Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 3. С. 84–91
doi:10.17759/bppe.2024210311
ISSN: 2658-3100 (online)
Сотрудничество психологов, педагогов и родителей в сопровождении школьников при подготовке к выпускным экзаменам
Аннотация
Одной из функций психологической службы в школе является сопровождение выпускников в подготовке к экзаменам. Результаты опроса обучающихся показали, что одной из причин волнения и даже страха является подготовка к экзаменам и сам экзамен. Совместно с учителями-предметниками были созданы программы, суть которых заключается в учете психологических аспектов планирования времени и саморегуляции, а также в содержательном наполнении планов подготовки и этапов работы с экзаменационными заданиями — по каждой из учебных дисциплин, которые предстоит сдавать выпускникам. Другой не менее «проблемной» темой для выпускников выступает характер отношения значимых взрослых к тому, как готовятся выпускники к экзаменам. В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе подготовки к выпускным экзаменам были проведены встречи психолога с родителями выпускников, которые также проводились с использованием интерактивных методов. Такое сотрудничество учителей-предметников, школьного психолога и родителей получило позитивную обратную связь со стороны обучающихся выпускных классов — после апробирования предложенных рекомендаций на пробных тестированиях.
Общая информация
Ключевые слова: вступительные экзамены, планирование времени, психолого-педагогическое сопровождение, сотрудничество
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210311
Получена: 12.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Суннатова Р.И. Сотрудничество психологов, педагогов и родителей в сопровождении школьников при подготовке к выпускным экзаменам [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 84–91. DOI: 10.17759/bppe.2024210311
Полный текст
В российском образовательном пространстве такая форма итоговой аттестации выпускников, как единый государственный экзамен, прочно вошла в практику. Очевидно, что в этой ситуации выпускник более чем когда-либо нуждается в помощи и поддержке родителей, педагогов и психологов. Основное внимание в психологическом сопровождении выпускников уделяется экзаменационной тревожности. Не менее значимой частью поддержки со стороны учителей и психолога является период подготовки к экзаменам и стратегия работы с тестовыми заданиями на самом экзамене.
В одной из общеобразовательных московских школ нами в этом учебном году (2023–2024) был проведен «мозговой штурм» со школьниками 9-х и 11-х классов, целью которого было обсуждение, что беспокоит и волнует ребят в связи с предстоящими выпускными экзаменами. В этой форме работы приняло участие 11 классов (восемь 9-х и три 11-х классов, более 300 школьников). Наиболее часто встречаемое из беспокоящего школьников — это экзаменационное волнение и та часть отношения значимых взрослых к предстоящим экзаменам, которая связана, как это определяют сами выпускники, с «напоминанием, c давлением о том, что если не будешь готовиться, то не сдашь экзамены». Следующей темой, связанной с волнением, была тема подготовки к экзаменам и сам процесс экзамена. Школьники отмечали: «Беспокоюсь из-за низкой самоорганизованности и из-за этого не подготовлюсь должным образом. Мало времени на подготовку. Раздражает, что я не могу себя заставить беспрерывно работать», что свидетельствует о трудностях, связанных с самоорганизацией, планированием и управлением временем в подготовке к экзаменам.
Важнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи; или перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Суть психологического сопровождения заключается в поиске скрытых ресурсов развития человека, опоре на его собственные возможности и создании на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме [9; 11; 13; 14]. Аналогичная позиция относится и к решению вопроса, связанного с периодом подготовки к экзаменам. Л.М. Митиной (2023) выделен комплекс ресурсно-прогностических компонентов личности педагога, включающий рефлексивное проектирование, эмоционально-ценностное вовлечение обучающихся, — и доказано, что эти конструкты являются факторами, определяющими развитие учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся [6].
Нами были разработаны рекомендации для учителей-предметников, которые представляют собой некий «каркас», основанный на психологических закономерностях формирования системы осознанной саморегуляции [4; 7; 8].
Учителю необходимо «наполнить каркас» предметным содержанием с учетом индивидуального уровня обучающегося и различных аспектов самого экзамена. Школьники совместно с учителем составляют план подготовки для дисциплины. Календарный план составляется по каждой дисциплине отдельно, и до того дня, с которого до первого экзамена будет 4–5 дней, — эти дни остаются исключительно для повторения пройденного материала, в особенности сложного, и повторения формул, дат и подобной информации. Важно не оставлять на эти дни новый материал для изучения. Как правило, сам обучающийся такую работу не может сделать без помощи учителя, поскольку педагог осведомлен о «слабых» сторонах ученика в знаниях по дисциплине.
