Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному

2270

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большинство исследований качества жизни локализуются в контексте клинической проблематики и основываются на средовом подходе, в котором основное значение придается анализу условий существования человека и выраженности различных связанных с ними дефицитов. Однако опыт западных стран показывает, что оптимизация средовых переменных в форме совершенствования социальноэкономической и медицинской помощи лицам данной категории не решает проблемы улучшения субъективного аспекта качества жизни людей, живущих с инвалидностью. Субъективным аспектом качества жизни является субъективное благополучие личности, которое представляет собой интегральную самооценку эффективности «работы личности» в тех или иных условиях развития. Приведенный анализ научно-практического опыта, полученного отечественными и западными исследователями, показывает, что ведущую роль в продвижении к реализованному качеству жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья играют психологические ресурсы личности, а также жизненная позиция по отношению к собственной инвалидности.

Общая информация

Ключевые слова: качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, субъективное благополучие, психологические ресурсы личности

Рубрика издания: Психологическая практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 83–91.

Литература

  1. Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы и совладание в затрудненных условиях развития // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011.
  2. Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Педагогическая энциклопедия. М., 1928. Т. 2 // Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2011 год и на период до 2013 года. Электронная версия: http://www.minzdravsoc.ru/ministry/budget.
  5. Ильенков Э. В. Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2.
  6. Леонтьев А. Н. Об опыте обучения слепоглухонемых // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  7. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской, С. А. Хазовой. Кострома, 23—25 сентября 2010. Т. 2. Кострома, 2010.
  8. Леонтьев Д. А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва). М., 2011.
  9. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2010.
  10. Соколянский И. А., Мещеряков А. И. Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
  11. Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности: Дисс. в форме научного доклада … д-ра психол. наук. М., 1996.
  12. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания / Пер. с англ. М., 2011.
  13. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.; Воронеж, 2006.
  14. Boutin D. Persistence in postsecondary environments of students with hearing impairments // Journ. of Rehabilitation. 2008. Vol. 74 (1).
  15. Bowling A. Measuring disease: a review of disease-specific quality of life measurement scales. Buckingham: Philadelphia, 2001.
  16. Bullinger M., Anderson R., Cella D., Aaronson N. Developing and evaluating cross-cultural instruments from minimum requirements to optimal models // Quality of Life Research. 1993. Vol. 2 (6).
  17. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective Well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125 (2).
  18. Diener E. Subjective well-being: the science of happiness, and a proposal for a national index // Amer. Psychol. 2000. Vol. 55.
  19. Jahoda M. Current concepts of positive mental health. N. Y., 1958.
  20. Hajiran H. Toward a quality of life theory: net domestic product of happiness // Social Indicators Research. 2006. Vol. 75.
  21. Lyubomirsky S., Sheldon K. M., Schkade D. Pursuing happiness: The architecture of sustainable change // Review of General Psychology. 2005. Vol. 9.
  22. Murphy K., Cooney A., Shea E . O., Casey D. Determinants of quality of life for older people living with a disability in the community // Journ. of Advanced Nursing. 2009. Vol. 65 (3).
  23. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journ. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57.
  24. Ryff C. D. What I know and how I change: Is education a help or hindrance during life transition? // Gerontological Society of America Meetings. November. Los Angeles, 1995.
  25. Ryff C. D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9.
  26. Sirgy M. J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; L., 2010.
  27. Stodden R. A., Dowrick P., Gilmore S., Galloway L. M. A review of secondary school factors influencing postschool outcomes for youth with disabilities. Honolulu (HI), 2001. Электронная версия: http://www.rrtc.hawaii.edu/documents/products/phase1/043_H01.pdf.
  28. Sunderland N., Catalano T., Kendall E. Missing discourses: concepts of joy and happiness in disability // Disability and Society. 2009. October. Vol. 24. № 6.

Информация об авторах

Лебедева Анна Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), доцент департамента психологии факультета социальных наук; старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2908
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2270
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1