов, психологов, родителей обращать особое внимание на развитие и воспитание ребенка в период раннего детства. [18]
Проблема ранней помощи детям в настоящее время входит в круг особо важных, так как на сегодняшний день до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% — имеют перинатальную патологию. Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей с нарушениями в психическом и физическом развитии [2, с. 2].
Ранний период развития ребенка от рождения до трех лет выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, мотивационно-потребностной сферы, активно формируются моторные функции, речевое развитие проходит стадии от лепета до предложений и коротких рассказов [4, с. 51].
Эволюция проблемы ранней психолого-педагогической помощи обусловлена результатами фундаментальных исследований отечественных ученых в области педагогики раннего детства, позволивших выявить основные закономерности и нормативы нервно-психического развития ребенка раннего возраста (Губерт К.Л., Лямина Г.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Д., Разина Е.И., Фрадкина Ф.И., Фрухт Э.Л. др.) и последующим изучением ранних проявлений нарушения основных систем и функций организма ребенка (Кобрина Л.М., Леонгард Э.И., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.). Результаты этих исследований позволили в дальнейшем разработать методологию ранней диагностики особенностей развития детей в возрасте от рождения до 3 лет и коррекционно-развивающей помощи (Архипова Е.Ф., Браткова М.В., Кожевникова Е.В., Мастюкова Е.М., Приходько О.Г., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. и др.) [21].
Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начиная с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности и, в результате, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития и полноценной интеграции его в общество. (Кобрина Л.М., Кривояз И.С., Леонгард Э.И., Малофеев Н.Н., Мишина Г.А., Солнцева Л.И., Пелымская Т.В., Хорош С.Л., Шматко Н.Д. и др.).
Таким образом, актуальность создания программы ранней помощи обусловлена расширением инклюзивных тенденций в области оказания ранней помощи и неготовности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью к интеграции в дошкольную образовательную организацию и в социум в целом; потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития; недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей; а также потребностью детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в получении комплексной психолого-педагогической помощи.
Практическая значимость заключается в возможности оказывать раннюю комплексную помощь ребенку и его ближайшему окружению, предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» является инструментом для оказания комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи, определяет систему взаимодействия специалистов с семьей.
Нормативно-правовые и методические основания программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» (далее — программа) регламентирует содержание деятельности специалистов сектора ранней помощи (далее — СРП) в рамках оказания психолого-педагогических услуг семьям, воспитывающих детей раннего возраста с риском возникновения нарушений в развитии, с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития системы ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»;
- Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.);
- Государственная программа Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П;
- Государственная программа Камчатского края «Семья и дети Камчатки», утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 31.07.2017 № 308-П;
- Положение работы отдела коррекционно-развивающей помощи детям краевого государственного автономного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (КГАУ «Камчатский ЦППРиК»);
- Порядок работы сектора ранней помощи КГАУ «Камчатский ЦППРиК».
Научно-методическими основаниями программы являются:
- исследования Аксариной Н.М., Бехтерева В.М., Щелованова Н.М., которые делали акцент о необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни;
- принцип деятельностного подхода, реализованный в принятии возрастной периодизации развития детей, в основе которой лежит анализ социальной ситуации развития ребенка и соответствующего ей ведущего вида деятельности (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.);
- в трактовке педагогической деятельности взрослых как основного условия амплификации (А.В. Запорожец) развития ребенка в разных видах деятельности.
Цели и задачи программы
Программа направлена на достижение ряда целей:
- осуществление междисциплинарного социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста, для оптимального развития ребенка, социализации и адаптации в обществе;
- обеспечение возможности усвоения образовательных программ после завершения программы индивидуального сопровождения в секторе ранней помощи;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей;
- обеспечение равных условий получения качественной коррекционно-развивающей помощи каждым ребенком независимо от возраста, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) при разных стартовых возможностях;
- создание условий для профилактики, абилитации и, по возможности, коррекции или ослабления тяжести последствий отклонений или нарушений развития;
- содействие формированию инклюзивной культуры, развитию инклюзивной политики и внедрению инклюзивной практики.
Основными задачами программы являются:
- междисциплинарная оценка показателей развития ребенка: познавательного, социально-эмоционального, двигательного, коммуникативного и речевого;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям);
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку (в том числе с применением курса массажа и лечебной физической культуры) с учетом психофизиологических особенностей ребенка;
- выявление основных потребностей ребенка и семьи, определение условий для гармоничного развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, склонностями и творческим потенциалом каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, а также с учетом его особых образовательных потребностей.
