Отчет о научно-практической конференции «Важность принятия риска»*

674

Аннотация

В статье представлена информация об очередной, 14-й междисциплинарной научно-практической конференции «Важность принятия риска», организованной Уэльским отделением Международной ассоциации игры. Встреча была посвящена обсуждению различных аспектов поддержки игровой деятельности детей и роли риска в развитии ребенка. Рассматривается понимание риска в современной зарубежной теории и практике. Проводится различение между риском и опасностью. Показано, что ребенка необходимо учить оценивать ситуацию как опасную или безопасную. Современная развивающая среда стремится свести к минимуму возможность риска для ребенка и это лишает его естественных способов освоения окружающего мира и снижает креативность, самостоятельность, волевое развитие, продлевает вынужденную зависимость и тем самым инфантилизирует современных детей. На конференции обсуждались методики оценки риска, а так же различные практические проекты профилактики.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-06-10627 «Психолого-педагогический анализ детской игровой среды современного города»).

Ключевые слова: конференция, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), игра, риски , детская игровая среда, современное детство

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120111

Для цитаты: Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Отчет о научно-практической конференции «Важность принятия риска» // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 102–105. DOI: 10.17759/chp.2016120111

Полный текст

В статье представлена информация об очередной, 14-й междисциплинарной научно-практической конференции «Важность принятия риска», организованной Уэльским отделением Международной ассоциации игры. Встреча была посвящена обсуждению различных аспектов поддержки игровой деятельности детей и роли риска в развитии ребенка. Рассматривается понимание риска в современной зарубежной теории и практике. Проводится различение между риском и опасностью. Показано, что ребенка необходимо учить оценивать ситуацию как опасную или безопасную. Современная развивающая среда стремится свести к минимуму возможность риска для ребенка и это лишает его естественных способов освоения окружающего мира и снижает креативность, самостоятельность, волевое развитие, продлевает вынужденную зависимость и тем самым инфантилизирует современных детей. На конференции обсуждались методики оценки риска, а так же различные практические проекты профилактики.

12—14 октября 2015 года в Кардиффе (Уэльс, Великобритания) прошла ежегодная, 14-я междисциплинарная научно-практическая конференция «Важность принятия риска», организованная Уэльским отделением Международной ассоциации игры (IPA). Встреча была посвящена обсуждению различных аспектов поддержки игровой деятельности детей.

В конференции приняли участие психологи, психиатры, социальные работники, педагоги, специалисты в области обеспечения безопасности, менеджеры площадок приключений. Российская делегация была представлена сотрудниками Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек МГППУ и кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» — членами Российского отделения Международной ассоциации игры (IPA).

Проблема риска традиционно находилась в сфере компетенции организаций, занимающихся вопросами охраны здоровья и обеспечения безопасности, правоохранительных органов, медицины и до сегодняшнего дня практически не попадала в сферу интереса психологов и педагогов. Основные вопросы, которые были рассмотрены, заключались в следующем какова роль рискованного поведения в психическом развитии ребенка? Есть ли различия в понимании того, что такое риск и что такое опасность? Как научить ребенка оценивать ситуацию как опасную или безопасную, как помочь ребенку научиться пробовать, рисковать, не подвергая себя чрезмерной опасности?

Центральная идея, пронизавшая все доклады и обсуждения, заключалась в том, что современная развивающая среда стремится свести к минимуму возможность риска для ребенка, что лишает его естественных способов освоения окружающего мира и снижает креативность, самостоятельность, волевое развитие, продлевает вынужденную зависимость и тем самым инфантилизирует современных детей. Компетенции по распознаванию рисков у детей разных возрастов различны. Чем больше у ребенка игрового опыта, в том числе опыта по оценке рискованных ситуаций, тем шире его компетенция в области рисков, тем более свободно и полноценно идет естественный процесс развития.

Конференция открылась вечерней лекцией профессора Ф. Брауна (Fraser Brown) «Люди и места для игры». Ф.Браун осветил широкий ряд вопросов, касающихся аспектов риска и непредсказуемого характера самой игры ребенка. Особое место было уделено теории свободных материалов (The theory of Loose Parts). Детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксированные в пространстве материалы, которые можно легко передвинуть, перенести, пересыпать, перелить. Разработанная докладчиком теория связной гибкости (Theory of compound flexibility) показывает, что среда только тогда будет гибкой, когда она наполнена свободными материалами, не навязывающими ребенку способы взаимодействия с ними. Гибкая среда самой своей организацией уже повышает гибкость и креативность ребенка, что является огромным потенциалом для его развития. Взрослея, такой ребенок в свою очередь, может более гибко и творчески использовать, преобразовывать окружающую его среду.

В докладе Р. Сатклифф (Robin Sutcliffe) — руководителя «The Play Safety Forum» и эксперта в области оценки рисков на детских площадках, говорилось о важности риска в развитии ребенка, прежде всего, для развития самосознания и самооценки, эмоционального и физического развития. Р. Сатклифф разделил два понятия «риск» и «опасность». Риск это возможность получения нового опыта в неизвестных, новых условиях, пробе, эксперименте. Одновременно с этим, риск связан и с вероятностью получения вреда, потери. Опасность понимается как потенциальный источник вреда, последствия которого трудно прогнозировать. Рискуя, субъект оказывается в ситуации неопределенности, однако у него есть способы оценки рисков. В ситуации, когда опасности не определены и не осознаны, риск получения травмы чрезвычайно высок. В ситуации, когда опасность определена и оценена, а риск ущерба сводится к минимуму, то рискованное поведение может принести множество новых открытий и умений. Особое внимание докладчик обратил на барьеры, которые препятствуют получению опыта риска прежде всего страхи родителей, излишний контроль и их желание оградить детей от любых опасностей.

