Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 3. С. 54–61
doi:10.17759/bppe.2024210307
ISSN: 2658-3100 (online)
Роль преподавателя и педагога в трансляции культуры: состояние и задачи
Аннотация
В современных условиях актуальными остаются вопросы о трансляции культуры, о факторах социализации людей. Социальными институтами трансляции культуры и формирования социальных представлений молодых людей являются средние и высшие учебные заведения, ключевыми персонами — учителя и преподаватели. Цель исследования: изучение представлений преподавателей и студентов об «эталонных качествах» человека (мужчины, женщины, мужа, жены). Гипотезы: 1) представления об «эталонных качествах» человека формируются посредством разных социальных механизмов; 2) эффекты прямых воздействий преподавателей на формирование представлений студентов об «эталонных качествах» ограничены; представления преподавателей и студентов различаются. Выборка: студенты 1 и 2 курса, юноши и девушки в возрасте 18–20 лет: 32 — технического вуза (РТУ МИРЭА, г. Москва), 33 — гуманитарного (ГАУГН, г. Москва), 47 — спортивного (ГЦОЛИФК); 37 медицинских сестер, проходивших переподготовку, 22–38 лет; 36 преподавателей этих же вузов (мужчины и женщины в возрасте 25–60 лет). Рабочие гипотезы подтверждены, полученные данные согласуются с результатами первых исследований (Толочек, 2023), расширяют и развивают их.
Общая информация
Ключевые слова: преподаватели, студенты, мировоззрение, базовые представления, трансляция культуры
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210307
Финансирование. исследование выполнено в соответствии с Государственным заданием Минобрнауки РФ № 0138-2024-0017 «Профессиональная деятельность и развитие личности человека в условиях организационных и техногенных изменений».
Благодарности. авторы благодарят за помощь в планировании исследования научного руководителя проекта В.А. Толочека.
Получена: 16.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Гричанова Т.Г., Новикова А.В., Сизова Л.А., Толочек Е.А. Роль преподавателя и педагога в трансляции культуры: состояние и задачи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 54–61. DOI: 10.17759/bppe.2024210307
Полный текст
Введение
Согласно работам М. Мид [3], различаются три базовых механизма трансляция культуры: при постфигуративном типе культурного обмена между поколениями знания передаются от старших к младшим, при префигуративном — от младших к старшим; кофигуративный тип — обмен знаниями между сверстниками. В разных сообществах могут преобладать разные типы и в разных «пропорциях».
Глобализация, интернет, цифровизация по-новому ставят вопросы о типах трансляции культуры, о факторах социализации людей. Актуальными темами НИР становятся такие как «отношение к образованию» «отношение к технике», «доверие к технике», мигранты, Z-поколение, фрилансеры и др. Один из контекстов культуры — социальные представления членов сообщества, сравнительно новая проблематика, в середине минувшего столетия предложенная С. Московичи (Moscovici, 1961), за последующие десятилетия много расширяющая свои границы [1; 2; 8; 10; 13; 14; др.].
Социальными институтами трансляции культуры и формирования социальных представлений молодых людей являются школа, средние специальные и высшие учебные заведения; ключевыми персонами — учителя и преподаватели. В последующем именно эти базовые представления, эти социальные константы будут многое определять в трудовой биографии молодежи — как успешность [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12; др.], так и в целом профессиональное здоровье и профессиональное долголетие [5; 8; 10; 15]. Следовательно, базовые представления молодых людей должны быть согласованными с их актуальным социальным опытом, с их перспективными целями; они могут и должны целенаправленно формироваться в стенах средних и высших учебных заведений; вопросы о видении мира молодыми, об их понимании своей роли в нем — должны оставаться актуальными задачами всех институтов образования; они же выступают и как актуальные и перманентные научно-практические задачи, в каждый период времени заявляющие о себе по новому.
Обсуждаемую проблему определим так: роль учителя и преподавателя в формировании мировоззрения молодого человека. Один из ее аспектов — формирование адекватных представлений молодежи (о человеке, о социальных ролях мужчины и женщины).
Объект, предмет, методы, дизайн исследования. Цель: изучение представлений молодых людей об «эталонных» качествах человека.
