Коллекционирование как элемент субкультуры современных дошкольников

416

Аннотация

В статье рассматриваются особенности такого элемента детской субкультуры, как коллекционирование в жизни современных дошкольников. Представлены результаты, полученные с помощью беседы со 160 дошкольниками разных возрастов, родителями и воспитателями. Полученные данные позволили говорить о значимости деятельности коллекционирования в дошкольном возрасте. Выявлены приоритеты в содержании детских коллекций в разных дошкольных возрастах, показаны современные феномены коллекционирования в виртуальном пространстве и сетевого коллекционирования, рассмотрено становление детской самостоятельности в рамках данного вида деятельности, выявлены функции коллекционирования в дошкольном возрасте. Показано, что в дошкольном возрасте, становясь все более самостоятельной деятельностью ребенка, детское коллекционирование уже приобретает форму культурной деятельности, как по содержанию, в котором отражаются существующие культурные ценности, так и по функциям, в которых отражается социальная направленность. На основании анализа полученных данных сделан вывод о том, что развитию ребенка будет способствовать поддержка познавательной направленности и самостоятельности в рамках коллекционирования, начиная со среднего дошкольного возраста, и создание на их основе возможностей для коммуникативного взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: детская субкультура, развитие дошкольников, коллекционирование, подготовка дошкольников

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170111

Для цитаты: Клопотова Е.Е., Злобина Т.Д. Коллекционирование как элемент субкультуры современных дошкольников // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 75–83. DOI: 10.17759/chp.2021170111

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
  2. Александровская М. Зачем ребенку коллекции? Или как «спасти» способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11. С. 18—22.
  3. Алиева Т., Кудрявцев В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 68—72.
  4. Алиева Т.И. Практики внимательности и смыслопорождения в образовательном процессе детского сада [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 99— 109. DOI:10.17759/psyedu.2019110408. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Alieva.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  5. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «хороводные игры» // Дефектология. 2017. № 1. С. 23—30.
  6. Блинова С.В. Коллекционирование как культурная практика современного ребенка-дошкольника // Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 25 марта 2019 г.). Пенза, 2019. С. 18—23.
  7. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Влияние родителей на содержание субкультуры дошкольников // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов Международной научно- практической конференции (Санкт-Петербург, 22— 23 апреля 2019 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2019. С. 154—159.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
  9. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
  10. Клопотова Е.Е. Изучение субкультуры современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 87—91.
  11. Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. К вопросу поддержки инициативы дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 90—98. DOI:10.17759/psyedu.2019110407. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Klopotova_ Yaglovskya.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  12. Котляр И.А., Журкова Е.А. Коллекционирование — феномен культурный и психологический // Культурно- историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 32—38. DOI:10.17759/chp.2007030404
  13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 304 с.
  14. Пермякова О.И. Коллекционирование как новая форма работы с дошкольниками // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 1. С. 16—19.
  15. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2006. 64 с.
  16. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером // Игра и дети. 2004. № 4. С. 13.
  17. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 99—104. DOI:10.17759/ chp.2019150212
  18. Тимошенко Н.В. Социальная ситуация развития как одно из основных условий формирования творческих стратегий детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 70— 84. DOI:10.17759/psyedu.2019110106. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n1/Timoshenko.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  19. Фельдштейн Д.И. Детство как социально- психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 3—19.
  20. Чернушевич В.А. Народная игра как ресурсный носитель традиционных ценностей // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /. Отв. ред. Т.Т. Щелина. 2019. С. 459—465.
  21. Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5—7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1988. № 1. С. 69—72.

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Злобина Татьяна Дмитриевна, аспирант, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Дубна»), педагог-психолог, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Дубна, Россия, e-mail: zlotati@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 591
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 416
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1