Целевая группа для оказания ранней помощи
- дети-инвалиды в возрасте от 1 года до 3 лет;
- дети в возрасте от 1 года до 3 лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящее к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 1 года до 3 лет;
- дети в возрасте от 1 года до 3 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети в возрасте от 1 года до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Понятие психического здоровья детей раннего возраста и признаки его нарушения
Обязательным условием реализации программы является активное участие родителей (законных представителей). Согласно теоретическим подходам, рассматривающим развитие ребенка в контексте его отношений с близкими, наличие отзывчивого взрослого играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка. В связи с этим целью оказания психолого-педагогической помощи является систематическое консультирование членов семьи или одного из родителей ребенка.
Очень важно при составлении индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) учитывать особенности психического развития ребенка, формулируемые при первичном обращении семьи. Наиболее частыми являются следующие запросы:
- познавательное и коммуникативное развитие ребенка;
- отставание в развитии;
- развитие саморегуляции ребенка (вспышки раздражительности, истерики, непослушание, застенчивость и т. п.);
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми (застенчивость, агрессивность, страх общения и т. п.);
- нарушения сна;
- адаптация в детском учреждении.
Следует учитывать следующие группы особенностей психического развития у детей раннего возраста:
- проблемы и вопросы, связанные с нормальным прохождением стадий развития (например, некоторая степень агрессивности и непослушание ребенка раннего возраста при взаимодействии с родителем);
- нарушения эмоционального состояния, поведения и развития (например, значительная агрессивность или застенчивость; задержка выразительной коммуникации), связанные с нечувствительностью взрослого к потребностям ребенка, а как следствие — неудовлетворением его потребностей;
- особенности восприятия родителем поведения ребенка (например, родитель обращается с жалобами на истерики ребенка, при наблюдении за которым специалисты могут не обнаружить реальных нарушений);
- тревога и беспокойство родителя в связи с собственным состоянием, неспособность родителя обратиться за помощью по поводу самого себя.
Признаки нарушения психического здоровья у детей раннего возраста.
- Признаки глубокого нарушения психического здоровья:
- самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов, навязчивая мастурбация и т. д.);
- состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич, оцепенение);
- устойчивое нарушение сна и питания;
- нарушения поведения (расторможенность, отсутствие игры и любой активности, выраженные проявления агрессивного поведения);
- выраженное отставание в развитии;
- отсутствие речи;
- низкий рост без биологического / наследственного основания в сочетании с другими признаками.
- Признаки нарушения психического здоровья:
- отставание в развитии;
- послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов;
- нарушение поведения (проявления пассивного и/или гиперактивного поведения; рискованное, опасное для здоровья ребенка поведение);
- особенности эмоционального состояния (печаль и/или серьезность, ровный, уплощенный аффект.
Особенности поведения взрослых, приводящих к нарушению психического здоровья у детей.
Появление ребенка в семье (особенно, ребенка с ОВЗ) существенно меняет характер взаимоотношений и эмоциональное состояние членов семьи. Таким образом, на период раннего возраста ребенка приходится и период адаптации семьи к изменившейся ситуации. Как известно, любая адаптация может активизировать как средства самопомощи, так и конфликты (внутренние и межличностные). В связи с этим семья ребенка раннего возраста может нуждаться в помощи не только в вопросах развития ребенка, но и в поддержании стабильных и благополучных отношений. Программа ориентирована на оказание помощи не только ребенку, но его социальному окружению.
Существенными факторами, влияющими на возникновение нарушений психического здоровья у детей, являются определенные способы взаимодействия взрослых с детьми раннего возраста в повседневных ситуациях заботы, ухода, воспитания [1, с. 37].
Во время купания:
- жесткие прикосновения к телу ребенка, к интимным местам;
- пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими как страх, печаль, подавленность, оцепенение, плач.
Во время приучения к навыкам опрятности:
- насильственное высаживание на горшок;
- длительное удерживание на горшке;
- негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации;
- вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку и др.
Во время подготовки ко сну:
- укладывание в кроватку раньше положенного времени, принуждение ко сну.
