Введение
В разные периоды развития психологической науки проблему вербальной агрессии исследовали А. Бандура, А. Басс, Р. Бэрон, Л.В. Берковиц, В.С. Мухина, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, Е.В. Змановская, Ю.В. Щербинина, С.Н. Ениколопов и др. Внимание исследователей к проблеме вербальной агрессии в последние два десятилетия объясняется тем, что значительная часть коммуникаций переместилась в виртуальный дискурс и непрерывно трансформируется, динамично осваивая новые каналы и инструментарий [Воронцова, 2006; Сидорова, 2009]. В психологической литературе описаны новые способы проявления агрессии: кибермоббинг, кибербуллинг, троллинг, хейтерство, киберсталкинг [Андрианова, 2020; Собкин, 2019]. Сегодня вербальная агрессия вбирает в себя и другие формы реакций, ранее выделявшиеся как самостоятельные: раздражительность, негативизм, скрытую агрессию, — и чаще рассматривается как составляющая агрессивного поведения личности [Палагина, 2016].
Большинство психологов трактуют вербальную агрессию как устное или письменное речевое выражение негативных эмоций, чувств или намерений в грубой, оскорбительной, высмеивающей — в любой неприемлемой для индивида или группы индивидов форме.
Арнольд Басс считает, что вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание словесных ответов: угрозу, проклятие, ругань [Психологический словарь /, 1996].
Психолингвист и антрополог В.И. Жельвис указывает на то, что вербальная агрессия проявляется в стремлении агрессора понизить социальный статус адресата, уровень его самооценки, попытке нанести моральный урон и добиться изменения его поведения, повысить собственную самооценку или продемонстрировать свою силу за счет акта агрессии [Жельвис, 1997].
Детский психиатр Ю.Б. Можгинский интерпретирует вербальную агрессию как действия и высказывания с целью причинения боли (как душевной, так физической) другому человеку [Можгинский, 2009].
Филолог и психолог Ю.В. Щербинина считает, что термин «вербальная агрессия» применим к разнообразным речевым актам (устным и письменным), которые могут быть неоднородны по мотивации, по интенциональной направленности, условиям проявления, формам воплощения, однако это всегда нарушение устоявшейся коммуникативной нормы [Щербинина, 2004].
Агрессия — узловой компонент языковой личности подростков [Караулов, 2010], который в силу возрастных особенностей может быть вызван совершенно разными причинами, вступающими между собой в противоречивые отношения: семейными, индивидуальными (личностными), ситуативными. В числе семейных причин агрессии, выражаемой подростками, в том числе вербально, психологи называют, с одной стороны, отсутствие эмоциональной связи, безразличие, безучастность родителей к жизни подростка, а с другой — повышенную опеку, чрезмерный родительский контроль, подавление каких-либо проявлений самостоятельности. Враждебное отношение к подростку, унижение, оскорбление, подавление эмоций родителями также могут быть причинами агрессивного поведения подростка в социуме.
Личностными причинами агрессии подростка, в том числе вербальной, могут выступать страх, неуверенность в безопасности, ожидание плохого, чувство одиночества, вины, повышенная раздражительность, обидчивость. Ситуативные причины агрессии коррелируют с актуальными событиями в жизни подростка: заболеванием, игровой, виртуальной или другой зависимостью, переутомлением, ссорой с приятелем, ревностью и др.
В этом контексте представляет интерес теория намерений А. Басса, выделившего два главных намерения агрессии: намерение получить поощрение, с одной стороны, и намерение принести жертве агрессии страдания — с другой [Buss, 1971]. С одной стороны, вербальный агрессор приносит страдания своей жертве (высмеивая, унижая, издеваясь и пр.), а с другой — получает поощрение: эмоциональную, вербальную, физическую реакцию жертвы или одобрение / критику группы, сообщества, в котором данный акт вербальной агрессии реализуется. Можно предположить, что молодежный сленг выступает одним из инструментов реализации вербальной агрессии в подростковом возрасте, а потому вполне может рассматриваться как атрибут языковой личности подростков.
В последние годы проблема вербальной агрессии, активно «внедряясь» в сферу межличностного общения, проявляется в жаргонизации, вульгаризации речи, употреблении нецензурной лексики, сленга и просторечий — разгерметизации языка и коллоквиализации дискурса [Черняев, 2008].
Анализ психологической литературы показал, что, изучая особенности проявления вербальной агрессии в подростковом возрасте, исследователи обращают внимание на очевидную форму ее проявления — ненормативную лексику, на влияние различных типов образовательной среды на проявление негативных эмоций, в их числе вербальной агрессии у подростков [Воронкова, 2010]. Не менее значимыми являются вопросы о взаимосвязи вербальной агрессии и языковой картины мира, о причинах активного использования молодежного сленга как маркера вербальной агрессии. Данные аспекты проблемы могут стать предметом дальнейших психолого-педагогических исследований.
