Связь досуговой активности и развития субъектности у футбольных фанатов

741

Аннотация

В статье анализируется связь субъектных характеристик и досуговой активности на примере футбольных фанатов. Опрошены 60 молодых людей в возрасте 20—25 лет, из них 30 — футбольные фанаты. Изучено влияние досуговой активности футбольных фанатов на развитие некоторых личностных качеств. Межгрупповое сравнение показало, что досуговая деятельность является привлекательной для всей выборки. Футбольные фанаты более четко осознают цели, процесс жизни (p < 0,05), способность управлять собственной жизнью (p < 0,01), демонстрируют более широкий поведенческий репертуар (p < 0,01), более активны, независимы от мнения окружающих, самодостаточны по отношению к себе (p < 0,01). Фанаты реализуют собственную активность в особого рода досуговых занятиях, разворачивающихся под знаком самой популярной в мире спортивной игры, и, получая поддержку от референтной группы, имеют возможность самореализации и самоопределения в период ранней взрослости.

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности, субъектность, субъект жизни, субъектные характеристики, досуговая активность, футбольные фанаты

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Узикова А.Ю. Связь досуговой активности и развития субъектности у футбольных фанатов // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 4. С. 55–63.

Полный текст

 

Свободное время у жителей России в течение последних 30 лет увеличилось в среднем в три раза [13, с. 64]. Увеличивается также и разнообразие видов развлечений и способов проведения свободного времени. В некоторых случаях (компьютерные игры, экстремальные виды спорта) досуг становится для человека доминирующей жизненной сферой, и складывается впечатление, что человек становится зависимым от своего увлечения. Согласно классическому принципу единства сознания и деятельности, психика человека проявляется в практической деятельности, и ее изучение необходимо именно в контексте деятельности. Человек развивается, проявляя себя как субъект деятельности, «направлением его (человека. — А. У.) деятельности можно определять и формировать его самого» [7, с. 106]. В связи с этим особое место занимает проблема развития личности в apriori свободных досуговых занятиях и исследование субъекта досуговой деятельности. Быстро меняющиеся условия современной реальности ставят перед человеком задачу самоопределения не только в профессиональной деятельности, но и в свободном времени. И по тому, как человек распоряжается своим свободным временем, что выбирает в качестве досуга, можно понять его жизненную позицию.

Проблема поиска смысла жизни неразрывно связана с понятием экзистенциальной фрустрации, которая ведет к скуке, апатии и депрессии. И что может воспрепятствовать этому, если не увлечение, игра, истинно интересная, наполненная личностными смыслами досуговая деятельность? Согласно концепции С. Мадди, существует четыре формы экзистенциального отчуждения, одна из которых — авантюризм. «Авантюризм (С. Мадди также употребляет термин «крусадерство») — компульсивный поиск жизненности, вовлеченности в опасные, экстремальные виды деятельности в силу переживания бессмысленности повседневной жизни. Эта форма экзистенциального недуга является наименее серьезной, поскольку связана с активностью, поиском новых ощущений» [6]. Возможно, исследуемую в нашей работе социальную группу составляют молодые люди, по-своему преодолевающие переживание бессмысленности жизни через уход в бессодержательный риск и активную деструктивность. В любом случае, культура создает смысловое пространство для развития личности и ее самореализации. Она предоставляет исторически сложившиеся способы деятельности и задает ценности человеческой жизни. Но человек и сам является субъектом своей жизни, обладая сознанием как инструментом фиксации опыта, потому что проживает жизнь, «невольно» накапливая опыт прошлого (которым «заведует» автобиографическая память) и имея представления о возможном и желаемом будущем и о себе самом в жизни в целом. «Степень реализации ценностных ориентаций и потенциалов личности отражается в картине жизненного пути человека» [8, с. 162].

Человек может выбирать «сопротивляющуюся», наполненную «идеальными формами» среду собственного развития, выбирать простой тип существования через потребление благ цивилизации или жить, преодолевая себя, свою недостаточность и обретая все больше степеней свободы (словами В. П. Зинченко: «Избыток недостатка и избыток возможностей — условие развития»). Увеличение числа степеней свободы есть расширение возможностей поведения и действия живого существа. «И мы можем предположить, что в основе развития человека, в основе его поведения и деятельности лежит избыток недостатка, помноженный на избыток свободы. Оба избытка обеспечивают бесконечное разнообразие траекторий развития, поведения, деятельности человека. Для использования этих возможностей должны быть соответствующие стимулы, роль которых выполняет нужда в чем-то, недостаток, потребность, мотив, желание, мечта и т. д. и т. п.» [4, с. 64].