В процессе регулирования поведения:
- грубые высказывания о поведении и о личности ребенка;
- запугивание и обман;
- встряхивание тела ребенка;
- физическое наказание (шлепки, подзатыльники и др.).
В любых ситуациях:
- ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе в реабилитационных приспособлениях, креслицах, ходунках; выкладывание детей в тесный манеж на длительное время и др.);
- подтягивание и поднимание ребенка за плечи;
- перемещение ребенка, когда его голова запрокинута;
- удерживание детей за запястья на прогулке и др.
Во время игры и занятий ребенком:
- состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого;
- высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка;
- открытые проявления гнева в голосе;
- постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы;
- требование послушного поведения ребенка;
- поведение взрослого, имеющее сексуальную окраску (поглаживание области гениталий, поцелуи в губы, просьбы поцеловать взрослого и др.).
Методы, используемые при реализации программы
- методы мотивации и стимулирования развития (дидактические игры);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод — предъявление информации (поддержка родителей и законных представителей, развитие их компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, обсуждение с родителями и законными представителями возможных путей социальной адаптации и реабилитации ребенка);
- репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца специалиста), развитие социальных навыков, физических способностей и познавательной активности ребенка;
- исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций (творческие задания — формирование продуктивных видов деятельности ребенка);
- наблюдение за ребенком, его социальной адаптацией.
Разработка и реализация программы осуществляется в соответствии со следующими организационными принципами:
- семейно-центрированная деятельность: профессиональная направленность специалистов СРП на организацию системного взаимодействия (с ребенком, с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения);
- междисциплинарный подход: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия;
- партнерство: установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения;
- добровольность: решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу ранней помощи исходят от родителей (законных представителей);
- открытость: СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, законно представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием;
- конфиденциальность: информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством Российской Федерации;
- уважение к личности: специалисты СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения;
- сетевое взаимодействие: сотрудничество с другими образовательными учреждениями и/или межведомственное взаимодействие при реализации программ ранней помощи.
Сроки, этапы и алгоритм реализации программы
1 этап. Обращение семьи в СРП.
- Обращение семьи в службу ранней помощи может осуществляться:
- по собственной инициативе;
- по рекомендации внешнего специалиста.
- Заключение договора безвозмездного оказания услуг ранней помощи.
2 этап. Определение потребностей ребенка и семьи.
- Проведение междисциплинарной / индивидуальной консультации специалистами (ом):
- выяснение запроса семьи;
- сбор анамнеза;
- проведение скрининговой оценки развития ребенка с целью выявления факторов, влияющих на развитие, и областей нарушения (проводится каждым специалистом в своей области компетенции).
- В случае необходимости оказания коррекционно-развивающих услуг заключается дополнительное соглашение.
3 этап. Реализация программы.
- Проведение детальной психолого-педагогической диагностики с использованием различных методов оценки развития ребенка в социально-эмоциональной, познавательной, коммуникативной и речевой, моторной областях.
- Обсуждение с родителями результатов диагностики развития ребенка.
- Определение приоритетных для семьи и наиболее значимых для ребенка областей развития.
- Формулирование целей и задач работы с ребенком и семьей.
- Составление ИОМа ребенка и семьи.
- Определение методов и форм работы в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями ребенка, функционирования семьи.
- Проведение регулярных встреч с ребенком и семьей с использованием одной или нескольких форм работы: индивидуальных консультаций, индивидуальных занятий, групповых занятий и пр.
- Определение содержания каждого занятия / консультации / визита.
- Осуществление промежуточной диагностики психолого-педагогического развития ребенка для оценки эффективности используемых методов и форм работы, в случае необходимости корректирование задач ИОМа.
4 этап. Окончание реализации программы.
- Завершение психолого-педагогического мониторинга развития ребенка; оценка эффективности работы.
- Подготовка ребенка и семьи к переходу в дошкольное образовательное учреждение: помощь в выборе оптимального для ребенка образовательного пространства.
- По возможности обеспечение консультативной помощи на этапе перехода ребенка и семьи в дошкольное образовательное учреждение.
- Подготовка рекомендаций родителям для закрепления на занятиях полученных знаний, умений, навыков в домашних условиях.
В случае необходимости дальнейшего взаимодействия семьи и специалистов заключается дополнительное соглашение, предусмотренное договором безвозмездного оказания услуг ранней помощи.
Формы реализации программы.
