Типы локуса каузальности и психологические защиты студентов психолого-педагогических специальностей

1

Аннотация

Совершенствование качества отечественного образования подразумевает субъектность всех его участников. Мало исследованы внутренний тип локуса каузальности и невысокая интенсивность психологических защит как признаки субъектности студента. Целью исследования является выявление коррелятов внутреннего, внешнего и безличного локусов каузальности среди психологических защит. Представлены результаты эмпирического исследования на выборке студентов 1–5 курса (N = 41) Гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (филиал) в г. Ялте. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 17 до 48 лет, из которых 90% женского пола; эмпирические методы: опросник каузальной ориентации в адаптации О.Е. Дергачевой, Д.А. Леонтьева и опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте. Результаты: внутренний тип локуса каузальности студентов психолого-педагогических специальностей связан с замещением, регрессией и реактивным образованием, внешний — только с подавлением, безличный — с подавлением, регрессией, проекцией и компенсацией.

Общая информация

Ключевые слова: локус контроля, воспринимаемый локус каузальности, психологическая защита, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, психологическое благополучие , теория самодетерминации

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210403

Получена: 10.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Кучеренко С.В. Типы локуса каузальности и психологические защиты студентов психолого-педагогических специальностей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 34–40. DOI: 10.17759/bppe.2024210403

Полный текст

Введение

В современном мире совершенствование качества отечественного образования подразумевает подготовку выпускников вузов к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности ставить перед собой цели и решать те задачи, которые определяет перед ними современная действительность. Будущий педагог-психолог должен быть способен управлять собственной мотивацией, осознавать ее и быть субъектным [Бардынина, 2008; Бохан, 2019; Гладышев, 2018]. Понятие субъектности многими современными отечественными авторами [Клейн, 2021] рассматривается в связи с понятиями самодетерминации, саморегуляции [Болотова, 2015; Леонтьев, 2016], самореализации [Клочко, 1999], самоактуализации, самоопределения, свободы выбора [Леонтьев, 2000], самосовершенствования [Клейн, 2021]. Теоретическая проблема или дилемма свободы — детерминизма поведения личности рассматривается Д.А. Леонтьевым [Костромина, 2023] как конкретный вариант «жесткого» или «мягкого детерминизма». Причем каузальные ориентации по Э. Деси и Р. Райяну [Deci, 1994; Ryan, 2002] Д.А. Леонтьев относит к психологическим ресурсам саморегуляции [Леонтьев, 2000, с. 23]. Таким образом, проблематика статьи предполагает сопоставление личностных предпосылок выбора субъекта (психологические защиты) и собственно субъективного переживания свободы (локус каузальности).

Согласно теории самодетерминации Э. Деси, Р. Райяна [Deci, 1994; Ryan, 2002], существует два типа процессов интернализации: интроекция, которая влечет за собой принятие ценности или регулятивного процесса, но не принятие их как своих собственных; и интеграция, посредством которой регулирование ассимилируется с глубинным самоощущением человека. Интроекция приводит к внутренней саморегуляции, тогда как интеграция приводит к самодетерминации. Причем признание чувств субъекта поведения и представление ему выбора способствуют интернализации по типу саморегуляции поведения. Кроме того, когда социальный контекст поддерживает самодетерминацию, с большей вероятностью происходит интеграция, тогда как в случае если социальный контекст не поддерживает самодетерминацию, субъект имеет тенденцию проявлять интроекцию.

В данной работе рассматриваются внутренний тип локуса каузальности и невысокая интенсивность психологических защит как признаки субъектности студента в учебной деятельности.

Современное понимание признаков и факторов нарушений психической адаптации на основе системной био-психо-социальной модели Вассермана Л.И., Беребина М.А. (1997) [Психологическая диагностика индекса, 2005] предполагает адекватное использование методов психологической диагностики скрытых эмоциональных нарушений, доминирующих социально-фрустрирующих факторов и межличностных конфликтов, индивидуальных механизмов переработки стресса и психологической защиты, которые в специальной литературе обозначаются понятием «индекс жизненного стиля».

Исследование проведено с помощью опросника каузальной ориентации (РОКО) Э. Деси, Р. Райяна (переработка методики General Causality Orientations Scale, GSOC, E. Deci, R. Ryan, 1985) в адаптации О.Е. Дергачевой и Д.А. Леонтьева (2008) [Дергачева, 2008]; опросника «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте (Plutchik R., Kellerman H., Conte H., 1979) в адаптации СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева [Психологическая диагностика индекса, 2005].

Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика и структурная теория личности Генри Келлермана предлагают специфические взаимосвязи между различными уровнями личности [Психологическая диагностика индекса, 2005]: уровнем эмоций, психологической защитой и диспозицией (наследственными предрасположенностями к психическим заболеваниям). Все психологические защиты в своей основе содержат механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Предполагается, что невысокие и средние значения психологических защит характеризуют внутреннее благополучие личности [Гладышев, 2018].

В эмпирическом исследовании типов локуса каузальности и психологических защит приняли участие 41 чел., студенты 1–5 курсов Гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (филиал) в г. Ялте, обучающиеся по специальностям «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическое образование» и «Практическая психология», в возрасте от 17 до 48 лет, 90% из которых женского пола.

Показатель опросника «Индекс жизненного стиля» «степень напряженности защиты» (СНЗ) показывает общую невротизацию личности и является информативным показателем в нашем исследовании. Выявлены статистически достоверные корреляционные связи (коэффициент r Пирсона) между степенью напряженности психологических защит и безличным типом локуса каузальности — r = 0,55 при ρ ≤ 0,01 и между внешним локусом каузальности — r = 0,32 при ρ ≤ 0,05. Другими словами, высокий уровень напряженности психологических защит наблюдается у студентов с безличным и внешним типами локуса каузальности.

В модели взаимосвязи механизмов психологических защит и эмоций Р. Плутчика [Plutchik, 1979], например, одна из основных эмоций — эмоция гнева регулируется защитным механизмом замещения и имеет тенденцию приводить к пассивно-агрессивной личности агрессивного типа, тогда как основная эмоция страха связана с защитным механизмом вытеснения и имеет тенденцию приводить к пассивно-агрессивной личности пассивного типа.

В соответствии с полученными эмпирическими результатами респонденты были распределены по четырем группам (табл. 1): личности неагрессивного типа (28 чел.), пассивно-агрессивные личности агрессивного типа (9 чел.), пассивно-агрессивные личности пассивного типа (4 чел.) и личности пассивно-агрессивного типа (1 чел.), то есть гнев и страх присутствуют попеременно и проявляются в поведении.

Табл. 1. Средние значения типов локуса каузальности студентов с различной
выраженностью агрессивности по преобладанию психологических защит (N = 41)

Особенности агрессивности по преобладанию психологических защит

Внутренний локус каузальности

Внешний локус каузальности

Безличный локус каузальности

личности неагрессивного типа

151,34

78,97

76,17

личности агрессивного типа

144,44

89,33

96,11

личности пассивного типа

145,25

89,25

101,50

пассивно-агрессивного типа

151,00

96,00

78,00

Как видно из табл. 1, самый высокий средний балл по шкале внутреннего локуса каузальности наблюдается у студентов неагрессивного типа, у которых не выражены психологические защиты (вытеснение и замещение), самый низкий — у агрессивных, у которых значительно выражено замещение. Самый высокий средний балл по внешнему локусу каузальности наблюдается у тех студентов, у кого одновременно выражены замещение и вытеснение (подавление). Наиболее высокий средний балл по безличному локусу каузальности выявлен у пассивно-агрессивных личностей пассивного типа в модели Р. Плутчика [Plutchik, 1979], то есть демонстрирующих высокий уровень вытеснения.

Рассмотрим детально корреляты типов локуса каузальности студентов психолого-педагогических специальностей (табл. 2). 

Табл. 2. Корреляции между показателями типами локуса каузальности
и выраженностью психологических защит (N = 41)

Тип локуса каузальности

отрицание

подавление

регрессия

компенсация

проекция

замещение

интеллектуал.

реактив. обр.