Цель настоящего исследования — вывить связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте (14-16 лет). По нашему предположению, имеется связь между вербальной агрессией и использованием молодежного сленга в старшем подростковом возрасте; интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте; чем интенсивнее использование молодежного сленга, тем выше уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте.
Результаты исследования и обсуждение
Выборка исследования состояла из 60 подростков в возрасте 14–16 лет — обучающихся 9–10 классов ГБОУ Школа № 1533 «ЛИТ» (Москва, Ломоносовский проспект, 16).
На первом этапе исследования проведено анкетирование по авторской анкете, позволяющей установить интенсивность использования молодежного сленга. Анкета состояла из шести вопросов, в том числе: как часто вы используете в своей речи сленговые выражения; помогают ли сленговые выражения лучше выразить эмоции, передать психологическое состояние говорящего; нравится ли вам употреблять (или когда другие употребляют) сленговые выражения в общении со взрослыми, которые их зачастую не понимают; как часто вы используете молодежный сленг, чтобы обидеть кого-то, задеть, высмеять, выразить агрессию. Кроме того, испытуемым предлагалось записать, какие сленговые слова они используют с целью кого-то обидеть, задеть, высмеять.
В результате анкетирования испытуемые были разделены на три группы по интенсивности использования молодежного сленга: «Никогда» — сообщившие, что не используют сленг ни при каких обстоятельствах (18 испытуемых); «Иногда» — сообщившие, что используют сленг в некоторых ситуациях (27 испытуемых); «Всегда» — сообщившие, что используют сленг постоянно (15 испытуемых).
Рис. 1. Интенсивность использования молодежного сленга в старшем подростковом возрасте
Таким образом, 30% испытуемых не используют молодежный сленг в повседневной речи, тем более с намерением кого-то обидеть, высмеять, т. е. выразить таким образом вербальную агрессию; 45% испытуемых употребляют молодежный сленг непостоянно, в некоторых ситуациях; 25% испытуемых используют молодежный сленг наиболее интенсивно, в том числе в агрессивных целях.
Отметим, что отбор в группы проводился строго: только при совпадении всех пунктов по ответам с признаком «да, часто, всегда» испытуемые относились к группе «Всегда» и только при совпадении всех пунктов «нет, никогда» — к группе «Никогда». При проведении дальнейшего исследования наиболее показательными явились замеры уровня вербальной агрессии в группах «Никогда» и «Всегда».
На втором этапе исследования проведена методика «Виды агрессивности» (Л.Г. Почебут, 2012; на основе: А. Басс, А. Дарки, 1957), позволяющая выявить уровень вербальной агрессии у старших подростков в группах «Никогда», «Иногда» и «Всегда» [Почебут, 2012]. Получены баллы по шкале «Вербальная агрессия» от 0 до 8. В группе испытуемых «Никогда» отмечен минимальный балл — 0, максимальный — 5, в группе испытуемых «Всегда» минимальный балл — 3, максимальный — 8. Средние баллы представлены на диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Средние баллы по шкале «Вербальная агрессия» (от 0 до 8 баллов)
методики «Виды агрессивности» в трех группах испытуемых
На рисунке 2 видно, что между уровнем вербальной агрессии и интенсивностью использования молодежного сленга старшими подростками имеется связь. Более того, можно предположить, что интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте: чем интенсивнее использование молодежного сленга, тем выше уровень вербальной агрессии у старших подростков. Для того чтобы проверить гипотезы, применен качественный анализ результатов диагностики.
С целью качественного анализа результатов диагностики использован непараметрический аналог однофакторного дисперсионного анализа — критерий Краскела — Уоллиса, позволяющий обнаружить различия в положении распределения [Сорокова, 2014]. В качестве нулевой принята гипотеза: интенсивность использования молодежного сленга не влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте; в качестве альтернативной: интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии у старших подростков. Результаты представлены на рис. 3, 4.
На рисунках 3 и 4 видим, что нулевая гипотеза отклонена на уровне значимости α=0,0<0,5. Следовательно, различия по уровню вербальной агрессии в группах испытуемых имеются: интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте.
Рис. 3. Итоги проверки гипотезы по критерию Краскела — Уоллиса
Рис. 4. Итоги проверки гипотезы по критерию Краскела — Уоллиса для независимых выборок
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение: между вербальной агрессией и использованием молодежного сленга в старшем подростковом возрасте имеется связь. Более того, интенсивность использования молодежного сленга связана с уровнем вербальной агрессии у подростков. Подростки, интенсивно использующие в своей речи молодежный сленг, демонстрируют более высокий уровень вербальной агрессии; подростки, не использующие молодежный сленг, отличаются низким уровнем вербальной агрессии.
Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований на тему вербальной агрессии и функционирования молодежного сленга в подростковом возрасте, при разработке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам вербальной агрессии, молодежного сленга, особенностей подросткового возраста, а также могут стать основой для разработки методики определения интенсивности использования молодежного сленга подростками.