Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 2. С. 87–97
doi:10.17759/bppe.2023200207
ISSN: 2658-3100 (online)
Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет
Аннотация
Формирование педагогической компетентности родителей будет успешным в том случае, если с семьями воспитанников ДОО будет проводиться работа, направленная на удовлетворение потребности родителей в получении педагогических знаний и умений, связанных с воспитанием детей в семье. И при этом в ходе работы по выявлению потребностей будет использоваться дифференцированный подход. На подтверждение этой гипотезы направлена данная статья. Авторами были использованы теоретический (изучение педагогической, психологической и методической литературы) и эмпирический (подбор диагностического инструментария, диагностическое обследование, опрос родителей и педагогов ДОО, количественная и качественная обработка данных) методы. В результате проведенной работы была составлена программа «Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет», которая включает в себя: план работы с педагогами по дифференцированному подходу в общении с родителями воспитанников; план работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, — на основе дифференцированного подхода. В работе представлены результаты эмпирического исследования, в котором участвовало 24 человека (родители воспитанников второй младшей группы ДОО).
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, дети, кризис трех лет, работа с родителями, индивидуальный и дифференцированный подход
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200207
Благодарности. Автор благодарит за помощь в подборе литературы для проведения исследования канд. соц. наук, доцента кафедры теории и технологии дошкольного образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Захарчук Л.А.
Получена: 11.03.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Четвертухина М.В. Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 87–97. DOI: 10.17759/bppe.2023200207
Полный текст
Дошкольное образование является первой ступенью в системе общего образования. Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (раздел I, п. 1.6., пп. 9) [9].
Следовательно, одним из направлений работы дошкольной организации является создание психолого-педагогических условий для формирования, развития и совершенствования педагогической компетенции родителей.
Отечественные исследователи (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова, Т.В. Кротова и др.) в своих работах делают выводы о том, что современные родители не владеют необходимым уровнем педагогической компетентности. В свою очередь, и практика показывает, что недостаточная степень знаний родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста не позволяет им плодотворно участвовать в образовательном процессе ДОО. Неуверенность взрослых в вопросах воспитания, их небрежное и, подчас, попустительское отношение к своим воспитательным обязанностям негативно сказывается на развитии детей. И эта некомпетентность оплачивается дальнейшим благополучием ребенка: психическим, физическим, эмоциональным.
Формирование и развитие педагогической компетентности родителей — сложный и динамичный процесс, который протекает при непосредственной конкретной профессиональной помощи педагогов ДОО. Ключевой фразой в сказанном является «профессиональной помощи». То есть педагог должен обладать таким уровнем компетентности, который дает ему возможность и, в определенной степени, право участвовать в формировании навыков и знаний у родителей, педагогической культуры и, как частности, педагогической компетентности.
Для того чтобы сотрудничество педагогов ДОО с родителями воспитанников было эффективным, в дошкольной организации необходимо создать психологически комфортную образовательную среду с учетом возрастных особенностей развития детей.
Младший дошкольный возраст — это важный сензитивный период в развитии детей. У ребенка происходит формирование будущей личности, закладываются фундаменты самооценки и самосознания. Он пытается выстраивать отношения и общение с окружающими, подражает взрослой жизни, «включается» в нее [4]. Ребенок выходит за пределы семьи. Его общение становится внеситуативно-познавательным. Взрослые становятся для ребенка источником знаний, учеными, которые способны разобраться в детских сомнениях, переживаниях и ответить на все их вопросы.
Ребенок начинает воспринимать себя отдельно от взрослого, проявляются первые признаки эмоциональной децентрации. Закладывается основа адекватной сепарации ребенка от родителей в дальнейшем. У него появляется желание сделать так, как хочется именно ему, а не взрослым. Дети стараются противостоять зависимости от взрослого, им хочется сотрудничества, а не контроля. Часто такое противостояние проявляется аффективно, спонтанно. Так идет становление самостоятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Но в данной ситуации педагогам и родителям необходимо помнить, что вновь появившаяся самостоятельность дошкольника — это его потребность в новых поступках, действиях, а не возможности ребенка фактически выполнить эти действия.
В возрасте 3–4 лет отношения ребенка со взрослыми, сверстниками переходят на совершенно другой уровень, но носят нестабильный характер. Именно на этом этапе проходит кризис трех лет.