Игра в силу присущего ей «свободного» и культурно наполненного характера выступает «носителем» множества идеальных форм, избыточность которых определяет зону ближайшего развития личности взрослого. Здесь речь идет уже о самоосуществ- лении, самоактуализации, самореализации личности в игровой деятельности, и о самодетерминации психического развития «человеком играющим». Таким образом, если перевести акцент на субъектность как на один из уровней организации человека, проблему досуговой активности следует сформулировать как выбор личностью, в соответствии с ее представлениями о собственной жизни, такого способа проведения свободного времени в виде игровой деятельности, которая бы соответствовала задаче развития личности.

Проблема досуга активно прорабатывается в социологической науке, которая рассматривает функцию пространства досуга как фактор развития человеческого потенциала и основу благополучия для общества в целом. В психологии же достаточно хорошо изучена игра как вид деятельности ребенка, необходимый для полноценного развития личности. Но, к сожалению, проблема игровой деятельности как развивающего фактора для взрослых остается недостаточно проработанной в научном плане. На практике это проявляется в общественной жизни, где главным критерием в оценке человеческой деятельности, по существу, выступает экономическая прибыль, но не развитие личности.

Современный молодой человек предоставлен сам себе и вынужден искать способы приложения своей активности самостоятельно. Не всегда это спортивные достижения, профессиональная деятельность или служба государству. Таким образом, открывается специфическая сторона проблемы развития — связь увлечений, выбора досуговой активности и развития личности как субъекта жизни.

Футбол сегодня является самым популярным видом спорта, в том числе и по критерию зрелищности, что определяет его как привлекательную сферу для проведения свободного времени. Многие молодые люди выбирают в качестве пространства досуговой активности футбол и околофутбол — субкультуру, предполагающую деятельность фанатов определенного футбольного клуба (ФК), прямо или косвенно связанную с его поддержкой как на стадионе, так и за его пределами. Не столько игра в футбол, сколько специфические занятия, которые отличают футбольного фаната от человека, просто интересующегося или не интересующегося футболом: активная поддержка команды на стадионе (пиротехнические, визуальные шоу), «выезда» на игры любимого ФК в другие города, силовая поддержка команды вне стадиона (драки футбольных хулиганов) — составляют свободное время и образ жизни молодого футбольного фаната. Естественным образом включенность человека в движение футбольных фанатов влияет на его жизненную позицию.

Анализ досуговой активности футбольных фанатов, в том числе литературный обзор, касающийся околофутбольной субкультуры, позволил выделить следующие особенности движения футбольных фанатов как среды развития личности.

1.    Околофутбольная субкультура является специфичной средой развития личности молодого человека в период ранней взрослости, поскольку предоставляет футбольному фанату образ успешного Я, ценности и нормы, которые реализуются в коллективных практиках, осуществляемых молодыми людьми в околофутбольном времяпрепровождении.

2.    Околофутбольная субкультура предполагает соперничество, на котором строится вся досуговая активность футбольных фанатов: соревнования в перформансе (активной поддержке, в том числе в виде визуального сопровождения игры команды на стадионе), силовые столкновения за звание самой грозной фанатской группировки («фирмы» — на сленге фанатов). Все это определяет направленность фаната на конкуренцию, которая связана с такими личностными качествами, как целеустремленность, инициативность, активность, т. е. субъектными характеристиками личности.

3.    Досуговая активность футбольного фаната включает выезды на матчи в другие города, в связи с чем молодой человек вынужден находить материальные средства и планировать свое время (иногда на весь грядущий игровой сезон), т. е. проявлять инициативность в распределении своей внедосуговой активности и проявлять себя как целеустремленный человек, умеющий самоорганизовываться, распоряжаться материальными и временными ресурсами.

4.    Досуговая активность футбольных фанатов подразумевает силовые столкновения с группами соперника, в которых фанаты придерживаются правила fair play, честной игры, заключающегося в запрете использовать подручные средства, задевать лиц, не причастных к околофутболу. Силовые столкновения могут быть запланированными («стенка на стенку», что напоминает кулачные бои) и незапланированными (часто массовыми, чему спонтанность вовсе не мешает). Случается, что только одна сторона планирует силовое столкновение, о чем оппонент может и не знать. Участие в драках определенно требует от фанатов, помимо поддержания физической формы, распределения личностного времени, умения стратегически мыслить (в ходе разработки плана нападения на соперника) и в целом делает околофутболь- ную субкультуру своеобразным видом спорта, включающим элемент войны, охоты и всегда неопределенности, что, в свою очередь, требует от личности фаната проявления типичных мужских качеств. В целом любое силовое столкновение предполагает проявление мужественности, преодоление страха, неуверенности, что в научной психологической литературе называется самоиспытанием, готовностью к риску. Склонность к риску и стрессоустойчивость в рисковых ситуациях позволяют субъекту в полной мере использовать свои ресурсы в процессе самоопределения, т. е. обеспечивать успешное самоопределение, особенно в кризисные периоды развития личности и в периоды радикальных изменений социальных условий ее жизнедеятельности [3, с. 5]. Са­моиспытания в жизни футбольного фаната приводят к развитию самостоятельности, осознанию себя как активного деятеля жизни, накапливающего опыт преодоления трудных ситуаций.