Преимущественная форма проведений занятий — групповая.
Возможна реализация программы в индивидуальном формате. Периодичность и длительность индивидуальных занятий подбирается индивидуально в соответствии с заявленной проблемой и возрастом ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями 2 раза в неделю по 1 часу.
В зависимости от уровня развития и потенциала ребенка ему могут быть рекомендованы занятия по одному модулю или по двум модулям последовательно.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в различных видах деятельности.
Обязательная часть программы предполагает реализацию основных направлений деятельности специалистов СРП.
- Организационно-методическое:
- проведение просветительских мероприятий для родителей и специалистов о деятельности СРП и оказании услуг, размещение информации на сайте учреждения.
- Диагностическое:
- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, коммуникативной и речевой, самообслуживания);
- психолого-педагогическое обследование семьи, ближайшего окружения (или законных представителей); выявление основных потребностей ребенка и семьи.
- Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и его семье:
- разработка ИОМа;
- реализация одного или двух последовательных модулей программы.
- Консультирование родителей, педагогических работников, специалистов (индивидуальное, групповое):
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
- групповые тематические консультации для родителей;
- консультирование специалистов из других организаций по вопросам оказания ранней помощи детям раннего возраста, по вопросам преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, в случае если ребенок посещает дошкольную образовательную организацию.
Рис. 1. Последовательность этапов оказания ранней помощи
- Просветительское:
- проведение всеобучей для родителей в рамках реализации программы;
- проведение просветительских мероприятий, касающихся особенностей развития ребенка раннего возраста, особенностей взаимодействия родителей и ребенка и пр., посредством размещения информации на сайте, в социальных сетях, выступлений специалистов для родительской общественности на ВГТРК «Камчатка».
Таким образом, программа включает 4 блока:
- диагностический (первичная, промежуточная и итоговая диагностика);
- коррекционно-развивающий (12 коррекционно-развивающих занятий для детей 1–2 лет — модуль I; 12 коррекционно-развивающих занятий для детей 2–3 лет — модуль II);
- консультационный (5 тематических групповых консультаций для родителей, индивидуальные консультации для родителей);
- просветительский (всеобуч для родителей детей 1–2 лет «Игра и игрушка», всеобуч для родителей детей 2–3 лет «Такие разные дети»).
Основное содержание работы с семьей по направлениям развития детей раннего возраста
Познавательное развитие:
- оценка познавательного развития ребенка;
- создание условий и поддержка самостоятельной игровой и исследовательской активности ребенка, в том числе — обеспечение физической поддержки;
- повышение компетентности семьи в вопросах познавательного развития ребенка;
- развитие когнитивных функций в контексте повседневной жизни и в естественной среде ребенка.
Работа строится по следующим направлениям: развитие зрительного внимания, памяти, пространственных представлений, понятий (форма, размер, цвет, количество, пространственные соотношения, определения), функционального использования предметов и символической игры, разрешения проблем.
Речевое развитие.
Установление контакта с ребенком и родителями. Прояснение особенностей взаимодействия (и коммуникации) в паре «родитель — ребенок», влияющих на понимание и использование речи ребенком.
- Импрессивная речь:
- оценка уровня понимания речи. Создание условий для активной игры ребенка, в том числе коммуникативной игры со взрослым на занятиях и в естественной обстановке;
- консультирование семьи в вопросе создания среды, в которой ребенок мог бы наиболее оптимальным образом знакомиться с названиями окружающих его предметов и рутинных действий;
- работа над слуховой локализацией. Соотнесение действий, предметов, их характеристик со звучащим словом в различных бытовых ситуациях, в игре и в процессе занятий;
- работа над пониманием предложных конструкций, притяжательных прилагательных и местоимений;
- работа над пониманием простых обращений;
- расширение возможности понимать и реагировать на более сложные обращения, состоящие из 2-х просьб.
- Экспрессивная речь:
- выстраивание и поддержание первичного диалога между ребенком и близким взрослым;
- оценка возможности ребенка сообщить взрослому о своих потребностях и желаниях вокализациями или жестами;
- развитие навыков моторной имитации (крупных движений, мелкой моторики, артикуляторных движений);
- работа над имитацией звуков (освоенных, новых);
- имитация односложных и двусложных слов;
- поиск доступных для ребенка способов сообщить об основных потребностях (холоде, голоде, жажде), попросить о помощи, обучение этим способам;
- использование различных видов альтернативной коммуникации в зависимости от возможностей ребенка;
- помощь в переходе к использованию фраз, состоящих из двух и трех слов;
- развитие и поддержание навыка вести беседу, делиться информацией, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать простые вопросы.
