Связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте

157

Аннотация

В статье представлены результаты исследования связи вербальной агрессии и интенсивности использования молодежного сленга подростками 14-16 лет. В исследовании приняли участие 60 испытуемых. Использовались методики: анкетирование (авторская анкета, позволяющая установить интенсивность использования молодежного сленга) и методика «Виды агрессивности» (Л.Г. Почебут, 2012; на осн.: А. Басс, А. Дарки, 1957), позволяющая выявить уровень вербальной агрессии у старших подростков. Проверялись гипотезы: имеется связь между вербальной агрессией и использованием молодежного сленга в старшем подростковом возрасте; интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте; чем интенсивнее использование молодежного сленга, тем выше уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте. Гипотеза исследования подтвердилась: отмечено, что подростки, интенсивно использующие в своей речи молодежный сленг, демонстрируют более высокий уровень вербальной агрессии; подростки, не использующие молодежный сленг, отличаются низким уровнем вербальной агрессии.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, молодежь, интернет-сленг

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200206

Получена: 04.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Воронкова И.В., Черняев Н.С. Связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 79–86. DOI: 10.17759/bppe.2023200206

Подкаст

Полный текст

Введение

В разные периоды развития психологической науки проблему вербальной агрессии исследовали А. Бандура, А. Басс, Р. Бэрон, Л.В. Берковиц, В.С. Мухина, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, Е.В. Змановская, Ю.В. Щербинина, С.Н. Ениколопов и др. Внимание исследователей к проблеме вербальной агрессии в последние два десятилетия объясняется тем, что значительная часть коммуникаций переместилась в виртуальный дискурс и непрерывно трансформируется, динамично осваивая новые каналы и инструментарий [3; 10]. В психологической литературе описаны новые способы проявления агрессии: кибермоббинг, кибербуллинг, троллинг, хейтерство, киберсталкинг [1; 11]. Сегодня вербальная агрессия вбирает в себя и другие формы реакций, ранее выделявшиеся как самостоятельные: раздражительность, негативизм, скрытую агрессию, — и чаще рассматривается как составляющая агрессивного поведения личности [7].

Большинство психологов трактуют вербальную агрессию как устное или письменное речевое выражение негативных эмоций, чувств или намерений в грубой, оскорбительной, высмеивающей — в любой неприемлемой для индивида или группы индивидов форме.

Арнольд Басс считает, что вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание словесных ответов: угрозу, проклятие, ругань [9].

Психолингвист и антрополог В.И. Жельвис указывает на то, что вербальная агрессия проявляется в стремлении агрессора понизить социальный статус адресата, уровень его самооценки, попытке нанести моральный урон и добиться изменения его поведения, повысить собственную самооценку или продемонстрировать свою силу за счет акта агрессии [4].

Детский психиатр Ю.Б. Можгинский интерпретирует вербальную агрессию как действия и высказывания с целью причинения боли (как душевной, так физической) другому человеку [6].

Филолог и психолог Ю.В. Щербинина считает, что термин «вербальная агрессия» применим к разнообразным речевым актам (устным и письменным), которые могут быть неоднородны по мотивации, по интенциональной направленности, условиям проявления, формам воплощения, однако это всегда нарушение устоявшейся коммуникативной нормы [14].

Агрессия — узловой компонент языковой личности подростков [5], который в силу возрастных особенностей может быть вызван совершенно разными причинами, вступающими между собой в противоречивые отношения: семейными, индивидуальными (личностными), ситуативными. В числе семейных причин агрессии, выражаемой подростками, в том числе вербально, психологи называют, с одной стороны, отсутствие эмоциональной связи, безразличие, безучастность родителей к жизни подростка, а с другой — повышенную опеку, чрезмерный родительский контроль, подавление каких-либо проявлений самостоятельности. Враждебное отношение к подростку, унижение, оскорбление, подавление эмоций родителями также могут быть причинами агрессивного поведения подростка в социуме.

Личностными причинами агрессии подростка, в том числе вербальной, могут выступать страх, неуверенность в безопасности, ожидание плохого, чувство одиночества, вины, повышенная раздражительность, обидчивость. Ситуативные причины агрессии коррелируют с актуальными событиями в жизни подростка: заболеванием, игровой, виртуальной или другой зависимостью, переутомлением, ссорой с приятелем, ревностью и др.