5.    Входя в околофутбольную субкультуру, молодой человек включается в социальную группу, где может удовлетворить потребность в безопасности и в самоутверждении. Группировки футбольных фанатов являются своеобразными боевыми единицами, а околофутбольные практики предусматривают проверку дружеского плеча. Точным описанием атмосферы в них может быть распространенный среди фанатов заряд (фанатская речевка): «Один за всех — и все за одного!»

6.    Политика для футбольных фанатов является важной темой. Возможно, это одна из точек соприкосновения между всеми (в том числе и враждующими) группировками, где мнения сходятся на националистической почве (иллюстрацией чему может служить перекличка фанатов на трибунах: «Русские, вперед!»). Часто футбольным фанатам приписывают фашистские взгляды, что со стороны правоохранительных органов вызывает неодобрение и ужесточение мер предосторожности на массовых спортивных мероприятиях. Последнее, в свою очередь, обусловливает особенности моды футбольного фаната: практичность (спортивный стиль), неприметность, конспирация (использование масок во время акций на стадионе и вне его, отказ от клубной атрибутики, по которой легко понять, что перед вами фанат определенного ФК). В целом футбольные фанаты в своем большинстве определились в политических взглядах, что позволяет отнести их к социально и политически сознательным гражданам.

Таким образом, даже беглый взгляд на особенности околофутбольной субкультуры и требования, которые ставит перед футбольным фанатом выбранная им досуговая занятость, позволяет понять, что футбольный фанат избрал свой собственный образ жизни и способ развития, определяемый логикой его увлечения. В планировании времени, в межличностных взаимодействиях, во взаимодействиях с другими социальными структурами футбольному фанату необходимо проявлять волевые качества личности, развивать свои субъектные качества, т. е. выступать с позиции активного творца собственной жизни.

Субъектность является относительно новой для психологии категорией, пришедшей в науку ввиду быстроменяющихся условий жизни современного человека. Пока не существует единого понимания данного психологического явления. Е. А. Сергиенко предлагает уровневый критерий к определению субъектности и выделяет «метауровни онтогенеза субъектности человека как субъекта развития — субъекта деятельности — субъекта жизни» [11, с. 16]. Интересно понимание субъектности А. В. Петровским, который выделил четыре ее уровня: субъект общения, субъект практической деятельности, субъект самосознания и субъект жизни. Данные уровни соотносятся с ключевыми моментами околофут- больной субкультуры как среды развития личности, которая включает в себя:

a)     вхождение молодого фаната в социальную группу и становление его как субъекта социальных отношений;

b)     деятельностный компонент как становление субъекта практической деятельности (активная поддержка ФК);

c)     компонент самосознания (формирование образа Я фаната и самосознание через самоиспытание).

Целью нашего исследования было выявление связи между увлечением футболом футбольного фаната и субъектными характеристиками личности в период ранней взрослости. Стоит пояснить, что футбольные фанаты — это в основном молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, и досуг для них является не просто рекреацией, но способом решения определенных задач, в том числе и задач развития. Границы возрастного отрезка от 20 до 25 лет попадают под определение периода ранней взрослости. Он характеризуется следующими задачами развития: становление гражданской активности (социально зрелой личности), достижение близости, самоопределение, постановка целей, определение перспектив жизни. От молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни: создание собственной семьи, формирование образа жизни, который определяет развитие личности, становление молодого человека как субъекта жизнедеятельности [1, с. 113].

Нормальное развитие в период взрослости характеризуется пиком физической формы, что подразумевает необходимость выплеска энергии. Период ранней взрослости наиболее благоприятен для формирования основных структур самосознания. Проверка своих качеств, предела своих возможностей в экстремальных условиях и возможность доказать себе и другим «что я могу», т. е. стремление к самоутверждению, есть и познание себя, и целенаправленное развитие себя, своей силы воли [15, с. 7]. Таким образом, самоутверждение и самоопределение являются важными сторонами развития личности молодого человека и могут быть реализованы в целенаправленно созданных экстремальных ситуациях. В рамках околофутбольной субкультуры молодые люди находят и провоцируют к жизни множество ситуаций (проверка собственной мужественности в драках, самоорганизация в условиях дефицита времени и сил на выездах в другие города и др.).

Ранняя взрослость является сенситивным периодом для постепенной реализации своего потенциала, что приводит к обретению идентичности, «в качестве способа самоосуществления наибольшую ценность имеет самовыражение» [2, с. 41]. Вероятно, образ фаната — успешного и активного молодого человека, который предоставляет своим участникам око- лофутбольная субкультура, является одной из линий обретения идентичности.

Таким образом, околофутбольные практики как досуговая активность, осуществляемая в свободное время и не имеющая прямой выгоды для своих участников, и околофутбольная субкультура как особая среда, связанная с устойчивым интересом людей, выполняющая определенную функцию в решении возрастных задач развития [9], отражаются на некоторых субъектных характеристиках личности в период ранней взрослости.

