Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов

469

Аннотация

Межкультурный опыт может быть как губительным, так и благотворным для креативности в зависимости от особенностей аккультурации. Цель исследования — выявить взаимосвязи между опытом межкультурных взаимодействий, аккультурационными ожиданиями и креативностью российских студентов в условиях интернационализации образовательной среды. Количественными методами на выборке из 272 российских студентов (НИУ ВШЭ, средний возраст — 21 год, 61% — женщины) были проверены гипотезы о том, что опыт межкультурных взаимодействий прямо связан с креативностью, а аккультурационные ожидания опосредуют эту связь. В анкету исследования вошли задание на креативность: «Множество примеров» из батареи тестов М. Рунко; адаптированная шкала аккультурационных ожиданий (MIRIPS Д. Берри); адаптированная шкала интенсивности межкультурных дружеских контактов (MIRIPS Д. Берри); вопросы относительно опыта пребывания за рубежом. Результаты показали, что длительность пребывания за рубежом прямо связана с креативностью российских студентов, а прямая связь интенсивности межкультурных дружеских взаимодействий в университете и креативности частично медиицируется выбором предпочтения «интеграции»; при этом ожидания интеграции и сегрегации прямо связаны с креативностью, а ожидания ассимиляции и исключения — обратно.

Общая информация

Ключевые слова: креативность, мультикультурный опыт, дружеские межкультурные контакты, аккультурационные ожидания, гипотеза контакта

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150306

Финансирование. Статья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».

Для цитаты: Бульцева М.А., Лебедева Н.М. Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 51–59. DOI: 10.17759/chp.2019150306

