Консультативная психология и психотерапия
2007. Том 15. № 3
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Что такое "семейное благо"? Опыт работы православной психологической консультации
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия
Для цитаты: Мошкова И.Н. Что такое "семейное благо"? Опыт работы православной психологической консультации // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.
Полный текст
Прошел ровно год с тех пор, как в Москве начала действовать Автономная Некоммерческая Организация «Психологическая служба «Семейное благо», в составе которой работают православные психологи-консультанты.
Следует отметить, что создание подобной организации, а также ее официальная регистрация являются важными событиями, как для церковной общественности, так и для психологической науки и практики. Впервые за годы церковного возрождения психологическая организация заявила о готовности посвятить свою деятельность богоугодному делу -заботе о спасении и сохранении современной семьи, поддержке материнства и детства. Принимая участие в реализации Социальной концепции Русской Православной Церкви и программах по преодолению демографического кризиса в России, Психологическая служба «Семейное благо» самим фактом своего возникновения свидетельствует о том, что православные специалисты могут и, главное, хотят послужить Богу и людям своими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Известно, что в настоящее время социальное служение Церкви осуществляется по целому ряду направлений. Среди них - попечение о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, заключенных в тюрьмах, душевнобольных и умственно отсталых людях, жертвах деятельности тоталитарных сект, людях, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Все перечисленные виды церковного служения имеют прямое отношение к лицам социально незащищенным, выпавшим из активной общественной жизни или оказавшимся в чрезвычайных обстоятельствах, поэтому в этих случаях церковное «душепопечение» носит характер духовного и лечебно-коррекционного реагирования на уже имеющиеся отклонения в здоровье и образе жизни людей.
Психологическая помощь семье отличается от всех названных видов социального служения тем, что она имеет прямое отношение к духовно-профилактической работе с людьми, активно участвующими в жизни общества. Необходимая поддержка оказывается им на той стадии развития внешних и внутренних конфликтов и других затруднений, когда можно обойтись без участия врачей-психиатров, наркологов, дефектологов, юристов и прочих специалистов, чья деятельность так или иначе связана с экстремальными случаями.
В этой статье нам хотелось бы рассказать о том, как возникла, живет и работает Психологическая служба «Семейное благо».
* * *
Прежде всего, следует отметить, что идея создания специальной службы, нацеленной на оказание профессиональной психологической помощи, которая была бы ориентирована на пробуждение духовных сил человека, возникла давно. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как в стенах Православного центра «Живоносный Источник», по благословению Настоятеля Храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерея Георгия Бреева, начался первый этап приема психологами посетителей.
Заметим, что это произошло в 90-е годы прошлого века. Время тогда было очень сложное - многие священники с большим подозрением относились к психологической науке. Этому есть свое объяснение, ведь отечественная психология в тот период только-только оторвалась от своего марксистского, материалистического прошлого и делала первые попытки вновь осмыслить себя как «науку о душе». Одновременно с этим, для психологии в тех условиях возникла новая опасность, связанная с увлечением «чистым идеализмом»: оккультной мистикой, магизмом, языческими духовными практиками. Некоторые священнослужители начисто отрицали в то время возможность профессиональной практической деятельности в Церкви верующих психологов, совершенно необоснованно сравнивая психологическое консультирование с приемами экстрасенсов, чародеев и астрологов.
По великой милости Божией, наш многоуважаемый батюшка о. Георгий Бреев сумел вдумчиво разобраться в существе этого запутанного вопроса, отделив пшеницу от плевел, и не только не запретил практическую работу в Церкви православных специалистов-психологов, но и благословил эти первые труды в качестве нового направления социального служения Церкви. Как опытный духовник1, о. Георгий видел, с какими непростыми проблемами приходят люди в храм, как они нуждаются в общении с верующими специалистами, способными терпеливо выслушать посетителей и разобраться в характере отношений в их семье, готовыми оказать помощь в анализе сложной ситуации и поиске источника заблуждений. «Очень важно, - говорил нам тогда о. Георгий, - привести человека к пониманию ответственности за свою жизнь, к способности покаяться в совершенных проступках и начать осознанную христианскую жизнь».
За основу деятельности православных специалистов был принят подход, разработанный доктором психологических наук, профессором Т.А.Флоренской. Пробуждение духовного «Я» посетителей, обратившихся за помощью, посредством метода «духовно-ориентированного диалога» (Флоренская, 1991), стало главным направлением работы психологов-консультантов в Православном центре «Живоносный Источник» в Царицыне.
