Подходы к выделению структуры психологического возраста и их объяснительно-описательный потенциал по отношению к старости

1494

Аннотация

В статье анализируются отечественные схемы описания структуры психологического возраста (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина), зарубежная схема, основанная на введенном Р. Хевигхерстом концепте «задачи развития», рассматриваются сильные и слабые места этих схем. Формулируются критерии, которым должна соответствовать универсальная всевозрастная схема (полнота, непротиворечивость, методологическая новизна). Авторы констатируют, что на сегодняшний день подобной схемы не создано. Предлагается авторская схема структуры возраста, построенная в соответствии со сформулированными принципами. В нее входят такие компоненты, как «Ситуация развития» (подробно рассматриваются причины отказа от эпитета «социальная»), «Задачи развития» (выдвигается идея построения их иерархии), «Ведущая деятельность», «Новообразования возраста». Отдельно рассматривается место субъекта развития в этой схеме. Данная схема наполняется содержанием, связанным со старостью как психологическим возрастом. Анализируются три траектории жизненного пути в старости (инволюция, адаптация и развитие), в основе различения которых лежит отношение субъекта и элементов структуры его психологического возраста. На примере этих трех траекторий рассматривается динамика психологического возраста.

Общая информация

Ключевые слова: психологический возраст, структура возраста, ведущая деятельность, ситуация развития, новообразование, задачи развития, динамика возраста, старость, траектории жизненного пути в старости

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению структуры психологического возраста и их объяснительно-описательный потенциал по отношению к старости // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 50–60.

Литература

  1. Авдиенко Г. Ю. Понятие образовательной среды как фактора, определяющего психическое развитие обучаемо­го // Современные проблемы психологии развития и обра­зования человека. СПб., 2010.
  2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности само­оценки в позднем возрасте // Лидерс А. Г., Краснова О. В. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003.
  3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
  4. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собрание сочи­нений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических ра­ботах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Во­просы психологии. 1998. № 1.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  7. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребен­ка // Проблемы развития психики. М., 1959.
  8. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2.
  9. Подольский А. И. Интериоризация как средство опе­рационализации понятия «задача развития» // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
  10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная пе­риодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  12. Фролов Ю. И., Тищенко Э. Н. Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования» // Лидерс А. Г., Краснова О. В. Психология старости и старе­ния: Хрестоматия. М., 2003.
  13. Хейманс П. Г. Концептуализация и операционализа­ция задач развития // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
  14. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб., 2005.
  15. Эльконин Д. Б. К вопросу о периодизации развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.
  16. Goleman D. Erikson, in his own old age, expands his view of life. The New York Times. 1988. June 14.
  17. Havigherst R. J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. N. Y., 1972.

Информация об авторах

Белорусец Арсений Сергеевич, аспирант, центр фундаментальной и консультативной персонологии, Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1326-4315, e-mail: arsenny@mail.ru

Фролов Юрий Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, доцент, кафедра психологии, ГБОУ ВПО «Международный университет природы, общества и человека "Дубна"», Москва, Россия, e-mail: frolov.ui@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3215
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1494
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3