Что такое "семейное благо"? Опыт работы православной психологической консультации

477

Аннотация

В статье представлена история и опыт работы одной из первых в Москве христиански ориентированных психологических консультаций, выросшей на основе деятельности Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный источник». Автор обсуждает принципы работы православных семейных психологов, выделяя в качестве основы для понимания внутрисемейных коллизий христианское учение о семье и браке, учение о страстях и борьбе с ними, богословие личности.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Мошкова И.Н. Что такое "семейное благо"? Опыт работы православной психологической консультации // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.

Полный текст

Прошел ровно год с тех пор, как в Москве начала действовать Авто­номная Некоммерческая Организация «Психологическая служба «Семей­ное благо», в составе которой работают православные психологи-консуль­танты.

Следует отметить, что создание подобной организации, а также ее официальная регистрация являются важными событиями, как для цер­ковной общественности, так и для психологической науки и практики. Впервые за годы церковного возрождения психологическая организация заявила о готовности посвятить свою деятельность богоугодному делу -заботе о спасении и сохранении современной семьи, поддержке материн­ства и детства. Принимая участие в реализации Социальной концепции Русской Православной Церкви и программах по преодолению демогра­фического кризиса в России, Психологическая служба «Семейное благо» самим фактом своего возникновения свидетельствует о том, что право­славные специалисты могут и, главное, хотят послужить Богу и людям своими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Известно, что в настоящее время социальное служение Церкви осу­ществляется по целому ряду направлений. Среди них - попечение о пре­старелых, инвалидах, детях-сиротах, заключенных в тюрьмах, душевно­больных и умственно отсталых людях, жертвах деятельности тоталитар­ных сект, людях, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Все перечисленные виды церковного служения имеют пря­мое отношение к лицам социально незащищенным, выпавшим из актив­ной общественной жизни или оказавшимся в чрезвычайных обстоятель­ствах, поэтому в этих случаях церковное «душепопечение» носит харак­тер духовного и лечебно-коррекционного реагирования на уже имеющиеся отклонения в здоровье и образе жизни людей.

Психологическая помощь семье отличается от всех названных видов социального служения тем, что она имеет прямое отношение к духовно-профилактической работе с людьми, активно участвующими в жизни общества. Необходимая поддержка оказывается им на той стадии разви­тия внешних и внутренних конфликтов и других затруднений, когда мож­но обойтись без участия врачей-психиатров, наркологов, дефектологов, юристов и прочих специалистов, чья деятельность так или иначе связана с экстремальными случаями.

В этой статье нам хотелось бы рассказать о том, как возникла, живет и работает Психологическая служба «Семейное благо».

* * *

Прежде всего, следует отметить, что идея создания специальной служ­бы, нацеленной на оказание профессиональной психологической помо­щи, которая была бы ориентирована на пробуждение духовных сил челове­ка, возникла давно. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как в стенах Православного центра «Живоносный Источник», по благословению На­стоятеля Храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Цари­цыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерея Ге­оргия Бреева, начался первый этап приема психологами посетителей.

Заметим, что это произошло в 90-е годы прошлого века. Время тогда было очень сложное - многие священники с большим подозрением отно­сились к психологической науке. Этому есть свое объяснение, ведь оте­чественная психология в тот период только-только оторвалась от своего марксистского, материалистического прошлого и делала первые попыт­ки вновь осмыслить себя как «науку о душе». Одновременно с этим, для психологии в тех условиях возникла новая опасность, связанная с увле­чением «чистым идеализмом»: оккультной мистикой, магизмом, язычес­кими духовными практиками. Некоторые священнослужители начисто отрицали в то время возможность профессиональной практической дея­тельности в Церкви верующих психологов, совершенно необоснованно сравнивая психологическое консультирование с приемами экстрасенсов, чародеев и астрологов.

По великой милости Божией, наш многоуважаемый батюшка о. Геор­гий Бреев сумел вдумчиво разобраться в существе этого запутанного воп­роса, отделив пшеницу от плевел, и не только не запретил практическую работу в Церкви православных специалистов-психологов, но и благосло­вил эти первые труды в качестве нового направления социального служе­ния Церкви. Как опытный духовник1, о. Георгий видел, с какими непрос­тыми проблемами приходят люди в храм, как они нуждаются в общении с верующими специалистами, способными терпеливо выслушать посе­тителей и разобраться в характере отношений в их семье, готовыми ока­зать помощь в анализе сложной ситуации и поиске источника заблужде­ний. «Очень важно, - говорил нам тогда о. Георгий, - привести человека к пониманию ответственности за свою жизнь, к способности покаяться в совершенных проступках и начать осознанную христианскую жизнь».

