Культурно-историческая психология
2023. Том 19. № 4. С. 4
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Вступительное слово тематических редакторов
Общая информация
Рубрика издания: Психология искусства
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Яновский М.И., Кубрак Т.А. Вступительное слово тематических редакторов // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 4. С. 4.
Полный текст
Кинематограф как разновидность СМИ и как вид искусства занял свое заслуженно весомое место в нашей жизни. Однако для психологии кинематограф во многом остается «terra incognita». В 1979 г. известный американский психолог Дж. Гибсон сетовал на то, что, несмотря на впечатляющее развитие самого кино, исследования в сфере психологии кино практически отсутствуют. Попытки наметить пути фундаментального понимания и исследования кинематографа были предприняты в психологии Х. Мюнстербергом, Ж. Митри, Н.И. Жинкиным. Начиная с 1990-х гг. активными усилиями когнитивных психологов психология кино начинает развиваться как область системных научных исследований (Д. Бордуэлл, Н. Кэролл, Дж.Д. Андерсон, К. Плантинга и др.). Известный факт – сотрудничество С.М. Эйзенштейна с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией.
Надеемся, что предлагаемая подборка статей станет стимулом к развитию и продвижению исследований в области психологии кино, а также их координации. Краткий обзор представляемых статей.
Исследование Н.Г. Воскресенской направлено на изучение особенностей механизмов разрешения ценностных конфликтов через выбор фильмов и субъективное восприятия любимых киногероев. Автор описал особенности реализации компенсаторной функции кино. В.Г. Грязева-Добшинская, С.Ю. Коробова и Ю.А. Дмитриева обращаются к феномену культового кинопроизведения и представляют результаты исследования психологических факторов его восприятия и воздействия. В статье Т.А. Кубрак и А.А. Старостиной представлен такой фактор психологического воздействия фильмов как «транспортация» – состояние вовлеченности и погруженности в нарратив. Статья М.И. Яновского посвящена разработке теоретической модели психологической структуры виртуального мира комедии и изложению результатов эмпирического исследования воздействия фильма-комедии на зрителей.
В следующем номере «Культурно-исторической психологии» планируется публикация еще несколько статей по тематике психологии кино.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 115
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 35
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1