Интерпретация поэтического текста Н.А. Заболоцкого позднего периода на уроках литературы

83

Аннотация

Использование поэтического текста для характеристики лингвистических и стилистических свойств языковых фактов, исторической изменчивости русского языка и его норм и правил; понимание языка как полифункционального явления, проникновения в его эстетическую функцию, дает широкие возможности для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Проблема анализа художественного текста на уроках словесности получила теоретическое и практическое воплощение в трудах литературоведов и методистов ХIХ – ХХ веков. В статье рассматривается, как в процессе урока по интерпретации поэтического текста достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты.

Общая информация

Ключевые слова: поэтический текст, интерпретация, метапредметные результаты , язык, компетенция, коммуникативная компетенция

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2022090109

Получена: 01.03.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Воителева Т.М., Зайцева Т.А. Интерпретация поэтического текста Н.А. Заболоцкого позднего периода на уроках литературы [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 1. С. 100–107. DOI: 10.17759/langt.2022090109

Полный текст

Введение

Предметом филологии является весь человеческий мир, увиденный через текст, важнейшая характеристика которого – ориентированность на раскрытие мира, скрывающегося за словами. Использование поэтического текста для характеристики лингвистических и стилистических свойств языковых фактов, исторической изменчивости русского языка и его норм и правил; понимание языка как полифункционального явления, проникновения в его эстетическую функцию, дает широкие возможности для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Перед учителем русского языка и литературы современной школы стоит задача выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; устанавливать приметы классификаций, критерии проводимого анализа; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых объектах наблюдения, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. Данные базовые логические действия соответствуют ФГОС ООО и связаны с овладением обучающимися универсальными учебными познавательными действиями. С введением ФГОС третьего поколения в 2021 году, перед учителем также была поставлена задача перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Иными словами, обучающийся на уроках должен в полной мере овладеть метапредметными компетенциями. Несмотря на то что данные задачи касаются каждого учителя, особо остро они стоят перед учителями словесности на уроках литературы [16].

Проблема анализа художественного текста на уроках словесности получила теоретическое и практическое воплощение в трудах литературоведов и методистов ХIХ–ХХ веков. В области художественного речестворчества данную тему изучали Ф.И. Буслаев [3], Ю.М. Лотман, Л.В. Щерба [17], В.В. Виноградов [5] и др. В методике преподавания литературы к анализу поэтического текста обращались В.Ф. Чертов [2], О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман [11].

Вопросы интерпретации художественного текста

Интерпретация текста – это форма истолкования текста с целью понимания его смысла, интерпретация текста поэтического – высшая его форма, овладение которой способствует не только пониманию текста, но и умению определять его языковые свойства, видеть текст как отражение событий индивидуального и мирового значений, что способствует лучшему пониманию историко-культурных событий и их отражению в творчестве автора. С этой целью на уроках литературы в школе мы предлагаем использовать биографический метод анализа текста.

Изучение творчества Н.А. Заболоцкого позднего периода по программе учебников литературы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина,           И.С. Збарского происходит в 9 классе [10]. Поздняя лирика поэта изучается на основе произведений «Можжевеловый куст», «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц, «Где-то в поле возле Магадана». На изучение биографии и творчества писателя в 9 классе отведено 3 урочных часа. В данной статье мы разберем только первый урок, в который входят такие вопросы: актуализация опорных знаний, изучение нового материала, анализ лирического произведения. Цель урока – обучить биографическому методу анализа стихотворений на примере лирики Н.А. Заболоцкого. Задачи: познакомить с биографией, тематикой и проблематикой стихотворений                            Н.А. Заболоцкого; развивать умения анализа и интерпретации лирического текста. Ведущей формой обучения на уроке будет являться эвристическая беседа, благодаря которой обучающиеся через поставленные вопросы, смогут прийти к собственным выводам на основе анализа текста.

Биографический метод предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с его мемуарами, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия, различных архивных материалов [15]. Особую роль при использовании данного метода на уроке играет погружение обучающихся в соответствующую историческую эпоху. Для включения нового знания в систему ранее изученных рекомендуем начать первый урок с обсуждения историко-культурного контекста эпохи. Для этого предлагаем обучающимся познакомиться со следующим текстом:

«Начало ХХ века ознаменовалось огромными изменениями во всех отраслях жизни человека. Для России начало ХХ века – время революций и войн. Именно в это время появляются новые имена в искусстве, задавшие движение всему веку: В.В. Кандинский, К.С. Малевич, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, А.А. Блок, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский. Появляются новые направления в русской литературе, которые перерастают в группы и объединения: акмеисты, символисты, футуристы, имажинисты.