За основу деятельности православных специалистов был принят под­ход, разработанный доктором психологических наук, профессором Т.А.Флоренской. Пробуждение духовного «Я» посетителей, обратившихся за помощью, посредством метода «духовно-ориентированного диалога» (Флоренская, 1991), стало главным направлением работы психологов-кон­сультантов в Православном центре «Живоносный Источник» в Царицыне.

В непростых условиях современной жизни значительно обостряются все основные психологические проблемы человека. Многие люди утра­чивают смысл жизни, у них возникает страх перед будущим, ужесточает­ся переживание одиночества в связи с потерей устойчивых и гармонич­ных взаимоотношений в семье, возникает обеспокоенность за судьбу под­растающих детей. Человек, попавший в беду, как правило, остро переживает свою беспомощность и нуждается в этот момент в Собесед­нике, в присутствии и при содействии которого он мог бы творчески пре­одолеть свой кризис, смог бы справиться со своими тягостными мысля­ми и переживаниями и выработать новую, позитивную программу жиз­ни. Такими Собеседниками, призванными проявить о посетителях необходимую заботу и оказать им деятельную помощь, попытались стать православные психологи-консультанты Центра «Живоносный Источник».

За прошедшее десятилетие, в течение которого консультации про­водили трое специалистов, а прием осуществлялся три раза в неделю, за помощью в Центр обратились около четырех тысяч человек. Было замечено, что основной частью посетителей православных психологов являлись люди, переживающие различные неурядицы в семье - супру­жеские конфликты и разлад детско-родительских взаимоотношений. Следует отметить, что в 90-е годы кризисные явления в жизни совре­менной семьи не были еще явно выражены и освещены в широкой печа­ти. Распад семьи, снижение рождаемости, утрата родительской ответ­ственности за воспитание детей, подростковый инфантилизм, падение образованности и культуры молодежи, склонность к суицидам, разви­тию социальных пороков и психологической зависимости от психо-ак-тивных веществ и компьютерных игр - все эти неблагополучные соци­альные явления стали известны нам не из официальных источников, а из бесед с людьми.

Нашими посетителями были очень разные люди: верующие и неве­рующие, воцерковленные и невоцерковленные, материально обеспечен­ные и не имеющие постоянного дохода, получившее общее среднее об­разование и высокообразованные, простые миряне и даже священнос­лужители. Мы увидели, что проблемы в семейной жизни есть у всех, что от кризиса не спасает ни богатство, ни образование, ни социальный статус, ни сам по себе священный сан. Перед нами как консультантами разверзлась «бездна человеческого горя», которая хорошо известна по исповедям священникам. Мы вели свой прием на благотворительных началах, не отказывая никому в получении помощи, и постепенно все больше открывали для себя высочайшую ценность православного уче­ния о спасении души, основанного на Священном Писании и Священ­ном Предании, творениях и опыте аскетических подвигов святых отцов Церкви. Нам стало понятно, в конце концов, что работа православного психолога предполагает знание основных вероучительных догматов (православного катехизиса), основ христианской антропологии, текстов Евангелия и Апостольских посланий, основных положений православ­ной аскетики, открывающей духовные законы преодоления человечес­ких грехов и страстей.

Занимаясь психологическим консультированием в рамках Право­славного центра, мы знакомились с большим количеством удивитель­ных случаев из жизни современных людей, которые заставили нас заду­маться о благом Промысле Божием и важной роли человеческих стра­даний, посредством которых происходит духовное прозрение человека.

Нам открывались такие эпизоды человеческой жизни, когда действия людей не поддавались никакому логическому истолкованию и заставля­ли нас недоумевать, сомневаться в своих силах и способностях, а также обращаться за советом к священникам. Через практическую работу пра­вославных психологов-консультантов Господь постепенно открывал нам, насколько сложна жизнь каждой человеческой души, насколько разоб­щены близкие люди в своей семье, насколько родители беспомощны перед собственными детьми. Мы смирялись перед сложностью постав­ленной нам задачи и пришли к важному выводу о необходимости для психолога-консультанта постоянно духовно расти, находиться в непре­рывном духовном поиске вместе со своими клиентами, совершенство­ваться, получать духовное окормление и молитвенную поддержку свя­щенников.

