Психологи и богословы: начало диалога (Конференция в Свято-Тихоновском университете)

474

Аннотация

24 мая 2005г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция «Богословские основы православной антропологии в психологии», на которой произошла встреча христианских психологов и христианских богословов-антропологов. Идея такой встречи возникла на ежегодной зимней научной конференции Свято-Тихоновского университета, где на секции православной педагогики присутствовали с докладами и ряд специалистов в области христиански ориентированной психологии и психотерапии. Цель встречи, и, более широко, сотрудничества психологов и богословов, — выявление богословской антропологической модели, задающей методологическую основу для православной теоретической и практической психологии. .... (см. полнотекст)

Общая информация

Рубрика издания: События и даты

Для цитаты: Психологи и богословы: начало диалога (Конференция в Свято-Тихоновском университете) // Консультативная психология и психотерапия. 2005. Том 13. № 3.

Полный текст

24 мая 2005г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция «Богословские основы православной антропологии в психологии», на которой произошла встреча христианских психологов и христианских богословов-антропологов.

Идея такой встречи возникла на ежегодной зимней научной конференции Свято-Тихоновского университета, где на секции православной педагогики присутствовали с докладами и ряд специалистов в области христиански ориентированной психологии и психотерапии. Цель встречи, и, более широко, сотрудничества психологов и богословов, — выявление богословской антропологической модели, задающей методологическую основу для православной теоретической и практической психологии.

Открыл конференцию докладом «Душа как психологическая категория» иерей Андрей Лоргус, декан психологического факультета Православного университета имени апостола Иоанна Богослова.

Иерей Вадим Леонов, кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского университета, выступил с докладом «Антропологический идеал совершенства». Он подчеркнул, что выбор определенной антропологической модели определяет любую научную деятельность, обращенную к человеку. Исходным основанием для антропологических исследований могло бы стать представление об идеальном человеке, которое для христианина, как откровение, даровано во Христе. Христос явил Собой полноту человеческой жизни в мире, поврежденном грехом, и показал, как человек может преодолевать соблазн греха и восходить к Богу. Основная мысль, которая обсуждалась в докладе, заключается в том, что все, совершенное Спасителем в земной жизни, было достигнуто не силою Божественного всемогущества самого по себе, но силою смирения и любви Христовой, то есть через те высшие добродетели, которые свойственны и Богу, и безгрешному человеку, созданному по образу Божьему. Таким образом, о.Вадим Леонов указал на то, что православный исследователь имеет ясные ориентиры как совершенства, так и деградации человека в его духовном становлении.

Свое отношение к сути и роли христианской православной психологии высказал в докладе «Аскетизм как метод психологии» иерей Вадим Коржевский, проректор Ярославского православного духовного училища, автор известной книги «Пропедевтика аскетики». Основная мысль его доклада ясна уже из самого названия. В качестве методологического принципа построения научной православной психологии о.Вадим Коржевский предложил принцип иерархичности, согласно которому на всем пространстве изложения предмета должна воплощаться смысловая вертикаль, соединяющая психологию с аскетикой. Аскетика для психологии должна быть одновременно и источником, и вершиной. Задача православной психологии — не просто дать те или иные сведения о душе, а самим сообщением этих данных подвигнуть к работе над собой с целью нравственного совершенствования, помочь освоению подвижнического искусства.

Антропологическую тему продолжил С. А. Чурсанов, преподаватель кафедры догматического богословия Свято-Тихоновского университета, выступивший с докладом «Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики». Он подчеркнул, что Лицо первично по отношению к природе, личность воспринимается только в общении, она не познается аналитическими методами, и никакого определения личности дать нельзя. Поэтому он построил свое сообщение на максимально полном анализе характеристик личностного бытия, которое в богословии рассматривается как аналог спасения.

Во второй части заседания слово взяли христианские психологи, в своих докладах попытавшиеся провести сопоставительный анализ некоторых психологических и богословских категорий. Л. Ф. Шеховцова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, в докладе «Теоретико-методологическая основа категориального аппарата православной психологии», выделив ряд отличий православной психологии от секулярной, рассмотрела соотношение тримерии в христианской антропологии (тело-душа-дух) и представлений об уровнях строения человека (биологический уровень-психофизиологический уровень-уровень сознания), а также ряда других понятий.

М. Н. Миронова, кандидат психологических наук, зав.кафедры педагогики и психологии КОИПКРО, преподаватель психологии Калужской Духовной семинарии, в докладе «Личность в психологии и христианской антропологии» попыталась проанализировать эти понятия, подчеркнув, что научная психология рассматривает личность как объект изучения, как нечто, подчиняющееся определенным закономерностям, а в богословии личность это не категория, это не «что», а «кто», бытие в чистом виде, тот, кто находится «по ту сторону» природы человека, владеет качествами и развертывает их в реальность бытия. Поэтому необходимо ввести понятие «психологическая личность» — то, что относится к природе человека, является точкой соприкосновения истинной личности и природы человека и орудием овладения человеком своей природой.

Краткое выступление Ю. М. Зенько «Возможность и необходимость целостного подхода к проблемам христианской антропологии и психологии» было посвящено рассуждению о том, что любые идеи христианской антропологии связаны со всеми сторонами христианского учения — христологией, сотериологией, экклезиологией и т. д. Докладчик, выделив центральные элементы христианского мировоззрения — Бог, мир, человек, предложил к рассмотрению и анализу соответствующие типы отношений — человек-Бог, человек-мир, человек-человек, перечислив наиболее базовые идеи каждого типа отношений, сначала — христианские, а потом, для сравнения, и некоторые до- и нехристианские. Кроме того, он выделил и ряд дополнительных или методологических сторон рассмотрения феномена человека в рамках христианского мировоззрения — историческую (история происхождения и формирования соответствующих идей), логическую (рассмотрение внутренних закономерностей и возможных последствий этих идей), научную (сопоставление с современным научным знанием) и т. д.

В завершение конференции состоялось общее обсуждение и подведение итогов, во время которого возникла дискуссия о проблемах и методах практической психологии и психотерапии, их оценке с точки зрения христианского взгляда на человека и образ его бытия.

Тексты докладов, представленных на конференции, будут опубликованы Свято-Тихоновским университетом отдельным сборником в сентябре-октябре 2005г.

Конференция продолжит свою работу, и следующая встреча, организатором которой выступает кафедра догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, состоится в ноябре 2005г.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 1551
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 474
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0