Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов

647

Аннотация

Целью исследования является определение роли межкультурной компетентности (МКК) в процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских университетах. В основу исследования положена авторская модель межкультурной компетентности, основными компонентами которой выступают межкультурная стабильность, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма и управление межкультурным взаимодействием. Выборку исследования составили иностранные студенты из Туркменистана, обучающиеся в высших учебных заведениях Казани, Саратова, Пензы, Ростова-на- Дону, Хабаровска, в количестве 291 человек (48,5% — женщины, средний возраст — 22 года). Показано, что межкультурная компетентность является значимым предиктором адаптации иностранных студентов. Выявлен различный вклад компонентов МКК в эффективность адаптации иностранных студентов. Среди компонентов МКК только межкультурная стабильность напрямую воздействует на социокультурную адаптацию. Отсутствие этноцентризма снижает действие культурного шока при попадании студента в новую культурную среду, но повышает успешность его адаптации в этой среде только вкупе с межкультурной стабильностью. Два других компонента МКК — межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием оказывают влияние на успешность адаптации иностранных студентов не прямо, а посредством активизации желания взаимодействовать с российскими студентами и повышения самооценки эффективности межкультурной коммуникации с ними. Данные посредники, в свою очередь, напрямую связаны как с психологической адаптацией, так и с межкультурной стабильностью. Тем самым раскрыт механизм влияния МКК на адаптацию иностранных студентов. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании адаптации иностранных студентов и снижении возможных рисков их дезадаптации в новой культуре.

Общая информация

Ключевые слова: межкультурная компетентность, межкультурная стабильность, межкультурный интерес, этноцентризм, управление межкультурным взаимодействием, социокультурная адаптация, психологическая адаптация, культурный шок, иностранные студенты

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170114

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00892.

Для цитаты: Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Зинурова Р.И., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Малышев И.В., Новикова И.А., Черная А.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 102–112. DOI: 10.17759/chp.2021170114

Полный текст

 

Введение

Постановка проблемы

Характерной чертой глобализации образования является рост числа иностранных студентов. В этой связи вполне обоснованным является поручение Президента В.В. Путина Правительству Российской Федерации по итогам встречи с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации от 28 мая 2019 года в срок до 1 сентября 2019 года, Пр- 932, п. 2 б: «Рассмотреть вопросы:... о целесообразности увеличения ежегодной квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан. в целях реализации стратегической задачи по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях» [6].

Соответственно, перед российскими вузами стоит задача стать конкуретноспособными на мировом рынке труда образовательных услуг, создать благоприятные условия для привлечения иностранных студентов, тем самым способствуя повышению эффективности межкультурного взаимодействия в образовательной среде. Повышенное внимание со стороны образовательных структур к межкультурной коммуникации и адаптации иностранных студентов вызывает исследовательский интерес к изучению межкультурной компетентности как фактора успешности адаптации иностранных студентов в новой среде проживания и обучения.

Факторы успешности адаптации иностранных студентов

Проблема адаптации иностранных студентов и влияния различных факторов на ее успешность достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной науке. В едином процессе адаптации принято выделять социокультурную адаптацию (или аккультурацию), в результате которой происходит изменение поведенческих стратегий индивида в ответ на требования новой социокультурной среды, и психологическую адаптацию, в результате которой достигаются внутреннее равновесие, психологическая удовлетворенность в новом социокультурном окружении [3; 11; 14].

Описывая процесс адаптации иностранных студентов, исследователи нередко обращаются к такому феномену, как «культурный шок», который возникает при встрече с новой социокультурной средой. При этом активно изучаются проявления культурного шока, эффективность адаптации в зависимости от пола, страны исхода [21; 25], продолжительности пребывания в новых условиях [19], уровня освоения языка принимающей страны [13; 28], степени толерантности принимающего общества [23], наличия тех или иных личностных характеристик, например используемых копинг-стратегий, степени выраженности этнической идентичности, смысложизненных ориентаций, базисных убеждений личности, уровня социального и эмоционального интеллекта, коммуникативной толерантности и мн. др. [5; 12; 15; 25].