внутренний

0,038

0,367*

0,447**

0,081

0,376*

0,564**

0,030

0,396*

внешний

-0,183

0,367*

0,127

0,250

0,271

0,296

0,261

0,028

безличный

-0,095

0,515**

0,447**

0,389*

0,473**

0,313

0,152

0,230

Примечание: * — при ρ ≤ 0,05; ** — при ρ ≤ 0,01

Как видно из табл. 2, статистически достоверные корреляционные связи (коэффициент r Пирсона) обнаружены между подавлением и всеми типами локуса каузальности, но при ρ ≤ 0,01 только с безличным (r = 0,515), между регрессией и внутренним и безличным типами локуса каузальности (r = 0,45 при ρ ≤ 0,01). Проекция статистически значимо коррелирует с внутренним (r = 0,38 при ρ ≤ 0,05) и безличным (r = 0,47 при ρ ≤ 0,01) типами локуса каузальности. Реактивное образование (r = 0,4 при ρ ≤ 0,05) и замещение (r = 0,56 при ρ ≤ 0,01) статистически значимо коррелируют с внутренним типом локуса каузальности. Внешний тип локуса каузальности коррелирует с вытеснением (подавлением) (r = 0,37 при ρ ≤ 0,05). 

Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова и др. в руководстве «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля» [Психологическая диагностика индекса, 2005] выделяют два полюса в результатах относительно адаптированных людей: по шкалам «интеллектуализация» и «отрицание». Причем наименее выражены вытеснение, замещение и проекция. При этом дезадаптированность характеризуется не столько отсутствием высоких оценок по шкалам «интеллектуализация» и «отрицание», сколько сверхнапряженным использованием механизмов другого полюса (вытеснения, замещения и проекции). То есть адаптированность студентов в вузе никак не связана с локусом их каузальности.

Таким образом, можно заключить, что внутренний тип локуса каузальности студентов психолого-педагогических специальностей статистически значимо коррелирует с замещением, регрессией, проекцией и реактивным образованием, внешний — только с вытеснением, безличный — с подавлением, регрессией, проекцией и компенсацией. Другими словами, мы эмпирически подтвердили, что робкие студенты (данная личностная черта может перерасти в пассивно-агрессивную личность пассивного типа), которым присуще доминирование вытеснения как механизма психологической защиты, чаще проявляют безличный тип локуса каузальности и находятся в группе риска с точки зрения перенапряжения механизмов адаптации.

Перспективны дальнейшие исследования типов локуса каузальности и выраженности психологических защит в связи с личностными чертами структурной теории личности Генри Келлермана (общительность, депрессивность, доверчивость, подозрительность, компульсивность, бесконтрольность), что может помочь в мониторинге факторов и показателей субъектности образовательной среды.

Литература

  1. Бардынина В.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 228 с.
  2. Болотова А.К., Пурецкий М.М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 64‒74. doi:10.17759/chp.2015110306
  3. Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Галажинская О.Н., Атаманова И.В. Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2019. Том 23. № 2. С. 208‒231. doi:10.15507/1991-9468.095.023.201902.208-231
  4. Гладышев Ю.В. Взаимосвязь психологических защит и уровня субъективного контроля у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 130–134.
  5. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 91–106.
  6. Клейн К.Г. Типы мотивационной регуляции: теоретическая значимость конструкта и проблема его измерения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. C. 125–131. doi:10.17759/jmfp.2021100112
  7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
  8. Костромина С.Н., Филатова А.Ф., Москвичева Н.Л., Зиновьева Е.В., Одинцова М.М. Комплементарная модель самодетерминации личности [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2023. Том 20. № 1. С. 82–99. doi:10.21702/rpj.2023.1.6
  9. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции, Кострома, 23–25 сентября 2010 года. Т. 2. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 40–42.
  10. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Том 21. № 1. С. 15–25.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал [Электронный ресурс] // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. doi:10.17223/17267080/62/3
  12. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для психологов и врачей / Под науч. ред. Л.И. Вассермана. СПб, 2005. 54 с.
  13. Deci E.L., Eghrari H., Patrick B.C., Leone D.R. Facilitating Internalization: The Self-Determination Theory Perspective // Journal of Personality. 1994. Vol. 62(1). P. 119–142. doi:10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x
  14. Plutchik R., Kellerman H., Conte R. A Structural Theory of Ego Defenses and Emotions // Emotions in Personality and Psychopathology / C.E. Izard (Ed.). Springer, Boston, MA, 1979. P. 227–257. doi:10.1007/978-1-4613-2892-6_9
  15. Ryan R.M., Deci E.L. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of Self-Determination Research / E.L. Deci, R.M. Ryan (Eds.). Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2002. P. 3–33.

Информация об авторах

Кучеренко Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (ФГБОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»), Ялта, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4916-3938, e-mail: kucherenkosv@cfuv.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1