Учителя-предметники обращают внимание учеников на следующие важные аспекты в периоде подготовки к экзаменам:
- обосновывают нецелесообразность заучивания материала и невозможность выучить весь объем, важнее осознать ключевые моменты, о которых только учитель может осведомить школьника;
- эффективность кратких выписок и таблиц, упорядочивания изучаемого материала в схемах.
Следующая тема, которая вызывает достаточно сильные переживания беспокойства и даже страха, — не набрать то количество баллов, которое необходимо для поступления в желаемый вуз, а для 9-классников — в профильный класс или в колледж. Потому дополнительным и достаточно весомым ресурсом для успешности сдачи экзамена является отработка стратегии и тактики самого процесса сдачи экзамена. Ниже предлагается предварительно рассчитываемая и отрабатываемая на «пробниках» схема того, как лучше всего спланировать свою работу во время сдачи экзамена. Схема общая для всех дисциплин, и желательно порядок подходов не нарушать, а вот количество времени — индивидуальное, которое рассчитывается самостоятельно.
Разделить все время, выделенное на экзамен (3,5–4 часа), на несколько блоков.
- Начало экзамена (3–5 мин.). Следует обратить внимание на позу: спина должна быть ровной, лучше опереться на спинку стула; избегать позы черепахи (шея вытянута вперед, плечи подняты); локти находятся на столе — легче держать спину. При такой позе кровообращение свободное, легкие не зажаты, таким образом мозг на протяжении всего экзамена будет получать необходимую поддержку. В противном случае наступает утомление, что выражается в низком уровне концентрации внимания, трудности вспоминания учебного материала (вспомнить то, что учил, — это основная функция памяти на экзамене). Готовиться к экзамену лучше в этой позе, она станет привычной. До экзамена нужно репетировать противострессовое дыхание: выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох (примерно на счет 3/6 или 4/8). Удлинение вдоха влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Несколько рекомендуемых вдохов-выдохов помогут снять напряжение, восстановить сердцебиение, убрать зажимы в области груди и уравновесить эмоциональное состояние [3; 5; 12].
- Теперь можно приступить к первому подходу выполнения экзаменационных заданий: решаются все легкие задания. Цель этого подхода — «набрать» максимальное количество баллов и не сделать ошибки в легких заданиях. Часто наиболее «обидные» или «досадные» ошибки происходят из-за торопливости на легких заданиях. Второй подход: решаются те задания, которые примерно знаешь, как решить, но есть сомнения. Третий подход: решаются сложные задания. По завершению, возможно, останется несколько заданий, которые вообще не знаешь, как решить. Четвертый подход рассчитан на те задания, что «совсем не знаю ☹». Используется так называемый метод «Моя интуиция меня не подведет». Дело в том, что знания при их усвоении «располагаются» не только в осознаваемой части нашего сознания. Благодаря интуиции человек может справиться в сложных ситуациях, экзамен не является исключением. Нужно настроиться и «обратиться» к ресурсу своей интуиции. Читая задание, стараться прочувствовать правильный ответ. В любом случае сложные задания не стоит оставлять без ответа. Метод «тыка» — просто выбирать ответ или решение наугад — хуже, нежели предлагаемая ставка на учебную интуицию, которая формируется у всех, кто «погружается» в изучаемый учебный материал во время подготовки.
- Далее следует этап контроля — проверяются все задания: и легкие, и сложные. В отношении тех ответов, которые вызывают сомнения на предмет верности, стоит задать себя вопрос, а что именно вызывает сомнение. Как правило, отвечая на этот вопрос, можно обнаружить ошибку или удостовериться, что ответ или решение верное. Перед тем как переписывать ответы в чистовик, желательно отдохнуть: можно потянуться, закрыть на пару минут глаза. Заранее надо оставлять для себя 10–15 минут на форс-мажорные обстоятельства; или это время можно использовать на заполнение чистовика в спокойном ритме (если Вам свойственны технические ошибки); либо на проверку тех заданий, которые вызывают сомнение; либо на отдых, чтобы из-за напряжения и утомления не сделать досадные помарки в чистовике.
Дополнительные комментарии: — во время экзамена важно внимательно прочитать вопрос/ задание до конца и понять его смысл. Характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам предполагать ответ и торопиться его написать. Смысл отдыха и перерывов: восстановление работоспособности, а это безошибочность выполнения заданий, хорошая концентрация и переключаемость внимания. Для этого необходимо закрывать глаза, чтобы отдохнули; расслаблять все мышцы; следить за осанкой — не горбиться и не скрючиваться.