Метод

Для определения субъектных характеристик футбольного фаната нами был создан методический базис, включающий: полуструктурированное интервью (направлено на выявление мотивов досуговой деятельности футбольного фаната, определение роли околофутбольной субкультуры в развитии личности футбольного фаната), авторскую методику «Самооценка изменений личностных качеств» (создана по прототипу методики «Самооценка 12» В. Н. Куницыной, направлена на определение динамики развития личности в условиях околофутболь- ной субкультуры), методику «События» (Н. А. Ло­гинова) для определения инициативности личности в построении жизненного пути, тест смысложизнен­ных ориентаций (СЖО, Д. А. Леонтьев) для определения осознанности жизни как проявления субъекта жизни, методику «Уровень развития субъектности личности» (М. А. Щукина) для определения активности личности в социальном контексте и методику цветовых метафор (И. Л. Соломин) для выявления скрытых мотивов, направленности личности, ее основных устремлений и интересов.

Экспериментальную группу составили 30 футбольных фанатов в возрасте от 20 до 25 лет, контрольную — 30 молодых людей того же возраста, но не включенных в околофутбольную субкультуру. Средний возраст всех испытуемых — 23 года. Средний стаж испытуемых футбольных фанатов в около- футбольной субкультуре — 5,5 лет. Сравниваемые группы выровнены по полу и уровню образования, что позволяет выделить околофутбол как фактор межгрупповых различий. Контрольная группа была сформирована из респондентов, относящихся к разным субкультурам (металлист, толкиенист и др.), и вовсе не причисляющих себя к какому-либо неформальному молодежному объединению. Они имеют различные предпочтения в досуговых занятиях (фотография, компьютерные игры, игра на гитаре и пр.). От футбольных фанатов по параметру досуговой деятельности они отличаются тем, что в их досуге отсутствуют походы на стадион для просмотра футбольного матча «вживую» и активной поддержки любимой команды, запланированные или спонтанные силовые столкновения с группой соперников (конкурирующей группой)[†], поездки на футбольные матчи в другие города (несколько выездов в год). Наличие перечисленных областей активности в жизни молодого человека, а также знание и принятие субкультуры футбольных фанатов (нормы и ценности, специфические практики и символика и т. д.) [5] выступают критериями его включенности в около- футбольную субкультуру, в соответствии с которым мы и формировали экспериментальную группу.

Исследование проводилось при личных встречах с испытуемыми и посредством интернета (бланки методик в едином документе высылались испытуемым на электронную почту). Для мотивирования к участию в исследовании утверждалась необходимость восполнить недостаток психологических знаний о футбольных фанатах, что могло бы способствовать изменению однозначно негативного отношения к ним со стороны не посвященных в особенности околофут- больной субкультуры граждан и правоохранительных структур. К методикам давались стандартные инструкции, предлагалась обратная связь, в которой были заинтересованы все испытуемые, согласившиеся участвовать. Среди отказавшихся участвовать было около 30 % футбольных фанатов. Они объясняли отказ бесполезностью подобных исследований («это ничего не изменит»), недоверием («смотрите видео, там всё показано... Футбол остается там, где есть футбол») или просто игнорировали обращение исследователя, когда поиск испытуемых проходил в интернете, в частности, через социальную сеть «В контакте.ги». В целом футбольные фанаты являются закрытой для посторонних людей группой, нежелание идти на контакт служит сохранению анонимности «уличных бойцов», имеющих конфликтные взаимоотношения с правоохранительными органами.

Результаты

С помощью полуструктурированного интервью были получены первичные данные, что погруженность молодого человека в досуговую деятельность футбольного фаната связана с развитием субъектных характеристик его личности и таких качеств, как независимость, решительность и мужественность (из интервью: «За счёт футбола вырабатывается умение защищать всё подряд. стереотип, наверное, но мужик должен быть мужественным. иметь внутренний стержень, который он может проявить во всём, в совершенно разных случаях жизни.». Как влияет включенность в околофутбол на личностные качества: «Стал более отчаянным. Уверенным. Страх пропал. Моден ОФ и фанатизм стал, когда я взрослел... В тот момент становления, когда в человека закладываются нормы, устои, и был околофут- бол». А также: «Когда я потянулся в околофутбол, мне уже казалось — это круто, станешь сильным. А получилось гораздо больше. Мировоззрение поменялось полностью. Так и молодежь. Потянутся за одним, а получат гораздо больше полезного. Чтоб не мыслили узко, оценивали жизненные ситуации глобально». «У мужчин должно быть такое качество. Принципиальность, радикальность и однозначность. И мужчины должны уметь воевать. В тяжелые времена у меня будет преимущество. В околофутболе тоже есть тактика ведения боя. Не убиваем друг друга, конечно, но стараться приходится»).

