Cultural-historical methodology of the study

1164

Аннотация

Многие методологические идеи культурно-исторической психологии Л. С. Выготского до сих пор носят гипотетический характер и требуют дальнейшей разработки и эмпирических доказательств. Такие теоретические понятия, как социальная ситуация развития, кризис и латентный период, новообразование, психологический возраст, зона ближайшего развития и другие участвуют в переходных периодах. Но механизм перехода все еще не установлен. В нашем экспериментальном исследовании мы сосредоточили внимание на переходе от игровой к учебной деятельности. Мы вводим понятие промежуточной системы деятельности, которое в нашем исследовании определено как гибрид деятельности игры и обучения. Мы назвали эту гибридную деятельность, следуя идеям Дональда и Брунера, как «нарратив обучения» . Второй уровень исследований состоит из серий проектов игрового мира в вертикально интегрированных многовозрастных классах (дети от 4 до 8 лет). Вмешательства взрослого заключаются в приглашении детей в воображаемое окружение, представлении ролей персонажей и их отношений, внедрении сложных задач, в организации диалога детей и в предоставлении возможностей для игры, инициированной ребенком.

Общая информация

Ключевые слова: генетический эксперимент, переход развития, переходная деятельностная система, новообразование, нарративное обучение, культурно-историческая психология, нарративная интервенция

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хаккарайнен П. Cultural-historical methodology of the study // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 75–82.