В последнее время зарубежные ученые активно исследуют трудности адаптации иностранных студентов в контексте нарушения пищевого поведения, приводящих к неблагоприятным последствиям для их здоровья — увеличению массы тела, ожирению, диабету и другим соматическим реакциям, рассматривая их как свидетельство неблагоприятного эмоционального самочувствия в новой среде [20; 29].

По мнению Тали и Парамасивам (Taly & Paramasivam), для преодоления негативных эмоциональных состояний, в частности тревожности в общении, иностранные студенты в Малайзии активно используют такую стратегию, как физическая маскировка тревожного поведения, которая выражается в поиске сверстников, в обществе которых, как считают испытуемые, они чувствуют себя уверенно [28].

Согласно модели межкультурной адаптации Кима (Kim), индивид адаптируется к новой незнакомой среде путем установления и поддержания стабильных, взаимных и функциональных отношений с этой средой. Тем самым подчеркивается важная роль в успешности адаптации такого фактора, как межкультурное общение [18]. Однако, как показывают результаты исследований, студенты, приехав в чужую страну, нередко испытывают межкультурный барьер и оказываются в ситуации изоляции. В большинстве своем иностранные студенты проявляют неуверенность, нерешительность, безынициативность, пассивность при налаживании социальных контактов с представителями принимающего населения [31].

Более того, причиной отсутствия тесных контактов исследователи отмечают отсутствие желания устанавливать контакты, как со стороны иностранных студентов, так и со стороны их русских сверстников, а также отсутствие умения адаптировать свое поведение к поведению партнеров представителей другой культуры [9]. Иными словами, отсутствие интереса к межкультурному взаимодействию и навыков управления данным процессом затрудняет процесс установления контактов с принимающим населением и тем самым замедляет процесс адаптации студентов к новым условиям жизни.

Итак, теоретический анализ показывает, что важными факторами, как преодоления культурного шока, так и успешности социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов, являются уменьшение этноцентризма в восприятии культурных различий, проявление интереса к новой культуре, стремление к налаживанию самых широких взаимоотношений со сверстниками из числа местного населения, наличие навыков налаживания, поддержания межкультурного общения. Как правило, действие этих факторов рассматривается большинством ученых по отдельности, без учета их взаимосвязи и взаимодействия. Чтобы получить более полную картину о том, какие факторы являются прямыми детерминантами адаптации, а какие, возможно, выступают их посредниками, необходимо обратиться к изучению системы факторов. Выделенные в процессе анализа факторы это, по сути, составляющие такого феномена, как межкультурная компетентность (МКК). Под межкультурной компетентностью традиционно понимается способность личности эффективно функционировать при общении с представителями различных культур и в разных культурных средах [30]. В данной статье мы будем опираться на комплексную модель межкультурной компетентности, которая создана на основе анализа существующих в зарубежной науке эмпирических моделей межкультурного взаимодействия [1; 17]. Согласно данной модели, основными ее составляющими являются отсутствие этноцентризма, наличие межкультурной стабильности, межкультурного интереса, навыков налаживания и поддержки коммуникации. При этом ни одна из составляющих не является универсальным предиктором успешности межкультурного взаимодействия, такой эффект достигается только благодаря интегративному сочетанию с другими конструктами МКК [17]. В то же время влияние каждой составляющей в интегративном конструкте МКК может быть различным.

Поэтому целью нашего исследования является определение роли отдельных составляющих межкультурной компетентности в процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских университетах.

Опираясь на теоретический анализ, мы можем выдвинуть предположение о том, что межкультурная компетентность является значимым предиктором адаптации иностранных студентов и снижения культурного шока. Данная взаимосвязь будет осуществляться посредством повышения самооценки эффективности текущей межкультурной коммуникации и желания иностранных студентов взаимодействовать с представителями принимающей культуры.

Методики

Для диагностики межкультурной компетентности использовались следующие методики.