Если обобщить все известные нам случаи обращения за помощью, то следует отметить, что большинство посетителей консультации не имели целостного христианского мировоззрения. К нам приходили люди, кото­рые уже много лет вели церковную жизнь, посещали богослужения и уча­ствовали в Таинствах, но фактически ничего не знали об устроении суп­ружеских и детско-родительских взаимоотношений в церковном браке. Многие затруднялись в выборе жизненной позиции, исходя из которой, они могли бы решить те или иные насущные жизненные проблемы, ис­пытывали чувство неуверенности в себе, подавленности и страха перед жизнью. В развязывании конфликтов они чаще всего обвиняли своих близ­ких, жаловались на поведение детей и их непослушание. Наши воцерков-ленные посетители, как и все остальные, остро нуждались в эмпатичес-ком выслушивании и сострадании со стороны консультантов, эмоциональ­ном утешении и психологической поддержке, а также разъяснении базовых основ православной веры и особенно позиции Русской Православной Церкви в отношении семейной жизни и христианского воспитания де­тей. Некоторые говорили о том, что не могут преодолеть депрессивное состояние, что они подавлены, одиноки и потеряли смысл жизни. Очень часто они не могли сдержать своих слез и даже говорили о том, что не хотят жить.

Воцерковленные посетители чаще всего приходили на консультации по благословению своих духовников. Их обращение к специалистам было мотивировано потребностью духовного и психологического осмысления переживаемых жизненных ситуаций, а также стремлением скорректиро­вать ранее сформировавшиеся представления о семье и браке, рождении и воспитании детей. В некоторых случаях посетители консультации хотели понять специфику «мужского» и «женского» предназначения в бра-ке, получившем благословение Церкви. Особенно много обращений к специалистам было связано с необходимостью установить контакт с деть-ми подросткового возраста, которые теряли желание посещать храм, учиться в православной гимназии, молиться вместе с родителями.

Надо заметить, что чаще всего священники благословляли обратить-ся за помощью к психологу тех прихожан, которые страдали душевными заболеваниями или депрессивными расстройствами, обусловленными острым переживанием потери близких людей или необходимостью дли­тельное время переносить различные скорби, причиняемые родственни­ками (пьянство мужа или жены, зависимость от наркотиков сына или до­чери и т.п.), а также тех, кто уже совершал попытки суицида. Впослед­ствии этой группе посетителей мы помогали получить дополнительные консультации у верующего врача-психиатра, который назначал соответ-ствующее лечение.

Важным этапом в развитии православной психологической службы стало установление сотрудничества Православного центра «Живоносный Источник» в Царицыне с Царицынским комплексным центром социаль­ного обслуживания (КЦСО). Благодаря совместной работе православных специалистов и сотрудников Царицынского КЦСО, в 1998 году было от-крыто Отделение социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям. В 2001 году на базе этого отделения была разработана програм­ма «Духовно-здоровая семья», в рамках которой в этом государственном учреждении ведется работа вплоть до настоящего времени. Эта програм­ма помогла скорректировать устоявшееся в государственных структурах представление о том, что такое «социальная защита населения». Реализа-ция проекта «Духовно-здоровая семья» позволила сделать вывод о том, что социальная защита населения на современном этапе должна состоять не только в раздаче людям вещевой и продуктовой гуманитарной помо­щи, как считалось первоначально, но и, главным образом, в оказании им духовной и психолого-педагогической поддержки, содействующей пре­одолению жизненных и семейных проблем. Программа «Духовно-здоро­вая семья» была одобрена руководством Управления социальной защиты населения Южного Административного Округа г. Москвы и, благодаря этому, работа православных психологов-консультантов в Царицыне по­лучила признание в государственных учреждениях. Опыт совместной работы Царицынского КЦСО и православных психологов-консультантов неоднократно освещался в церковной и светской печати, на Междуна-родных Рождественских образовательных чтениях, миссионерских семинарах и совещаниях по вопросам поддержки современной семьи, мате­ринства и детства.

В 2004 году, при поддержке прихода Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, Районной Управы и Муниципали­тета «Царицыно», психологи Православного Центра провели Круглый стол на тему «Укрепление семьи - форма служения Богу и Отечеству», который благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек­сий П. В ходе работы Круглого стола обсуждались актуальные проблемы семейной жизни, рассматривались ключевые положения Социальной кон­цепции РПЦ, материалы Архиерейского Собора и Церковно-обществен-ного форума по проблемам демографии (2004г.). Участники Круглого стола заслушали выступления священнослужителей, православных психологов, педагогов и социальных работников, представителей печатных изданий, ответственных работников районной администрации. Все участники под­черкивали важное значение и необходимость объединения усилий цер­ковных и государственных организаций, ведущих работу с семьей.

Как видно из всего вышесказанного, решение создать самостоятель­ную психологическую службу, объединяющую православных специали­стов, возникло не на пустом месте. Этому событию предшествовали годы кропотливого профессионального труда, установления важных взаимо­отношений с коллегами-психологами, руководителями органов социаль­ной защиты, священнослужителями Мы не торопили время, выбирая момент, когда ситуация созреет настолько, что создание новой организа­ции станет естественным, логичным продолжением нашей прежней дея­тельности.