Социально-коммуникативное развитие:
- установление контакта с семьей. Оценка взаимодействия в паре. Диагностика способности ребенка сигнализировать о своем состоянии и регулировать себя, опираясь на сигналы социального окружения. Создание условий для развития взаимоотношений межу ребенком и другими взрослыми. Помощь в организации ясной коммуникации между близким взрослым и ребенком. Обучение ребенка выражать свои потребности доступным образом и понимать коммуникационные знаки партнера;
- создание условий для укрепления взаимоотношений ребенка со сверстниками. Помощь в овладении правилами социального взаимодействия (здороваться, спрашивать разрешения, ждать своей очереди). Обсуждение с родителями возможностей расширения социальных ситуаций для ребенка (посещение различных мероприятий, общественных мест);
- сопровождение родителей в подборе и использовании альтернативных коммуникативных средств, доступных ребенку.
Художественно-эстетическое развитие:
- привлечение внимания ребенка к использованию различных художественных материалов (краски, мелки, фломастеры, тесто);
- развитие и поддержание интереса к спонтанной игре с художественными материалами;
- работа над навыками зрительно-моторной координации;
- развитие навыка имитации при рисовании линий и простых форм;
- знакомство ребенка с литературными текстами и иллюстрациями к ним, соответствующими его возрасту.
Физическое развитие:
- стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и развитие способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма;
- оценка уровня развития двигательных навыков, необходимых для поддержания позы, перемещения в пространстве и ручной умелости (манипуляций с предметами);
- обучение родителей и помощь в создании среды, способствующей двигательному развитию ребенка и его самостоятельному функционированию.
Детализация содержания работы специалистов отражается в индивидуальном плане коррекционно-развивающей работы.
Технология организации и проведения междисциплинарной консультации и диагностического обследования
На этапе определения потребностей ребенка и семьи проводится междисциплинарная консультация и диагностическое обследование для выявления актуального уровня развития ребенка.
Цели междисциплинарной консультации:
- оценить зону актуального развития ребенка в социальной, познавательной, коммуникативной, моторной областях, самообслуживании; определить наличие / отсутствие задержки в развитии или риск ее возникновения;
- определить факторы, обуславливающие отставание в развитии или создающие риск его возникновения;
- определить ресурсы семьи, позволяющие преодолеть (минимизировать) отставание в развитии или минимизировать риск его возникновения;
- обсудить с родителями результаты наблюдения и оценки развития ребенка, полученные в процессе междисциплинарной консультации;
- сформулировать, сообщить родителям выводы и рекомендации;
- определить необходимость оказания помощи семье и/или направление семьи в другие организации.
Методы, используемые во время междисциплинарной консультации:
- наблюдение;
- интервьюирование родителей;
- игра;
- методы оценки развития ребенка.
В процедуре междисциплинарной консультации одновременно принимают участие специалисты различного профиля: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Один из присутствующих специалистов выполняет роль ведущего, обеспечивая установление и поддержание контакта с семьей и соблюдение временного регламента.
Далее производится первичная психолого-педагогическая диагностика с целью определения актуального уровня развития ребенка и принятия решения о зачислении его в СРП.
В основе диагностики лежит практическое пособие Эрнста Й. Кипхарда «Как развивается ваш ребенок?». Диагностика по своему содержанию представляет собой объединение педагогической и психологической оценок уровня развития, выбраны показатели, которые являются универсальными в развитии детей до трех лет, не привязанные к возрасту и к особенностям развития. Диагностика включает в себя индивидуальную оценку развития ребенка по следующим функциональным сферам:
- речь;
- зрительное восприятие;
- мелкая моторика;
- крупная моторика;
- слуховое восприятие.
Диагностический профиль заполняется в процессе командного обсуждения после междисциплинарной консультации и используется в комплекте с заключениями от каждого специалиста.
Для более углубленной оценки в каждом конкретном случае используются дополнительные, более детальные или специальные методы оценки.
1) Оценка развития моторной, зрительной, слуховой, речевой, игровой и социальной деятельности в соответствии с возрастом ребенка (матрешка, пирамидка, сортер и пр.) (в книге: Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие для практических психологов. 2-е изд. испр. и доп. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 144 с.).