1.«Интегративный опросник межкультурной компетентности» (ИМКК) [10], который состоит из 18 утверждений. Методика включает 4 субшкалы: Межкультурная стабильность (индивидуальные особенности личности, которые позволяют человеку быть устойчивым к стрессовым ситуациям межкультурного общения), альфа Кронбаха = 0,68; Межкультурный интерес (желание общаться с людьми из других культур, интерес к культуре и культурным различиям), альфа Кронбаха = 0,52; Отсутствие этноцентризма (установка на уважение и принятие культурного разнообразия), альфа Кронбаха = 0,64; Управление межкультурным взаимодействием (владение широким спектром коммуникативных навыков, важных при межкультурном общении), альфа Кронбаха = 0,59. Шкалы «Межкультурный интерес» и «Управление межкультурным взаимодействием» опросника межкультурной компетентности демонстрируют недостаточную согласованность, однако в современных исследованиях не принято опираться на данный показатель как однозначно говорящий о низкой надежности шкалы [26]. В ряде ситуаций показатели альфа Кронбаха в диапазоне от 0,5 до 0,6 могут быть расценены как приемлемые [27].

2.     Опросник «Социокультурная адаптация» (Mutual Intercultural Relations in Plural Societies (MIRIPS) [2]. Опросник, состоящий из 20 утверждений, направлен на оценку трудностей, испытываемых индивидом в разных областях жизнедеятельности в социокультурной среде, связанных с организацией привычного питания, следования правилам и рас­
поряжениям, пониманием этнических и культурных различий и т. д. (альфа Кронбаха = 0,95).

3.     Опросник «Психологическая адаптация» (Mutual Intercultural Relations in Plural Societies (MIRIPS) [2]. Шкала включает 9 вопросов, например: «Я могу многое делать так же хорошо, как и большинство других людей», альфа Кронбаха = 0,78.

4.     Опросник «Культурный шок» [24]; перевод Е. Тартаковского с адаптацией О. Хухлаева. Шкала состоит из 12 вопросов, например: «Я чувствую себя беспомощным и бессильным в попытках приспособиться к российской культуре», альфа Кронбаха = 0,86.

5.     Опросник «Самооценка эффективности межкультурной коммуникации с российскими студентами» [16], перевод и адаптация О. Хухлаева, альфа Кронбаха = 0,68.

6.     Опросник «Желание взаимодействовать с российскими студентами» [22], перевод и адаптация О. Хухлаева), альфа Кронбаха = 0,80.

Математико-статистическая обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета SPSS 22.0 с приложением AMOS 22.0. Для оценки надежности и согласованности шкал использовался показатель надежности альфа Кронбаха; для проверки гипотезы исследования использовался путевой анализ, представляющий собой частный случай моделирования структурными уравнениями.

Выборка и процедура исследования

Чтобы исключить влияние различий в культурах, к которым принадлежат иностранные студенты, мы ограничились исследованием студентов, приехавших только из одной страны Туркменистана. Этот выбор обусловлен значительной их представленностью среди иностранных студентов многих вузов РФ, а также тем, что они, как правило, хорошо владеют русским языком.

В выборку нашего исследования вошли иностранные студенты из Туркменистана, обучающиеся в высших учебных заведениях Казани, Саратова, Пензы, Ростова-на-Дону, Хабаровска, в количестве 291 человек (48,5% — женщины) от 18 до 32 лет (средний возраст — 22 года). Большая часть из них относила себя к туркменам (80%), 7% идентифицировали себя как мусульмане, оставшиеся 13% — русские, узбеки и носители смешанной идентичности. Основные направления обучения в российских вузах: образование и педагогические науки — 58%, гуманитарные науки — 18%, математические и естественные науки — 12%, другое — 12%.

Исследование проводилось в онлайн-режиме на платформе survio.com (https://www.survio.com/ survey/d/fs) в апреле 2020 года.