Следует заметить, что юридический статус создаваемой психологи­ческой службы определился легко - ведь «автономная некоммерческая организация» наилучшим образом соответствует задачам церковного «ду-шепопечения». А вот с выбором имени новой организации возникли труд­ности. Нам хотелось найти название, которое было бы привлекательным как для воцерковленных, так и невоцерковленных посетителей, и, вместе с тем, чтобы в нем явно прочитывалась семейная тематика. После двух месяцев размышления, Господь дал идею - именовать создаваемую орга­низацию «Семейное благо». Название сразу же пришлось по душе, но лишь при дальнейшем рассмотрении мы по-настоящему поняли, насколько оно глубоко по смыслу, и как дополняет существовавшее ранее концепту­альное осмысление нашей деятельности.

Предшествующий многолетний опыт работы убедил нас в том, что ключевым понятием в практической работе православных психологов является понятие «личность». Проведенные консультации убедили нас в том, что состояние семейных взаимоотношений напрямую зависит от «степени личностной зрелости» мужа и жены, родителей и детей, то есть от того, в какой мере способны члены семьи преодолевать свой эгоцент­ризм в мышлении, общении и поведении. В семейной жизни, с одной сто­роны, выявляется мера «сформированное™» человека как личности, а, с другой, создаются благоприятные условия для того, чтобы человек по­ставил перед собой задачу своего личностного роста и развития. Таким образом, мы увидели, что каждый человек несет в себе определенную личностную уникальность, которая в то же время находится в постоян­ном становлении, обусловленном взаимодействием с окружающими людь­ми. Семья предстала перед нами как некое духовно-нравственное и пси­хологическое «пространство», в котором рождается и которым питается личность человека. Раскрывая этимологию слова «семья», можно сказать, что это та духовно-психологическая среда, в которой закладывается «семя Я», то есть «семя» человеческой личности.

В результате, стало очевидно, что нам необходимо окунуться в бого­словскую традицию раскрытия таких важных понятий, как «семья» и «лич­ность».

В учении Православной Церкви говорится, что человек есть люби­мое и высшее творение Божие, созданное по Его образу и подобию. В то время как образ Божий дан человеку в готовом виде как дар, то есть по факту творения, то подобие Богу - задано. Священное писание говорит о том, что богоподобие человек обретает лишь в той степени, в какой он приобщен к действию Божественной благодати и готов к подвигу сосре­доточенной, целенаправленной, разумной и аскетичной жизни, сопряжен­ной с выполнением Законов и Заповедей Божиих. Первые главы книги Бытия показывают, что первозданные люди любили Бога, друг друга и тварный Божий мир. Первая семья, созданная Господом, находилась в гармонии со всем Божиим творением и давала мужчине и женщине столь гармоничные взаимоотношения, что они не видели «наготы» друг друга. Они были обращены лицом друг к другу и не видели никаких недостат­ков и несовершенств, которые могли бы разрушить их взаимную любовь. По милости и благодати Божией, Адаму и Еве было знакомо в раю состо­яние «богоподобных личностей». Тем самым, сверхъестественная форма бытия, свойственная лишь Самому Божеству, была для них благословен­ным даром, дающим ощущение естественности и полноценности бытия. Возможность первозданных людей пребывать в этом состоянии сохраня­лась вплоть до момента грехопадения.

По научению дьявольскому совершив грехопадение, первые люди ли­шились целительного покрова благодати Божией. Ощущение «богосы-новства», живительной связи с Небесным Отцом, Творцом и Создателем было утрачено. Взамен сыновней благодарности и любви, у Адама и Евы возник панический страх перед Богом, неразумное желание сопротивлять­ся Его благой воле, действовать наперекор духовным законам бытия, а также стремление как можно дальше уйти от Самого Господа и от той ответственности, которую он возлагает на человека. Вместе с этим в че­ловеческую душу вошел грех и поверг Адама и Еву в разлад со своим Творцом, друг с другом и со всем окружающим миром. Дьявол, тем са­мым, низверг человека с его высокого пьедестала Царя всего тварного мира - без помощи Божией человек вынужден был замкнуться в преде­лах своего «Я» и своей человеческой природы. Сверхъестественное со­стояние «богоподобной личности» сменилось нижеестественным для че­ловека состоянием - состоянием «индивидуальности», «индивида», со­поставимым с существованием животных. Вместе с этим в первозданной семье открылась греховная «нагота»: у Адама и Евы возникли претензии и упреки друг к другу, стремление переложить вину и тяготу на плечи ближнего. Общение «лицом к лицу» прекратилось, а взамен него возник­ла перспектива параллельного, по выражению И.А.Ильина, «рядомжи-тельства».