2) Диагностика нервно-психического развития детей, авторы: Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. (в книге: Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. М.: Сфера, 2016. 80 с.). Состоит из 3 возрастных шкал: для 1-го, 2-го и 3-го года жизни.
На 1-м году исследуют: развитие зрительных, слуховых, ориентировочных, эмоционально-положительных реакций; движений руки; общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; гуление; понимание и активную речь.
На 2-м году: развитие понимания речи, активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.
На 3-м году: активная речь, игра, изобразительная и конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, навыков.
3) Методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Е.А. Стребелевой, комплект №1 для возраста 2–3 лет) (диагностический инструментарий студии «ВиЭль»). Методика позволяет определить актуальный уровень развития ребенка и уровень развития:
- предметно-игровых действий;
- восприятия формы, величины, цвета;
- целостного восприятия предметного изображения;
- наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- предметного рисунка, понимания сюжетного изображения;
- связной речи и пр.
Промежуточная диагностика показывает результаты проводимой работы и позволяет вносить уточнения и изменения в реализуемую программу.
Итоговая диагностика дает полное представление о качестве реализации и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей работы либо оценить итоговые результаты.
Результаты обследования фиксируются в протоколах обследования.
Ожидаемые результаты реализации программы
- максимальное развитие реабилитационного потенциала детей;
- положительная динамика развития взаимодействия и коммуникации ребенка с близкими взрослыми;
- положительная динамика психического развития ребенка в целом;
- повышение социально-психолого-педагогических компетенций родителей;
- улучшение психоэмоционального здоровья родителей и детей, повышение их активности в процессе коррекционно-развивающей работы.
Критерии оценки эффективности реализации программы.
Количественные:
- сохранность количества контингента (отсутствие снижения количества человек в случае реализации программы в групповом формате);
- количество человек, прошедших полный курс программы;
- увеличение желающих принять участие в программе.
Качественные:
- степень удовлетворенности детей и родителей (книга жалоб и предложений, анкетирование родителей);
- улучшение психоэмоционального состояния семьи;
- наличие положительной динамики в развитии ребенка.
Критерии ограничений и противопоказаний к участию в освоении программы
Программа может быть адаптирована для детей со сниженным слухом, зрением, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы
Обязанности специалистов:
- организовать и обеспечить надлежащее оказание услуг, предусмотренных программой;
- предоставлять для проведения занятий помещение, оснащенное и оборудованное в соответствии с действующими санитарными и гигиеническими требованиями;
- заботиться о защите прав и свобод ребенка, проявлять уважение к его личности, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- соблюдать конфиденциальность информации и документации, касающейся семьи и ребенка.
Обязанности родителей:
- предоставлять полную и достоверную информацию о ребенке, в том числе о его ближайшем окружении, а также необходимые документы, запрашиваемые специалистами;
- активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с реализацией программы;
- выполнять рекомендации специалистов.
Права специалистов:
- в целях соблюдения интересов ребенка и оказания эффективной помощи рекомендовать пройти в учреждения здравоохранения дополнительные обследования для уточнения медицинского диагноза;
- обсуждать результаты первичного приема, коррекционно-развивающего процесса на заседаниях ПМПк;
- осуществлять выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий в рамках реализуемой программы;
- определять формы развивающей работы (индивидуальная, групповая); частоту и длительность посещения развивающих занятий.
Права родителей:
- получать информацию о ходе и результатах проведения коррекционно-развивающих занятий, диагностических процедур;
- своевременно получать информацию об изменении режима занятий;
- отказаться от получения психолого-педагогической помощи.
Права детей:
- на получение помощи, предусмотренной программой, с опорой на имеющиеся ресурсы функционирования;
- на поддерживающее влияние близкого социального окружения с учетом актуального уровня развития.
Гарантия прав участников программы обеспечивается:
- нормативно-правовыми документами, указанными в разделе «Научно-методические и нормативно-правовые основания программы»;
- договором безвозмездного оказания услуг ранней помощи, который заключается с родителями в двухстороннем порядке перед началом реализации программы.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Ответственность за реализацию программы возлагается на специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога), подчиняющихся начальнику отдела.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалистам.
