Компетентностный подход в формировании профессионального сознания психолога

1551

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития компетентностного подхода в образовании и его места в формировании профессионального самосознания специалиста-психолога. Указывается на наличие актуальных задач в понимании различных сторон компетентностного подхода, решение которых является условием успешного формирования специалиста в условиях обучения в вузе. Ставится проблема повышения качества образования за счет поиска резервов фундаментальной подготовки психолога. В качестве средств решения формулируемых проблем в становлении специалиста предлагаются возможности некоторой перестройки преподавания истории психологии на основе идей коммуникативной и интегративной методологии. В качестве конкретного результата предлагается разработанная система самостоятельной работы студентов8психологов, изучающих дисциплины «История психологии» и «Методологические основы психологии». Акцентируется внимание на концепции коммуникативной методологии, ориентированной на соотнесение различных психологических концепций. Полученные авторами результаты решения заявленной проблематики нашли применение в области существующей профессиональной подготовки психолога в вузе; они также могут быть использованы как условие и механизм профессионального становления не только на уровне бакалаврского обучения, но и при обучении в магистратуре.

Общая информация

Ключевые слова: компетенция, профессиональное сознание, коммуникативная методология, интеграция психологического знания

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании профессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 1. С. 79–85.

Фрагмент статьи

Компетентностный подход положен в основу при разработке ФГОС ВПО третьего поколения. Вся высшая школа будет в ближайшие годы работать, реализуя в практике высшего профессионального образования именно компетентностный подход. Нельзя не отметить в этой связи (учитывая огромную важность вопроса), что в современных версиях компетентностного подхода в образовании остается еще достаточно много нерешенных вопросов.

Литература

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
  2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  3. Мазилов В.А. Теоретический анализ компетенций в области образования / Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография / Под науч. ред. дра ист.наук М.В. Новикова. Ярославль: ЯГПУ,
    2009. С. 15—33.
  4. Мазилов В.А. История психологии — необходимость нового историко-методологического подхода // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Материалы междуна родной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 98—106.
  5. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 343 с.
  6. Мазилов В.А. Проблемы подготовки психолога в современной высшей школе // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2012. Вып. 2 (24). С. 35—42.
  7. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебнометодический комплекс по дисциплине «Методологические основы психологии» для студентов направления «Психология» (квалификация — бакалавр психологии). Ярославль: МАПН, 2012. 78 с.
  8. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История психологии» для студентов направления «Психология» (квалификация — бакалавр психологии); изд. второе, стер. Ярославль: ЯГПУ, 2012а. 78 с.
  9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 184 с.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

Информация об авторах

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, e-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич, доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, e-mail: slepko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1263
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1551
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2