Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая)

1820

Аннотация

Вниманию читателей предлагается вторая статья из цикла «Цифровые технологии как новое средство опосредования». В первой статье цикла обсуждаются теоретико-методологические перспективы интерпретации цифровых технологий как специфического средства опосредования, сочетающего в себе орудийные и знаковые компоненты. Во второй статье раскрывается своеобразие некоторых традиционных видов деятельности в условиях их опосредования новыми технологиями. В частности, рассматриваются особенности чтения гипертекстовых (гипермедийных) структур в сравнении с текстами на бумажном носителе. Представлен краткий анализ специфики игровой деятельности, опосредованной цифровыми технологиями. Описаны особенности общения в условиях виртуальной реальности. Утверждается, что трансформация существующих социальных практик определяет своеобразие социальной ситуации развития современного человека на разных возрастных этапах, обусловливая культурно-историческую специфику развития высших психических функций и процессов. Намечаются перспективы дальнейших исследований влияния цифровых технологий на особенности развития мышления, внимания, памяти у пользователей разных возрастов.

Общая информация

Ключевые слова: опосредование, высшие психические функции, чтение, навигация, гипертекст , нелинейность, интерактивность, фрагментарность, мультимодальность, игровая деятельность, виртуальная игровая ситуация, мнимая ситуация, видеоигры, киберкоммуникация, виртуальная идентичность, киберидентичность

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150410

Для цитаты: Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 100–108. DOI: 10.17759/chp.2019150410

Литература

  1. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/technology_and_ technique/text/4426247 (дата обращения: 28.11.2019).
  2. Войскунский А.Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 7—20. doi:10.17759/jmfp.2017060401
  3. Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. . Выпуск 1. М.: Смысл, 2002. C. 82—101.
  4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Академический проект. 2014. 249 с.
  5. Дедова. О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2001. № 4. С. 22—36.
  6. Емелин В.А. Гипертекст и постгутенберговая эра [Электронный ресурс]. URL: http://emeline.narod.ru/ hipertext.htm (дата обращения: 28.11.2019).
  7. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами. СПб.: BestBusinessBooks, 2012. 256 с.
  8. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей [Электронный ресурс] // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2004. № 9. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-kommunikatsii-v-seti-internet-na-lichnostnye-osobennosti-polzovateley (дата обращения: 01.12.2019).
  9. Лутовинова О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Вестник ВГПУ. 2009. № 1. С. 4—7.
  10. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический Проект, Гаудеамуc, 2013. 495 с.
  11. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: монография. М.: МПГУ; Прометей, 2012. 212 c.
  12. Романова М.В. Компьютерное общение как вид опосредованного общения [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternoe-obschenie-kak-vid-oposredovannogo-obscheniya (дата обращения: 01.12.2019).
  13. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно- историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117—124. doi:10.17759/chp.2019150312
  14. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 42—53. doi:10.17759/pse.2018230304
  15. Солдатова Г.В., Теславская О.И. Видеоигры в фокусе науки // Дети в информационном обществе. 2017. № 2 (27). С. 24—35.
  16. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71—80. doi:10.17759/ sps.2018090308
  17. Солодов М.Ю. Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно- деятельностной парадигме [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 2. С. 619—627. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v19_i2/pdf/18.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
  18. Тихомиров О.К. Информационный век и теория Л.С. Выготского // Психологический журнал. 1993а. Т. 14, № 1. С. 114—119.
  19. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
  20. Alloway T.P., Alloway R.G. The impact of engagement with social networking sites (SNSs) on cognitive skills // Computers in Human Behavior. № 28. P. 1748— 1754.
  21. Cognitive development in digital contexts / Blumberg F.C., Brooks P.J. (ed.). Academic Press, 2017. 370 p.
  22. Cognitive load in reading a foreign language text with multimedia aids and the influence of verbal and spatial abilities / Plass J.L. [et al] // Computers in Human Behavior. P. 221—243.
  23. DeStefano D., LeFevre J.A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. P. 1616—1641.
  24. Entertainment software association. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theesa.com (дата обращения: 28.11.2019).
  25. Fitzsimmons G, Weal M.J, Drieghe D. The impact of hyperlinks on reading text [Электронный ресурс] // Plos One. 2019. № 14(2). URL: https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0210900 (дата обращения: 28.11.2019).
  26. Gumpert G., Cathcart R. Intermedia: interpersonal communication in a media word (3rd ed). New York: Oxford University Press. 1986. 688 p.
  27. Media multitasking and behavioral measures of sustained attention / Ralph B. C.W. [et al] // Attention, Perception & Psychophysics, 2015. № 77. P. 390—401.
  28. Media multitasking in adolescence / Cain M.S. [et al] // Psychonomic Bulletin & Review. № 23. P. 1932— 1941.
  29. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults / Moisala M. [et al] // Neuroimage. № 134. P. 113—121.
  30. Mobile telephone use is associated with changes in cognitive function in young adolescents / Abramson M.J. [et al] // Bioelectromagnetics. № 30. P. 678—686.
  31. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. № 333. P. 776—778.
  32. Uncapher M.R. K., Thieu M., Wagner A.D. Media multitasking and memory: differences in working memory and long-term memory // Psychonomic Bulletin & Review. № 23. P. 483—490.
  33. Wilmer H.H., Sherman L.E., Chein, M.J. Smartphones and cognition: a review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning [Электронный ресурс] // Frontiers in psychology. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5403814/ (дата обращения: 28.11.2019).
  34. Zhu E. Hypermedia interface design: the effects of number of links and granularity of nodes // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. P. 331—358.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1649
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1820
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2