Введение
В современном мире совершенствование качества отечественного образования подразумевает подготовку выпускников вузов к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности ставить перед собой цели и решать те задачи, которые определяет перед ними современная действительность. Будущий педагог-психолог должен быть способен управлять собственной мотивацией, осознавать ее и быть субъектным [Бардынина, 2008; Бохан, 2019; Гладышев, 2018]. Понятие субъектности многими современными отечественными авторами [Клейн, 2021] рассматривается в связи с понятиями самодетерминации, саморегуляции [Болотова, 2015; Леонтьев, 2016], самореализации [Клочко, 1999], самоактуализации, самоопределения, свободы выбора [Леонтьев, 2000], самосовершенствования [Клейн, 2021]. Теоретическая проблема или дилемма свободы — детерминизма поведения личности рассматривается Д.А. Леонтьевым [Костромина, 2023] как конкретный вариант «жесткого» или «мягкого детерминизма». Причем каузальные ориентации по Э. Деси и Р. Райяну [Deci, 1994; Ryan, 2002] Д.А. Леонтьев относит к психологическим ресурсам саморегуляции [Леонтьев, 2000, с. 23]. Таким образом, проблематика статьи предполагает сопоставление личностных предпосылок выбора субъекта (психологические защиты) и собственно субъективного переживания свободы (локус каузальности).
Согласно теории самодетерминации Э. Деси, Р. Райяна [Deci, 1994; Ryan, 2002], существует два типа процессов интернализации: интроекция, которая влечет за собой принятие ценности или регулятивного процесса, но не принятие их как своих собственных; и интеграция, посредством которой регулирование ассимилируется с глубинным самоощущением человека. Интроекция приводит к внутренней саморегуляции, тогда как интеграция приводит к самодетерминации. Причем признание чувств субъекта поведения и представление ему выбора способствуют интернализации по типу саморегуляции поведения. Кроме того, когда социальный контекст поддерживает самодетерминацию, с большей вероятностью происходит интеграция, тогда как в случае если социальный контекст не поддерживает самодетерминацию, субъект имеет тенденцию проявлять интроекцию.
В данной работе рассматриваются внутренний тип локуса каузальности и невысокая интенсивность психологических защит как признаки субъектности студента в учебной деятельности.
Современное понимание признаков и факторов нарушений психической адаптации на основе системной био-психо-социальной модели Вассермана Л.И., Беребина М.А. (1997) [Психологическая диагностика индекса, 2005] предполагает адекватное использование методов психологической диагностики скрытых эмоциональных нарушений, доминирующих социально-фрустрирующих факторов и межличностных конфликтов, индивидуальных механизмов переработки стресса и психологической защиты, которые в специальной литературе обозначаются понятием «индекс жизненного стиля».
Исследование проведено с помощью опросника каузальной ориентации (РОКО) Э. Деси, Р. Райяна (переработка методики General Causality Orientations Scale, GSOC, E. Deci, R. Ryan, 1985) в адаптации О.Е. Дергачевой и Д.А. Леонтьева (2008) [Дергачева, 2008]; опросника «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте (Plutchik R., Kellerman H., Conte H., 1979) в адаптации СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева [Психологическая диагностика индекса, 2005].
Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика и структурная теория личности Генри Келлермана предлагают специфические взаимосвязи между различными уровнями личности [Психологическая диагностика индекса, 2005]: уровнем эмоций, психологической защитой и диспозицией (наследственными предрасположенностями к психическим заболеваниям). Все психологические защиты в своей основе содержат механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Предполагается, что невысокие и средние значения психологических защит характеризуют внутреннее благополучие личности [Гладышев, 2018].
В эмпирическом исследовании типов локуса каузальности и психологических защит приняли участие 41 чел., студенты 1–5 курсов Гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (филиал) в г. Ялте, обучающиеся по специальностям «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическое образование» и «Практическая психология», в возрасте от 17 до 48 лет, 90% из которых женского пола.
Показатель опросника «Индекс жизненного стиля» «степень напряженности защиты» (СНЗ) показывает общую невротизацию личности и является информативным показателем в нашем исследовании. Выявлены статистически достоверные корреляционные связи (коэффициент r Пирсона) между степенью напряженности психологических защит и безличным типом локуса каузальности — r = 0,55 при ρ ≤ 0,01 и между внешним локусом каузальности — r = 0,32 при ρ ≤ 0,05. Другими словами, высокий уровень напряженности психологических защит наблюдается у студентов с безличным и внешним типами локуса каузальности.
В модели взаимосвязи механизмов психологических защит и эмоций Р. Плутчика [Plutchik, 1979], например, одна из основных эмоций — эмоция гнева регулируется защитным механизмом замещения и имеет тенденцию приводить к пассивно-агрессивной личности агрессивного типа, тогда как основная эмоция страха связана с защитным механизмом вытеснения и имеет тенденцию приводить к пассивно-агрессивной личности пассивного типа.