Нормы и ценности околофутбольной субкультуры распространяются не только на поведение фаната во время матчей, но и на одежду, политическое сознание и мировоззрение в целом. Это подчеркивает роль досуговой активности футбольного фаната как поля для личностного самоопределения молодого человека, а околофутбольную субкультуру как контекст (или тему) для трансформации окружающего мира и субъективного преобразования внутреннего мира («Я вижу жизнь через определенные очки, которые называются околофутбол. Он определяет то, как я одеваюсь, где работаю, с кем общаюсь, где живу...»). В досуговой деятельности футбольного фаната молодой человек проявляет субъектные характеристики личности, поскольку данная деятельность предполагает самоиспытание в экстремальных условиях, проявление мужественности, активности и инициативности в распределении своих временных и материальных ресурсах и в организации жизненного пространства личности в целом.

Дружеская поддержка и идентификация с референтной группой обеспечивают удовлетворение потребностей в принадлежности и уважении («Вроде как небольшое братство. Или даже большое. Сейчас войны нет, а настоящих друзей можно проверить только в бою, как правило»). А сочетание субъектности, организованности и надежности обеспечивает группе статус субъекта совместной деятельности, общения и отношений [10].

Необходимость включить в методический комплекс методику «Самооценка изменения личностных качеств», созданной по прототипу методики В. Н. Куницыной «Самооценка 12», обусловлена результатами включенного наблюдения и интервью в совокупности направленных на определение динамики личностного развития футбольного фаната. Для определения стажа футбольного фаната испытуемому задавался вопрос, сколько лет он включен в футбольное фанатское движение. Для определения влияния фактора досуга на развитие существенных личностных качеств (приведены в табл. 1) испытуемым задавался вопрос, насколько за годы их участия в околофутболе субъективно изменились данные личностные качества, и предлагалось оценить себя в прошлом (до или в начале вхождения в околофут- бол) и в настоящий момент в соответствии с нижеприведенной шкалой:

1—4 — на данное качество личности околофутбол повлиял мало;

5—8 — качество выражено средне и влияние око- лофутбола на его формирование среднее по силе;

9—12 — сильно выраженное качество и сильное влияние околофутбола на его формирование.

Таблица 1

Средние значения самооценки изменений личностных качеств за время включенности молодого человека в околофутбольную субкультуру

 

Качество личности

Д «до-после»

Умение планировать свое время

2,03

Оптимизм

2,42

Удовлетворенность жизнью

2,96

Способность контролировать себя

3,15

Знание себя

3,23

Сноровка, хватка, практичность, предприимчивость

3,47

Способность управлять событиями своей жизни

3,54

Умение отдыхать

3,62

Знание жизни

3,70

Способность ставить цели и достигать их

3,73

Умение выходить из затруднительных положений, справляться с трудностями

3,77

Самообладание, эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях

3,87

Выносливость, стойкость

3,90

Уверенность в своих силах

4,27

Самостоятельность, независимость

4,35

Решительность, мужественность

5,46

Список качеств был составлен на основании включенного наблюдения и интервьюирования, в него входят качества, которые, по нашему мнению и в соответствии с экспертной оценкой одного из фанатов, могли измениться в ходе реализации досуговой активности футбольных фанатов.

Анализ результатов показал, что по субъективным оценкам испытуемых в среднем наименьшее влияние околофутбол оказал на развитие качества «умение планировать свое время» (т. е. оно либо было присуще личности само по себе «изначально», либо развилось независимо от событий, происходящих в сфере досуговой деятельности футбольного фаната). Субъективно наибольшее влияние околофут- больный опыт оказал на качество «решительность, мужественность» (Д = 5,46), что можно объяснить частотой экстремальных ситуаций в жизни фаната. Досуговая деятельность футбольных фанатов включает действия, требующие своевременной мобилизации определенных волевых качеств личности (драки, путешествия в другие города, активную поддержку команды на стадионе) (подробнее в табл. 1).

Тест СЖО в адаптации Д.А. Леонтьева диагностирует общую осмысленность жизни, степень осознанности будущего, настоящего и прошлого, позицию личности относительно управляемости собственной жизни. Для анализа данных использовались t-критерий Стьюдента и программа обработки статистических данных SPSS Statistics 19.0. В табл. 2 представлены результаты межгруппового сравнения по шкалам «цели», «процесс», «результат», «локус контроля Я» и «локус контроля жизнь». Из таблицы видно, что показатели средних в группе фанатов выше, чем в контрольной группе по всем шкалам. По всем шкалам дисперсии по критерию Ливиня статистически значимо не различаются (p > 0.05), поэтому результаты проверки по критерию t -Стьюдента принимаются во внимание.

