Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 4. С. 44–54
doi:10.17759/chp.2015110404
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Структурный анализ психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная психология, психосемантика, психосемантическая система, отец, мать, семья, развод, семейная социально-психологическая целенаправленность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110404
Для цитаты: Нозикова Н.В. Структурный анализ психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 44–54. DOI: 10.17759/chp.2015110404
Полный текст
Исследовательский интерес к феноменам семьи, материнства и отцовства связан с фундаментальной ролью семьи в воспроизведении традиционных социально-психологических основ общественной жизни и происходящими инновационными тенденциями, которые определяют систему ценностей и идеалов ментальности человека [17; 20].
Цель статьи заключается в структурном анализе психосемантической системы семейной социальнопсихологической целенаправленности, для достижения которой рассмотрим: 1) теоретические основы структурного исследования психосемантических систем; 2) результаты эмпирического изучения структурного плана психосемантики семейной социальнопсихологической целенаправленности в зависимости от пола, возраста и семейного состояния.
Теоретические основы изучения структурной
организации психосемантических систем
Психосемантическое научное направление «...исследует генезис, структуру и функционирование индивидуального и общественного сознания и его ведущей образующей — значения» [16, с. 58]. В современном понимании значение составляют идеальные конструкции, представляющие формы обобщений совокупного общественного опыта [15, с. 251].
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского привнесла в науку «.психологическую концепцию, где знак (слово), социум (общение) и деятельность — в теоретическом единстве» [6]. В анализе А.А. Леонтьева вклада Л.С. Выготского в мировую психологию обозначены: понимание значения в его психологическом содержании; динамический, процессуальный характер значения как «путь от мысли к слову»; предметное содержание значения; смысловое содержание сознания; социальная природа значения (знака); знак и значение как результат единства общения и обобщения; анализ слова и действия в единой психологической системе [3, с. 430—449].
Л.С. Выготский понимал значение как совокупность признаков, подвергающихся процессам усложнения и классификации в структуре сознания. Индивидуальные семантические системы значений, развиваясь в онтогенезе, формируют осознанное содержание понятий. В своем заключении о методах исследования психики субъекта Л.С. Выготский писал: «Метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод смысловой стороны речи, метод изучения словесных значений» [2, с. 17].
На методологической основе школы Выготского- Леонтьева-Лурии, теории семантических исследований Ч. Осгуда и теории личностных конструктов Дж. Келли отечественные психологи В.Ф. Петренко и А.Г. Шмелев предложили понятие психосемантика для обозначения области экспериментального исследования индивидуальных значений, используемых человеком для интерпретации событий [2; 3; 5; 7; 16].
В теоретических положениях психосемантики рассматриваются психологические особенности восприятия и сознания и выделяется, во-первых, их опосредованный и обобщающий характер. «Единичное воспринимается и оценивается через призму содержания некоего множества, в которое входит это единичное...» [16, с. 60]. Во-вторых, при восприятии и осознании образа мира имплицитно присутствуют позиция субъекта, представляющая его систему ценностей, мотивов, и присущие ему культурно-исторические особенности категоризации. «Проблема образа, картины мира, пишет В.Ф. Петренко, выступает как проблема категорий сознания, в которых структурируется, упорядочивается опыт субъекта познания» [16, с. 62]. В психологии изучаются репрезентации содержания индивидуального и общественного сознания в форме семантического пространства, наполненного ассоциативно связанными значениями. Семантически знаковая категория представляет целостную систему знаний, выработанную обществом или индивидом в некоторой содержательной области. Методы экспериментальной психосемантики в исследованиях семантических пространств становятся многомерным инструментом анализа картины мира субъекта посредством установления смысловых связей в системах рассматриваемых содержательных областей [16].
В нашем исследовании семейно-ориентированной и материнской направленности девушек 15—22 лет в зависимости от характеристик их индивидуально-личностных особенностей выявлены: основные психосемантические характеристики становления семейной и материнской направленности; особенности отношения к будущей беременности и родам; специфика представлений девушек об отце; проблемы психологического консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [8; 10; 11; 12]. Определены основные подходы к исследованию психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности, в том числе к изучению ее структурного плана на основе системного подхода [9; 13; 14].
