Вступительное слово тематических редакторов

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 2 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: Психология искусства

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Яновский, М.И., Кубрак, Т.А. (2023). Вступительное слово тематических редакторов. Культурно-историческая психология, 19(4), 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2023_n4/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Яновский М.И., Кубрак Т.А., 2023

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Кинематограф как разновидность СМИ и как вид искусства занял свое заслуженно весомое место в нашей жизни.  Однако для психологии кинематограф во многом остается «terra incognita». В 1979 г. известный американский психолог Дж. Гибсон сетовал на то, что, несмотря на впечатляющее развитие самого кино, исследования в сфере психологии кино практически отсутствуют. Попытки наметить пути фундаментального понимания и исследования кинематографа были предприняты в психологии Х. Мюнстербергом, Ж. Митри,  Н.ИЖинкиным. Начиная с 1990-х гг. активными усилиями когнитивных психологов психология кино начинает развиваться как область системных научных исследований (Д. Бордуэлл, Н. Кэролл, Дж.Д. Андерсон, К. Плантинга и др.). Известный факт – сотрудничество С.М. Эйзенштейна с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией. 

Надеемся, что предлагаемая подборка статей станет стимулом к развитию и продвижению исследований в области психологии кино, а также их координации. Краткий обзор представляемых статей.

Исследование Н.Г. Воскресенской направлено на изучение особенностей механизмов разрешения ценностных конфликтов через выбор фильмов и субъективное восприятия любимых киногероев. Автор описал особенности реализации компенсаторной функции кино. В.Г. Грязева-Добшинская, С.Ю. Коробова и Ю.А. Дмитриева обращаются к феномену культового кинопроизведения и представляют результаты исследования психологических факторов его восприятия и воздействия. В статье Т.А. Кубрак и А.А. Старостиной представлен такой фактор  психологического воздействия фильмов как «транспортация» – состояние вовлеченности и погруженности в нарратив. Статья М.И. Яновского посвящена разработке теоретической модели психологической структуры виртуального мира комедии и изложению результатов эмпирического исследования воздействия фильма-комедии на зрителей.

В следующем номере «Культурно-исторической психологии» планируется публикация еще несколько статей по тематике психологии кино.

Информация об авторах

Михаил Иванович Яновский, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Донецкий национальноый университет, Донецк, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9265-6917, e-mail: m.i.yanovsky@mail.ru

Тина Анатольевна Кубрак, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБОУ ИП РАН), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0701-1736, e-mail: kubrak.tina@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 226
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 75
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 301
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 2