Подкаст

Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов

Фрагмент статьи

В зарубежной психологии креативным считается продукт или идея, обладающие не только новизной и оригинальностью, но еще и уместностью, социальной значимостью для конкретного общества. В российской традиции креативность также рассматривается комплексно.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 2007. № 3. С. 67—71.
  2. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (Часть 1) // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 2007. № 3. С. 97—107.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 480 c.
  4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межэтнического взаимодействия мигрантов и населения России. М.: РУДН, 2009. 423 с.
  5. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. с. 8—21.
  6. Петровский В.А. Личность как субъект активности. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок, 1992. С. 141—161.
  7. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2004. 188 с.
  8. Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. 1997. Vol. 46. № 1. P. 5—34.
  9. Berry J.W., Kim U., Power S., Young M., Bujaki M. Acculturation attitudes in plural societies // Applied Psychology. 1989. Vol. 38. № 2. P. 185—206.
  10. Berry J.W. Mutual intercultural relations in plural societies (MIRIPS, 2014) Questionnaire [Электронный ресурс] // URL: http://cacr.victoria.ac.nz/projects/ researchprojects/mirips (дата обращения: 05.08.2019).
  11. Berry J.W. Intercultural relations in plural societies: Research derived from multiculturalism policy // Acta de Investigación Psicológica. 2013. Vol. 3. № 2. P. 1122— 1135.
  12. Bochner S. Culture shock due to contact with unfamiliar cultures // Online Readings in Psychology and Culture. 2003. Vol. 8. № 1. Article 7. P. 1—12.
  13. Bouncken R., Brem A., Kraus S. Multi-cultural teams as sources for creativity and innovation: The role of cultural diversity on team performance // International Journal of Innovation Management. 2016. Vol. 20. № 1. P. 1—34.
  14. Chang J.H., Hsu C.C., Shih N.H., Chen H.C. Multicultural families and creative children // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 45. № 8. P. 1288—1296.
  15. Cheng C.Y., Leung A.K. Revisiting the multicultural experience-Creativity link: The effects of perceived cultural distance and comparison mind-set // Social Psychological and Personality Science. 2013. Vol. 4. № 4. P. 475—482.
  16. Cheng Y. Creativity under the gun How threat features and personal characteristics motivate creative responding [Электронный ресурс] // URL: https://pdfs.semanticscholar. org/f987/5adc0573e828435f74da169f659a9fdfcd8f.pdf (дата обращения: 03.08.2019).
  17. Chiu C.Y., Hong Y.Y. Cultural competence: Dynamic processes // Handbook of motivation and competence / A. Elliot, C.S. Dweck (eds.). N.Y.: Guilford, 2005, P. 489— 505.
  18. Chiu C., Morris M.W., Hong Y.Y., Menon T. Motivated cultural cognition: The impact of implicit cultural theories on dispositional attribution varies as a function of need for closure // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 78. № 2. P. 247—259.
  19. Chua R.Y.J. Innovating at Cultural Crossroads: How Multicultural Social Networks Promote Ideas Flow and Creativity // Journal of Management. 2018. Vol. 44. № 3. P. 1119—1146.
  20. Crisp R.J., Turner R.N. Cognitive adaptation to the experience of social and cultural diversity // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137. № 2. P. 242.
  21. CTS. Creativity Testing Services [Электронный ресурс] // URL: https://www.creativitytestingservices.com/ products/ (дата обращения: 03.08.2019).
  22. Dunne C. Can Intercultural Experiences Foster Creativity? The Relevance, Theory and Evidence // Journal of Intercultural Studies. 2017. Vol. 38. № 2. P. 189—212.
  23. Fee A., Gray S.J. The expatriate-creativity hypothesis: A longitudinal field test // Human Relations. 2012. Vol. 65. № 12. P. 1515—1538.
  24. Galinsky A.D., Magee J.C., Gruenfeld D.H., Whitson J.A., Liljenquist K.A. Power reduces the press of the situation: implications for creativity, conformity, and dissonance // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95. № 6. P. 1450—1466.
  25. KEA European Affairs. The impact of culture on creativity. A Study prepared for the European Commission (Directorate-General for Education and Culture). [Электронный ресурс] // URL: http://www.keanet.eu/ docs/impactculturecreativityfull.pdf (дата обращения: 03.08.2019).
  26. King P.M., Perez R.J., Shim W. How college students experience intercultural learning: Key features and approaches // Journal of Diversity in Higher Education. 2013. Vol. 6. № 2. P. 69—83.
  27. Leung A.K.Y., Maddux W.W., Galinsky A.D., Chiu C.Y. Multicultural experience enhances creativity: The when and how // American Psychologist. 2008. Vol. 63. № 3. P. 169— 181.
  28. Lu J.G., Hafenbrack A.C., Eastwick P.W., Wang D.J., Maddux W.W., Galinsky A.D. “Going out” of the box: Close intercultural friendships and romantic relationships spark creativity, workplace innovation, and entrepreneurship // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. № 7. P. 1091— 1108.
  29. Maddux W.W., Adam H., Galinsky A.D. When in Rome... Learn why the Romans do what they do: How multicultural learning experiences facilitate creativity // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 6. P. 731—741.
  30. Maddux W.W., Leung A.K.Y., Chiu C.Y., Galinsky A.D. Toward a More Complete Understanding of the Link Between Multicultural Experience and Creativity // American Psychologist. 2009. Vol. 64. № 2. P. 156—158.
  31. Nemeth C.J., Wachtler J. Creative problem solving as a result of majority vs minority influence // European Journal of Social Psychology. 1983. Vol. 13. № 1. P. 45—55.
  32. Paulus P.B., van der Zee K.I., Kenworthy J. Cultural Diversity and Team Creativity // Glăveanu V.P. (ed.), The Palgrave Handbook of Creativity and Culture Research. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 57—76.
  33. Rich G.J. Big C., Little C., Big M., Little M. // American Psychologist. 2009. Vol. 64. № 2. P. 155—156.
  34. Ryabichenko T.A., Lebedeva N.M. Assimilation or integration: Similarities and differences between acculturation attitudes of migrants from Central Asia and Russians in Central Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. № 1. P. 98—111.
  35. Sam D.L., Berry J.W. Acculturation: When individuals and groups of different cultural backgrounds meet // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. № 4. P. 472—481.
  36. Sawyer R.K. Explaining Creativity, The science of Human Innovation. Oxford University Press, 2006. 383 p.
  37. Simonton D.K. Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. Oxford University Press, 1999. 320 p.
  38. Stahl G.K., Maznevski M.L., Voigt A., Jonsen K. Unraveling the effects of cultural diversity in teams: A meta-analysis of research on multicultural work groups // Journal of International Business Studies. 2010. Vol. 41. № 4. P. 690— 709.
  39. Tadmor C.T., Tetlock P.E. Biculturalism: A model of the effects of second-culture exposure on acculturation and integrative complexity // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2006. Vol. 37. № 2. P. 173—190.
  40. Van Acker K., Vanbeselaere N. Bringing together acculturation theory and intergroup contact theory: Predictors of Flemings’ expectations of Turks’ acculturation behavior // International Journal of Intercultural Relations. 2011. Vol. 35. № 3. P. 334—345.

Информация об авторах

Бульцева Мария Александровна, младший научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный Иследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5899-9916, e-mail: mbultseva@hse.ru

Лебедева Надежда Михайловна, доктор психологических наук, директор Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2046-4529, e-mail: lebedhope@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1270
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 469
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1