Методология системного подхода позволяет рассмотреть изучаемый объект как систему и раскрыть специфические характеристики его целостности посредством выявления его элементов, особенностей его структурных связей, обеспечивающих системообразующие и интегративные его свойства [1, с. 869—870].
Общенаучная теория систем определяет континуум пяти иерархически организованных структурных уровней системы на основе критерия дискриминатора, особенности которого определяются спецификой предмета исследования. Первый иерархический уровень — уровень целостности процесса или явления в его структурных и качественных характеристиках представлен общесистемным уровнем. Второй уровень по своему содержанию гетерогенен и представлен отдельными подсистемами целостности с различными функциональными задачами — субсистемный уровень. Третий уровень содержит базовые структурные компоненты. В психологических исследованиях (в силу сложности предмета изучения) его дифференцируют на компонентный и элементный уровни. Если компоненты системы обладают качественной определенностью целостности, то элементы, онтологически составляющие их, ее утрачивают. Система входит в состав и взаимодействует с внешней по отношению к ней метасистемой, которую в структурном анализе рассматривают как пятый уровень. Структурный план изучения объекта является определяющим для исследования его природы, включая содержание, состав и принципы организации [4, с. 985—1003].
Цель настоящего эмпирического исследования — анализ структурного плана психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности, который является частью более широкого исследования, рассматривающего тему дифференциальной психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности.
Гипотеза исследования предполагает: семейный семантический критерий, определяющий качественные характеристики объекта, позволит дифференцировать структурно-уровневую организацию смысловых элементов и их ассоциативных связей и раскрыть содержание психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности. Для ее верификации необходимо выполнить следующую задачу: на основе сравнительного анализа рассмотреть структурный план указанного объекта в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния респондентов.
Программа исследования
Процедура исследования была организована с января по май 2014 г. в очной групповой форме во время, отведенное для этого администрацией учебных заведений. Респондентам предлагалось принять участие в изучении представлений о семье в современном обществе и анонимно ответить на предложенные вопросы.
Выборка исследования была составлена:
— на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова, лицея «Ступени» г. Хабаровска. В нем участвовали учащиеся 10-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет, в том числе 135 девушек (средний возраст 16.5 лет) и 134 юноши (средний возраст 16.4 лет);
— на базе заочного отделения факультета дошкольного, начального и специального образования и факультета дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета г. Хабаровска. Участниками исследования стали 150 женщин в возрасте 21—64 лет (средний возраст 37.2 года) и 38 мужчин в возрасте от 20 до 55 лет (средний возраст 36.5 года), состоящие в браке и воспитывающие детей, а также их супруги.
С целью социально-демографического анализа выборочной совокупности респондентам предлагалось заполнить разработанную нами анкету «Моя семья». Анализ ее результатов показал, что большая часть девушек и юношей выросли в полных семьях (57 % и 56 % соответственно). В повторный брак вступили 19 % матерей и 2 % отцов девушек, а у юношей 11 % матерей и 5 % отцов. Одной матерью воспитывались 19 % девушек и 21 % юношей, одним отцом — 1 % и 3 % соответственно; проживали с дедушкой и бабушкой 2 % девушек и 3 % юношей, а 1 % юношей воспитывался опекуном. В расширенных по составу семьях (21 % и 18 % соответственно) проживали также другие родственники.
В зарегистрированном браке состояли 84 % женщин и 79.2 % мужчин, не регистрировали свой брак соответственно 16 % и 20.8 %. Более одного года прожили в браке 24 % женщин и 33 % мужчин, а 57 % и 62 % состояли в браке от пяти до двадцати лет. Самый продолжительный опыт супружеской жизни, от двадцати до двадцати пяти лет, имели 19 % женщин, а 5 % мужчин прожили в браке от двадцати пяти до тридцати лет.
Не имели детей 16 % женщин и 18 % мужчин, от одного до семи детей воспитывали 84 % женщин и 82 % мужчин. Планировали увеличение своей семьи в будущем рождением детей 88 % женщин и 85 % мужчин. Расширенный состав семьи за счет совместного проживания с родителями и родственниками имели 13 % женщин и 10 % мужчин.