Таблица 2

Значимость различий по тесту СЖО между футбольными фанатами и контрольной группой

(t -критерий Стьюдента)

 

Шкала

Критерий значимости равенства дисперсий Ливиня

t-критерий уровня значимости

Цели

0,076

0,025*

Процесс

0,196

0,017*

Результат

0,374

0,082

Локус контроля Я

0,266

0,004**

Локус контроля жизнь

0,132

0,106

Осмысленность жизни

0,214

0,013*

* — обнаружены статистически достоверные различия;

** — различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.

Обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по шкале «Локус контроля Я» (p < 0,01), которая обозначает отношение человека к себе как к хозяину собственной жизни. Выделившееся особенно среди фанатов данное качество связано с характером досуговой деятельности, образом жизни. В жизни фанатов преобладают события, которые они инициируют по собственной воле (что подтверждается результатами методики «События») и в которых они вынуждены выступать субъектом, активным деятелем (если в драке не проявлять инициативу, как минимум можно остаться в проигравших, если вовремя не подсу­етиться, можно остаться без билетов на принципиальный матч и пр.). Отношение к себе как к хозяину собственной жизни связано с постановкой и достижением целей, с развитой способностью целеполагания.

Статистически достоверные различия (p < 0,05) показателей средних экспериментальной и контрольной групп обнаружены по шкалам «цели», «процесс» и по общей шкале осмысленности жизни. У молодых людей, в жизни которых нет регулярной практики выездов, околофутбольных акций силового характера и прочих досуговых занятий футбольного фаната, отсутствует частая необходимость проявлять такие субъектные качества, как активность, инициативность, целеустремленность и контроль над ходом событий. Фанаты в большинстве случаев независимо от того, запланированная ли это акция против соперников или это отдых на природе, действуют в рамках околофутбольной «темы», утверждая свой «мужественный» образ и проводя в жизнь околофутбольную символику и традиции. В связи с этим более высокую целеустремленность фанатов, эмоциональную насыщенность и осмысленность их жизни, по сравнению с их сверстниками — не-фанатами, можно объяснить включенностью в околофутбольную субкультуру, предполагающую инициирование разнообразных околофутбольных событий жизни, в которых фанаты проявляют свои субъектные качества.

Сравнение средних значений выраженности субъектных характеристик молодых людей по шкалам методики «уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М. А. Щукиной показало, что средние значения в экспериментальной группе выше (табл. 3).

Таблица 3

Значимость различий по методике УРСЛ между футбольными фанатами и контрольной группой (t -критерий Стьюдента)

 

Шкала

Критерий значимости равенства дисперсий Ливиня

t-критерий равенства средних, уровень значимости

Активность—реактивность

0,589

0,000**

Автономность—зависимость

0,204

0,184

Целостность—дезинтегратив- ность

0,331

0,920

Опосредствованность—непо- средственность

0,066

0,110

Креативность—стандартность

0,409

0,038**

Самоценностность—малоцен- ностность

0,116

0,027**

Общий уровень субъектности

0,882

0,002**

Фанаты оказались более активными и независимыми в социальных отношениях, они в большей степени полагаются на собственное мнение и мировоззрение по вопросам самооценки и в принятии решений и больше готовы к преодолению, сопротивлению, борьбе за свои идеалы и ценности, стремятся к достижению поставленных целей, что является необходимым качеством для достижения успеха в око- лофутбольной, по определению конкурентной, а по мнению А. Тарасова, даже изначально ксенофоб­ской, субкультуре (различия на высоком уровне статистической значимости p < 0,01 по шкале «активность—реактивность») [14].

Фанаты проявили себя как более креативные в поиске средств достижения целей в условиях незнакомой ситуации (различия на высоком уровне статистической значимости p < 0,01 по шкале «креатив­ность—стандартность»): они с большей легкостью изменяют стратегию поведения при сохранении первоначальной цели, имеют широкий поведенческий репертуар в социальных отношениях. Такие результаты оказались для нас неожиданными, так как предполагалось, что особый «стиль» общения, который принят в околофутбольной субкультуре, будет проявляться и в других, помимо досуговой, сферах жизни. К тому же имеются противоречия с данными по исследованию Е. В. Скворцовой [12]. Фанаты более открыты новому опыту и не пугаются неопределенности в непредвиденных противоречивых жизненных ситуациях. Они больше настроены на самоизме- нение и изменение своих отношений с окружающими. Фанат привык поступать «не как все», «по-своему». Вероятно, на развитие данной характеристики влияет околофутбольный опыт, подразумевающий частые ситуации риска и неопределенности и необходимость выхода из таких ситуаций «победителем» (напоминаем, околофутбольная субкультура — конкурентная). В целом футбольные фанаты в большей степени придерживаются субъектных стратегий (межгрупповые различия по общему уровню субъектности p < 0,01). Несомненно, их активность, поддерживающая высокие показатели по названным шкалам, часто деструктивна, поскольку в фанатской среде принято доказывать свою силу силой, конкретными действиями разрушительного характера (драки, соревнования в «перформансе» на стадионе не только через созидание красивых «баннеров», распевание фанатских «зарядов», но и через унижение соперника и его фанатов). Таким образом, в целом высокая субъектность футбольных фанатов имеет свои особенности.