Опираясь на анализ литературы ряда авторов, личный жизненный опыт и наблюдения, мы смогли прийти к выводу, что проявления кризиса трех лет у всех детей схожи, имеют одинаковые черты в своем протекании, и в его основе лежит «семизвездие» Л.С. Выготского: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм.
Несмотря на свое название, первые симптомы кризиса трехлетнего возраста у ребенка могут проявиться не ровно в три года. Чаще они наступают в возрасте от 2,5 до 4 лет [8]. В зависимости от индивидуальных личностных свойств характера, особенностей темперамента ребенка, стилей воспитания в семье и взаимоотношений с родителями тяжесть и длительность протекания этого периода различна.
Однозначно и точно назвать причины тяжелого или затяжного протекания кризиса трех лет невозможно. Анализ ряда литературных источников, описанные практикующими психологами ситуации показывают, что не последнее место среди них занимает стиль воспитания и общения в семье [2].
Не существует идентичных семей, и взаимоотношения родителей с детьми в семьях различаются. Еще в 1932 году Альфред Адлер познакомил общественность со своими исследованиями в области взаимосвязей и взаимоотношений родителей с детьми, описав стохастическую закономерность того, как неблагоприятные ситуации, вытекающие из неверного родительского воспитания, «помогают» формировать у ребенка искаженное представление о жизни и семье [1].
Даже не зная о том, что существует какая-нибудь видовая принадлежность характеристик и моделей поведения в семьях, родители, опираясь на собственное понимание вопросов становления личности ребенка и личный опыт, в зависимости от текущего момента, используют широкий арсенал стилей взаимоотношения со своими детьми. Но существует тенденция в отношении к ребенку, которая повторяется чаще или доминирует в семейном воспитании [6].
В отечественной и зарубежной психологии существует ряд исследований стилей семейного воспитания. Американский психолог Д.М. Болдуин выделял два стиля воспитания в семье: демократический и контролирующий. Д. Элдер, в свою очередь, определил семь стилей общения и взаимоотношений родителей со своим ребенком: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, разрешающий, попустительский, игнорирующий [6].
При проведении работы нами использовалась типология стилей воспитания в семье, которую составил в ходе наблюдений Д. Баумринд и в дальнейшем дополнили ее коллеги Э. Маккоби и Д.Д. Мартин: авторитарный, снисходительный (или либеральный), безразличный (или индифферентный), авторитетный [2].
Если подытожить сказанное выше, то мы получим следующее: характер ребенка, манера его поведения, выбор решений в дальнейшей его взрослой жизни закладываются не только генетически, но и не в меньшей степени благодаря тому стилю воспитания, которого придерживаются в семье малыша родители, их поведению, атмосфере и общению между членами семьи.
Так и в период кризиса трех лет стиль воспитания в семье влияет на то, какова будет его продолжительность, незаметно, легко или трудно этот кризис будет проходить, как он повлияет на дальнейшее воспитание ребенка.
Как показало исследование А.А. Шавыриной, если родители не могут установить с ребенком прочные, эмоционально окрашенные взаимоотношения, то это, как правило, приводит к проявлению у детей глубокого негативизма и упрямства за рамками возрастного кризиса трех лет [11]. Поэтому программа, о которой речь пойдет ниже, может быть использована при работе с родителями детей любого дошкольного возраста.
Чтобы сгладить кризисные проявления, не завести их слишком глубоко, родителям требуется осознать и захотеть изменить свое отношение к ребенку, учитывая его стремление к самостоятельности и происходящие в нем метаморфозы. Это поможет смягчить протекание кризиса, предотвратить или пройти без больших потерь неблагоприятные варианты поведения ребенка и не дать им возможности стать привычкой.
Стать педагогически грамотным и информированным, пройдя путь образования самостоятельно, в силах большинства родителей. Но помощь компетентного опытного педагога, в нашем случае педагогов ДОО, помогает родителям выбрать правильное направление в самообразовании и способствует овладению необходимыми знаниями и навыками.
В бихевиористической теории это описывается законами научения:
- закон эффекта (в нашем случае только положительного);
- закон упражняемости;
- закон готовности [7].
При формировании и развитии педагогической компетентности родителей необходимо добиться уровня неосознанной компетентности в знаниях и навыках последних. Данный подход предложен и описан в 1969 году тренером по менеджменту М. Бродвеллом [13]. Он назвал его «4 уровня обучения». В наше время он больше известен как «Квадрант компетенций», или, как еще называют, «Лестница развития компетентности», «4 стадии компетентности».