В непростых условиях современной жизни значительно обостряются все основные психологические проблемы человека. Многие люди утрачивают смысл жизни, у них возникает страх перед будущим, ужесточается переживание одиночества в связи с потерей устойчивых и гармоничных взаимоотношений в семье, возникает обеспокоенность за судьбу подрастающих детей. Человек, попавший в беду, как правило, остро переживает свою беспомощность и нуждается в этот момент в Собеседнике, в присутствии и при содействии которого он мог бы творчески преодолеть свой кризис, смог бы справиться со своими тягостными мыслями и переживаниями и выработать новую, позитивную программу жизни. Такими Собеседниками, призванными проявить о посетителях необходимую заботу и оказать им деятельную помощь, попытались стать православные психологи-консультанты Центра «Живоносный Источник».
За прошедшее десятилетие, в течение которого консультации проводили трое специалистов, а прием осуществлялся три раза в неделю, за помощью в Центр обратились около четырех тысяч человек. Было замечено, что основной частью посетителей православных психологов являлись люди, переживающие различные неурядицы в семье - супружеские конфликты и разлад детско-родительских взаимоотношений. Следует отметить, что в 90-е годы кризисные явления в жизни современной семьи не были еще явно выражены и освещены в широкой печати. Распад семьи, снижение рождаемости, утрата родительской ответственности за воспитание детей, подростковый инфантилизм, падение образованности и культуры молодежи, склонность к суицидам, развитию социальных пороков и психологической зависимости от психо-ак-тивных веществ и компьютерных игр - все эти неблагополучные социальные явления стали известны нам не из официальных источников, а из бесед с людьми.
Нашими посетителями были очень разные люди: верующие и неверующие, воцерковленные и невоцерковленные, материально обеспеченные и не имеющие постоянного дохода, получившее общее среднее образование и высокообразованные, простые миряне и даже священнослужители. Мы увидели, что проблемы в семейной жизни есть у всех, что от кризиса не спасает ни богатство, ни образование, ни социальный статус, ни сам по себе священный сан. Перед нами как консультантами разверзлась «бездна человеческого горя», которая хорошо известна по исповедям священникам. Мы вели свой прием на благотворительных началах, не отказывая никому в получении помощи, и постепенно все больше открывали для себя высочайшую ценность православного учения о спасении души, основанного на Священном Писании и Священном Предании, творениях и опыте аскетических подвигов святых отцов Церкви. Нам стало понятно, в конце концов, что работа православного психолога предполагает знание основных вероучительных догматов (православного катехизиса), основ христианской антропологии, текстов Евангелия и Апостольских посланий, основных положений православной аскетики, открывающей духовные законы преодоления человеческих грехов и страстей.
Занимаясь психологическим консультированием в рамках Православного центра, мы знакомились с большим количеством удивительных случаев из жизни современных людей, которые заставили нас задуматься о благом Промысле Божием и важной роли человеческих страданий, посредством которых происходит духовное прозрение человека.
Нам открывались такие эпизоды человеческой жизни, когда действия людей не поддавались никакому логическому истолкованию и заставляли нас недоумевать, сомневаться в своих силах и способностях, а также обращаться за советом к священникам. Через практическую работу православных психологов-консультантов Господь постепенно открывал нам, насколько сложна жизнь каждой человеческой души, насколько разобщены близкие люди в своей семье, насколько родители беспомощны перед собственными детьми. Мы смирялись перед сложностью поставленной нам задачи и пришли к важному выводу о необходимости для психолога-консультанта постоянно духовно расти, находиться в непрерывном духовном поиске вместе со своими клиентами, совершенствоваться, получать духовное окормление и молитвенную поддержку священников.
Если обобщить все известные нам случаи обращения за помощью, то следует отметить, что большинство посетителей консультации не имели целостного христианского мировоззрения. К нам приходили люди, которые уже много лет вели церковную жизнь, посещали богослужения и участвовали в Таинствах, но фактически ничего не знали об устроении супружеских и детско-родительских взаимоотношений в церковном браке. Многие затруднялись в выборе жизненной позиции, исходя из которой, они могли бы решить те или иные насущные жизненные проблемы, испытывали чувство неуверенности в себе, подавленности и страха перед жизнью. В развязывании конфликтов они чаще всего обвиняли своих близких, жаловались на поведение детей и их непослушание. Наши воцерков-ленные посетители, как и все остальные, остро нуждались в эмпатичес-ком выслушивании и сострадании со стороны консультантов, эмоциональном утешении и психологической поддержке, а также разъяснении базовых основ православной веры и особенно позиции Русской Православной Церкви в отношении семейной жизни и христианского воспитания детей. Некоторые говорили о том, что не могут преодолеть депрессивное состояние, что они подавлены, одиноки и потеряли смысл жизни. Очень часто они не могли сдержать своих слез и даже говорили о том, что не хотят жить.