Методика «События» (Н. А. Логинова) направлена на определение осознанности жизненного пути, которая определяется по степени дифференциро­ванности событийной структуры жизни. События группируются по трем категориям: события среды, инициативные события, вызванные активностью самого человека, и события-впечатления. Наличие данных категорий в ответах испытуемых диагностирует яркость образов автобиографической памяти и развитость онтологической рефлексивности, которые отражают развитие субъекта жизни. Инициативные события, в которых человек проявлял себя как автор данного события, отражают способность личности проводить свою линию жизни, достигать поставленные цели и реализовывать замыслы, т. е. действовать на уровне субъекта жизни. События впечатления требуют большой внутренней работы, рефлексии. События среды отражают прохождение социально запланированных этапов жизни (приход в детский сад, окончание школы), которые практически не зависят от желания и действий человека.

Результаты по методике «События» приведены в табл. 4.

Таблица 4

Состав событий в субъективной картине жизни в группе футбольных фанатов и их сверстников, не увлекающихся околофутболом

События

Группа

экспериментальная

контрольная

Среды

17

14

Впечатления

56

40

Инициативные

96

48

Общее количество

169

102

Структурированность описания событий

8

3

Отказались проходить методику

2

5

 

Общее количество названных событий в экспериментальной группе в 1,5 раза превышает количество событий, названных в контрольной группе. Среди них преобладают инициативные события: 96 событий в экспериментальной группе и 48 в контрольной группе. Такую разницу можно объяснить стилем жизни, который дает околофутбольная субкультура своим представителям. Многих молодых людей в околофутболе привлекает именно то, что он насыщает жизнь запоминающимися моментами жизни: путешествиями, встречами, по-своему героическими мужскими поступками, которые без отношения молодого человека к субкультуре, возможно, выглядели бы просто странными или даже неадекватными, а здесь имеют смысловое наполнение и романтическую тональность. Количество событий впечатления (или внутренней жизни) в экспериментальной группе 56 из 169, в контрольной группе — 40 из 102. События среды представлены в субъективной картине жизни фанатов и молодых людей не-фанатов практически одинаково (17 и 14 соответственно). Таким образом, фанаты в большей степени организуют свою жизнь, инициируя события жизни, и в то же время менее сосредоточены на своем внутреннем мире, что менее востребовано в околофутбольных практиках, которые целиком направлены на трансформации внешнего мира.

С помощью методики цветовых метафор И. Л. Соломина мы определили некоторое содержательное различие между фанатами и не-фанатами в мотивах некоторых видов деятельности. Данная методика диагностирует скрытые мотивы деятельности и представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений А. Эткинда. Она основана на двух принципах: 1 — если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, это свидетельствует о привлекательности данного понятия, позитивном к нему отношении; 2 — обозначение нескольких понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства.

Для определения отношения футбольного фаната и молодого человека не-фаната к различным сферам жизни мы выбрали 42 понятия: к профессиональной, учебной и досуговой видам деятельности (игра, развлечение, путешествие/выезд), а также к прошлому, будущему, настоящему времени, некоторым событиям жизни (драка, матч, конфликт), к людям (к семье, друзьям, любимому футбольному клубу, врагу) и себе.

Среди базовых потребностей в группе фанатов преобладает самоутверждение, в контрольной группе — потребности в безопасности и самоактуализации, успехе. Насущными для фанатов являются потребности в материальном благополучии, близости и самоутверждении. Не-фанаты в основном направлены на удовлетворение потребностей в безопасности и самоактуализации. Таким образом, фанаты в меньшей степени направлены на реализацию своих потенциалов, достижение значимого результата, но больше стремятся утвердить свое видение мира и способы действия в нем, поскольку в обществе мировоззрение и образ действий фанатов не поощряется. Среди специфических психологических условий, которые создает околофутбольная субкультура для своих участников, можно выделить именно удовлетворение потребности в безопасности. Поскольку подавляющая часть околофутбольных практик происходит в групповом режиме, так сказать, при дружеской бойцовской поддержке, «плечом к плечу», футбольные фанаты чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны оппонентов (враждебных «фирм») и правоохранительных органов. Дружеская поддержка и идентификация с референтной группой обеспечивают также удовлетворение потребностей в принадлежности, уважении и самоопределении. У фанатов появляется возможность растворяться в толпе, где проявление деликвентного поведения становится более безопасным с точки зрения его пресечения и наказания.