Формирование педагогической компетентности родителей при помощи педагогов ДОО происходит в несколько этапов.
На первом этапе родитель не осознает, что его педагогическое взаимодействие с ребенком гарантирует негативный результат в будущем. Это можно назвать неосознанной некомпетентностью. Данная неосознанность препятствует обращению родителей к педагогам ДОО и принятию помощи от них в вопросах повышения педагогической компетентности. Поэтому педагогам ДОО необходимо помочь родителям осознать свою некомпетентность в определенных аспектах развития своих детей.
Следующий этап можно обозначить как осознанная некомпетентность. Цель его — осознание родителями уровня свой педагогической компетентности, необходимости его повышения. Основанием для данной оценки могут служить: посещение родителями дней открытых дверей в ДОО; участие в режимных моментах ДОО, образовательной работе; индивидуальные беседы со специалистами и педагогами ДОО.
После того как родитель осознает свою педагогическую некомпетентность и у него появляется потребность в самообразовании по воспитательным моментам, начинается этап осознанной компетентности. Родители, пусть не всегда уверенно, но, основываясь на приобретенных знаниях, опыте, умениях, ставят перед собой задачи и стараются их выполнять. Это происходит не автоматически, а при постоянном продумывании своих действий, принятых решений, анализе результатов своей деятельности.
Последним этапом формирования педагогической компетентности родителей является неосознанная компетентность. Данная стадия характерна тем, что правильное выполнение родителями воспитательных моментов становится автоматическим и привычным. Это высокий уровень педагогической компетентности родителей, который характеризуется постоянным самообразованием и самоанализом, практикой и повторением.
Именно для достижения этапа неосознанной компетентности и создаются в ДОО соответствующие психолого-педагогические условия.
Но создать психолого-педагогические условия в ДОО для повышения компетентности родителей без наличия во взаимоотношениях педагогов и родителей межличностного общения диалогической направленности — невозможно. Данный диалог должен подразумевать личностно-направленное общение, обогащающее приобретением совместного опыта. Необходимой чертой межличностного общения педагогов и родителей является конгруэнтность, способность и готовность взаимодействующих к искреннему проявлению чувств, которые они испытывают при общении друг с другом. Наряду с вышесказанным, необходимо присутствие принципа позитивного безусловного принятия и безоценочного стиля отношений, доверия педагогам ДОО, их компетентности со стороны родителей (законных представителей) воспитанников.
Дошкольными организациями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей [12]. Педагоги ДОО постоянно ищут новые стороны совершенствования содержания и форм работы с семьями воспитанников, наряду с традиционными используются нетрадиционные подходы к взаимодействию.
Пути взаимодействия педагогов с родителями, гибкость и изменение их направления и акцентов, расширение позиций жизненно важных проблем, предоставление искренности и откровенности групповым и индивидуальным встречам, их конструктивности — все это неотъемлемая часть работы дошкольной организации по созданию психолого-педагогических условий формирования и развития педагогической компетентности родителей.
Благодаря доверительному сотрудничеству детского сада с родителями вокруг ребенка создается атмосфера доверия, взаимопонимания, поддержки. Но родителям необходимо осознание того, что ДОО — это учреждение, в котором развиваются, учатся и воспитываются не только их дети, но и они сами взрослеют и становятся компетентными родителями.
Проводя работу по созданию психолого-педагогических условий по повышению педагогической компетентности родителей, необходимо помнить, каждая семья индивидуальна по составу, социальному положению, взаимоотношениям между ее членами. Каждый родитель, воспитывая своего ребенка, опирается на опыт прежних поколений и на свой собственный, на те знания и навыки, которыми обладает, применяет методы общения и обучения, которые ему близки.
Поэтому для создания комфортных и действенных психолого-педагогических условий, для эффективного построения работы взаимодействия с родителями по повышению их педагогической компетентности необходимо изучить и понять особенности, ожидания и потребности каждой отдельно взятой семьи.
При деликатном и грамотном симбиозе традиционных форм работы с семьей или отдельным родителем с использованием методов активации родительской заинтересованности в приобретении педагогического опыта появляется возможность существенно повысить уровень педагогической компетентности каждого родителя во взаимоотношениях со своим ребенком младшего дошкольного возраста.
В работе Е.Л. Горловой определено два устойчивых направления работы с родителями по оказанию им психолого-педагогической помощи в вопросах взросления и развития детей [5].