Православная Церковь учит, что вера в Христа, как в своего личного Спасителя, соединяет человека с Триединым Божеством и открывает ему возможность обретения в лоне Церкви Божественной благодати, при по­мощи которой его душа обновляется действием Святого Духа. Духовное рождение человека во Христе переводит его вновь на личностный уро­вень бытия, где открывается возможность обуздания природных начал его жизнедеятельности и установления сознательного контроля над раз­личными проявлениями души. Дух человека, устремленный к Богу, начи­нает главенствовать над душой, а душа руководить телом. Благодатное соприкосновение человека с Богом, а затем и соработничество Ему, при­водит к гармонизации его душевные силы, формирует в человеке духов­ный стержень и открывает возможность осмысленной, целостной и от­ветственной жизни во Христе.

В противоположность этому, неверие, жизнь без Бога превращают человека в эгоцентрика, обреченного бесконечно ходить по замкнутому кругу своих личных переживаний и проблем. Утрата духовной составля­ющей в структуре жизнедеятельности человека приводит его к душевной расслабленности, внутренней и внешней дезорганизации поведения. В этих условиях человек переживает мучительное ощущение внутренней недостаточности («комплекс неполноценности»), им владеет навязчивое бессознательное стремление к выработке различных форм психологичес­кой защиты. Гордость человека, боязнь признаться в переживании соб­ственной слабости и неуверенности в себе, приводят его к необходимос­ти компенсаторных защитных реакций, которые вызывают у окружаю­щих людей ложное представление о его намерениях и поступках. Очень часто болезненная неуверенность в себе приводит человека к агрессив­ному и обвиняющему стилю поведения, из-за которого в семейной жизни возникают жестокие конфликты с близкими людьми. Если конфликты приобретают затяжной характер, в семейных взаимоотношениях накап­ливаются неразрешимые противоречия, и близкие родственники начина­ют восприниматься враждебно. Взаимное недоверие людей друг к другу постепенно убивает любовь и уважение, возводит между ними непреодо­лимые барьеры не прощеных обид, препятствующие общению. Таким образом, происходит ослабление близкородственных связей, и семья на­чинает распадаться. Характерно, что при этом все члены семьи испыты­вают тягостные переживания, но каждый из них возлагает ответствен­ность за происходящее на других людей, а сам пребывает в состоянии «жертвы» злой воли окружающих.

Православный психолог-консультант призван вывести человека, об­ратившегося за помощью, из состояния «невинного страдальца» и по­мочь ему перейти в состояние созидателя своей семейной жизни, готово­го добровольно взять на себя «крест» исправления сложившихся драма­тических взаимоотношений.

Мы пришли к выводу, что важно донести до сознания посетителей, что, по учению Православной Церкви, семья есть добровольное едине­ние людей в любви по образцу Пресвятой Троицы, приводящее их к со­стоянию «малой, домашней Церкви». Достижение этого уровня развития семейной жизни требует взаимного самоотверженного служения друг другу, а также иерархического соподчинения семейных ролей при сохра­нении равенства супругов как личностей. По выражению Апостола Пав­ла: «...всякому мужу глава Христос, жене - глава муж, а Христу - глава Бог» (1 Кор. 11: 3).

Великий русский православный философ и ученый И.А.Ильин в свое время дал блестящий анализ условий жизнедеятельности духовно здо­ровой семьи, способной стать «малой, домашней Церковью», и выявил духовные корни болезненных явлений в семейной жизни. В работе «Путь духовного обновления» И.А.Ильин писал: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями, и каждый из нас оста­ется в течение всей своей жизни духовным представителем своей оте-ческо-материнской семьи или как бы живым символом ее семействен­ного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души: здесь ребенок научается любить (кого и как?), ве­рить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые ос­новы его характера и открываются в душе главные источники его буду­щего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким челове­ком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец» (Ильин, 1991, с.142-143). По выражению И.А.Ильина, «семья есть живая лаборатория человеческих судеб, лич­ных и народных». Если бы, кроме плотского существования, родители передавали бы детям положительный духовный опыт любви, достиже­ния внутренней свободы и жизни по совести, то судьбы человечества складывались бы иначе. Но родители передают своим детям душевные раны, которые делают их изломанными, больными и духовно немощ­ными людьми, способными, в основном, только к агрессии и разруше­нию, соперничеству и борьбе за самоутверждение. Таким образом, по­лучается, что личностная «неполноценность» взрослых людей - супру­гов и родителей - приводит к уродливым деформациям психического и личностного развития их детей.