Таким образом, анкетирование показало, что участники имели опыт семейной, супружеской жизни и воспитания детей. Следовательно, выборочная совокупность репрезентативна для изучения семейной целенаправленности в зависимости от пола, возраста и семейного состояния респондентов.
Методики. Исследование выполнено с помощью компьютерной программы Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанного И.Л. Соломиным. Психосемантические методы исследования на основе компьютерных технологий сочетают в себе особенности анкет и проективных методик и являются надежным и точным психометрическим инструментом, который создает математическую модель сознания и бессознательной части психики человека или группы людей [18].
На основе 18-ти шкал, наиболее значимо определяющих факторы ценности, потенции и активности, испытуемые оценивали 38 понятий, подобранных нами в соответствии с целями работы и представляющих различные категории, в том числе:
• семейственность (люди и группы, события, виды деятельности, связанные с семейной жизнью, и идеальные представления о них): моя мать; мой отец; моя родительская семья; мой будущий муж (моя будущая жена); моя семья (моя будущая семья); вступление в брак; материнство (отцовство); беременность; рождение ребенка; мой ребенок (мой будущий ребенок); уход за ребенком; воспитание ребенка; работа по дому; развод; идеальная мать; идеальный отец; идеальная семья;
• базовые ценности: мое увлечение; интересное занятие; материальное благополучие;
• этапы жизненного пути: мое прошлое; мое настоящее; мое будущее;
• люди, группы людей и идеальные представления о них: мои друзья; какой я на самом деле (какая я на самом деле); каким я хочу быть (какой я хочу быть); женщина; мужчина;
• занятия и виды деятельности: свободное время; отдых; моя работа; моя учеба; моя профессия; секс;
• эмоциональные переживания и события: радость; удача; угроза; страх.
Программа Osgood позволяет выполнить для каждого из понятий расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности. Показатели стандартного отклонения выявляют устойчивость оценок понятия по фактору ценности респондентом и косвенно свидетельствуют о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2.0 указывает на затруднения респондентов в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности испытуемого в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [19].
В настоящем исследовании показатель стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп девушек, юношей, женщин и мужчин, представленный в табл. 1, не превысил 1.15 единиц, что подтвердило их надежность. Достоверность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью и объемом выборки.
Таблица 1
Оценка понятий семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от пола
и возраста респондентов
Математический аппарат кластерного анализа программы Osgood с помощью методов автоматической классификации позволяет объединить объекты, сходные по различным признакам, в группы или кластеры и получить дендрограммы понятий. Эмпирические исследования показали, что понятия, объединяющиеся на расстоянии менее одного стандартного отклонения, воспринимаются испытуемыми как субъективно схожие, и их следует считать объектами одного семантического кластера. Напротив, расстояние больше 1.0 среднеквадратичного отклонения указывает на их семантическое отличие. Таким образом, семантические иерархические кластеры анализируемых понятий в дендрограмме графически наглядно представляют их субъективные структурные группировки в сознании испытуемого [19].
Психосемантическая интерпретация результатов основывается на принципе общего смысла, который семантически объединяет понятия кластера или фактора, и принципе маркировки с помощью понятий, которые служат семантическими маркерами, ориентирами для смыслового понимания близких к ним понятий. Психосемантическая модель диагностики предполагает, что близость понятий, обозначающих человеческие потребности, с понятиями, определяющими виды деятельности, измеряемыми с помощью шкал семантического дифференциала, свидетельствует, что данные потребности побуждают к рассматриваемым видам деятельности. Методика СД позволяет выявлять следующие показатели:
• индивидуально-устойчивые базовые потребности;
• степень удовлетворенности базовых потребностей;
• ситуационно обусловленные актуальные потребности;
• отношение к прошлому, настоящему и будущему;
• отношение к себе и другим людям;
• отношение к различным видам деятельности и мотивы этих видов деятельности;
• источники позитивных эмоциональных переживаний;
• источники стресса и негативных эмоциональных переживаний;
• вытесненные из сознания представления и переживания [18].