Гипотезы. 1) Представления об «эталонных качествах» человека формируются посредством разных социальных механизмов. 2) Эффекты прямых воздействий преподавателей на формирование представлений студентов об «эталонных качествах» ограничены.
Методы: психодиагностика (тест-опросник УСК); исследовательская методика (анкета «Мужчина-женщина-муж-жена» [5]); методы статистики: распределение частот; ранговая и линейная корреляция; t-сравнение (для независимых групп).
Выборка. Студенты 1–2 курса вузов Москвы, юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года: 32 — технического вуза (РТУ МИРЭА), 33 — гуманитарного (Государственный академический университет гуманитарных наук, ГАУГН), 47 — спортивного (ГЦОЛИФК); 37 медицинских сестер (22–38 лет), проходивших переподготовку; 36 преподавателей (мужчины и женщины, 25–60 лет).
Результаты исследования.
Ввиду того, что наши исследования проводятся не первый год и частью представлялись в публикациях, повторим некоторые фрагменты. «Под «эталонными» качествами понимаются типичные представления людей о качествах человека (мужчины, женщины, специалиста, руководителя и др.); под социальными представлениями — специфическая форма знания, репрезентации социальных объектов и их свойств (качеств). При анкетном опросе респондентам предлагалось ответить на вопрос «Какие качества мужчины Вы считаете наиболее важными?» (также — женщины; мужчины-мужа; женщины-жены). Наши респонденты назвали более 150 качеств, описывающих мужчину и женщину, их как супругов. Затем названные качества группировались по семантической близости. В итоге было выделено 30 групп качеств, представляющих три класса: А. Отношения в системе «человек — мир»; В. Отношения в системе «Я» (эго-центрированные качества); С. Отношения в системе «Я — Другой» (социо-центрированные качества), по 10 качеств в каждом» [11, с. 118].
Последующий подсчет распределения частот по выделенным нами тридцати группам показал их большую неравномерность. В каждой из обследованных выборок явно выделялись свои особые предпочтения, особые «игнорирования» (иначе — малозначимые для представителей данной выборки качества мужчины и женщины, их качества как мужа и жены). В каждой из выборок «эталоны» мужчины и женщины, их качества как мужа и жены — заметно различались. Однако сравнительно небольшие по размеру выборки не позволяют делать категоричные обобщения и заключения. Выделим как важное: в разновозрастных социальных группах, в разных группах будущих профессионалов различаются представления людей об «общечеловеческих» качествах, носителями которых выступают наши основные социальные роли — «мужчины», «женщины», «мужа» и «жены».
При сопоставлении данных пяти профессиональных групп (трех групп студентов, группы медицинских сестер и преподавателей) имеет место:
- выраженная профессиональная обусловленность выделяемых «эталонных» качеств: при ранговой корреляции сумм частот связь между всеми группами невысока (ρ = 0,180–0,420);
- высокая межиндивидуальная вариативность во всех группах;
- слабая связь между представлениями об «эталонных» качествах преподавателей и обучающихся (r = 0,250–0,600);
- слабая связь между представлениями об «эталонных» качествах «мужчины», «женщины», «мужа», «жены» (r = 0,250–0,550);
- связи психологических особенностей опрошенных (по методике УСК) и предпочтений ими «эталонных» качеств человека не выявлены (ввиду не найденного решения вопроса о методах статистического анализа);
- не выделено значимых различий между группами при t-сравнении.
Приведем примеры. Первые 7 рангов в последовательности от 1-го до 7-го у студентов-психологов в их представлениях об «эталонных» качествах мужчины следующие: ответственность, интеллект, чувство юмора, надежность, порядочность, целеустремленность, доброта. У студентов-программистов ранги качеств мужчины таковы: ответственность, интеллект, честность, самоконтроль, порядочность, надежность, целеустремленность. У студентов-спортсменов они «выстроены» так: ответственность, интеллект, волевые качества, надежность, честность, целеустремленность, мужество. У медицинских сестер последовательность выделенных качеств: ответственность, надежность, внимание, интеллект, порядочность, забота, доброта. В представлениях преподавателей лучшие качества мужчины таковы: интеллект, порядочность, ответственность, надежность, целеустремленность, волевые качества, забота.