В этом контексте представляет интерес теория намерений А. Басса, выделившего два главных намерения агрессии: намерение получить поощрение, с одной стороны, и намерение принести жертве агрессии страдания — с другой [15]. С одной стороны, вербальный агрессор приносит страдания своей жертве (высмеивая, унижая, издеваясь и пр.), а с другой — получает поощрение: эмоциональную, вербальную, физическую реакцию жертвы или одобрение / критику группы, сообщества, в котором данный акт вербальной агрессии реализуется. Можно предположить, что молодежный сленг выступает одним из инструментов реализации вербальной агрессии в подростковом возрасте, а потому вполне может рассматриваться как атрибут языковой личности подростков.

В последние годы проблема вербальной агрессии, активно «внедряясь» в сферу межличностного общения, проявляется в жаргонизации, вульгаризации речи, употреблении нецензурной лексики, сленга и просторечий — разгерметизации языка и коллоквиализации дискурса [13].

Анализ психологической литературы показал, что, изучая особенности проявления вербальной агрессии в подростковом возрасте, исследователи обращают внимание на очевидную форму ее проявления — ненормативную лексику, на влияние различных типов образовательной среды на проявление негативных эмоций, в их числе вербальной агрессии у подростков [2]. Не менее значимыми являются вопросы о взаимосвязи вербальной агрессии и языковой картины мира, о причинах активного использования молодежного сленга как маркера вербальной агрессии. Данные аспекты проблемы могут стать предметом дальнейших психолого-педагогических исследований.

Цель настоящего исследования — вывить связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте (14-16 лет). По нашему предположению, имеется связь между вербальной агрессией и использованием молодежного сленга в старшем подростковом возрасте; интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте; чем интенсивнее использование молодежного сленга, тем выше уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте.

Результаты исследования и обсуждение

Выборка исследования состояла из 60 подростков в возрасте 14–16 лет — обучающихся 9–10 классов ГБОУ Школа № 1533 «ЛИТ» (Москва, Ломоносовский проспект, 16).

На первом этапе исследования проведено анкетирование по авторской анкете, позволяющей установить интенсивность использования молодежного сленга. Анкета состояла из шести вопросов, в том числе: как часто вы используете в своей речи сленговые выражения; помогают ли сленговые выражения лучше выразить эмоции, передать психологическое состояние говорящего; нравится ли вам употреблять (или когда другие употребляют) сленговые выражения в общении со взрослыми, которые их зачастую не понимают; как часто вы используете молодежный сленг, чтобы обидеть кого-то, задеть, высмеять, выразить агрессию. Кроме того, испытуемым предлагалось записать, какие сленговые слова они используют с целью кого-то обидеть, задеть, высмеять.

В результате анкетирования испытуемые были разделены на три группы по интенсивности использования молодежного сленга: «Никогда» — сообщившие, что не используют сленг ни при каких обстоятельствах (18 испытуемых); «Иногда» — сообщившие, что используют сленг в некоторых ситуациях (27 испытуемых); «Всегда» — сообщившие, что используют сленг постоянно (15 испытуемых).
Диаграмма
Рис. 1. Интенсивность использования молодежного сленга в старшем подростковом возрасте

Таким образом, 30% испытуемых не используют молодежный сленг в повседневной речи, тем более с намерением кого-то обидеть, высмеять, т. е. выразить таким образом вербальную агрессию; 45% испытуемых употребляют молодежный сленг непостоянно, в некоторых ситуациях; 25% испытуемых используют молодежный сленг наиболее интенсивно, в том числе в агрессивных целях.

Отметим, что отбор в группы проводился строго: только при совпадении всех пунктов по ответам с признаком «да, часто, всегда» испытуемые относились к группе «Всегда» и только при совпадении всех пунктов «нет, никогда» — к группе «Никогда». При проведении дальнейшего исследования наиболее показательными явились замеры уровня вербальной агрессии в группах «Никогда» и «Всегда».

