Использование учебного курса «Методологические основы психологии» в формировании профессионального психолога в вузе

846

Аннотация

В статье рассматривается содержание учебно¬методического комплекса по дисциплине «Методологические основы психологии» для бакалавров, обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Авторы указывают на то, что изучение курса «Методологические основы психологии» является продолжением освоения студентами курса «История психологии». В курсе, посвященном методологическим вопросам психологии, авторы видят возможность ознакомления студентов с основными методологическими проблемами современной психологической науки — проблемой предмета и метода психологии, проблемой объяснения в психологии, интеграции психологического знания, методологии психологической практики. В статье рассматривается возможность изучения студентами средствами сравнительно-исторического анализа проблем парадигмального статуса психологии и кризиса современной психологической науки. Авторы формулируют вывод о том, что изучение бакалаврами курса «Методологические основы психологии», как продолжения освоения курса «История психологии», дает возможность не только повысить компетентность в области теоретического знания, но и сформировать практикоориентированные профессиональные компетенции.

Общая информация

Ключевые слова: методология психологии, история психологии, предмет, метод, объяснение, интеграция, психологическая практика

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Использование учебного курса «Методологические основы психологии» в формировании профессионального психолога в вузе // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 2. С. 109–114.

Фрагмент статьи

Профессиональное обучение психолога в ВУЗе предполагает решение достаточ­но большого круга задач, связанных с формированием как общепрофессиональных, так и специальных компетенций. При всей трудности и многогранности проблемы соотношения компетентностной модели с конкретными результатами обучения (выраженной в форме матрицы компетенций), можно выделить совокупность учеб­ных дисциплин, освоение которых позволяет решить задачу формирования профес­сионального сознания психолога. В самом широком плане профессиональный цикл дисциплин, для которого определена трудоемкость в образовательном стандарте психолога в 140—148 зачетных единиц, содержит практически весь возможный пе­речень дисциплин, непосредственно влияющих на теоретическую и практическую подготовку психолога.

Литература

  1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2011. 483 с.
  2.  Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 343 с.
  3. Мазилов В.А. Проблемы подготовки психолога в современной высшей школе // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2012. Вып. 2(24). С. 35—42.
  4. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании про­фессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объеди­нения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1 (6). С. 79—86.
  5. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методологические основы психологии» для студентов направления «Психология» (квалификация — бакалавр психологии). Ярославль: МАПН, 2012. 107 с.
  6. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисцип­лине «История психологии» для студентов направления «Психология» (квалифи­кация — бакалавр психологии). 2-е изд., стер. Ярославль: ЯГПУ, 2012а. 78 с.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учеб. пособие для выс­шей школы. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 448 с.
  8.  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего професси­онального образования по направлению подготовки 030300 — Психология (квали­фикация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: в ред. Приказа Минобрнау­ки РФ от 31.05.2011 N 1975 // Координационный совет учебно-методических объе­динений и научно-методических советов высшей школы. М., 2014. URL: http:// fgos­vo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115246.pdf. (дата обращения: 13.09.2014).
  9. Brown R. Explanation in social science. Chicago: Aldine Pub. Co., 1963. 198 p.

Информация об авторах

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, e-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич, доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, e-mail: slepko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1131
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 846
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0