Группа ОБЭРИУ (Объединения реального искусства), созданная в 1927 году, в которую входил и Николай Александрович Заболоцкий, выдвигает идею о необходимости обновления методов изображения действительности с помощью гротеска, алогизма и поэтики абсурда. В своем манифесте от 24 января 1928 года члены ОБЕРИУ заявили, что необходимо отказаться от обиходно-литературного понимания действительности ради нового ощущения жизни и ее предметов. Они поставили своей задачей создать “реализм необычайного”. По идее объединения искусство не отражает жизнь, а живет по своим законам» [2].

После краткой информации о событиях начала ХХ века, повлиявших на творчество писателя, необходимо обсудить только что прочитанный текст. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения: «Как вы думаете какие исторические события пережила Россия в ХХ веке? Какие научные и технические открытия были совершены в начале ХХ века? Какая концепция повлияла на философию ХХ века? Какие направления в литературе ХХ века вы знаете?». Данные вопросы не только акцентируют внимание обучающихся на ключевых событиях данного периода, но и активизируют ранее полученные знания на уроках истории.

Затем следует перейти непосредственно к биографической справке. В учебнике она дана в форме воспоминаний современников о поэте. Эта информация позволит вспомнить об изученной ранее биографии писателя в 6 классе и сопоставить значимые моменты с прочитанным в учебнике текстом. Прежде чем перейти к анализу стихотворения, учащиеся получают справку о цикле стихов Н. Заболоцкого, с которыми им предстоит познакомиться.

Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» невозможно проводить без упоминания цикла «Последняя любовь», который вышел в 1957 году и написан поэтом в сложный жизненный период. когда его жена, Екатерина Васильевна Клыкова, уходит к его другу Василию Гроссману. Для Заболоцкого это был тяжелый удар. Однако вскоре он женится на Наталье Александровне Роскиной, девушке, которая восторгалась его творчеством.

В начале 1957 года Заболоцкий и Роскина расстались, и поэт погрузился в работу. После разговора с Е.В. Клыковой понял, что она вернется к нему, и в сентябре 1957 года это произошло.

Все перечисленные события нашли отражение в последнем московском цикле поэта «Последняя любовь». Сборник состоит из десяти лирических произведений и объединен темами любви, счастья, покаяния, обреченности и одиночества.

Формирование языковой компетенции

В рамках эвристической беседы с целью анализа стихотворения мы предлагаем следующие наводящие вопросы для обучающихся: «Какой эпизод из личной жизни поэта соотносится с его произведением? Как вы себе представляете образ главного героя? Его возлюбленной? Какова роль природы в данном стихотворении? С помощью каких приёмом возможно сопоставление героини и природы? С каким чувством соотносится образ можжевелового куста? Как вы понимаете последние строчки стихотворения: «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… / Да простит тебя бог, можжевеловый куст!» Каким чувством пронизано лирическое произведение? Знакомо ли вам это чувство?».

Далее мы предлагаем один из вариантов анализа стихотворения с помощью биографического метода. Познакомившись с историей написания произведения, обучающиеся могут выполнить анализ лирического текста, делая упор на значимые события в жизни автора.

В произведении «Можжевеловый куст» лирический герой во сне идет по лесу, в ветках можжевелового куста он видит лицо своей возлюбленной, но это не находит отклика в его душе, из-за чего он чувствует себя опустошенным. С этой минуты для него закрылись золотые облака, рай для него стал невозможен. Появляется мотив неба, который отражает внутреннее смятение героя:

В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим… [6, с.151]

Тема этого стихотворения – боль, которую причиняет любовь при расставании с возлюбленным. Стихотворение построено на основе метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст». Лирический герой отождествляет себя с можжевеловым кустом, и эпитеты дополняют его образ: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст». Олицетворение «можжевеловый куст, проколовший меня смертоносной иглой» показывает нам стремительность чувств главного героя. Увидев лицо возлюбленной, лирический герой сразу понимает, что теперь оно чужое, поэтому взор его уходит выше в поисках утешения, но и там его не находит.