Работая над концепцией деятельности православной психологической службы, мы поставили себе задачу учесть все то, что открылось нам при изучении богословского взгляда на сущность семьи и личности. Ответ нашелся через раскрытие понятия «благо». Что есть «Семейное благо»!

С одной стороны, в понятие «благо» мы включаем традиционно все то, что соотносится с нашим обычным представлением о счастье: мир, покой, хорошие отношения, супружескую любовь, послушание детей родителям. Мы подсознательно все хотим одного и того же. В чем же мы ошибаемся? В том, что мы полагаем, что достичь этого «блага» можно своими собственными усилиями, без помощи Божией.

Когда мы переступаем порог храма, нам впервые открывается, что «всякое благо - от Бога». В Евангелии есть эпизод, где Спаситель гово­рит: «Никто не благ, только один Бог» (Мк. 10: 17-18). Тексты Священно­го Писания говорят о том, что если мы хотим обрести действительное благополучие в своей семейной жизни, которое не разрушится под воз­действием житейских невзгод, то мы должны опираться на Законы и За­поведи Божий.

Церковная жизнь научает нас строго блюсти приоритет духовного над материальным, дает понимание того, что исполнение воли Божией всегда оборачивается для человека «благим приобретением». Православная Цер­ковь настраивает человека на терпеливое несение скорбей и болезней, семейных разногласий и обид, посланных Господом, потому что через страдания и терпеливое несение жизненного креста очищается от грехов наша душа. В Евангелии Христос говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11: 30). При каких условиях мы начинаем это понимать? Когда мы проходим сложный этап нашей жизни с верой и любовью к Богу, доверяя Ему и Его благому Промыслу. Потом, оглядываясь назад, мы го­ворим: «Слава тебе, Господи, что все это было! Если бы страдания меня не коснулись, наверное, я остался бы духовно слепым человеком». Это означает, что надо относиться к жизненным испытаниям как к некому игу, которые Господь дает нам ради нашего блага. Семейные скорби -есть путь к нашему Спасению.

Способность человека двигаться по пути Спасения в свою очередь зависит от духовного разума человека, от глубины его православной веры, собранности, целеустремленности и нравственной выносливос­ти. Именно эти качества определяют, главным образом, меру развития человека как личности. Соприкасаясь с Божьей благодатью, человек, как формирующаяся личность, предстает перед Богом - Личностью всесо-вершенной. Православный катехизис говорит о том, что: «Поистине и до конца личен только Бог. Называя Бога Лицом, Личностью, Ипоста­сью, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие...В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог есть всегда то, чем Он хочет быть». Тем самым, входя в общение с Божеством, человек открывает для себя возможность последующего становления как «богоподобной личности».

Если теперь вглядеться более пристально в семейную жизнь, то ста­новится ясно, что брак дан Богом человеку для приобщения супругов к тайне богообщения Трех Лиц Пресвятой Троицы. Освящая законный брак через Таинство венчания, Православная Церковь возводит людей от при­знания факта формальной регистрации взаимоотношений на такую вы­соту, где приоткрывается перспектива вхождения в Царствие Небесное. Характеризуя супружеские взаимоотношения, скрепленные Таинством венчания, Православная Церковь использует понятие «благоверные суп­руги». Кто это такие? Это муж и жена, верные Господу и верные друг другу. Таким образом, духовное «благо», приобретаемое в общении с Богом, - перспектива становление личности человека, - раскрывается в супружестве как личностное общение мужчины и женщины. Брак во Хри­сте является добровольным союзом двух равноправных людей, скреплен­ным самоотверженной любовью. Взаимная посвященность и самоотвер­женное служение супругов друг другу, как учит Православная Церковь, приводят к тому, что муж добровольно берет на себя обязанности главы семейства, а жена - обязанности хранительницы домашнего очага и по­мощницы мужа. Только на основе взаимного уважения и доверия строит­ся настоящий православный брак.

Гармоничное соотношение мужских и женских функций, осуществ­ляемых как христианское служение друг другу, создает условия для иерархического единения, позволяющего не только продолжить процесс личностного становления каждого супруга, но и сделать его более дина­мичным.

Рассмотрим теперь понятие «благо» в свете задачи воспитания в се­мье детей. Существует выражение: «родительское благоволение». Что это такое? Отвечая на этот вопрос, заметим, что каждый отец и каждая мать хотят видеть своего ребенка благополучным: здоровым, умным, материально обеспеченным и защищенным. Но здесь есть нюанс, каса­ющийся специфики рассмотрения задач воспитания с точки зрения хрис­тианства.