Результаты исследования

Для подтверждения внутренней структуры опросника межкультурной компетентности был проведен конфирматорный факторный анализ. Параметры модели показали некоторое соответствие исходным данным: x2 = 198,753; df = 124; x2 /df = 1,603; TLI =0,893; RMSEA = 0,046; CFI = 0,913; SRMR= 0,067. В результате коррекции были исключены два пункта, относящиеся к двум разным шкалам, и введены три теоретически объяснимых ковариации между ошибками, вследствие чего степень согласия модели увеличилась и стала соответствовать нормам: x2 = 151,507; df = 95; x2 /df = 1,595; TLI =0,910; RMSEA = 0,045; CFI = 0,929; SRMR= 0,058.

Основная гипотеза исследования состояла в проверке предположения о том, что факторы межкультурной компетентности связаны с параметрами адаптации иностранных студентов, а эта связь опосредуется самооценкой эффективности текущей межкультурной коммуникации и желанием взаимодействовать с представителями принимающей культуры. Описание гипотетической модели взаимосвязей представлено на рис. 1.

Модель была проверена в помощью путевого анализа. Ее параметры показали недостаточное соответствие исходным данным: x2 = 59,959; df = 16; x2 / df = 3,747; TLI =0,856; RMSEA = 0,097; CFI = 0,936; SRMR= 0,074.

Таблица 1

Описательная статистика по результатам исследования (N = 291)

Шкалы методик

M

SD

Альфа Кронбаха

Межкультурная стабильность

3,80

0,88

0,68

Межкультурный интерес

4,35

0.66

0,52

Отсутствие этноцентризма

3,50

0,90

0,64

Управление межкультурным взаимодействием

3,77

0,66

0,59

Социокультурная адаптация

3,08

0,88

0,95

Психологическая адаптация

4,04

0,63

0,78

Культурный шок

2,51

0,76

0,86

Самооценка эффективности межкультурной коммуникации с российскими студентами

5,13

0,92

0,68

Желание взаимодействовать с российскими студентами

6,16

0,82

0,80


Были выявлены шесть взаимосвязей шкал опросника, регрессионные кооффициенты которых оказались незначимы. Это взаимосвязи между шкалами: «Межкультурная стабильность» и «Желание взаимодействовать с русскими студентами»; «Межкультурный интерес» и «Эффективность коммуникации с русскими студентами»; «Отсутствие этноцентризма» и «Желание взаимодействовать с русскими студен­
тами»; «Отсутствие этноцентризма» и «Эффективность коммуникации с русскими студентами»; «Желание взаимодействовать с русскими студентами» и «Культурный шок»; «Желание взаимодействовать с русскими студентами» и «Эффективность коммуникации с русскими студентами». Эти взаимосвязи были исключены.

Также в модель были добавлены три прямые взаимосвязи измерений межкультурной компетентности и показателей адаптации, которые показали статистическую значимость по результатам анализа интеркорреляций всех исследуемых параметров. В итоге была получена вторичная модель (рис. 2).

Параметры модели показали хорошее согласие с данными, все регрессионные связи в ней значимы, большая часть выше 0,001: х2 = 29,815; df = 20; х2 /df = 0,073; TLI =0,974; RMSEA = 0,041; CFI = 0,986; SRMR= 0,045.

Согласно полученным результатам, межкультурная стабильность как один из компонентов межкультурной компетентности положительно связана с самооценкой эффективности межкультурного общения с российскими студентами (,40), социокультурной адаптацией (,24) и отрицательно культурным шоком (-,18).

Наряду с межкультурной стабильностью, с самооценкой эффективности межкультурного общения с российскими студентами оказался положительно связан и другой компонент межкультурной компетентности управление межкультурным взаимодействием (,26).



В свою очередь, самооценка иностранными студентами эффективности межкультурного общения с российскими студентами имеет положительные взаимосвязи с социокультурной (,40) и психологической адаптацией (,18) и отрицательно показателями культурного шока (-,29).

Выраженность у иностранных студентов еще одного компонента межкультурной компетентности межкультурного интереса способствует желанию взаимодействовать с российскими студентами (,55).