Результаты и их интерпретация
Полученные нами среднегрупповые дендрограммы понятий девушек и юношей, женщин и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, представлены на рис. 1-4. Внизу дендрограммы указано расстояние между понятиями в долях стандартного отклонения.
Рис. 1. Дендрограмма понятий у девушек 15–18 лет
Рис. 2. Дендрограмма понятий у юношей 15–18 лет
Рис. 3. Дендрограмма понятий у женщин 21–64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей
Рис. 4. Дендрограмма понятий у мужчин 20–55 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей
В соответствии с пороговым расстоянием между понятиями, равным 1.0 показателя среднеквадратичного отклонения, дендрограммы разделены на кластеры, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Дендрограммы для групп респондентов
С целью решения эмпирической задачи рассмотрим структурную организацию психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности.
Дендрограммы, полученные на основе методики СД, можно рассматривать как иерархическую систему психосемантических элементов и их ассоциативных связей. Единый семантический критерий служит основой для выделения психосемантической целостности, соответствующей объекту исследования. В настоящем исследовании данную функцию выполняет критерий семейственной семантики, характеризующий качественную смысловую определенность всех ее структурно-иерархических уровней.
Выполним сравнительный анализ среднегрупповых дендрограмм респондентов в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния. Рассмотрим базовый уровень целостности — уровень семантических компонентов-понятий.
Из 38 понятий, предложенных респондентам в нашем исследовании, 17 — определяли членов семьи и семейные группы, идеальные представления о них, события и виды деятельности, связанные с семейной жизнью.
Понятие развод обозначает расторжение брака, и в качестве события, относящегося к семейной жизни, оно было включено в указанный список. Однако в дендрограммах девушек, юношей, женщин и мужчин данное понятие разделено с ближайшим понятием семейной семантики расстоянием более четырех единиц стандартного отклонения (рис. 1—4). Следовательно, семантическая качественная определенность понятия развод не соответствует семейному семантическому критерию и не входит в психосемантическую структуру семейной социально-психологической целенаправленности.
Анализ показал, что 16 понятий — моя мать; мой отец; моя родительская семья; мой будущий муж (моя будущая жена); моя семья (моя будущая семья); вступление в брак; материнство (отцовство); беременность; рождение ребенка; мой ребенок (мой будущий ребенок); уход за ребенком; воспитание ребенка; работа по дому; идеальная мать; идеальный отец; идеальная семья — объединены в кластеры на основе общего семейного семантического критерия в дендрограммах групп девушек и юношей, женщин и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, и, следовательно, представляют компонентный уровень психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности.
Кластеры понятий в дендрограммах графически наглядно представляют их субъективные структурные ассоциативные группировки в сознании испытуемых, обладающие общим смыслом, и позволяют выполнить анализ второго субсистемного уровня психосемантической системы семейной целенаправленности.
В качестве смыслового критерия для определения семантической темы в кластерах среднегрупповых дендрограмм девушек и юношей, женщин и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, выбрано одно из понятий, представленных для исследования. Это позволило на основе принципа общего смысла, принятого в психосемантической диагностике, выделить в дендрограммах семь кластеров с общими семантическими темами для всех групп испытуемых: «Моя родительская семья», «Мой отец», «Моя будущая семья»/«Моя семья», «Мой муж»/«Моя жена», «Рождение ребенка», «Моя работа», «Угроза» и изолированные понятия, указанные в табл. 2.
В психосемантических системах всех анализируемых групп выделен кластер «Мой отец», но понятие моя мать не определяет семантическую тему отдельного кластера. Оно входит у девушек в кластер «Моя родительская семья», у юношей оно ассоциируется с иными понятиями в кластере «Моя будущая семья», у женщин включено в кластер «Моя родительская семья», а у мужчин — в кластер «Моя жена».
В дендрограмме группы девушек, в отличие от респондентов других групп, отдельный кластер по теме «Рождение ребенка» не выделен, а понятие рождение ребенка входит в кластер по теме «Мой будущий муж».