Литература

  1. Blunden A. An interdisciplinary theory of activity. Leiden, 2010.
  2. Bodrova E., Leong D. J. Tools of the mind. Englewood Cliffs, 1996.
  3. Brown K., Cole M. Cultural historical activity theory and the expansion of opportunities for learning after school. In G. Wells, G Claxton (Eds.) Learning for life in the 21st century. Oxford, 2002.
  4. Bruner J. The culture of education. Cambridge, MA, 1996.
  5. Cassirer E. An Essay on Man. New Haven, 1944.
  6. Davydov V. V. Teoriya razvivayushego obuceniya. [Theory of developmental education] Moscow, 1996.
  7. Davydov V. V., Kudryavtsev V. T. Razvivayushie obucenie. Teoreticeskaya osnova perekhoda ot doshkol’nogo do shkol’nogo obuceniya. [Developing education: Theoretical basis of transition from preschool to school] // Voprosy psikhologii, 1997, № 1.
  8. El'konin B. D. Vvedenyje v psichologiju razvityja [Introduction to Developmental Psychology]. Moscow, 1994.
  9. El’konin B. D., Zinchenko, V. P. Developmental psychology or psychology of development, 2002. http://www.i-u.ru/biblio/archive/elkonin%5Fpsihrazv/  (Retrieved 08.10.2010)
  10. El'konin D. B. Psikhologiya igry. [Psychology of play]. Moscow, 1978.
  11. El’konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Tom 1 [Collected psychological works, Vol. 1]. Moscow, 1989.
  12. El'konin D. B. Psikhologiceskie voprosy doshkol'noi igry // Leontiev A. N. and Zaporozhets A. V. (eds.). Voprosy psikhologii rebenka doshkol'nogo vozrasta. Moscow, 1995.
  13. El'konin D. B. The Development of Play in Preschoolers // Journal of Russian and East European Psychology.  1999, Vol. 37, № 6.
  14. El'konin D. B. Psychology of play I—II // Journal of Russian and East European Psychology. 2005, Vol. 43.
  15. El'koninova L. I. The Object Orientation of Children's Play in the Context of Understanding Imaginary Space — Time in Play and Stories // Journal of Russian and East European Psychology. 2001, Vol. 39, № 2.
  16. El'koninova L. I., Bazanova T. V. K probleme prisvoeniya smyslov v syushetno-rolevoi igre doshkol'nikov [On the problem of forming sense in pretend role play of preschoolers]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 14. Psikhologiya. 2004, № 3.
  17. Engeström Y. Learning by expanding. Helsinki, 1987.
  18. Engeström Y. Development, movement and agency: Breaking away into mycorrhizae activities. In K. Yamazumi (Ed.), Building activity theory in practice: Toward the next generation. Osaka, 2006.
  19. Fisher W. Human communication as narration: Toward a philosophy of reason, value, and action. Columbia, 1987.
  20. Gutierres K. D., Baquedano-Lopez P., Tejeda C. Rethinking diversity: hybridity and hybrid language practices in the third space. Mind, culture, activity. 1999, № 6 (4).
  21. Hakkarainen P. Kehittävä esiopetus ja oppiminen, [Developmental preschool education and learning]. Jyväskylä, Finland, 2002.
  22. Hakkarainen P. The challenges and possibilities of narrative learning approach in the Finnish early childhood educations system. International Journal of Educational Research. 2008, № 47.
  23. Hakkarainen P. Development of motivation in play and narratives. In S. Blenkinshop (ed.) The Imagination in Education: Extending the Boundaries of Theory and Practice. Cambridge Scholars Publishing, Newcastle upon Tyne. 2009.
  24. Hakkarainen P., Bredikyte M. The zone of proximal development in play and learning. Cultural-historical psychology. 2008, № 4.
  25. Hakkarainen P., Bredikyte M. Vygotsky’ non-classical psychology today: implications for theory and practice. 2009.
  26. Kasavin I. T. Smysl [Sense] In I. T. Kasavin (ed.) Sotsialnaya epistemologiya. Moscow, 2010.
  27. Kravtsov G. G., Kravtsova, E.  Play in L. S. Vygotsky’s non-classical psychology. Journal of Russian and East European Psychology , 2010 (in print).
  28. Lektorsky V. A. Mediation as a means of collective activity In A. Sannino, H. Daniels, K. D. Gutierrez (Eds.) Learning and Expanding with Activity Theory. New York, 2009.
  29. Leont'ev A. N. Activity, Consciousness, and Personality. . New York, 1978.
  30. Lindqvist G. The Aesthetics of Play. A Didactic Study of Play and Culture in Preschools. Stockholm, 1995.
  31. Mescheryakov A. Awakening to Life: On the Education of Deaf-Blind Children in the Soviet Union. Moscow, 1974. Электронная версия:  http://vygotsky.dk/iscar-dk/wp-content/uploads/Medier/Udgivelser/Meshcheryakov-awakening-MIAP.pdf
  32. Slobodcikov V. I., Tsukerman G. A. Integral Periodization of General Psychological Development. Journal of Russian and East European Psychology. 2003, Vol. 41, № 6.
  33. van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford, 1991.
  34. Vygotsky L. S. Igra i ee rol' v psikhiceskom razvitii rebenka // Voprosy psikhologii. 1966, № 6.
  35. Vygotsky L. S. Play and its role in the mental development of the child. In Cole M. (ed.). Soviet develomental psychology. New York, 1977.
  36. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii Т. 1 [Collected works]. Moscow, 1981.
  37. Vygotsky L. S. Appendix. From the notes of L.S. Vygotsky for lectures on the psychology of preschool children // Journal of Russian and East European Psychology. 2005, Vol. 43, № 2.
  38. Yamazumi K. A hybrid activity system as educational innovation // Journal of Educational Change. 2008, Vol.  9, № 4.
  39. Zaporozhets A. V. Towards the question of the genesis, function and structure of emotional processes in the child // Journal of Russian and East European Psychology. 2002, Vol. 40, № 2.
  40. Zinchenko V. P. Psikhologiceskie osnovy pedagogiki [Psychological basis of pedagogics] Moscow, 2002.
  41. Zuckerman G. (2007). Child–adult interaction that creates a zone of proximal development // Journal of Russian and East European Psychology. 2007, Vol. 45(3).

Информация об авторах

Хаккарайнен Пентти, PhD, главный редактор Journal of Russian and East European Psychology (Журнала российской и восточноевропейской психологии). Эмерит-профессор, Университет Оулу, Оулу, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6725-1822, e-mail: phakkar@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2294
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1164
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5