Развитие в контексте генезиса и отсылок к источнику. Перечитывая Л.С. Выготского

861

Аннотация

То, что развитие личности включает развитие интеллектуальных и иных способностей, представляется аксиомой. Но если говорить о развитии эмоциональном, то понимание его необходимости не подкрепляется теоретически, поскольку речь идет ни о предмете эмоций, ни об их специфических формах (в частности, не принято в такой связи рассматривать «развитие эмоциональных способностей»). Таким образом, «эмоциональное развитие» лишается онтологической поддержки и, вместе с тем, критериев, инструментария и пр. Критика распространенных теоретических представлений, в частности, положений психоанализа и принципов теории культурно-исторической школы, а также авторские реконструкции филогенеза, позволяют уточнить содержание «эмоциональной сферы».

Общая информация

Ключевые слова: трансцендентальность, трансцендентность, эмоциональная сфера, интеллект, природа и культура, инстинкт, спонтанность

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110104

Для цитаты: Спектор Д.М. Развитие в контексте генезиса и отсылок к источнику. Перечитывая Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 1. С. 24–33. DOI: 10.17759/chp.2015110104

Фрагмент статьи

В констатациях «эпох», набивших оскомину со времен Конта или Спенсера, раскрываются обстоя­тельства известные и все же практически не осознан­ные. В них принято выделять ростки рационального (в том числе его внешнего выражения и опоры в ли­це институтов законности), и игнорировать сущест­во оставляемого в прошлом, силы горнего, «иллюзор­ной», но неплохо справляющейся с делами, и суве­ренности сакральной, постепенно распространяю­щейся на повседневность.

Литература

  1. Боас Ф. Ум первобытного человека / Пер. с англ. А.М. Водена. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. 153 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Про­блемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-пси­хологическое исследование // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. (Акад. пед. наук СССР) / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педаго­гика, 1984. С. 189—318.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Про­свещение, 1991. 93 с.
  5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ре­бенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5—18.
  6. Поршнев Б.Ф. О началах человеческой истории (про­блемы палеопсихологии). СПб.: Алетейя, 2007. 720 с.
  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. 216 с.
  8. Спектор Д.М. Власть времени. М.: Социальный про­ект, 2009. 560 с.
  9. Спектор Д.М. Практицизм культуры и идеология знания (к культурной идеологии образования) // Alma mater (Вестник Высшей школы). — 2014. № 8. С. 74—79.
  10. Спектор Д.М. «Третий путь: между инстинктом и осознанием» // Культура и искусство. 2015. № 1. С. 50—59. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.1.13538.
  11. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрь­мы / Пер. с франц. В. Наумова М.: «Ad Marginem», 1999. 480 с.
  12. Хейзинга Й. Осень средневековья: пер. с нидерланд. Вступ. ст. и общ. ред. В.И. Уколовой. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. 416с.
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: «Педагогика», 1989. 560 с.
  14. Юнг К.Г. Эон: Исследование о символике самости. М.: Академический проект, 2009. 340 с.

 

Информация об авторах

Спектор Давид Михайлович, кандидат архитектуры, старший научный сотрудник, лаборатория изобразительного искусства, Институт художественного образования Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: daspektor@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2257
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 861
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0