В докладе Д. Хакит (Judith Hackitt), руководителя Департамента по вопросам здоровья и безопасности Великобритании (Health and Safety Executive) были подробно рассмотрены вопросы поддержки риска детей в игровой деятельности. Игровая среда должна предоставлять детям возможность удовлетворения потребности в риске и приобретения нового жизненного опыта. В 2008 году в Великобритании был разработан рекомендательный документ, освещающий сбалансированный подход к риску в жизни и игре детей. Не имея возможности быть в рискованных ситуациях, дети не научатся распознавать и справляться с ними. Детские площадки должны предоставлять детям возможность встречи с уровнем допустимого риска, то есть с таким риском, который каждый ребенок может сам распознать и оценить, и далее действовать в соответствие с этим.

Доклад профессора Мидлсекского университета Д. Болла (David Ball) «Игра в меняющемся мире время задавать вопросы» был посвящен обсуждению изменений, происходящих на протяжении последнего столетия в представлениях о риске в детской игре и местах для игры. Д. Болл наглядно показал, что необходимость появления специального социального института анализа и управления рисками была обусловлена развитием детских игровых пространств. С середины 60-х годов в Великобритании и Европе перед специалистами встал вопрос об оценке безопасности детских пространств, что повлекло за собой появление специальных стандартов оценки игрового оборудования, выработки критериев безопасности и распространение их среди общественности.

Введение данных стандартов и требований, привело к тому, что большая часть современных игровых сред безопасна, но при этом не отвечает потребностям детей в свободной игре, движении, риске и получению опыта контроля над возможными рисками. Следовательно, стандарты, идущие вразрез с потребностями детей, должны быть пересмотрены.

Мастеркласс Бена Тэвила (Ben Tawil), профессора Университета Лидса (Leeds Beckett University), руководителя проекта «Ludicology» назывался очень символично: «Почему дети нуждаются в риске». Риск всегда связан с непредсказуемостью. В игре, в воображаемой ситуации ребенок пробует рискованное поведение, переживает опасность, справляется с ней. Тем самым он становится компетентным.

Важно осознавать и ценить преимущества, которые дает риск для игры и развития ребенка. Задача специалистов не в том, чтобы сделать игровое оборудование абсолютно безопасным. Необходимо предоставить детям интересное, увлекательное оборудование, в котором учтены и оценены возможные риски.

 

Изменение парадигмы отношения к риску как к необходимому элементу развивающей среды привело к осознанию необходимости разработки методов оценки риска. Это обсуждалось на мастер-классе М. Баркли (Mike Barclay), представителя совета графства Рэксхем по вопросам поддержки игры. Оценка риска предполагает нахождение баланса между возможностью получения серьезных травм (как физических, так и психологических) и пользой для развития. Оценивается не риск как таковой, а отношение между тем, чего в ситуации больше пользы (новые навыки) или опасности (возможности получения травмы и т.п.). Эта оценка представляет собой систему, в которой существует как регулярная оценка рисков учет потенциальных рисков и потенциальных возможностей для развития детей, так и динамическая осуществляется в конкретной игровой ситуации в режиме реального времени.

На мастер-классе К. Уилсон (Kirsty Wilson) и М. Сейнсбери (Mark Sainsbury) представили проект «Игровой контейнер остатков» (Scarpstore PlayPod) — методику организации игры во время перемен между уроками в начальной школе.

В рамках мастер-класса «Создание игровых пространств» был представлен опыт разработки 18-ти площадок Уэльса. Г. Берне (Gill Byrne), руководитель архитектурного бюро RAY Ceredigion рассказала о методах включения местных жителей в проектирование детской площадки как публичной зоны отдыха жителей микрорайона. Такое включение поддерживает активную позицию детей-пользователей площадки, ориентируется на их потребности, создает прецеденты продуктивной совместной деятельности детей и взрослых, жителей микрорайона.

Конференция завершилась символичным докладом М. Шулера (Mike Shooler), психиатра, президента Королевского колледжа психиатров, более 30 лет консультирующего детей и семьи в Кардиффе. В своем докладе М. Шулер обратился к широкому осмыслению места риска в жизни человека. Опираясь на свой многолетний клинический консультационный опыт, он показал, что переживание рискованных ситуаций необходимая составляющая здорового психического развития. Риск связан с переживанием нового, неизвестного, с осознанием себя, своих границ и возможностей.

Конференция в Кардиффе собрала междисциплинарную аудиторию. Встреча разных профессиональных точек зрения позволила поставить и обсудить проблему риска в его многомерности.

К сожалению, пока в России проблема риска не рассматривается в научном сообществе и не принимается во внимание при проектировании игровых сред. Международный опыт показывает, что такая необходимость существует.

 

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, факультет повышения квалификации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2721
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 674
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2