В соответствии с полученными эмпирическими результатами респонденты были распределены по четырем группам (табл. 1): личности неагрессивного типа (28 чел.), пассивно-агрессивные личности агрессивного типа (9 чел.), пассивно-агрессивные личности пассивного типа (4 чел.) и личности пассивно-агрессивного типа (1 чел.), то есть гнев и страх присутствуют попеременно и проявляются в поведении.
Табл. 1. Средние значения типов локуса каузальности студентов с различной
выраженностью агрессивности по преобладанию психологических защит (N = 41)
|
Особенности агрессивности по преобладанию психологических защит |
Внутренний локус каузальности |
Внешний локус каузальности |
Безличный локус каузальности |
|
личности неагрессивного типа |
151,34 |
78,97 |
76,17 |
|
личности агрессивного типа |
144,44 |
89,33 |
96,11 |
|
личности пассивного типа |
145,25 |
89,25 |
101,50 |
|
пассивно-агрессивного типа |
151,00 |
96,00 |
78,00 |
Как видно из табл. 1, самый высокий средний балл по шкале внутреннего локуса каузальности наблюдается у студентов неагрессивного типа, у которых не выражены психологические защиты (вытеснение и замещение), самый низкий — у агрессивных, у которых значительно выражено замещение. Самый высокий средний балл по внешнему локусу каузальности наблюдается у тех студентов, у кого одновременно выражены замещение и вытеснение (подавление). Наиболее высокий средний балл по безличному локусу каузальности выявлен у пассивно-агрессивных личностей пассивного типа в модели Р. Плутчика [Plutchik, 1979], то есть демонстрирующих высокий уровень вытеснения.
Рассмотрим детально корреляты типов локуса каузальности студентов психолого-педагогических специальностей (табл. 2).
Табл. 2. Корреляции между показателями типами локуса каузальности
и выраженностью психологических защит (N = 41)
|
Тип локуса каузальности |
отрицание |
подавление |
регрессия |
компенсация |
проекция |
замещение |
интеллектуал. |
реактив. обр. |
|
внутренний |
0,038 |
0,367* |
0,447** |
0,081 |
0,376* |
0,564** |
0,030 |
0,396* |
|
внешний |
-0,183 |
0,367* |
0,127 |
0,250 |
0,271 |
0,296 |
0,261 |
0,028 |
|
безличный |
-0,095 |
0,515** |
0,447** |
0,389* |
0,473** |
0,313 |
0,152 |
0,230 |
Примечание: * — при ρ ≤ 0,05; ** — при ρ ≤ 0,01
Как видно из табл. 2, статистически достоверные корреляционные связи (коэффициент r Пирсона) обнаружены между подавлением и всеми типами локуса каузальности, но при ρ ≤ 0,01 только с безличным (r = 0,515), между регрессией и внутренним и безличным типами локуса каузальности (r = 0,45 при ρ ≤ 0,01). Проекция статистически значимо коррелирует с внутренним (r = 0,38 при ρ ≤ 0,05) и безличным (r = 0,47 при ρ ≤ 0,01) типами локуса каузальности. Реактивное образование (r = 0,4 при ρ ≤ 0,05) и замещение (r = 0,56 при ρ ≤ 0,01) статистически значимо коррелируют с внутренним типом локуса каузальности. Внешний тип локуса каузальности коррелирует с вытеснением (подавлением) (r = 0,37 при ρ ≤ 0,05).
Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова и др. в руководстве «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля» [Психологическая диагностика индекса, 2005] выделяют два полюса в результатах относительно адаптированных людей: по шкалам «интеллектуализация» и «отрицание». Причем наименее выражены вытеснение, замещение и проекция. При этом дезадаптированность характеризуется не столько отсутствием высоких оценок по шкалам «интеллектуализация» и «отрицание», сколько сверхнапряженным использованием механизмов другого полюса (вытеснения, замещения и проекции). То есть адаптированность студентов в вузе никак не связана с локусом их каузальности.
Таким образом, можно заключить, что внутренний тип локуса каузальности студентов психолого-педагогических специальностей статистически значимо коррелирует с замещением, регрессией, проекцией и реактивным образованием, внешний — только с вытеснением, безличный — с подавлением, регрессией, проекцией и компенсацией. Другими словами, мы эмпирически подтвердили, что робкие студенты (данная личностная черта может перерасти в пассивно-агрессивную личность пассивного типа), которым присуще доминирование вытеснения как механизма психологической защиты, чаще проявляют безличный тип локуса каузальности и находятся в группе риска с точки зрения перенапряжения механизмов адаптации.
Перспективны дальнейшие исследования типов локуса каузальности и выраженности психологических защит в связи с личностными чертами структурной теории личности Генри Келлермана (общительность, депрессивность, доверчивость, подозрительность, компульсивность, бесконтрольность), что может помочь в мониторинге факторов и показателей субъектности образовательной среды.