Специалисты, реализующие программу должны:
- иметь высшее образование по специальности учитель-дефектолог, олигофренопедагог, психолог, педагог-психолог, учитель-логопед;
- работать по специальности учитель-дефектолог, олигофренопедагог, психолог, педагог-психолог, учитель-логопед;
- обладать достаточным опытом работы с детьми раннего возраста;
- по возможности пройти соответствующую курсовую подготовку, касающуюся ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для эффективной реализации программы необходимо большое помещение, оборудование, методическая литература и дидактический материал.
Кабинет ранней помощи, соответствующий требованиям и нормам СанПиНа, предназначенный для:
- организации междисциплинарных консультаций ребенка и семьи;
- проведения индивидуальных занятий;
- проведения групповых занятий / встреч с несколькими семьями одновременно.
Планировка и оформление кабинета ранней помощи должны быть созданы с максимально возможным учетом особенностей организации сопровождения семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста, как типично развивающихся, так и с особенностями развития. Все игровое, специальное и техническое оборудование имеет свои отдельные места расположения, доступные для всех специалистов СРП, это позволяет оформлять и оборудовать каждое пространство под потребности конкретной семьи и задачи специалиста.
Наименование |
Кол-во |
Назначение |
|
Техническое оснащение |
|||
Ноутбук |
1 шт. |
для организации работы, ведения учета работы специалистов, технической работы специалистов по ведению документации |
|
Колонки |
2 шт. |
||
Доска магнитная |
1 шт. |
для проведения междисциплинарных консилиумов и групповых консультаций |
|
Стулья деревянные |
8 шт. |
для размещения детей во время работы специалистов |
|
Сенсорный настенный логопедический комплекс «Комфорт Лого» |
1 шт. |
для развивающей работы с детьми |
|
Интерактивная песочница «Островок» |
1 шт |
для проведения реабилитационной и коррекционной работы в зависимости от вида нарушения |
|
Тренажер растяжение |
2 шт. |
||
Модуль для прогона шаров открытый |
1 шт. |
||
Настенный модуль для развития стереогностического чувства |
1 шт. |
||
Настенный модуль для упражнения и развития моторики — движение по прорези, зубчатое колесо |
1 шт. |
||
Настенный модуль с 6 замочками и задвижками |
1 шт. |
||
Настенный модуль с объемными телами и зеркалом |
1 шт. |
||
Сухой бассейн |
1 шт. |
||
Шары для сухого бассейна |
400 шт. |
||
Игровые средства |
|||
«Курочка с цыплятами» (матрешка) |
1 шт. |
||
«Славянская семья: родство и занятия» — демонстрационный материал |
1 шт. |
||
«Этикет для малышей» — демонстрационный материал |
1 шт. |
||
Ведерко пластмассовое |
1 шт. |
||
Зегебарт Г.М. «Не просто лабиринты» набор 1 |
1 шт. |
||
Зегебарт Г.М. «Не просто лабиринты» набор 2 |
1 шт. |
||
Коробка стимульного материала для развития детей раннего возраста |
3 шт. |
||
Кубики «Томик» |
2 кор. |
||
Лото «Классификатор» |
1 шт. |
||
Материал для моделирования и конструирования (короб с кубиками) |
1 короб |
||
Матрешка пятисоставная |
1 шт. |
||
Мягкие игрушки |
6 шт. |
||
Мячики массажные |
6 шт. |
||
Набор фигур геометрических |
2 шт. |
||
Песок для интерактивной песочницы |
1 мешок |
||
Пирамидка «Геометрия» |
1 шт. |
||
Пирамидка маленькая |
1 шт. |
||
Пирамидка средняя |
1 шт. |
||
Собачка-каталка |
1 шт. |
||
Сортер |
1 шт. |
||
Стимульный материал для интерактивной песочницы |
|||
Фитбол большого размера |
1 шт. |
||
Материалы для продуктивной деятельности |
|||
Кисти для рисования |
4 шт. |
||
Краски акварельные |
1 шт. |
||
Краски гуашь |
1 шт. |
||
Краски пальчиковые |
1 набор |
||
Пластилин |
1 шт. |
||
Простые карандаши |
1 шт. |
||
Салфетки влажные |
1 шт. |
||
Салфетки сухие |
1 шт. |
||
Стакан-непроливайка |
1 шт. |
||
Фломастеры |
1 шт. |
||
Цветная бумага |
1 шт. |
||
Цветной картон |
1 шт. |
||
Цветные карандаши |
1 шт. |
||
Канцелярские принадлежности |
|||
Клеящий карандаш |
1 шт. |
||
Ластик |
1 шт. |
||
Линейка |
1 шт. |
||
Нож канцелярский |
1 шт. |
||
Ножницы |
1 шт. |
||
Простой карандаш |
3 шт. |
||
Ручки шариковые |
2 шт. |
||
Скотч |
1 шт. |
||
Скрепки |
1 уп. |
||
Степлер |
1 шт. |
||
Текстовыделители |
4 шт. |
Сведения о практической апробации программы
В целях оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и консультативной поддержки родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, интеграции его в общество специалисты Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции с декабря 2018 года разрабатывали, апробировали и вносили коррективы в дополнительную общеразвивающую программу для детей раннего возраста «Малышок». 27 декабря 2019 года программа была утверждена на педагогическом совете учреждения и реализуется в штатном режиме.