Первое основывается на высказывании Д.В. Винникотта о том, что «мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука — это ее собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, и, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и — что очень важно — она многому научилась в раннем детстве, играя в “дочки-матери”» [3]. Подойдя к формированию и развитию педагогической компетентности родителей младших дошкольников,на основе данного мнения, мы будем рассматривать помощь родителям как экспансию инородного опыта, который подвергает обструкции материнскую интуицию.
Второе опирается на осознание родительства, или же компетентного родительства, как овладение новой жизненной ролью, новым видом деятельности. Данный подход предусматривает необходимость в помощи педагогов ДОО родителям в развитии их педагогической компетентности.
Данные направления дают понять, что в вопросах становления компетентности родителей эффективно использовать дифференцированный подход [10].
Дифференцированный подход — это одно из психолого-педагогических условий, которое может быть использовано в работе с родителями, базирующееся на каких-либо индивидуальных особенностях семьи детей, но в то же время присущих нескольким семьям одновременно.
Согласно позиции А. Адлера и Р. Дрейкуса в вопросах повышения педагогической компетентности родителей, создание групп для обучения последних — одно из направлений формирования действенно-положительного взаимодействия в рамках создания прочного фундамента конструктивных взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО [1].
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО с целью повышения культуры педагогической грамотности семьи [9].
Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение ряда условий. Таковыми являются:
- доверительные взаимоотношения между педагогами ДОО и родителями;
- использование в общении и работе с родителями знаний об уровне их компетентности в вопросах воспитания детей, особенностях условий жизни семьи, возрасте родителей;
- умелое вплетение индивидуального подхода к каждой семье в организацию деятельности с группой родителей, объединенной схожими вопросами или проблемами;
- возможность применения разнообразных форм работы с родителями, объединенными в группу по дифференцированному подходу.
Для того чтобы повысить педагогическую компетентность родителей, чтобы произошел переход из потенциального ее состояния в актуальное, а неосознанная некомпетентность видоизменилась в неосознанную компетентность, необходимо сделать так, чтобы у родителя появился интерес к собственным возможностям личностного развития.
Все обозначенное выше позволило разработать психолого-педагогическую программу «Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет», направленную на просвещение педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста, создание психолого-педагогических условий для формирования, развития и совершенствования педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка как личности.
Эмпирическое исследование происходило на базе МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 15». В нем приняли участие 24 семьи воспитанников второй младшей группы.
Внедрение технологии «Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет» проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.
Цель первого этапа программы — изучение и выявление особенностей задействованных семей: определение типа семьи, образовательного уровня, социального положения родителей детей младшего дошкольного возраста.
Задачами, решаемыми на первом этапе, стали:
- изучение социальных паспортов семей воспитанников второй младшей группы;
- выявление уровня педагогической компетентности родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в ДОО;
- выявление опыта работы воспитателей в ДОО по взаимодействию с родителями воспитанников второй младшей группы.
Для решения поставленных задач был составлен план проведения первого этапа по формированию педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
При решении поставленных задач, в соответствии с планом, было проделано следующее:
- изучены сведения о ребенке, которые предоставляются родителями воспитателю при поступлении ребенка в группу;
- проведены: анкетирование родителей по выявлению сформированности компонентов педагогической компетентности; тестирование родителей «Какой у вас стиль воспитания?» (автор М. Белых);
- проведены опросы родителей: «Как Вы относитесь и готовы ли Вы к тому, чтобы проходить обучение для родителей и совершенствоваться в вопросах воспитания?» и «Какие способы обучения приемлемы именно для Вас?»;
- изучена документация, наглядная информация и конспекты родительских собраний второй младшей группы.
На основе данных, полученных в ходе первого, констатирующего этапа внедрения программы «Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет», появилась возможность наметить цель второго, формирующего этапа — внедрить и провести цикл мероприятий по эффективному взаимодействию педагогов с родителями детей младшего дошкольного возраста для развития их педагогической компетентности.
Задачами второго этапа стали:
- повышение компетентности педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, по дифференцированному подходу в общении с родителями в зависимости от стиля воспитания детей в семье;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, при помощи дифференцированного подхода.
