Стратегии сопереживания в профессиональной деятельности психологов и актеров

621

Аннотация

Вслед за поздними разработками Ф.Е. Василюка в центр рассмотрения ставится сопереживание, понимаемое как деятельность и лежащее в основе некоторых профессиональных сфер деятельности. Профессиональная деятельность требует от исполнителя специальной организации процесса сопереживания в виду необходимости достигать определенных профессиональных целей. В статье представлены результаты исследования рефлексии способов сопереживания специалистами профессий, в которых переживание и сопереживание являются центральным предметом работы, а также результаты качественного исследования стратегий сопереживания специалистами двух профессий: актерами и психотерапевтами. С помощью феноменологического анализа интервью о сопереживании был выделен ряд стратегий сопереживания, которые используют психотерапевты и актеры в своей профессиональной деятельности. Стратегии достижения сопереживания в этих двух профессиональных областях имеют ряд сходств и отличий, обусловленных спецификой профессиональных задач. Выделены типичные трудности, возникающие в процессе сопереживания, и способы их преодоления.

Общая информация

Ключевые слова: переживание, сопереживание, система Станиславского, психотерапия, психологическое консультирование

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150110

Для цитаты: Архангельская В.В., Пук Н.М. Стратегии сопереживания в профессиональной деятельности психологов и актеров // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 93–101. DOI: 10.17759/chp.2019150110

Фрагмент статьи

В ранних разработках своего подхода Ф.Е. Василюк ставил перед студентами задачу проанализировать, как работают с переживанием актеры в рамках системы К.С. Станиславского, т.е. в «театре переживания». Вероятно, Ф.Е. Василюк предполагал, что в этой области лежит большой пласт еще во многом неосвоенного психологией материала, способного раскрыть не только специфические профессиональные стороны работы артиста, но и общепсихологические закономерности переживания и сопереживания.

Литература

  1. Абалкин Н.А. О творческом методе К.С. Станиславского. М.: Знание, 1952. 31 с.
  2. Архангельская В.В. Переживание и сопереживание в профессиональной деятельности психологов и актеров // Психология и психотерапия. Методология исследования, практика. М.: Неолит, 2018. С. 57—81.
  3. Архангельская В.В. Проблема понимания в современной индирективной психотерапии: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 194 с.
  4. Басалаев С.Н. К эмпатическому восприятию в довербальном сценическом общении // Искусство и искусствоведение: теория и опыт; слово в системе искусств: сб. науч. тр. Вып. 6 / Под ред. Г.А. Жерновой. Кемерово: КемГуКИ, 2008. С. 43—62. doi:10.17223/22220836/29/4
  5. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2016. 423 с.
  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
  7. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205—227. doi:10.17759/cpp.2016240511
  8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; ЭКСМО, 2005. 1136 с.
  9. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  10. Ильин М.А. Общение в концепции актерского искусства К.С. Станиславского // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2011. Серия 15. Вып. 2. С. 34—48.
  11. Карягина Т.Д. Эмпатия, ее роль и значение в консультативном процессе // Понимающая психотерапия: теория, методология, исследования: сб. статей / Под общ. ред. Ф.Е. Василюка. М.: МГППУ, ПИРАО, 2009. C. 60—84.
  12. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.
  13. Карягина Т.Д. Экспериментальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 126—152.
  14. Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: точка зрения современной гуманистической психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 178—204. doi:10.17759/cpp.2016240510
  15. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 c.
  16. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1959. 70 с.
  17. Найденко М.К. Элементы экспериментальной психологии в системе К.С. Станиславского // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4. С. 126—128.
  18. Найденко М.К. Система К.С. Станиславского: социокультурные основы и культурологические основания: дисс. … докт. культурол. наук. Краснодар, 2005. 305 с.
  19. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 117 с.
  20. Роджерс К. Клиентоцентрированный/ человекоцентрированный подход в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2002. № 1. С. 54—69.
  21. Роджерс К. О становлении личностью. М.: Прогресс, 1994. 256 с.
  22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная литература, 1938. 576 с.
  23. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: в 2 т. Т. 1. Л.: Искусство, 1980. 302 с.
  24. Шермазанян Л.Г. Сопереживание как внутренняя деятельность консультанта // Понимающая психотерапия: теория, методология, исследования. М.: МГППУ; ПИ РАО, 2009. С. 135—151.
  25. Шерягина Е.В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 8—23. doi:10.17759/ cpp.2016240102

Информация об авторах

Архангельская Виктория Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: v-arch2006@yandex.ru

Пук Наталия Михайловна, магистр психологии, воспитатель, корпус №11 «Наш дом», ГБОУ Школа №1206, Москва, Россия, e-mail: puknm@school1206.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1825
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 621
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1