В то же время желание у иностранных студентов взаимодействовать с российскими студентами имеет положительную связь с показателями успешности их психологической адаптации (,19).

Наконец, получена отрицательная связь такого компонента межкультурной компетентности, как отсутствие этноцентризма, с показателями культурного шока (- ,13).

Таким образом, частично подтверждается гипотеза о том, что самооценка иностранными студентами эффективности их текущей межкультурной коммуникации и желание взаимодействовать с представителями принимающей культуры опосредуют связь межкультурной компетентности и различных аспектов психологической адаптации.

Обсуждение

Полученные положительные связи межкультурной стабильности с самооценкой эффективности межкультурного общения с российскими студентами и социокультурной адаптацией, а также отрицательная связь с культурным шоком свидетельствуют о том, что наличие у иностранных студентов устойчивости к стрессовым ситуациям межкультурного общения сопряжено с высоким уровнем оценки ими своего общения с российскими сверстниками. Кроме того, межкультурная стабильность, сочетающая в себе умение управлять своим эмоциональным состоянием, конструктивно относиться к своим успехам и неудачам, также способствует успешности адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде и препятствует развитию у них симптомов культурного шока.

Выявленная в исследовании положительная связь управления межкультурным взаимодействием с самооценкой эффективности межкультурного общения с российскими студентами означает, что с повышением у иностранных студентов вербальных и невербальных способностей, способностей к сотрудничеству, эффективному управлению конфликтами повышается их оценка общения с российскими ровесниками.

Одновременно с этим результаты исследования показывают, что с повышением самооценки иностранными студентами эффективности межкультурного общения с российскими студентами повышается успешность их социокультурной и психологической адаптации и снижаются симптомы переживания ими культурного шока.

Другими словами, оценка иностранными студентами эффективности межкультурного общения с российскими студентами выступает неким посредником связи межкультурной стабильности, управления межкультурным взаимодействием, с одной стороны, и социокультурной и психологической адаптацией с другой.

Выраженность связи у иностранных студентов межкультурного интереса с желанием взаимодействовать с российскими студентами вполне закономерна. Так как стремление к разнообразию, поиску информации о других культурах, проявление социальной инициативы в новой среде, несомненно, повышает интерес иностранных студентов к налаживанию самых разнообразных отношений со студентами из числа принимающего населения России. Данная закономерность отмечена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей [8; 18; 28].

В свою очередь, чем больше желание у иностранных студентов взаимодействовать с российскими студентами, тем выше показатели, свидетельствующие об успешности их психологической адаптации. Здесь мы видим, что желание у иностранных студентов взаимодействовать с российскими студентами выполняет также посредническую роль связи между таким компонентом межкультурной компетентности, как межкультурный интерес и успешностью психологической адаптации.

Наличие отрицательной взаимосвязи такого компонента межкультурной компетентности, как отсутствие этноцентризма, с культурным шоком означает, что снижение тенденции у иностранных студентов воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей своей этнической группы смягчает переживание шока от встречи с новой для них русской культурой, что, как известно, способствует успешности адаптации в новой среде [4; 7].

Выводы

Таким образом, самооценка эффективности межкультурной коммуникации с российскими студентами является медиатором воздействия межкультурной стабильности и способности к управлению межкультурным взаимодействием на выраженность психологической и социокультурной адаптации и переживание культурного шока. При этом существует прямая связь между межкультурной стабильностью и социокультурной адаптацией у студентов, а также обратная связь между межкультурной стабильностью и выраженностью культурного шока.

Желание взаимодействовать с российскими студентами является медиатором связи межкультурного интереса и психологической адаптации.

Отсутствие этноцентризма выступает как прямой предиктор снижения культурного шока у иностранных студентов.

