Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 4. С. 56–63
doi:10.17759/chp.2017130406
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6—7 лет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игры с правилами, произвольная регуляция, вербальная рабочая память, контроль интерференции
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130406
Для цитаты: Савина Е.А., Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц А.М. Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6—7 лет // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 56–63. DOI: 10.17759/chp.2017130406
Фрагмент статьи
Способность к произвольной регуляции является важным фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками чтения и математики. С другой стороны, дети с трудностями в произвольной регуляции имеют проблемы в поведении, затрудняются в овладении учебными навыками и имеют конфликтные отношения с учителями. Кроме того, недостаток произвольной регуляции связан с агрессией, избыточной подвижностью, тревожностью и депрессией.
Литература
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—68.
-
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 6—86.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. 467 c.
-
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
-
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
-
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенностей игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15—24.
-
Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 2—8.
-
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml (дата обращения: 26.02.2017).
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
-
Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
-
Baddeley A.D. Working memory, thought and action. Oxford: Oxford University Press, 2007. 412 p.
-
Barkley R.A .ADHD and the nature of self-control. New York: Guilford Press, 1997. 410 p.
-
Berk L.E., Mann T.D., & Ogan A. Make-believe play: Wellspring for development of self-regulation // Play=learning: How play motivates and enhances children’s cognitive and social-emotional growth / D.G. Singer, R.M. Golinkoff, & K. Hirsh-Pasek (Eds.). New York, NY: Oxford University Press, 2006. P. 74—100.
-
Berry D. Inhibitory control and teacher-child conflict: Reciprocal associations across the elementary-school years // Journal of Applied Developmental Psychology. 2012. Vol. 33. P. 66—76.
-
Blair C. School readiness: Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry // American Psychologist. 2002. Vol. 57. P. 111—127.
-
Bronson M. Self-regulation in early childhood: Nature and Nurture. New York: The Guilford Press, 2000. 296 p.
-
Diamond A., Barnett S., Thomas J., & Munro S. Preschool program improves cognitive control // Science. 2007. Vol. 318. P. 1387—1388. doi:10.1126/science.115148
-
Elias C.L., & Berk L.E.. Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17. P. 216—238.
-
Engle R.W., Kane M.J. Executive attention, working memory capacity and a two-factor theory of cognitive control // The psychology of learning and motivation. Vol. 44. Advances in research and theory / B. Ross (Ed.). New York: Academic Press, 2004. P. 145—199.
-
Feldman R. The development of regulatory functions from birth to 5 years: Insights from premature infants // Child Development. 2009. Vol. 80(2). P. 544—561.
-
Gerstadt C.L., Hong Y.J., Diamond A. The relationship between cognition and action: Performance of children 3½—7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. Vol. 53. P. 129—153.
-
Hughes F.P. Spontaneous Play in the 21st Century // Contemporary Perspectives on Play in Early Childhood Education / B. Spodek & O. Saracho (Eds.). Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2003. P. 21—39.
-
Krafft K.C., & Berk L.E. Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13. P. 637—658.
-
Lengua L.J. Associations among emotionality, self-regulation, adjustment problems, and positive adjustment in middle childhood // Applied Developmental Psychology. 2003. Vol. 24. P. 595—618.
-
McClelland M.M., Cameron C.E., Connor C.M., Farris C.L., Jewkes A.M., Morrison F.J. Links between behavioral regulation and preschoolers’ literacy, vocabulary, and math skills // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. P. 947— 959.
-
Nigg J.T. On inhibition/disinhibition in developmental psychopathology: Views from cognitive and personality psychology and a working inhibition taxonomy // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 26(2). P. 220—246.
-
Piaget J. Play, dreams, and imitation in childhood. New York: Norton, 1962.
-
Ponitz C.C., McClelland M.M., Matthews J.S., Morrison F.J. A structured observation of behavioral self-regulation and its contribution to kindergarten outcomes // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45(3). P. 605—619.
-
Posner M., Rothbart M. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P. 427—441.
-
Saltz E., Dixon D., & Johnson J. Training disadvantaged preschoolers on various fantasy activities: Effects on cognitive function and impulse control // Child Development. 1977. Vol. 48. P. 367—380.
-
Tominey S.L., & McClelland M.M. Red light, purple light: Findings from randomized trial using circle time games to improve behavioral self-regulation in preschool // Early Education & Development. 2011. Vol. 22(3). P. 489—519. doi: 10.1080/10409289.2011.574258
-
Wass S.V., Scerif G., & Johnson M.H. Training attentional control and working memory — is younger better? // Developmental Review. 2012. Vol. 32. P. 360—387. doi: https://doi.org/10.1016/j.dr.2012.07.001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2690
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1579
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0