Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 4. С. 75–82
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Cultural-historical methodology of the study
Аннотация
Многие методологические идеи культурно-исторической психологии Л. С. Выготского до сих пор носят гипотетический характер и требуют дальнейшей разработки и эмпирических доказательств. Такие теоретические понятия, как социальная ситуация развития, кризис и латентный период, новообразование, психологический возраст, зона ближайшего развития и другие участвуют в переходных периодах. Но механизм перехода все еще не установлен. В нашем экспериментальном исследовании мы сосредоточили внимание на переходе от игровой к учебной деятельности. Мы вводим понятие промежуточной системы деятельности, которое в нашем исследовании определено как гибрид деятельности игры и обучения. Мы назвали эту гибридную деятельность, следуя идеям Дональда и Брунера, как «нарратив обучения» . Второй уровень исследований состоит из серий проектов игрового мира в вертикально интегрированных многовозрастных классах (дети от 4 до 8 лет). Вмешательства взрослого заключаются в приглашении детей в воображаемое окружение, представлении ролей персонажей и их отношений, внедрении сложных задач, в организации диалога детей и в предоставлении возможностей для игры, инициированной ребенком.
Общая информация
Ключевые слова: генетический эксперимент, переход развития, переходная деятельностная система, новообразование, нарративное обучение, культурно-историческая психология, нарративная интервенция
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хаккарайнен П. Cultural-historical methodology of the study // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 75–82.
Литература
- Blunden A. An interdisciplinary theory of activity. Leiden, 2010.
- Bodrova E., Leong D. J. Tools of the mind. Englewood Cliffs, 1996.
- Brown K., Cole M. Cultural historical activity theory and the expansion of opportunities for learning after school. In G. Wells, G Claxton (Eds.) Learning for life in the 21st century. Oxford, 2002.
- Bruner J. The culture of education. Cambridge, MA, 1996.
- Cassirer E. An Essay on Man. New Haven, 1944.
- Davydov V. V. Teoriya razvivayushego obuceniya. [Theory of developmental education] Moscow, 1996.
- Davydov V. V., Kudryavtsev V. T. Razvivayushie obucenie. Teoreticeskaya osnova perekhoda ot doshkol’nogo do shkol’nogo obuceniya. [Developing education: Theoretical basis of transition from preschool to school] // Voprosy psikhologii, 1997, № 1.
- El'konin B. D. Vvedenyje v psichologiju razvityja [Introduction to Developmental Psychology]. Moscow, 1994.
- El’konin B. D., Zinchenko, V. P. Developmental psychology or psychology of development, 2002. http://www.i-u.ru/biblio/archive/elkonin%5Fpsihrazv/ (Retrieved 08.10.2010)
- El'konin D. B. Psikhologiya igry. [Psychology of play]. Moscow, 1978.
- El’konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Tom 1 [Collected psychological works, Vol. 1]. Moscow, 1989.
- El'konin D. B. Psikhologiceskie voprosy doshkol'noi igry // Leontiev A. N. and Zaporozhets A. V. (eds.). Voprosy psikhologii rebenka doshkol'nogo vozrasta. Moscow, 1995.
- El'konin D. B. The Development of Play in Preschoolers // Journal of Russian and East European Psychology. 1999, Vol. 37, № 6.
- El'konin D. B. Psychology of play I—II // Journal of Russian and East European Psychology. 2005, Vol. 43.
- El'koninova L. I. The Object Orientation of Children's Play in the Context of Understanding Imaginary Space — Time in Play and Stories // Journal of Russian and East European Psychology. 2001, Vol. 39, № 2.
- El'koninova L. I., Bazanova T. V. K probleme prisvoeniya smyslov v syushetno-rolevoi igre doshkol'nikov [On the problem of forming sense in pretend role play of preschoolers]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 14. Psikhologiya. 2004, № 3.
- Engeström Y. Learning by expanding. Helsinki, 1987.
- Engeström Y. Development, movement and agency: Breaking away into mycorrhizae activities. In K. Yamazumi (Ed.), Building activity theory in practice: Toward the next generation. Osaka, 2006.
- Fisher W. Human communication as narration: Toward a philosophy of reason, value, and action. Columbia, 1987.
- Gutierres K. D., Baquedano-Lopez P., Tejeda C. Rethinking diversity: hybridity and hybrid language practices in the third space. Mind, culture, activity. 1999, № 6 (4).
- Hakkarainen P. Kehittävä esiopetus ja oppiminen, [Developmental preschool education and learning]. Jyväskylä, Finland, 2002.
- Hakkarainen P. The challenges and possibilities of narrative learning approach in the Finnish early childhood educations system. International Journal of Educational Research. 2008, № 47.
- Hakkarainen P. Development of motivation in play and narratives. In S. Blenkinshop (ed.) The Imagination in Education: Extending the Boundaries of Theory and Practice. Cambridge Scholars Publishing, Newcastle upon Tyne. 2009.
- Hakkarainen P., Bredikyte M. The zone of proximal development in play and learning. Cultural-historical psychology. 2008, № 4.
- Hakkarainen P., Bredikyte M. Vygotsky’ non-classical psychology today: implications for theory and practice. 2009.
- Kasavin I. T. Smysl [Sense] In I. T. Kasavin (ed.) Sotsialnaya epistemologiya. Moscow, 2010.
- Kravtsov G. G., Kravtsova, E. Play in L. S. Vygotsky’s non-classical psychology. Journal of Russian and East European Psychology , 2010 (in print).
- Lektorsky V. A. Mediation as a means of collective activity In A. Sannino, H. Daniels, K. D. Gutierrez (Eds.) Learning and Expanding with Activity Theory. New York, 2009.
- Leont'ev A. N. Activity, Consciousness, and Personality. . New York, 1978.
- Lindqvist G. The Aesthetics of Play. A Didactic Study of Play and Culture in Preschools. Stockholm, 1995.
- Mescheryakov A. Awakening to Life: On the Education of Deaf-Blind Children in the Soviet Union. Moscow, 1974. Электронная версия: http://vygotsky.dk/iscar-dk/wp-content/uploads/Medier/Udgivelser/Meshcheryakov-awakening-MIAP.pdf
- Slobodcikov V. I., Tsukerman G. A. Integral Periodization of General Psychological Development. Journal of Russian and East European Psychology. 2003, Vol. 41, № 6.
- van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford, 1991.
- Vygotsky L. S. Igra i ee rol' v psikhiceskom razvitii rebenka // Voprosy psikhologii. 1966, № 6.
- Vygotsky L. S. Play and its role in the mental development of the child. In Cole M. (ed.). Soviet develomental psychology. New York, 1977.
- Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii Т. 1 [Collected works]. Moscow, 1981.
- Vygotsky L. S. Appendix. From the notes of L.S. Vygotsky for lectures on the psychology of preschool children // Journal of Russian and East European Psychology. 2005, Vol. 43, № 2.
- Yamazumi K. A hybrid activity system as educational innovation // Journal of Educational Change. 2008, Vol. 9, № 4.
- Zaporozhets A. V. Towards the question of the genesis, function and structure of emotional processes in the child // Journal of Russian and East European Psychology. 2002, Vol. 40, № 2.
- Zinchenko V. P. Psikhologiceskie osnovy pedagogiki [Psychological basis of pedagogics] Moscow, 2002.
- Zuckerman G. (2007). Child–adult interaction that creates a zone of proximal development // Journal of Russian and East European Psychology. 2007, Vol. 45(3).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2290
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1164
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5