Следовательно, мы можем сказать, что гипотеза о том, что межкультурная компетентность является значимым предиктором адаптации иностранных студентов и снижения культурного шока посредством повышения самооценки эффективности текущей межкультурной коммуникации и стимулирования желания взаимодействовать с представителями принимающей культуры, нашла эмпирическое подтверждение. При этом отдельные измерения межкультурной компетентности вносят различный вклад в эффективность адаптации иностранных студентов. Тем самым мы можем говорить о механизме влияния МКК на адаптацию иностранных студентов. Так, среди компонентов МКК только межкультурная стабильность напрямую воздействует на социокультурную адаптацию. Такой компонент МКК, как отсутствие этноцентризма, снижает действие культурного шока при попадании студента в новую культурную среду, но повышает успешность его адаптации в этой среде только вкупе с межкультурной стабильностью. Два других компонента МКК межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием также не оказывают прямого влияния на успешность адаптации иностранных студентов, они оказывают влияние только посредством активизации желания взаимодействовать с российскими студентами и повышения самооценки эффективности межкультурной коммуникации с ними. Данные посредники, в свою очередь, напрямую связаны как с психологической адаптацией, так и с межкультурной стабильностью. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании адаптации иностранных студентов и снижении возможных рисков их дезадап­тации в новой культуре.

Результаты данного исследования нуждаются в уточнении и дополнительном объяснении в виду ряда ограничений. Во-первых, выборка исследования была ограничена только студентами из Туркменистана. Во-вторых, не принимались во внимание такие показатели контекста пребывания иностранных студентов в России, как степень социальной и межэтнической напряженности в регионе, а также длительность пребывания иностранных студентов в России, академическая успеваемость, пол, личностные характеристики респондентов.