Среди изолированных понятий, не образующих ассоциаций, нет понятий семейной семантики, за исключением понятия работа по дому в дендрограмме юношей.
В психосемантическую систему семейной социально-психологической целенаправленности не входят кластеры, не отвечающие семейному семантическому критерию: «Моя работа» и «Угроза».
Следовательно, субсистемный уровень в психосемантической системе семейной социально-психологической целенаправленности для девушек и юношей, женщин и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, гетерогенен по своему содержанию и состоит из пяти семейных семантических субсистемных подуровней с разными функциональными задачами. Смысловые представления о родительском семейном поколении раскрывают кластеры «Моя родительская семья», «Мой отец», а кластеры понятий «Моя будущая семья»/«Моя семья», «Мой муж»/«Моя жена» и «Рождение ребенка» относятся к современному семейному поколению.
Гетерогенная совокупность субсистемных кластеров с общими семантическими структурными и качественными характеристиками, раскрывающими семейную сферу жизни человека, в том числе смысловые характеристики представлений о родительской семье и своей семье, представляет общесистемный уровень в психосемантической системе семейной целенаправленности.
Таким образом, сравнительный анализ семантических категорий и их связей на основе семейного семантического критерия в среднегрупповых дендрограммах респондентов, выполненный в подтверждение эмпирической гипотезы, позволил выявить единый план структурно-уровневой организации психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности для всех групп респондентов, включающий общесистемный, субсистемный и компонентный уровни, и раскрыть ее семантическое содержание.
Психосемантические системы семейной социально-психологической целенаправленности различаются в зависимости от пола, возраста и семейного состояния групп респондентов по содержанию понятий и их ассоциативных связей в кластерах субсистемного уровня, что определяет необходимость дальнейшего изучения процессуальных функциональных особенностей психосемантических систем.
Следовательно, исследование выявило общие структурные принципы организации системной иерархической психосемантической целостности, определяющей семейную социально-психологическую целенаправленность для групп девушек и юношей, женщин и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей.
Выводы
1. На основе общенаучной методологии системного подхода и концептуальных положений психосемантической научной парадигмы выделены иерархические структурные уровни в психосемантической системе семейной социально-психологической целенаправленности, соответствующие критерию-дискриминатору — семейной семантике.
2. Общесистемный уровень психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности раскрывает структурные и качественные характеристики целостности и содержит представления о двух поколениях семьи — родительском и своем.
Литература
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Систем- ный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2009. 1248 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание со- чинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Выготский Л.С. Развитие житейских и научных по- нятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Карпов, А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
- Коул М. Александр Романович Лурия и культурная психология // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 88–98.
- Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия // Психологи- ческий журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 5—12.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентирован- ной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
- Нозикова Н.В. Основные методологические подходы в исследовании социально-психологической направленности в сознании личности как системообразующего фактора социально-психологической общности // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 93–98.
- Нозикова Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15—17 лет // Пси- хическое здоровье. 2012. № 9 (76). С. 76—80.
- Нозикова Н.В., Сазонова Н.М. Проблемы психологи- ческого консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психиче- ское здоровье. 2013. № 4 (83). С. 52—59.
- Нозикова Н.В. Особенности представлений об отце у девушек 15—17 лет // Российский психологический жур- нал. 2014. № 1. С. 40—50.
- Нозикова Н.В. Проблема изучения социально-психоло- гической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 48—58. 14.
- Нозикова Н.В. Психосемантический подход в ис- следованиях семейной и материнской направленности де- вушек 15—17 лет // Культурно-историческая психология. 2014. № 2. С. 69—77.
- Петренко В.Ф. Значение // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248 c.
- ПетренкоВ.Ф. Многомерное сознание: психосеман-тическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
- Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе / под ред. А.Л. Журавлева, А.И. Ляшенко, В.Е. Иноземцева, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 341 с.
- Соломин И.Л. Методика психосемантической диагностики мотивации (ПДМ). СПб.: Изд-во Речь, 2011. 10 с.
- Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое посо бие. СПб.: Петербургский гос. университет путей сообщения, 2013. 96 с.
- Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / отв. ред. В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 956 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3541
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1043
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0