Вступительное слово тематических редакторов

35

Общая информация

Рубрика издания: Психология искусства

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Яновский М.И., Кубрак Т.А. Вступительное слово тематических редакторов // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 4. С. 4.

Полный текст

Кинематограф как разновидность СМИ и как вид искусства занял свое заслуженно весомое место в нашей жизни.  Однако для психологии кинематограф во многом остается «terra incognita». В 1979 г. известный американский психолог Дж. Гибсон сетовал на то, что, несмотря на впечатляющее развитие самого кино, исследования в сфере психологии кино практически отсутствуют. Попытки наметить пути фундаментального понимания и исследования кинематографа были предприняты в психологии Х. Мюнстербергом, Ж. Митри,  Н.ИЖинкиным. Начиная с 1990-х гг. активными усилиями когнитивных психологов психология кино начинает развиваться как область системных научных исследований (Д. Бордуэлл, Н. Кэролл, Дж.Д. Андерсон, К. Плантинга и др.). Известный факт – сотрудничество С.М. Эйзенштейна с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией. 

Надеемся, что предлагаемая подборка статей станет стимулом к развитию и продвижению исследований в области психологии кино, а также их координации. Краткий обзор представляемых статей.

Исследование Н.Г. Воскресенской направлено на изучение особенностей механизмов разрешения ценностных конфликтов через выбор фильмов и субъективное восприятия любимых киногероев. Автор описал особенности реализации компенсаторной функции кино. В.Г. Грязева-Добшинская, С.Ю. Коробова и Ю.А. Дмитриева обращаются к феномену культового кинопроизведения и представляют результаты исследования психологических факторов его восприятия и воздействия. В статье Т.А. Кубрак и А.А. Старостиной представлен такой фактор  психологического воздействия фильмов как «транспортация» – состояние вовлеченности и погруженности в нарратив. Статья М.И. Яновского посвящена разработке теоретической модели психологической структуры виртуального мира комедии и изложению результатов эмпирического исследования воздействия фильма-комедии на зрителей.

В следующем номере «Культурно-исторической психологии» планируется публикация еще несколько статей по тематике психологии кино.

Информация об авторах

Яновский Михаил Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Донецкий национальноый университет, Донецк, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9265-6917, e-mail: m.i.yanovsky@mail.ru

Кубрак Тина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБОУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0701-1736, e-mail: kubrak.tina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 115
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1