Как дети понимают здоровье и болезнь: размышления с точки зрения теории социальных представлений

992

Аннотация

Предлагаемая статья преследует двойную цель: с одной стороны, показать преимущества использования теории социальных представлений при изучении того, как дети понимают здоровье и болезнь; с другой — обсудить потенциал культурно-исторической психологии для развития теории социальных представлений. В работе анализируются исследования по представлениям детей о здоровье и болезни, обсуждаются ограничения подхода, выстроенного в соответствии с идеями Ж. Пиаже, демонстрируется уместность использования теории социальных представлений, учитывающей полиморфность здоровья и болезни, явлений, находящихся на пересечении биологического, психологического и социально-культурного измерений. Обозначаются четыре основных теоретических подхода к анализу социальных представлений. Рассматриваются идеи культурно-исторической психологии, утверждается, что вопрос генезиса социальных представлений — это своего рода зона ближайшего развития теории социальных представлений. И решить этот вопрос возможно обращаясь к идеям культурно-исторической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: здоровье, болезнь , телесность, дети и подростки, теория социальных представлений, культурно-историческая психология, теоретические подходы к изучению социальных представлений, интериоризация, развитие

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140102

Для цитаты: Эм М., Дани Л., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Как дети понимают здоровье и болезнь: размышления с точки зрения теории социальных представлений // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 15–22. DOI: 10.17759/chp.2018140102

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Издательство Института психологии. 2016. 476 с.
  3. Казанская К.О., Мещеряков Б.Г. Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 19—29.
  4. Мотовилин О.Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в условиях семьи и интерната: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001. 196 с.
  5. Николаева В.В., Арина Г.А., Леонова В.М. Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 67—72.
  6. Психосоматика. Телесность и культура / Под ред. В.В. Николаевой. М.: Академический проект, 2009. 320 с.
  7. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. М.: Издательство МГУ. 1986. 118 с.
  8. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: автореф: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
  9. Сенющенков С.П. Типы интериоризации в теории Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 134—142.
  10. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France.1994. 425 p.
  11. Aim M.-A., Goussé V., Apostolidis T., Dany L. The study of social representations in children and adolescents: Lessons from a review of the literature // Estudos de Psicologia. 2017. Vol. 22. P. 28—38.
  12. Apostolidis T., Dany L. Pensée Sociale et Risques dans le Domaine de la Santé: Le Regard des Représentations Sociales // Psychologie Française/ 2012. № 57.P. 67—81.
  13. Blaye A., Bernard-Peyron V., Bonthoux F. Au-dela des conduits de catégorisation: Le développement des représentations catégorielles entre 5 et 9 ans // Archives de Psychologie. 2000. Vol. 68. P. 59—82.
  14. Bruner J. Le développement de l’enfant : savoir faire, savoir dire. Paris: Presses Universitaires de Fran, 1983. 320 p.
  15. Burbach D.J., Peterson L. Children’s Concepts of Physical Illness: A Review and Critique of the Cognitive- developmental Literature // Health psychology. 1986. № 5. P. 307—325.
  16. Buschini F., Lorenzi-Cioldi F. Représentations sociales. In: L. Bègue, O. Desrichard (eds.). Traité de psychologie sociale. Bruxelles: De Boeck, 2013. P. 395—415.
  17. Cox M. The pictorial world of the child. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 357 p.
  18. Doise W., Spini D., Clémence A. Human Rights Studies as Social Representations in a Cross— cultural Context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 1—29.
  19. Duveen G. Psychological development as a social process. In: L. Smith, J. Dockrell, P. Tomlinson (eds.). Piaget, Vygotsky and beyond. Future issues for developmental psychology and education. London: Routledge, 1997. P. 52—69.
  20. Duveen G. The Development of Social Representations of gender // Papers on social representations. 1993. № 2. P. 11.1—11.7.
  21. Duveen G., Lloyd B. Introduction. In: G. Duveen, B. Lloyd (eds.). Social representations and development of knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 1—10.
  22. Eicher V., Emery V., Maridor M., Gilles I., Bangerter A. Social Representations in Psychology: A Bibliometrical Analysis // Papers on Social Representations. 2011. № 20. P. 11.1—11.19.
  23. Empirical approaches to social representations / G. Breakwell & D. Canter (eds.). Oxford: Oxford University Press, 1993. 350 p.
  24. Herzlich C. Health and illness: a social psychological analysis. London: Academic press, 1973. 159 p.
  25. Jodelet D. Madness and social representations: Living with the mad in one French community. Berkeley: University of California Press, 1991. 316 p.
  26. Jovchelovitch S. Knowledge in context: Representations, community and culture. London: Routledge, 2007. 224 p.
  27. Karmiloff-Smith A. Beyond Modularity: a developmental perspective on cognitive science. Cambridge, MA: MIT Press, 1992. 256 p.
  28. Les représentations sociales: Théories, méthodes et applications / G. Lo Monaco, S. Delouvée, P. Rateau (eds.). Bruxelles: De Boeck Supérieur, 2016. 656p.
  29. Markova I. Dialogicality and social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 224 p.
  30. Moliner P., Guimelli C. Les représentations sociales. Grenoble: Presses Universitaire de Grenoble, 2015. 139 p.
  31. Moscovici S. Introductory address // Papers on Social Representations. 1993. № 2. P. 1—11.
  32. Moscovici S. Foreword. In: C. Herzlich. Health and illness. A social psychological analysis. London: Academic Press, 1973. P. 9—14.
  33. Moscovici S. La Psychanalyse son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France, 1961. 652 p.
  34. Moscovici S. Social psychology and developmental psychology: extending the conversation. In: G. Duveen, B. Lloyd (eds.). Social representations and development of knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 164—185.
  35. Moscovici S., Duveen G. Social representations: explorations in social psychology. New York: New York University Press, 2001. 313 p.
  36. Natapoff J.N. A Developmental Analysis of Children’s Ideas of Health // Health Education and Behaviour. 1982. № 9. P. 34—45.
  37. Representations of the social / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publishers, 2001. 362 p.
  38. Rubtsov V.V. Cultural-Historical Scientific School: the Issues that L.S. Vygotsky Brought up // Kul’turno- istoricheskaya psikhologiya. 2016. № 12. P. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
  39. Schmidt L., Fröhling H. Lay concepts of health and illness from developmental perspective // Psychology and Health. 2000. Vol. 15. P. 229—238.
  40. The Cambridge Handbook of Social Representations / G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 498 p.
  41. Veresov N.N. ZBR and ZPD: Is there a difference? // Kul’turno— istoricheskaya psikhologiya. 2017. № 13. P. 23—29. doi:10.17759/chp.2017130102.
  42. Vygotsky L. Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press, 1986. 287 p.

Информация об авторах

Эм Мари-Анастаси, аспирант, Лаборатория социальной психологии, Университет Экс- Марселя, Экс-ан-Прованс, Франция, e-mail: marie-anastasie.aim@univ-amu.fr

Дани Лионель, доктор психологических наук, профессор, декан факультета социальной психологии и психологии труда, Университет Экс-Марселя, Лаборатория социальной психологии, Экс-ан-Прованс, Франция, e-mail: lionel.dany@univ-amu.fr

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199, e-mail: innabovina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2390
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 992
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1