Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры

1710

Аннотация

Исследование посвящено эмпирическому изучению психологических особенностей и механизмов восприятия городской архитектуры при помощи методик личностного и архитектурного семантических дифференциалов, а также методики ценностного спектра, особенностям процесса восприятия архитектурных сооружений разной стилевой нагруженности. Обнаружилось четыре значимых фактора, влияющих на восприятие и понимание человеком архитектурного пространства: «пассивность—активность», «цельность—расщепленность», «открытость—закрытость», «выразительность». Архитектурным объектам, являющимся памятниками архитектуры и несущим определенный явный след исторического периода, приписывается больше значимых семантических признаков, а также ценностей, чем зданиям, которые схожи между собой и являются массовой жилой застройкой. Не обнаружено существенных половых различий при семантическом оценивании архитектурных объектов. Выявлены закономерные качественные различия образов зданий, относящихся к архитектурным памятникам и к массовой застройке, и показана релевантность разных методов для изучения образов архитектурных сооружений.

Общая информация

Ключевые слова: восприятие архитектуры, субъективная семантика, семантический код, семантический дифференциал, ценностный спектр

Рубрика издания: Психология искусства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110409

Для цитаты: Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А. Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 96–111. DOI: 10.17759/chp.2015110409

Фрагмент статьи

Особенно важными нам представляются работы Е.Ю. Артемьевой по исследованию архитектурных памятников в рамках психологии субъективной се­мантики [1; 2; 3] и продолжившие этот подход рабо­ты С.Э. Габидулиной, посвященные семантическому анализу городских пространств [8; 9; 10; 7]. Согласно этому подходу, наряду с образами конкретных людей, вещей, ситуаций и абстрактных категорий, хранящи­мися в памяти или в воображении, в подсознании человека хранятся также их так называемые семан­тические коды (СК) — эмоционально заряженные следы, отражающие не сам объект, а то воздействие, которое он оказал на психику субъекта.

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 380 c.
  2. Артемьева Е.Ю. Взаимопроекции разномодальных семантик // Тезисы VII Всесоюзного симпозиума по пси­холингвистике и теории коммуникаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 88—89.
  3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семан­тики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 128 с.
  4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350 с.
  5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. Л.: Акаде­мия, 1930. 540 с.
  6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение ис­кусства. К.: Изд-во В. Шевчук, 2010. 368 с.
  7. Габидулина С.Э. Психология городской среды. М.: Смысл, 2012. 152 с.
  8. Габидулина С.Э. Психосемантический подход к из­учению городской среды // Городская среда: б. материа­лов Всесоюзной научной конференции в Суздале. Ч. 2. М., 1989. С. 42—51.
  9. Габидулина С.Э., Каулен М.Е., Гурская Н.Г. Семанти­ческая оценка интерьеров древнерусских храмов // Мыш­ление и субъективный мир. Ярославль, 1991 а. С. 41—53.
  10. Габидулина С.Э., Каулен М.Е., Гурская Н.Г. Особен­ности восприятия древнерусской архитектуры // Пробле­мы истории архитектуры. М., 1991 б. С. 108—111.
  11. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. М.: Мусагет, 1914. 193 с.
  12. Глазычев В.Л. Культурный потенциал городской среды: дис. ... докт. арх. наук. М., 1991. 69 с.
  13. Глазычев В.Л. Образы пространства // Творческий про­цесс и художественное восприятие. Л., Наука, 1978. С. 35—40.
  14. Глазычев В.Л., Иконников А.В., Лебедев Ю.С. и др. Те­оретические основы советской архитектуры: Важнейшие проблемы. М.: Стройиздат, 1988. 244 с.
  15. Гудзь И.А. Психология восприятия городского про­странства и ритмические начала архитектуры модерна // Архитектура и строительство. 2012. № 5. С. 7—10.
  16. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т. Т. 2: Ощущение и восприятие: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
  17. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. 135 с.
  18. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитек­тура. М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. 400 с.
  19. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., Изда­тельство иностранной литературы, 1962. 578 c.
  20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 511 с.
  21. Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и ее возможности в исследовании субъективной реальности // Методы психологии. Ежегодник РПО. 1997. Т. 3. Вып. 2. С. 163—166.
  22. Леонтьев Д.А. Субъективно-семантические основа­ния оценки и выбора книг массового спроса // Психоло­гия субъективной семантики: Истоки и развитие / под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 216—232.
  23. Леонтьев Д.А., Жукова Е.Ф. Эмоциональная и цен­ностная семантика графических портретов и фотопортре­тов // Психология субъективной семантики: Истоки и раз­витие / под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 250—266.
  24. Овчинникова Н.П. Архитектура и время // Архитек­тура и время. М., 2009, № 1. С. 3.
  25. Пучков М.В. Семиотические принципы формиро­вания архитектурного пространства. Екатеринбург.: Арх. Инст., 2003. 40 с.
  26. Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной фор­мы. М.: НИИТАГ, 2002. 60 с.
  27. Раппапорт А.Г. Среда и архитектура // Городская среда: проблемы существования / под ред. А.А. Высоко­вского, Г.З. Каганова. М.: ВНИИ теории архитектуры и градостроительства, 1990. С. 5—15.
  28. Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. 344 с.
  29. Сидоренко Е.Ф. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2003. 350 с., ил.
  30. Фальковский И.M. Архитектурное пространство: речь и изображение // Архитектон — известия вузов. 2012, № 39. С. 7—9.
  31. ШмелевА.Г. Семантический код и возможности ма­тричной психодиагностики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 4. Психология. М., 1990, № 3. С. 23—28.
  32. Шукуров Ш. От иконографии архитектуры к порож­дающей архитектурной форме // Архитектура и социаль­ный мир человека / отв. ред И.А. Добрицына. М.: Прогресс­Традиция, 2012. С. 231—237.
  33. Янковская Ю.С. Образ и форма: феноменологиче­ские концепции архитектуры // Архитектура и время. М., 2010, № 6. С. 2.
  34. Norberg-Shults C. Existence, Space and Architecture. N.Y., 1971. 300 p.
  35. Rosch E.P. Principles of categorization // E. Rosch, B. Lloyd Cognition and categorisation. L., 1978. 260 p.

Информация об авторах

Вырва Арина Юрьевна, аспирант, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, e-mail: vyrvaarina@gmail.com

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3389
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1710
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2