У фанатов удовлетворение базовых потребностей связано с прошлым, которое более позитивно, чем у не-фанатов, и связано с реальным и идеальным Я. У молодых людей, не включенных в околофутболь- ную субкультуру, удовлетворение базовых потребностей не связано с прошлым (прошлое связано с источниками стресса), не связано с образами реального и идеального Я. Будущее фанатов более позитивно, не связано с увлечением, связано с друзьями и потребностью в самоактуализации. Для не-фанатов оно связано с увлечением, достижениями и успехом, образом идеального Я. Вероятно, такие результаты обусловлены тем, что фанат с юношества обретает образы для подражания и, более того, может воплощать их в жизнь своими реальными действиями (драки). Привлечение молодых бойцов к околофутбольной практике самими фанатами расценивается как полезное в первую очередь для юношей дело, поскольку оформляет их мировоззрение, дает широкое поле для набора личного опыта и воспитывает в молодых людях бесстрашие, уверенность в себе, развивает умение защищать себя и своих близких. Среди молодежи устраиваются проверочные бои «стенка на стенку», юноши принимают участие в некоторых акциях, получая особую роль в группе. Кроме того, будучи преследуемым правоохранительными органами, околофутбол остается популярным во многом благодаря возможности получить во время осуществления коллективных практик (поддержка команды на стадионе, драки) свою дозу острых ощущений и адреналина.

Для обеих групп характерно отсутствие интереса к учебной и трудовой деятельности (вызывают стресс и более не интересны для фанатов). Драка как событие оказалась привлекательной в обеих группах, что, вероятно, является возрастной особенностью, но у фанатов менее стрессогенна, поскольку опыт драк в их жизни обширен, что предполагается околофутболь- ной субкультурой. Спорт в большей степени привлекателен для фанатов, поскольку физическая развитость важна для участия в драках и значима как атрибут образа мужественности. Спорт требует от человека дисциплины, формирует целеустремленность и дух соперничества, стремление конкурировать и побеждать, что остается как устойчивое личностное качество на всю жизнь, независимо от того, продолжает ли человек участвовать в спортивных или околоспортив- ных практиках или наблюдает за ними со стороны. Фанаты более стрессоустойчивы в конфликтных ситуациях и готовы идти на риск, что можно объяснить наличием у них опыта конфликтных жизненных ситуаций в контексте околофутбола.

Таким образом, досуговая деятельность футбольных фанатов включает действия, требующие своевременной мобилизации определенных волевых качеств личности, связана с субъектными характеристиками личности: инициативностью, мужественностью и независимостью, самоутверждением, самопринятием и уверенностью в себе, позитивным отношением к прошлому, настоящему и будущему времени жизни, отношением к себе как к хозяину собственной жизни. Досуговая активность футбольных фанатов влияет на формирование особенностей их личности в соответствии со структурой и характером этой деятельности.

Данная работа может быть продолжена по направлению исследования предпочтений других видов досуговых занятий, субкультур и их влияния на формирование субъектности человека, самореализации в свободное время жизни. Кроме того, углубление знаний в области исследования психологических особенностей футбольных фанатов и людей, напрямую контактирующих с ними, важно для понимания и разрешения возникающих в их среде конфликтов и необходимо для оптимизации проведения массовых спортивных мероприятий.



[*] Представленное в статье исследование проводилось в рамках магистерской диссертации. Автор выражает благодарность научному руководителю работы — профессору кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ, доктору психологических наук Наталье Анатольевне Логиновой и профессору МГППУ, Международного университета природы, общества и человека «Дубна», доктору психологических наук Борису Гурьевичу Мещерякову за ценные замечания и советы по улучшению предварительного варианта статьи.

[†] Целью таких столкновений обычно является защита чести и имени любимого ФК либо своей группировки, которая, как и любой ФК, имеет свою историю, символику и идею. Такие группировки обычно составляют так называемые футбольные хулиганы.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Дерманова И. Б., Лукина Е. А. Возрастные предпочтения способов самоосуществления // Психологические проблемы самореализации личности. 2005. Вып. 9.
  3. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. 2008. № 2. Т. 29.
  4. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие. М., 2002.
  5. Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан_движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999. Электронная версия: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ ille.htm.
  6. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно_историческая психология. 2007. № 4.
  7. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  8. Рыбалко Е. Ф., Крогиус Н. Б. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. 1998. Вып. 2.
  9. Салахетдинов Э. Р. Личностные характеристики
  10. футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
  11. Сарычев С. В. Социально_психологическое исследование надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях // Социальная психология и общество. 2011. № 2.
  12. Сергиенко Е. А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2.
  13. Скворцова Е. В. Психосоциальные характеристики футбольных фанатов как субъектов глобализационного сообщества // Экспериментальная психология. 2011. № 2.
  14. Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7.
  15. Тарасов А. Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм // Русский национализм между властью и оппозицией. Сборник статей / Под ред. В. Прибыловского. М., 2010. Электронная версия: http://scepsis.ru/library/id_2965.html
  16. Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в период ранней взрослости // Московский психологический журнал. 2001. № 4.

Информация об авторах

Узикова Анна Юрьевна, психолог, ассистент кафедры психологии факультета социальных и гуманитарных наук, Международны университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия, e-mail: alterabsence@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1646
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 741
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1