Формирование профессиональной компетентности психолога средствами учебного курса «История психологии»

935

Аннотация

В статье проводится анализ возможностей использования учебного курса «История психологии» в формировании профессиональных компетенций психолога в вузе. Актуальность вопроса определяется введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 31.03.01 «Психология» и необходимостью обеспечения формирования компетенций психолога в ходе освоения учебных дисциплин. В работе описываются возможности соотнесения содержания историко-психологического знания, форм работы со студентами с конкретными компетенциями, на формирование которых направлен учебный курс «История психологии». В статье проводится методический, технологический и методологический анализ проблемы соотнесения компетенций с историко-психологическим содержанием, предлагаются возможные межпредметные связи как с обеспечивающими, так и с обеспечиваемыми дисциплинами. Результаты проведенного анализа являются важной составляющей работы по описанию внутренней архитектуры компетенций, по разработке и реализации средств их оценки, а также формированию оценочных фондов.

Общая информация

Ключевые слова: компетенции, история психологии, историко-психологическое знание, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Формирование профессиональной компетентности психолога средствами учебного курса «История психологии» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2015. Том 5. № 1. С. 119–126.

Фрагмент статьи

Активная реализация компетентностного подхода в современной системе высше­го образования является продолжением работы, начатой зарубежными и российски­ми исследователями задолго до введения компетентностно ориентированных обра­зовательных стандартов [1; 2; 7; 8]. Несмотря на то, что с 2009 г. система образова­ния полностью перешла на подготовку по федеральным государственным образова­тельным стандартам высшего профессионального образования, сопутствующие их внедрению проблемы до сегодняшнего дня остаются актуальными. При этом естественное развитие системы образования и подготовка к реализации новых стандартов высшего образования («актуализированные федеральные государственные образо­вательные стандарты» (ФГОС)) [9; 10] с еще большей остротой ставит вопрос о формах, средствах, методиках и технологиях формирования профессиональной компетентности в вузе.

Литература

  1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производ­ственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  2. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании про­фессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объеди­нения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. Вып. 1 (6). С. 79—86.
  3. Мазилов В.А. Проблемы подготовки психолога в современной высшей школе: Человеческий фактор // Социальный психолог. 2012. Вып. 2 (24). 35—42.
  4. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисцип­лине «История психологии» для студентов направления «Психология» (квалифи­кация — бакалавр психологии). 2-е изд., стер. Ярославль: ЯГПУ, 2012. 78 с.
  5. Мазилов В.А. Методологические проблемы истории психологии // Приволж­ский научный вестник. 2014. № 11 (39). Ч. 2. С. 31—36.
  6. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344 с.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 184 с.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  9.  О федеральных государственных образовательных стандартах. Письмо замес­тителя министра образования и науки Российской Федерации. 20.08.2014. № АК­2612/05 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/ ( обращения 15. 03. 2015).
  10.  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образова­ния. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 37.03.01 «Психология». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946. [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: http:// umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/37.03.01_psihologiya.pdf (дата обраще­ния 15.03.2015).
  11. Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. 335 с.

Информация об авторах

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, e-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич, доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, e-mail: slepko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1177
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 935
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0