История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы

1177

Аннотация

Рассматриваются методологические проблемы современной психологии, показывается необходимость построения психологии как мультипарадигмальной науки, связанной с естественнонаучной и гуманитарной парадигмами. Раскрывается содержание двух уровней детерминации становления психики, являющихся ведущими для разных сторон психического развития. Первый уровень, направленный на сохранение эмоционального благополучия, связан с общими законами становления психики, в то время как второй направлен на личностную самореализацию, а процесс психического развития опосредован культурными и индивидуальными трансляторами. Вводится понятие «психологическая транзитивность», раскрывается содержание психологической транзитивности и показываются варианты построения методологии, адекватной вызовам современности, необходимости исследования психики в современном изменчивом и неопределенном мире. Обосновывается структура историко-генетической парадигмы, раскрывается содержание ее четырех уровней: общие закономерности психологической науки, психика в контексте истории и культуры, анализ научных школ, анализ отдельных проблем. Показывается теоретическое и практическое значение историко-генетической парадигмы.

Общая информация

Ключевые слова: методология, психологическая транзитивность, детерминация, историко-генетическая парадигма

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110406

Для цитаты: Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 69–78. DOI: 10.17759/chp.2015110406

Фрагмент статьи

Проблема развития психологического знания, факторов и условий, детерминирующих научный прогресс, всегда была одной из центральных мето­дологических проблем. Новые тенденции в развитии науки не могли обойти стороной ее методологию, в том числе и вопрос о критериях, определяющих на­учное знание, и роли субъективных, личностных факторов в его становлении.


Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2012. 288 с.
  2. Ланге Н.Н. Психический мир: Избранные психоло­гические труды. Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996. 367 с.
  3. Лакатос И. Избранные произведения по фило­софии и методологии науки. М.: Академический проект, 2008. 475 с.
  4. Марцинковская Т.Д. Образ Я в современном мире — константы и трансформации // Мир психологии. 2009. № 4. С. 142—149.
  5. Методологические проблемы современной психо­логии — парадигмальный и междисциплинарный аспект / под. ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2005. 98 с.
  6. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Ре­спублика, 2004. 447 с.
  7. Прогресс психологии: критерии и признаки / под. ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. М.: ИП РАН, 2009. 332 с.
  8. СергиенкоЕ.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Мо­дель психического в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009. 412 с.
  9. Социальная психология в современном мире / под. ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.
  10. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 413 с.
  11. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007. 478 с.
  12. Штерн В. Дифференциальная психология и ее ме­тодические основы. М.: ИП РАН; Наука, 1998. 335 с.
  13. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб: РХГУ, 2001. 350 с.
  14. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб: Наука, 1994. 352 с.
  15. Reichenbach H. Modern philosophy of science. Selected essays. Foreword by R. Carnap. L; N. Y., 1959. 198 p.

Информация об авторах

Марцинковская Татьяна Давыдовна, доктор психологических наук, профессор, директор института, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, e-mail: tdmartsin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2154
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1177
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1