С января 2019 года по настоящее время программой охвачено 34 человека в групповом режиме, 14 человек в индивидуальном режиме — дети в возрасте от 2 до 3 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья; дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Рис. 2
Успешность реализации программы выявляется посредством анализа динамического наблюдения, анализа полученных данных диагностических обследований, которые проводятся индивидуально трижды: первичная, промежуточная (после 6 занятий) и итоговая диагностика (после 12 занятий).
На диаграмме виден достаточно высокий процент детей, имеющих на начальном этапе низкие показатели развития, на конец периода реализации программы эти показатели снижаются, а процент детей, имеющих средний уровень развития, возрастает (рис. 2).
Наряду с низким уровнем актуального развития у детей, зачисленных на занятия по программе, отмечались трудности коммуникативного характера: они редко первые проявляли инициативу вступления в контакт со сверстниками и взрослыми, при выполнении совместных заданий не наблюдалось сотрудничества между детьми, отмечалась бедность эмоционального компонента, недостаточно использовались невербальные средства общения, нередко наблюдались негативные личностные проявления.
Критериями усвоения программы являются не только оценка актуального уровня развития ребенка, но и умение по требованию взрослого воспроизводить тот или иной заданный образец; самостоятельное инициативное использование полученных знаний и умений в игре, общении со взрослыми и сверстниками (в случае реализации программы в групповом режиме), в других разнообразных видах деятельности, в том числе и в домашних условиях; заинтересованность детей предложенными заданиями, проявление активности и положительных эмоций; минимизация сложностей коммуникативного характера.
За время апробации программа доказала свою значимость и эффективность. Таким образом, последовательно помогая родителям и детям в решении проблем раннего возраста, специалисты могут предупредить проблемы в более старшем возрасте.
Литература
- Аксенова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 377 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с.
- Баранова М.Л. Модель деятельности службы ранней психолого-педагогической помощи в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия педагогика. 2008. № 4. С. 24–31.
- Ганичева А.Н. Познавательно-исследовательская активность детей раннего возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. № 5. С. 51–56.
- Гревцева Р.И., Мороз О.М. В гостях у кота Барсика: развивающая программа для детей раннего возраста. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. 55 с.
- Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб: Литера, 2008. 31 с.
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Парамонова Л.А. и др. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. СПб: КАРО, 2014. 104 с.
- Круглова А.М. Играем и учимся. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет. М.: Рипол Классик, 2014. 96 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Карапуз, 2009. 139 с.
- Мешкова В., Полякова Н. Забавные угощения. Для детей 2–3 лет // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 70–72.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 608 с.
- Новикова Е.П., Пилевская О.А., Тамбовцева А.А., Кобякова Е.А. Рабочая программа отдела ранней помощи [Электронный ресурс] // Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр». URL: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/06/programma-orp.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
- Плешкова Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Том. 8. Вып. 4. С. 396–408. doi:10.21638/11701/spbu16.2018.407
- Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. 145 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. 208 с.
- Разенкова Ю.А. Приоритетные научные исследования ИКП РАО в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 7–12.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов. 2-е изд., испр. и доп. СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005. 144 с.
- Чуйкова Ж.В., Красова Т.Д. Становление и развитие педагогики раннего детства в России [Электронный ресурс] // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4. С. 121–132. doi:10.24888/2073-8439-2019-48-4-121-132
- Цветкова И.В., Шинкарева Е.Ф. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях отечественной системы дошкольного образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 163–165.
- Урантаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 385
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 87
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2