Опыт использования предлагаемых рекомендаций, по мнению школьников, уже на пробниках принес свои позитивные результаты, а именно: «ситуация экзамена не кажется такой страшной; на экзамене гораздо меньше волнуешься, поскольку время рассчитано и понимаешь, что ситуация под контролем», «период подготовки к экзаменам становится понятным и контролируемым, помогает понимание того, на что нужно направить основное усилие по каждой из дисциплин» и др.
Поскольку школьники отметили еще одну важную «проблемную зону», которая связана с характером отношения значимых взрослых и к процессу подготовки к выпускным экзаменам, и к результату экзаменов, то нами были разработаны рекомендации для родителей в виде небольшой брошюры [1; 2; 10; 15]. Они были розданы после специально организованных встреч, на которых так же, как и со школьниками, был проведен «мозговой штурм» с аналогичным вопросом — что беспокоит родителя в связи с предстоящими экзаменами. Основные результаты практически идентичны, за исключением жалоб со стороны родителей на лень, недисциплинированность и на отсутствие ответственности своих детей. Основными темами брошюры были следующие: период подготовки к экзамену, специфика общения в экзаменационный период, возможности семейной поддержки самочувствия подростка, организация времени накануне и после экзамена и др.
Рекомендации психолога по реализации эмоциональной поддержки:
- суть принятия ребенка таким, каков он есть, заключается в оценке исключительно его действий, поступков, результатов активности, намерений, но ни в коем случае не собственно его личности;
- непослушание, сопротивление, иногда открытая конфронтация подростков, как правило, могут быть реакцией на отсутствие доверительной атмосферы;
- создание у ребенка чувства веры в свои возможности — один из ключевых аспектов, оно целенаправленно создается родителями и значимыми взрослыми и не только в период подготовки к экзаменам [16].
После экзамена важно поздравить школьника с завершением экзаменационного испытания, организовать возможность активного отдыха и повторять своему ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Сотрудничество учителей-предметников, психолога и родителей способствует не только непосредственно подготовке выпускников к экзаменам, но и смене стиля взаимодействия значимых взрослых и школьников — оно становится наполненным пониманием и взаимодействием, нацеленным на достижение общей цели: успешной сдачи выпускных экзаменов.
Литература
- Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26–31.
- Дубровина И.В. Феномен «межличностное взаимодействие» как культурный компонент образовательной среды [Электронный ресурс] // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию: Сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2021. С. 13–16. doi:10.24412/cl-36422-2021-1-13-16
- Капитанец Д.А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 01.
- Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128–135.
- Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: Монография Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. 207 с.
- Митина Л.М., Митин Г.В., Востокова Ю.И. Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций [Электронный ресурс] /// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 77–95. doi:10.18384/2310-7235-2023-1-77-95
- Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2017. С. 501–509.
- Осницкий А.К. Саморегуляции в разных видах активности человека [Электронный ресурс] // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина): Сборник научных статей / под ред. В.И. Моросановой, Ю.П. Зинченко. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021. С. 43–47. doi:10.24412/cl-36466-2021-1-43-47
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / авт.-сост. Паршукова С.В. Тамбов, 2017. 115 с.
- Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия, 2007. 558 с.
- Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. 2012. № 10. С. 31–35.
- Соболева А.Е., Егорова С.В., Савенко В.В. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей // Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. 2-е изд. М.: Смысл, 2019. 544 с.
- Фролова Е.В. Взаимосвязь стилевых особенностей восприятия с успешностью обучения студентов вузов // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Том 10. № 3 (52). С. 124–125.
- Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.: Генезис, 2009. 184 с.
- Hirschauer A.-K., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Künne T. Parental Empathy as a Source of Child’s Scholastic Performance: Linking Supportive Parental Empathy and School Grades by Particular Aspects of Children’s Self-Regulation // Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition / Baumann N., Kazén M., Quirin M., Koole S.L. (Eds.). Göttingen: Hogre, 2018. P. 359–374.
- Sunnatova R.I. Teacher’s Communicative Skills Generating ‘Subject – Subject’ Interaction // Psychology and Education — ICPE 2018: Proceedings of the International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018), 25-26 June, 2018, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Russia / Malykh S., Nikulchev E. (Eds.). Moscow: Future Academy, 2018. P. 659–664. doi:10.15405/epsbs.2018.11.02.76
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 79
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 26
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1