Работа по решению поставленных задач велась параллельно с педагогами и родителями воспитанников второй младшей группы, а также с педагогами первых младших и средних групп, так как кризис возраста трех лет может начаться и в 2,5 года, и в 4 года. Это позволяет своевременно и мягко решать возникающие вопросы и сложности у всех участников образовательного процесса.
Срок реализации цикла мероприятий по взаимодействию с родителями детей младшего дошкольного возраста для развития их педагогической компетентности рассчитан на один учебный год. Но при необходимости: затянувшийся кризис трех лет у ребенка, наметившиеся сдвиги в вопросах семейного воспитания (приближение авторитарного и либерального стилей к авторитетному), — возможно увеличение сроков реализации.
Для решения поставленных задач были составлены:
- план работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности (на учебный год);
- план работы с педагогами по дифференцированному подходу в общении с родителями воспитанников (на учебный год).
В ходе решения поставленных задач формирующего этапа использовались следующие формы работы:
- с педагогами: беседа консультирование; тренинг;
- с родителями воспитанников младшего дошкольного возраста: мини-опросы; памятки, брошюры; консультации; круглые столы; мини-собрания; устный педагогический журнал; «почтовый ящик»; проигрывание ситуационных моментов.
Следует отметить, что бóльшая часть работы с родителями строилась на дифференцированном подходе. При анкетировании принявших участие в исследовании 24 родителей, которое проводилось на первом этапе, было выявлено: 11 семей предпочитают авторитарный стиль воспитания в семье, 8 семей — либеральный (в процентном соотношении 46% и 33%, соответственно). Поэтому мероприятия проводились с учетом выявленных стилей воспитания.
По завершению формирующего этапа проведены:
- тестирование на наличие знаний об особенностях периода кризиса трех лет в жизни их ребенка, а также о том, какой стиль воспитания наиболее «применим» для общения в период детских кризисов;
- контрольное тестирование «Какой у вас стиль воспитания?».
В начале проведения исследования наличие знаний о кризисе у ребенка трехлетнего возраста показали 6 респондентов из группы родителей в количестве 24 человек.
При проведении контрольного тестирования той же группы родителей средний и выше среднего уровни знаний по названной теме выявлены у 20 человек.
Данные значения показывают, что при проведении тематически направленного обучения растет уровень когнитивного компонента педагогической компетентности родителей, знания которого будут использоваться ими в дальнейшем воспитании своих детей.
Что же касается стилей воспитания, то здесь картина следующая: две семьи, одна с авторитарным, другая с либеральным стилем воспитания, при проведении контрольного тестирования показали изменение взаимоотношений с детьми на авторитетный.
В дальнейшем при непосредственном участии педагогов ДОО родители смогут осознать те перемены, которые с ними произошли в процессе обучения, и применить в достаточной мере теоретический опыт нового взаимодействия с ребенком на практике.
Косвенным подтверждением положительной оценки работы по формированию педагогической компетентности родителей служит обратная связь со стороны участников эксперимента. В своих отзывах они отмечают следующее:
- благодаря участию в реализации плана у них появились теоретические знания, которые помогут им в дальнейшем в выстраивании внутрисемейных отношений;
- тренинги, проводимые в рамках эксперимента, помогли им в игровой форме, но все же практически опробовать свои новые знания и навыки.
Проанализировав данные, полученные в ходе реализации программы, мы пришли к выводу, что при использовании дифференцированного подхода во взаимодействии с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста, учитывая и своевременно удовлетворяя потребности родителей в педагогических знаниях об особенностях кризисного периода ребенка трех лет, стилях воспитания, применяемых в семье, возможно достойное и успешное формирование педагогической компетентности родителей в условиях ДОО.
Литература
- Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 131–140.
- Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42–51.
- Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери: Учебное пособие. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 80 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию // Вестник РГГУ. Серия: Психология, педагогика, образование. 2010. № 17 (60). С. 214–224.
- Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n1/69040 (дата обращения: 13.01.2022).
- Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. М.: Проспект, 2009. 214 c.
- Тухужева Л.А., Темирканова, Д.С., Гукова, Д.А. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования. 2018. № 26 (38). С. 97–98.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-doshkolnogo-obrazovaniia (дата обращения: 15.12.2020).
- Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 227–231.
- Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол наук. М., 2012. 150 с.
- Шикуткина Е.В. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 416–418.
- Broadwell M.M. Teaching For Learning (XVI.) // The Gospel Guardian. 1969, February 20. Vol. 20(41). P. 1–3a.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 406
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 139
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3