Православная Церковь утверждает, что родители, осознающие себя христианами, должны понимать, что главным Учителем, Наставником и Воспитателем для ребенка является Сам Господь, который любит его мудрой отеческой любовью. Родители в этом контексте, хотя и дают ребенку жизнь, все же являются со-работниками Богу в деле его воспи­тания. Функции отца и матери, тем самым, являются различными фор­мами педагогического служения Богу и растущему ребенку. Для того, чтобы это служение не было искажено, родители должны желать свое­му сыну или дочери того, чего хочет для них Бог. По замечательному определению И.А.Ильина, «Любящие родители-христиане должны по­ставить своего ребенка перед лицом Божиим и посмотреть на него «гла­зами Бога».

Как правило, у современных родителей нет представления, что, вос­питывая ребенка, они выполняют некую миссию. Отцы и матери говорят: «Ребенок мой, и я люблю его как умею». Господь же хочет, чтобы родите­ли вырастили его и воспитали как полноценную личность, достойную Царствия Небесного. По христианской традиции, каждый ребенок - это благословенный Дар Божий, а процесс воспитания ребенка - есть процесс постепенного взращивания его личности, который начинается с са­мого момента зачатия. Когда родители являются «прозрачными сосуда­ми» для действия благодати Божией, тогда и сами дети начинают чув­ствовать присутствие Господа в собственной жизни и постепенно укоре­няются в добре. Родительский эгоизм, напротив, создает для детской души «духовную капсулу», препятствующую формированию их личности и здоровой психики.

Другим важным условием формирования полноценной личности ре­бенка является личное благочестие родителей. Необходимо помнить, что святой Василий Великий говорил: «Слова наставляют, а примеры вле­кут». Родители могут сказать тысячи правильных слов о том, как следует вести себя детям, что хорошо, а что - плохо. Но один безнравственный поступок отца или матери может начисто перечеркнуть сказанное. По­этому личный пример жизни родителей, их реальные взаимоотношения в семье и с окружающими людьми (то, в какой степени они любят Бога и ближнего) также входят в число важнейших условий, от которых напря­мую зависит формирование личности детей. Известно высказывание: «ребенок - это правдивое зеркало нашей жизни», то есть его формирую­щаяся личность получает «подпитку» не от слов, а от реальных дел и поступков родителей.

Благочестие родителей предполагает не только уважение отца и матери по отношению друг к другу, но уважение и доверие родителей по отношению к детям. Мера доверительности определяется возрас­том и статусом ребенка в семье: по праву первородства, старшему не­обходима своя честь, младшему - своя. Со временем уважительная интонация, которая посылается детям от лица родителей, возвращает­ся к ним вновь в виде почтительного отношения к старшим. Тем са­мым возникают благоприятные условия для исполнения заповеди: «Чти отца и матерь свою и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12).

Если мы понимаем, что «благо» - от Бога, и бережно храним его как святыню, то церковное учение о семье и формировании личности чело­века может являться для нас серьезной подсказкой. Это - целая програм­ма жизни, которую верующий человек должен стремиться освоить. Обоб­щая вышеизложенное, надо сказать, что в семье у человека возникают три взаимосвязанные духовно-психологические задачи: во-первых, уста­новление взаимоотношений с Господом, благодаря которым может на­чаться формирование личностной формы бытия, во-вторых, установле­ние личностных взаимоотношений между супругами, основанных на признании духовного равенства мужа и жены, и, в-третьих, воспитание пол­ноценной личности ребенка.

Православная семейная психологическая консультация «Семейное благо» создавалась с целью по возможности защитить взрослых, детей и подростков от тех душевных травм, которые могут образоваться или уже образовались из-за неурядиц в семейной жизни и распада супружеских взаимоотношений. Работа психологов-консультантов имеет преимуще­ственно профилактический и коррекционно-терапевтический характер, и направлена на оказание помощи тем посетителям, которые готовы доб­ровольно потрудиться ради спасения своей семьи и будущего своих де­тей. Работа специалистов сориентирована на приобретение посетителя­ми живого опыта христианской любви по отношению к членам их семьи, появление которого зависит от личной веры человека во Христа-Спаси­теля и готовности использовать те психологические рекомендации, кото­рые могут дать православные специалисты.

Деятельность психолога-консультанта по сути своей представляет диалог, в котором прослеживаются четыре этапа:

  • уяснение актуальной проблемы семейной жизни психологом-кон­сультантом, происходящее на основе эмпатического выслушива­ния посетителя;
  • установление доверительного контакта с посетителем на основе совместного осмысления сформулированной проблемы, создание единого смыслового контекста духовно-ориентированного диалога;
  • пробуждение духовного «Я» посетителя, нацеливание его на пере­смотр своей личностной позиции, связанной с переживанием себя в качестве «жертвы», формирование готовности взять на себя от­ветственность за возникшие проблемы, подготовка волевого про­рыва к новой христианской жизни - «формирование произволения ко Спасению»;
  • осуществление духовной и психологической поддержки посетите­лю, обратившемуся за помощью, и в целом его семье, на пути к новому, подлинно христианскому образу жизни (что может пред­полагать помощь в воцерковлении, вовлечение его в деятельность семейной Воскресной школы или иных просветительских семина­ров, посвященных проблемам семьи и воспитания детей).