На втором этапе исследования проведена методика «Виды агрессивности» (Л.Г. Почебут, 2012; на основе: А. Басс, А. Дарки, 1957), позволяющая выявить уровень вербальной агрессии у старших подростков в группах «Никогда», «Иногда» и «Всегда» [8]. Получены баллы по шкале «Вербальная агрессия» от 0 до 8. В группе испытуемых «Никогда» отмечен минимальный балл — 0, максимальный — 5, в группе испытуемых «Всегда» минимальный балл — 3, максимальный — 8. Средние баллы представлены на диаграмме (рис. 2).

Диаграмма 2

Рис. 2. Средние баллы по шкале «Вербальная агрессия» (от 0 до 8 баллов)
методики «Виды агрессивности» в трех группах испытуемых

На рисунке 2 видно, что между уровнем вербальной агрессии и интенсивностью использования молодежного сленга старшими подростками имеется связь. Более того, можно предположить, что интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте: чем интенсивнее использование молодежного сленга, тем выше уровень вербальной агрессии у старших подростков. Для того чтобы проверить гипотезы, применен качественный анализ результатов диагностики.

С целью качественного анализа результатов диагностики использован непараметрический аналог однофакторного дисперсионного анализа — критерий Краскела — Уоллиса, позволяющий обнаружить различия в положении распределения [12]. В качестве нулевой принята гипотеза: интенсивность использования молодежного сленга не влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте; в качестве альтернативной: интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии у старших подростков. Результаты представлены на рис. 3, 4.

На рисунках 3 и 4 видим, что нулевая гипотеза отклонена на уровне значимости α=0,0<0,5. Следовательно, различия по уровню вербальной агрессии в группах испытуемых имеются: интенсивность использования молодежного сленга влияет на уровень вербальной агрессии в старшем подростковом возрасте.
Рис.3
Рис. 3. Итоги проверки гипотезы по критерию Краскела — Уоллиса
Рис.4
Рис. 4. Итоги проверки гипотезы по критерию Краскела — Уоллиса для независимых выборок

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение: между вербальной агрессией и использованием молодежного сленга в старшем подростковом возрасте имеется связь. Более того, интенсивность использования молодежного сленга связана с уровнем вербальной агрессии у подростков. Подростки, интенсивно использующие в своей речи молодежный сленг, демонстрируют более высокий уровень вербальной агрессии; подростки, не использующие молодежный сленг, отличаются низким уровнем вербальной агрессии.

Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований на тему вербальной агрессии и функционирования молодежного сленга в подростковом возрасте, при разработке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам вербальной агрессии, молодежного сленга, особенностей подросткового возраста, а также могут стать основой для разработки методики определения интенсивности использования молодежного сленга подростками.

Литература

  1. Андрианова Р.А. Буллинг как феномен агрессивного преследования в образовательной среде // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде: Сборник научных статей / Под ред. И.В. Вагнер. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. С. 5–22.
  2. Воронкова И.В. Образовательная среда как условие развития интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер подростка // Образование и саморазвитие. 2010. № 3 (19). С. 43–49.
  3. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дисс. … докт. филол. наук. Челябинск, 2006. 43 с.
  4. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 1997. 453 с.
  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. М.: Когито-центр, 2009. 181 с.
  7. Палагина А.О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе // Образование и воспитание. 2016. № 4 (9). С. 1–4.
  8. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. СПб: Питер, 2012. 334 с.
  9. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика, 1996. 312 с.
  10. Сидорова Е.Ю. Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 28–31.
  11. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. C. 5–18. doi:10.17759/pse.2019240201
  12. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учебное пособие. Saarbrcken: Palmarium Academic Publishing, 2014. 405 с.
  13. Черняев Н.С. Специфика жаргонизации дискурса масс-медиа // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Материалы 2-й Международной конференции. М., 2008. С. 492–494.
  14. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. М.: Флинта, 2004. 221 с.
  15. Buss A.H. Aggression pays // The control of aggression and violence. New York: Academic Press, 1971. P. 112–130.

Информация об авторах

Воронкова Инна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2867-2354, e-mail: ivvoronkova@gmail.com

Черняев Николай Сергеевич, магистрант, кафедра «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», факультет «Психология образования», , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-9233-2920, e-mail: nikolay_chernyaev@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 451
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 157
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6