В связи с этим перспективным направлением исследования могло быть изучение роли межкультурной компетентности с учетом указанных ограничений.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В. и др. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки. Часть 1 // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103—113. DOI:10.17759/jmfp.2020090111
  2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения. М.: РУДН, 2009. 420 с.
  3. Михайлова О.Б., Косталес А.И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 29—33.
  4. Муха В.Н., Тучина О.Р. Межкультурная компетентность как фактор преодоления этноцентризма в условиях современной образовательной среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 49—53.
  5. Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. C. 24—28.
  6. Перечень поручений по итогам встречи с Советом законодателей [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/catalog/keywords/92/events/60640 (дата обращения: 06.07.2020).
  7. Синягина Н.Ю., Богачева Т. Ю. К проблеме поликультурного диалога: от культурного шока до взаимопонимания // Мир психологии. 2015. Том 81. № 1. С. 202—209.
  8. Соколова М.М., Соколова А.М., Калита В.В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве вуза // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Том 10. Вып. 4. С. 425—440.
  9. Солодовченко Л.Н., Солодовченко С.А. Межкультурная компетентность как фактор адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. Научный журнал. 2018. Том 10. № 4. С. 140—148.
  10. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Ткаченко Н.В. и др. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020 (В печати).
  11. Шамовская Т.В., Алимов Д.Б. Межкультурная коммуникация как условие социокультурной адаптации иностранных студентов в процессе обучения в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Том 33. № 1. С. 172—177.
  12. Akhtar M., Herwig B.K., Faize F.A. Depression and Anxiety among International Medical Students in Germany: The Predictive Role of Coping Styles // Journal of the Pakistan Medical Association. 2019. Vol. 69. № 2. Р. 230—234.
  13. Bianco R.,Ortiz Cobo M. The Linguistic Integration of Refugees in Italy // Social Sciences. 2019. Vol. 8. № 10. P. 284. DOI:10.3390/socsci8100284
  14. Bierwiaczonek K., Waldzus S. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants: A Review // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2016. Vol. 47. № 6. Р. 767—817. DOI:10.1177/0022022116644526
  15. Chebotareva E.J. Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 3. С. 6—11.
  16. Gudykunst, W.B., Nishida, T. Anxiety, uncertainty, and perceived effectiveness of communication across relationships and cultures // International Journal of Intercultural Relations. 2001. Vol. 25. №. 1. P. 55—71. DOI:10.1016/S0147- 1767(00)00042-0
  17. Khukhlaev O.E., Gritsenko V.V., Pavlova O.S. et.al. Comprehensive Intercultural Competence Model: Theoretical Substantiation // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. № 1. P. 9—25. DOI:10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  18. Kim Y.Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory / In W.B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. P. 375—400.
  19. Konstantinov V. The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants’ Adaptation // Social Sciences. 2017. Vol. 6. № 3. 92. DOI:10.3390/socsci6030092
  20. Liu X., Chen H., Zhou Q., et al. Knowledge, Attitude and Practices (KAP) towards Diet and Health among International Students in Dublin: A Cross-Sectional Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 9. 3182. DOI:10.3390/ijerph17093182
  21. Liu Y., Kramer E. Cultural value discrepancies, strategic positioning and integrated identity: American migrants’ experiences of being the Other in mainland China // Journal of International and Intercultural Communication. 2019. October. P. 1—18. DOI:10.1080/17 513057.2019.1679226
  22. Logan S., Steel Z., Hunt C. Investigating the Effect of Anxiety, Uncertainty and Ethnocentrism on Willingness to Interact in an Intercultural Communication // Journal of Cross-Cultural Psychology 2015. Vol. 46. № 1. Р. 39—52. DOI:10.1177/0022022114555762 jccp.sagepub.com
  23. Marlow M.L. The American Dream? Anti-immigrant discourse bubbling up from the Coca-Cola “It”s Beautiful’ advertisement // Discourse & Communication. 2015. Vol. 9. № 6. Р. 625—641. DOI:10.1177/1750481315600299
  24. Mumford D.B. The measurement of culture shock // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 1998. Vol. 33. P. 149—154. DOI: 10.1007/s001270050037
  25. Novikova I.A., Novikov A.L. Relation between Communicative Tolerance and Intercultural Adaptation in International Students // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 2 S2. P. 109—116. DOI:10.5901/ mjss.2015.v6n2s2p109
  26. Schmitt N. Uses and abuses of coefficient alpha // Psychological Assessment. 1996. Vol. 8. № 4. P. 350—353. DOI:10.1037/1040-3590.8.4.350
  27. Taber K.S. The Use of Cronbach’s Alpha When Developing and Reporting Research Instruments in Science Education // Research in Science Education. 2018. Vol. 48. № 6. Р. 1273—1296. DOI:10.1007/s11165-016-9602-2
  28. Taly B.C., Paramasivam S. Speaking Anxiety Among Postgraduate International Students in the Academic Context of a University in Malaysia // International Journal of Linguistics. 2020. Vol. 12. № 1. 198. DOI:10.5296/ijl. v12i1.16053
  29. Ul Haq I., Mariyam Z., Li M., et al. Comparative Study of Nutritional Status, Knowledge Attitude and Practices (KAP) and Dietary Intake between International and Chinese Students in Nanjing, China // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. № 9. 1910. DOI:10.3390/ijerph15091910
  30. Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: a complementary perspective // American Psychologist. 2007. Vol. 62. № 6. P. 563—574. DOI:10.1037/0003-066X.62.6.563
  31. Yang P. Journey to the East: Intercultural Adaptation of International Students in China // International Students / F. Dervin, X. Du, & A. Härkönen (Eds). Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 47—75. DOI:10.1007/978- 3-319-78120-4_3

Информация об авторах

Гриценко Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709, e-mail: gritsenko2006@yandex.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Зинурова Раушания Ильшатовна, доктор социологических наук, заведующая кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет (ФГБОУ ВО КНИТУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8689-5332, e-mail: rushazi@rambler.ru

Константинов Всеволод Валентинович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195, e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

Кулеш Елена Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ), Хабаровск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9010-6025, e-mail: resurssentr@mail.ru

Малышев Иван Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4191-6555, e-mail: iv.999@list.ru

Новикова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» (ФГАОУ ВО РУДН им. П. Лумумбы), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5831-1547, e-mail: novikova-ia@rudn.ru

Черная Анна Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5985-2126, e-mail: avchernaya@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1404
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 647
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 17