От православного психолога-консультанта требуются немалые лич­ные духовные и душевные усилия, направленные на оказание помощи посетителям в устроении семьи как «домашней церкви». Деятельность психолога становится для него самого не просто работой, а формой служения Богу и людям, носящей характер «душепопечения». Четыре на­званных выше этапа психологической помощи требуют от него:

  • смирения и снисхождения по отношению к человеческим немо­щам, обусловленным гордостью и самолюбием; добровольного же­лания содействовать духовному обновлению души посетителей, даже если этот процесс может растянуться на годы;
  • способности устанавливать душевный и духовный контакт с посе­тителями, обретать их дружеское доверие и правильно понимать мотивы их обращения за психологической помощью;
  • умения организовывать по поводу проблем посетителя духовно-ориентированный диалог, анализировать изложенную посетителем семейную ситуацию и характер сложившихся внутрисемейных вза­имоотношений; богословской грамотности;
  • стремления помочь посетителям решиться на волевой прорыв к новой христианской жизни, проявления готовности оказывать им постоянную духовную и психологическую поддержку в процессе их воцерковления.

Итак, служба «Семейное благо», которой недавно исполнился один год, и которая в качестве независимой, самостоятельной организации на­ходится в самом начале пути, состоит в настоящее время из пяти психо­логов-консультантов, получивших высшее университетское образование. Один из сотрудников имеет также подготовку по клинической психоло­гии и оказывает посетителям специализированную помощь.

В состав коллектива Службы, кроме того, входят секретарь, который ведет запись посетителей по телефону, и методист, осуществляющий по­иск контактов с заинтересованными организациями в целях сотрудниче­ства и обмена опытом работы.

Все сотрудники консультации - воцерковленные православные хрис­тиане, уделяющие внимание собственной духовной жизни. Те из них, у которых есть духовники, получили благословение на свою деятельность в качестве православных психологов-консультантов.

При создании психологической службы «Семейное благо» было ре­шено, что деятельность организации пополнится новыми направления­ми. Одним из таких направлений стали тематические семинары для суп­ругов и родителей, носящие богословско- и психолого-просветительский характер, и ставящие перед собой задачу раскрыть христианское учение о семье, браке, воспитании детей и подростков, дополнив его современ­ными знаниями из области психологии. В течение 2006-2007гг. было про­ведено семь таких семинаров по наиболее актуальным темам. Материалы проведенных семинаров записываются и распространяются на CD-дисках в формате трЗ. В настоящее время подготовлены диски с записью следующих семинаров:

  • «Проблемы супружеских взаимоотношений и пути их решения» (ве­дущая семинара - И.Н.Мошкова);
  • «Подростковый возраст: период кризиса или важный этап становле­ния личности?» (ведущий - Г.В.Слобин);
  • «Родительское призвание» (ведущие - И.Н.Мошкова, Г.В.Слобин).

Кроме индивидуальных и семейных консультаций, служба «Семей­ное благо» планирует проводить индивидуальные и групповые коррек-ционные и психотерапевтические занятия со взрослыми людьми, подро­стками и молодежью. Эта работа начнется осенью 2007 года.

В наших планах также - организация и проведение тематических се­минаров для психологов и педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и в системе образования. Наш небольшой коллектив готов участвовать в духовно-просветительских и миссионерских программах, встречах и беседах, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

Мы полагаем, что впереди у нас много интересных дел и творческих начинаний, которые будут полезны людям и в целом всей Церкви. Мы приступаем к ним, надеясь на помощь Божию, доверие со стороны свя­щеннослужителей и поддержку коллег-психологов2.


1 О. Георгий Бреев является одним из духовников московского священства, то есть исповедует священнослужителей. Он был также духовным отцом нашего при-снопоминаемого коллеги и священника о. Бориса Ничипорова.

2 Православная психологическая служба «Семейное благо» в Интернете: www.semblago.ru.

Литература

  1. Ильин И.А. Собрание сочинений, т.1. - М.: Русская книга, 1993.
  2. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991.

Информация об авторах

Мошкова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, генеральный директор Психологической службы «Семейное благо», психолог-консультант, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3532
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 477
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1