Обсуждение результатов исследования
Как ранее отмечалось, объемы «выборок не позволяют делать категоричные выводы, но полученные результаты подтверждают правомерность постановки проблемы о влиянии «старших» на «младших» в современном обществе, о роли преподавателей в формировании мировоззрения студентов, о доминирующих типах трансляции культуры (по М. Мид), о правомерности постановки наших гипотез исследования. Выявлены сравнительно небольшие различия между … группами респондентов.... Использование корреляционного анализа и t-сравнения для независимых групп позволяют выделять отдельные «пункты», по которым представления представителей разных профессиональных и возрастных групп наиболее разнятся и достигают порогового уровня различия или связи» [11, с. 120].
Результаты НИР указывают на то, что имеют место детерминации социальных представлений (на примере представлений о качествах мужчин и женщин, мужчин-мужей и женщин-жен) людей в зависимости от их:
- возраста;
- профессиональных выборов;
- социального опыта.
Но сравнительно небольшие выборки, необходимость дальнейшей операциональной разработки методики НИР и методов статистического анализа не позволяют делать окончательные выводы. Используемый нами метод изучения социальных представлений дал ожидаемые результаты и может дорабатываться до требуемых психометрических характеристик.
Результаты «подтверждают правомерность постановки проблемы о роли и мере влиянии «старших» на «младших» в современном обществе, о роли преподавателей в формировании мировоззрения студентов, о доминирующих типах трансляции культуры» [11, с. 120]. Социальные представления людей детерминированы их возрастом, профессией, социальным опытом; они могут и должны целенаправленно формироваться; они должны оставаться актуальными научно-практическими задачами.
Заключение
Гипотезы подтверждаются; полученные данные согласуются с результатами первых исследований (Толочек, 2023), расширяют и развивают их. У представителей разных социальных групп выделяются особые предпочтения и особые «игнорирования» качеств мужчины и женщины, мужа и жены; в разновозрастных социальных группах (в том числе, преподавателей и студентов), в разных группах будущих профессионалов различаются представления людей об «общечеловеческих» качествах, отраженные в социальной роли «мужчина», «женщина», «муж», «жена».
Вопросы о связи поколений, о преобладающих в современном обществе типах трансляции культуры, о наших национальных традициях, о роли и авторитете старших по возрасту, о роли, возможностях и активности учителей и преподавателей в формировании представлений обучающихся остаются актуальными научно-практическими задачами, актуальными задачами для будущего России.
Литература
- Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–19.
- Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2016. 476 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
- Сизова Л. А., Толочек В.А. Представления медицинских сестер о возрастной эволюции качеств субъекта: динамика, ресурсы [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Том 12. № 4 (48). С. 324–335. doi:10.18500/2304-9790-2023-12-4-324-335
- Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 195–213. doi:10.11621/vsp.2019.01.195
- Толочек В.А. Психология труда. СПб: Питер, 2021. 496 с.
- Толочек В.А. Социализация в квадрате: локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4 (44). С. 50–64.
- Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. М.: Юрайт, 2024. 265 с.
- Толочек В.А. Условия социальной среды, ресурсы, социальная успешность субъектов: открытые вопросы [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2022. Том 43. № 4. С. 36–47. doi:10.31857/S020595920021478-1
- Толочек Е.В. «Эталонные» качества человека в представления преподавателей и студентов // Наука — шаг в будущее. Сборник научных трудов по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Уфа, 22 ноября 2023 года. / Отв. ред. Е.В. Ахмадеева. Уфа: ФГБОУВО УУНиТ, 2023. С. 116–122.
- Ясько Б.А., Порханов В.А., Сизова Л.А. Кадровый резерв организации здравоохранения: основы отбора и развития. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. 269 с.
- Markova I. Towards an Epistemology of Social Representations // Journal for the Theory of Social Behavior. 1996. Vol. 26(2). P. 177–196. doi:10.1111/j.1468-5914.1996.tb00528.x
- Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public. Paris: PUF, 1961. 512 p.
- Taylor Sh.E. Health Psychology. New York: McGraw Hills, Inc., 2018. 444 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 58
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 15
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1