Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования

458

Аннотация

Основанием для проведения исследования послужила гипотеза о том, что отношение к учению подростков, завершающих курс основного общего образования, меняется в зависимости от конкретных социально-экономических требований общества. Отношение к учению рассматривается в единстве его мотивационного и эмоционального компонентов. Представлены результаты сравнительно-исторического анализа отношения к учению выпускников основной школы и их сверстников послевоенных лет и эпохи развитого социализма. Исходными для сопоставления стали данные исследований, проводившихся в научной школе Л.И. Божович во второй половине прошлого столетия. Методический инструментарий и параметры выборки испытуемых определялись в соответствии с требованиями сравнительно-исторического исследования. Сравнение с данными исследований советской эпохи производилось как по количественным параметрам, так и по качественным описаниям возрастных закономерностей развития личности подростков. Показано, что социальная ситуация развития оказывает значимое влияние на содержание и структуру учебной мотивации выпускников неполной средней школы. В послевоенные годы наиболее значимыми оказывались мотивы получения профессии, а в годы застоя — учебно-познавательные мотивы, причем их ранговые позиции были удалены друг от друга на несколько пунктов. Для современных выпускников эти мотивы сблизились и занимают лидирующие позиции в иерархии: учебно-познавательные мотивы выступают в роли мотивов- стимулов, а следующие за ними мотивы получения профессии выполняют смыслообразующую функцию. Отношение к учению у сегодняшних выпускников основной школы эмоционально более насыщенное и противоречивое, чем у их сверстников послевоенных лет и эпохи застоя, что свидетельствует о напряженности ситуации самоопределения в условиях вариативности современной образовательной среды.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация учения, отношение к учению, социальная ситуация развития, сравнительно-исторический метод, подростки, самоопределение

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170112

Благодарности. Автор благодарит О.А. Москвитину за участие в разработке диагностического опросника

Для цитаты: Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 84–92. DOI: 10.17759/chp.2021170112

Подкаст

Литература

  1. Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. № 4. Том 7. 2019, DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-11
  2. Андреева АД. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1989. 160 с.
  3. Бабаева Е.С. Особенности учебной мотивации школьников в современных условиях: дисс. …канд. психол. наук. М., 2012. 240 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Психология в вузе. 2008. № 5. С. 36—120.
  6. Булкина М.В., Лубовский Д.В. Сравнительно- исторический анализ внутренней позиции школьника у современных учащихся и их сверстников эпохи социализма // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. № 2(47). С. 93—100.
  7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь. 2006. 458 с.
  8. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно- историческая психология. 2007. № 2. С. 62—74.
  9. Изард К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.
  11. Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева // Московская психологическая школа: история и современность: в 4 т. Кн. 2 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С. 146—156.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 431 с.
  13. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 50—67. DOI:10.17759/psyedu.2014060204
  14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  15. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
  16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  17. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  18. Тихомирова Т.Н. Психологические механизмы взаимосвязи социальных факторов с развитием интеллекта и креативности // Психологические проблемы современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 315—338.
  19. Толстых Н.Н. Изучение временной перспективы в контексте развития мотивационной сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте // Мотивационная регуляция деятельности и поведения / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Институт психологии АН СССР. 1988. С. 164—169.
  20. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. труды // Под ред. Е.М. Борисовой. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.

Информация об авторах

Андреева Алла Дамировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией на¬учных основ детской практической психологии,, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1253-8903, e-mail: alladamirovna@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 809
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 458
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0