Культурно-историческая психология
2020. Том 16. № 4. С. 26–34
doi:10.17759/chp.2020160403
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Новый образовательный дискурс: благополучие школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: благополучие школьников, проект PISA, образовательные результаты, академические достижения
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160403
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда в рамках научного проекта №19-18-00271.
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 26–34. DOI: 10.17759/chp.2020160403
Фрагмент статьи
Последние десятилетия появляется все больше публикаций, в которых обсуждается термин «благополучие» (well-being) применительно к детям, а также применительно к системе образования и тому, как ученик чувствует себя в ней. В 2019 г. опубликовано более 440 тысяч статей со словом «благополучие» в названии, из них 162 тысячи — со словами «благополучие детей».
Литература
-
Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114—120.
-
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244—269.
-
Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. М.: Litres. 2017. 400 с.
-
Клименко А.В. и др. Актуальные оценки состояния социальной сферы Российской Федерации в зарубежных источниках: препринт WP8/2017/01, 2017. Актуальные оценки состояния социальной сферы Российской Федерации в зарубежных источниках: препринт WP8/2017/01 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2017. (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). 44 с.
-
Лебедева Л.С. «Качество жизни»: ключевые подходы и структура понятия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 68—80. doi:10.145.15/monitiring.2018.4.04
-
Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 19—30. doi:10.17759/pse.2015200402
-
Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 1—11. doi:10.17759/psyedu.2015070301
-
Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94— 105. doi:10.17759/bppe.2019160306 (дата обращения: 15.08.2020).
-
Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Воронеж: Истоки. 2005. 131 с.
-
Щербакова Е.М. Молодежь СНГ, демографический портрет [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly, 2016. № 711—712. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/ barom01.php (дата обращения: 17.08.2020).
-
Alanen L. ‘Gender and Generation. Feminism and the “Child Question” ’ in Qvortrup J., Bardy M, Sgritta G.and Wintersberger H. (eds) / Childhood Matters. Social Theory, Practice and Politics. Aldershot a.o.: Avebury, 1994. P. 27—42.
-
Arnett J.J. Conceptual foundations of emerging adulthood In Murray J., Arnett J.J. (Eds) / Emerging adulthood and higher education: A new student development paradigm. Routledge, 2019. P. 11—24.
-
Burman E. Deconstructing developmental psychology. Taylor & Francis, 2016. 238 p.
-
Denzin N. K. Childhood socialization. Transaction Publishers, 1977.
-
Qvortrup J. et al. (ed.). The Palgrave handbook of childhood studies. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.
-
Jeste D.V. et al. Age-friendly communities initiative: public health approach to promoting successful aging // The American Journal of Geriatric Psychiatry. 2016. Vol. 24. № 12. Р. 1158—1170.
-
Forgas J.P. When sad is better than happy: Negative affect can improve the quality and effectiveness of persuasive messages and social influence strategies // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43 (4). P. 513— 528.
-
Llena-Nozal A., Martin N., Murtin F. The economy of well-being: Creating opportunities for people’s well-being and economic growth [Электронный ресурс] OECD Statistics Working Papers. 2019. № 2019/02. OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/498e9bc7-en. (дата обращения: 17.08.2020).
-
Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon: an introduction to a series of national reports // Eurosocial. 1990. № 36.
-
OECD Paris (France). Knowledge and Skills for Life: First Results from the OECD Programme for International Student Assessment (PISA) 2000. Education and Skills. ERIC Clearinghouse, 2001.
-
OECD/UNESCO Institute for Statistics Literacy Skills for the World of Tomorrow: Further Results from PISA 2000. PISA, OECD Publishing, Paris, 2003.
-
OECD. Problem Solving for Tomorrow’s World: First Measures of Cross-Curricular Competencies from PISA 2003, PISA, OECD Publishing, Paris, 2005. https://doi. org/10.1787/9789264006430-en
-
OECD PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World: Volume 1: Analysis. PISA, OECD Publishing, Paris, 2007. https://doi.org/10.1787/9789264040014-en
-
OECD PISA 2009 Results: What Students Know and Can Do: Student Performance in Reading, Mathematics and Science (Volume I), PISA, OECD Publishing, Paris. 2010. http://dx.doi.org/10.1787/9789264091450-en’
-
OECD PISA 2009 Results: What Makes a School Successful?: Resources, Policies and Practices (Volume IV). PISA, OECD Publishing, Paris. 2010. https://doi. org/10.1787/9789264091559-en
-
OECD PISA 2012 Results: Ready to Learn: Students’ Engagement, Drive and Self-Beliefs (Volume III), PISA, OECD Publishing, Paris. 2013. https://doi. org/10.1787/9789264201170-en
-
OECD PISA 2015 Results: Students’Well-Being (Volume III), PISA, OECD Publishing, Paris. 2017. https:// doi.org/10.1787/9789264273856-en
-
OECD PISA 2015 Results: How’s Life? Measuring Well-being. OECD Publishing, Paris. 2017
-
OECD PISA 2018 Results: (Volume III) What School Life Means for Students’ Lives, PISA Publishing, Paris. 2019. https://doi.org/10.1787/acd78851-en
-
OECD PISA Results 2018: Schleicher A. Insights and Interpretations. PISA Publishing, Paris. 2019. [Электронный ресурс] https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20 Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 17.08.2020).
-
Prout A., James A. A New Paradigm for the Sociology of Childhood? Provenance, Promise and Problems // Constructing and Reconstructing Childhood / James A., Prout A. (eds). London/New York/Philadelphia: Falmer Press, 1990. P. 7—34.
-
Roffey S. Relationships and social capital at school // Well-being in Education Systems Conference Abstract Book / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (Eds.). Locarno, 2019. P. 16—21.
-
Rustin M. What’s wrong with happiness? // Soundings. 2007. № 36, July. P. 67—84.
-
Spieth L.E. Harris С.V. Assessment of Health-Related Quality of Life in Children and Adolescents: An Integrative Review // Journal of Pediatric Psychology. 1996. Vol. 21 (2). P. 175—193.
-
Well-being in Education Systems Conference Abstract Book. Locarno 2019 / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (eds.). Bern: Hogrefe, 2019.
-
Wagner L. Which character strengths matter most at school? Addressing the role of students’ character strengths in achievement and well-being at school // Well-being in Education Systems Conference Abstract Book. Locarno 2019 / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (Eds.). Bern: Hogrefe, 2019. P. 33—43.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1068
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 2380
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 4