Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6—7 лет

1596

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение влияния игр с правилами на развитие произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Исследовались такие компоненты произвольной регуляции, как кратковременная и рабочая память, вербальная интерференция, следование вербальной инструкции и знание правил поведения. В исследовании приняли участие 120 детей 6—7 лет. После развивающего воздействия дети экспериментальной группы улучшили показатели по знанию правил поведения, кратковременной памяти на цифры, вербальной интерференции и способности следовать вербальной инструкции при выполнении задания на зрительно-моторную координацию. Дети контрольной группы улучшили показатели по вербальной интерференции и кратковременной памяти на цифры и слова. Однако размеры эффекта в контрольной группе оказались меньше, чем в экспериментальной группе.

Общая информация

Ключевые слова: игры с правилами, произвольная регуляция, вербальная рабочая память, контроль интерференции

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130406

Для цитаты: Савина Е.А., Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц А.М. Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6—7 лет // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 56–63. DOI: 10.17759/chp.2017130406

Фрагмент статьи

Способность к произвольной регуляции является важным фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками чтения и математики. С другой стороны, дети с трудностями в произвольной регуляции имеют проблемы в поведении, затрудняются в овладении учебными навыками и имеют конфликтные отношения с учителями. Кроме того, недостаток произвольной регуляции связан с агрессией, избыточной подвижностью, тревожностью и депрессией.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—68.
  2. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 6—86.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. 467 c.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  5. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
  6. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенностей игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15—24.
  7. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 2—8.
  8. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml (дата обращения: 26.02.2017).
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
  10. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
  11. Baddeley A.D. Working memory, thought and action. Oxford: Oxford University Press, 2007. 412 p.
  12. Barkley R.A .ADHD and the nature of self-control. New York: Guilford Press, 1997. 410 p.
  13. Berk L.E., Mann T.D., & Ogan A. Make-believe play: Wellspring for development of self-regulation // Play=learning: How play motivates and enhances children’s cognitive and social-emotional growth / D.G. Singer, R.M. Golinkoff, & K. Hirsh-Pasek (Eds.). New York, NY: Oxford University Press, 2006. P. 74—100.
  14. Berry D. Inhibitory control and teacher-child conflict: Reciprocal associations across the elementary-school years // Journal of Applied Developmental Psychology. 2012. Vol. 33. P. 66—76.
  15. Blair C. School readiness: Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry // American Psychologist. 2002. Vol. 57. P. 111—127.
  16. Bronson M. Self-regulation in early childhood: Nature and Nurture. New York: The Guilford Press, 2000. 296 p.
  17. Diamond A., Barnett S., Thomas J., & Munro S. Preschool program improves cognitive control // Science. 2007. Vol. 318. P. 1387—1388. doi:10.1126/science.115148
  18. Elias C.L., & Berk L.E.. Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17. P. 216—238.
  19. Engle R.W., Kane M.J. Executive attention, working memory capacity and a two-factor theory of cognitive control // The psychology of learning and motivation. Vol. 44. Advances in research and theory / B. Ross (Ed.). New York: Academic Press, 2004. P. 145—199.
  20. Feldman R. The development of regulatory functions from birth to 5 years: Insights from premature infants // Child Development. 2009. Vol. 80(2). P. 544—561.
  21. Gerstadt C.L., Hong Y.J., Diamond A. The relationship between cognition and action: Performance of children 3½—7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. Vol. 53. P. 129—153.
  22. Hughes F.P. Spontaneous Play in the 21st Century // Contemporary Perspectives on Play in Early Childhood Education / B. Spodek & O. Saracho (Eds.). Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2003. P. 21—39.
  23. Krafft K.C., & Berk L.E. Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13. P. 637—658.
  24. Lengua L.J. Associations among emotionality, self-regulation, adjustment problems, and positive adjustment in middle childhood // Applied Developmental Psychology. 2003. Vol. 24. P. 595—618.
  25. McClelland M.M., Cameron C.E., Connor C.M., Farris C.L., Jewkes A.M., Morrison F.J. Links between behavioral regulation and preschoolers’ literacy, vocabulary, and math skills // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. P. 947— 959.
  26. Nigg J.T. On inhibition/disinhibition in developmental psychopathology: Views from cognitive and personality psychology and a working inhibition taxonomy // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 26(2). P. 220—246.
  27. Piaget J. Play, dreams, and imitation in childhood. New York: Norton, 1962.
  28. Ponitz C.C., McClelland M.M., Matthews J.S., Morrison F.J. A structured observation of behavioral self-regulation and its contribution to kindergarten outcomes // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45(3). P. 605—619.
  29. Posner M., Rothbart M. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P. 427—441.
  30. Saltz E., Dixon D., & Johnson J. Training disadvantaged preschoolers on various fantasy activities: Effects on cognitive function and impulse control // Child Development. 1977. Vol. 48. P. 367—380.
  31. Tominey S.L., & McClelland M.M. Red light, purple light: Findings from randomized trial using circle time games to improve behavioral self-regulation in preschool // Early Education & Development. 2011. Vol. 22(3). P. 489—519. doi: 10.1080/10409289.2011.574258
  32. Wass S.V., Scerif G., & Johnson M.H. Training attentional control and working memory — is younger better? // Developmental Review. 2012. Vol. 32. P. 360—387. doi: https://doi.org/10.1016/j.dr.2012.07.001

Информация об авторах

Савина Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США, e-mail: savinaea@jmu.edu

Савенкова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, e-mail: savenkova57r@mail.ru

Щекотихина Ирина Вячеславовна, старший преподаватель, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, e-mail: ira_1305@mail.ru

Гульянц Анастасия Михайловна, педагог-психолог, лицей № 32, Орел, Россия, e-mail: janglll@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2714
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1596
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5