В заключении автор проводит тонкую параллель между зимним садом и внутренним состоянием героя, его отвращения к самому себе:

Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя бог, можжевеловый куст! [6, с.151]

Данное стихотворение полно живого драматизма сложных человеческих отношений, пережитых и осмысленных самим Н.А. Заболоцким. В стихотворении реализуется идея, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родного человека.

Заключение

В результате проведенного анализа обучающиеся выделяют: тему, композицию, размер стихотворения, используемые стилистические приемы (метафоры, эпитеты, олицетворение).

Тема лирического произведения – любовь, которая заставляет страдать. Композиция произведения строится на переплетении образов главного героя, и его возлюбленной с природой:

Я заметил во мраке древесных ветвей 

Чуть живое подобье улыбки твоей. [6, с.151]

Размер стихотворения – четырёхстопный анапест с парной рифмовкой. Метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст». Эпитеты: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «лёгкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст». Олицетворение: «можжевеловый куст, проколовший меня смертоносной иглой». Настроение лирического героя мы можем проследить с помощью звукописи (металлический хруст, звон, лепет) и цветописи (аметистовый, золотой, прозрачный). На всем протяжении произведения оно меняется, но «золотые небеса» дают нам, читателям, надежду на счастливый конец этой истории.

Результатом урока будет являться проведенный анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Можжевеловый куст». При выполнении данного вида работы учитель должен делать упор на развитие образного мышления обучающихся. Личностным результатом урока будет сформированность навыка сопереживания и сочувствия, умение определить собственное отношение к произведению. Предметным результатом – освоение навыка анализа лирического текста. С помощью биографического метода при анализе лирики обучающиеся смогут осмыслить, насколько важен контекст, в котором существует произведение, и в дальнейшем будут применять полученный навык не только на уроках литературы, но и на уроках истории, химии, биологии.  Таким образом, в рамках урока мы достигли не только личностных и предметных, но и метапредметных результатов.

Литература

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. 1998. М.: Изд-во «Канон-пресс»; «Кучково поле», 384 с.
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. Серия: Высшее образование. 2008. М.: Academia, 400 с.
  3. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для педагогических вузов. В 2 ч. Ч. 1. 1994. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 288 с.
  4. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Рус.яз. и лит.». 1992. М.: Просвещение, 512 с.
  5. Введенский А. Полное собрание произведений: в 2 т. Т.1. 1993. М.: Гилея, 285 с.
  6. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. 1976. М.: Наука, 511 с.
  7. Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. 2011. Назрань: «Пилигрим», 108 с.
  8. Заболоцкий Н. Полное собрание стихотворений и поэм. 2002. СПб.: Академический проект, 767 с.
  9. Золина С.Г., Семёнова О.С. Информационное сопровождение процедур оценки качества общего образования: традиционный и современный подходы [Электронный ресурс] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. Том 8. № 3. С. 138-141. URL: https://rcokio.ru/files/upload/nmd/gurnal8.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века. 11 класс. 2-е изд., перераб и доп. 2012. М.: Экзамен, 256 с.
  11. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 2017. М.: Просвещение, 383 с.
  12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Пособие для студентов. 1972. Ленинград: Просвещение, 271 с.
  13. Миронова Н.А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие 2-е изд., стереотип. 2008. М.: Изд-во «Экзамен», 383 с.
  14. Осьмухина О.Ю. ОБЭРИУ // Большая российская энциклопедия: в 35 т. 2004-2017. М.: Большая российская энциклопедия.
  15. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим? Книга для учителя. 2-е изд., стереотип. 2014. М.: Время, 288 с.
  16. Шмелева А.В., Воителева Т.М. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: традиции и новации». Выпуск 1. К 80-летию профессора Евгения Николаевича Колокольцева. 2018. М.: ИИУ МГОУ, 350 с.
  17. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. 1957. М.: Учпедгиз, С. 26-44.

Информация об авторах

Воителева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Государственный университет просвещения (ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9314-1758, e-mail: voitelev@yandex.ru

Зайцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Андреевская СОШ, аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8757-0668, e-mail: tanushka12908@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 440
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 83
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2