Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 4. С. 64–72
doi:10.17759/chp.2017130407
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, особая социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение, субъектность, психологическая готовность к профессиональному самоопределению
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130407
Для цитаты: Арон И.С. Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 64–72. DOI: 10.17759/chp.2017130407
Фрагмент статьи
Во многом негативные влияния социально-экономических и политических изменений современного общества, усугубляющие кризисные явления подросткового возраста, актуализируют необходимость активизации внутренних психологических ресурсов подростков, позволяющих занять субъектную позицию в отношении внешних средовых воздействий при принятии жизненно важных решений. К числу таких решений, принимаемых в подростковом возрасте, относятся, в первую очередь, решения, связанные с профессиональным самоопределением и профессиональной самореализацией.
Литература
-
Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростков группы риска и их статуса в классе: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 296 с.
-
Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. 284 с.
-
Арон И.С. Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 53—58.
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352с.
-
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб: Лань, 2003. 654с.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
-
Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Становление личности и профессиональное самоопределение подростков из детских домов // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 273—297.
-
Дроздецкая И.А. Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. 219 с.
-
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002. 379с.
-
Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.
-
Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97—106.
-
Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120—134. doi:10.17759/chp.2015110311
-
Николаева И.А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (На примере подросткового возраста): дисс. ... канд. психол. наук. Курган, 2004. 172 c.
-
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592с.
-
Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 400с.
-
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001. 417 с.
-
Karabanova O.A. Social Situation of Child’s Development — the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. Р.130—153.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2139
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1097
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2