Воцерковленные посетители чаще всего приходили на консультации по благословению своих духовников. Их обращение к специалистам было мотивировано потребностью духовного и психологического осмысления переживаемых жизненных ситуаций, а также стремлением скорректировать ранее сформировавшиеся представления о семье и браке, рождении и воспитании детей. В некоторых случаях посетители консультации хотели понять специфику «мужского» и «женского» предназначения в бра-ке, получившем благословение Церкви. Особенно много обращений к специалистам было связано с необходимостью установить контакт с деть-ми подросткового возраста, которые теряли желание посещать храм, учиться в православной гимназии, молиться вместе с родителями.
Надо заметить, что чаще всего священники благословляли обратить-ся за помощью к психологу тех прихожан, которые страдали душевными заболеваниями или депрессивными расстройствами, обусловленными острым переживанием потери близких людей или необходимостью длительное время переносить различные скорби, причиняемые родственниками (пьянство мужа или жены, зависимость от наркотиков сына или дочери и т.п.), а также тех, кто уже совершал попытки суицида. Впоследствии этой группе посетителей мы помогали получить дополнительные консультации у верующего врача-психиатра, который назначал соответ-ствующее лечение.
Важным этапом в развитии православной психологической службы стало установление сотрудничества Православного центра «Живоносный Источник» в Царицыне с Царицынским комплексным центром социального обслуживания (КЦСО). Благодаря совместной работе православных специалистов и сотрудников Царицынского КЦСО, в 1998 году было от-крыто Отделение социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям. В 2001 году на базе этого отделения была разработана программа «Духовно-здоровая семья», в рамках которой в этом государственном учреждении ведется работа вплоть до настоящего времени. Эта программа помогла скорректировать устоявшееся в государственных структурах представление о том, что такое «социальная защита населения». Реализа-ция проекта «Духовно-здоровая семья» позволила сделать вывод о том, что социальная защита населения на современном этапе должна состоять не только в раздаче людям вещевой и продуктовой гуманитарной помощи, как считалось первоначально, но и, главным образом, в оказании им духовной и психолого-педагогической поддержки, содействующей преодолению жизненных и семейных проблем. Программа «Духовно-здоровая семья» была одобрена руководством Управления социальной защиты населения Южного Административного Округа г. Москвы и, благодаря этому, работа православных психологов-консультантов в Царицыне получила признание в государственных учреждениях. Опыт совместной работы Царицынского КЦСО и православных психологов-консультантов неоднократно освещался в церковной и светской печати, на Междуна-родных Рождественских образовательных чтениях, миссионерских семинарах и совещаниях по вопросам поддержки современной семьи, материнства и детства.
В 2004 году, при поддержке прихода Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, Районной Управы и Муниципалитета «Царицыно», психологи Православного Центра провели Круглый стол на тему «Укрепление семьи - форма служения Богу и Отечеству», который благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. В ходе работы Круглого стола обсуждались актуальные проблемы семейной жизни, рассматривались ключевые положения Социальной концепции РПЦ, материалы Архиерейского Собора и Церковно-обществен-ного форума по проблемам демографии (2004г.). Участники Круглого стола заслушали выступления священнослужителей, православных психологов, педагогов и социальных работников, представителей печатных изданий, ответственных работников районной администрации. Все участники подчеркивали важное значение и необходимость объединения усилий церковных и государственных организаций, ведущих работу с семьей.
Как видно из всего вышесказанного, решение создать самостоятельную психологическую службу, объединяющую православных специалистов, возникло не на пустом месте. Этому событию предшествовали годы кропотливого профессионального труда, установления важных взаимоотношений с коллегами-психологами, руководителями органов социальной защиты, священнослужителями Мы не торопили время, выбирая момент, когда ситуация созреет настолько, что создание новой организации станет естественным, логичным продолжением нашей прежней деятельности.
Следует заметить, что юридический статус создаваемой психологической службы определился легко - ведь «автономная некоммерческая организация» наилучшим образом соответствует задачам церковного «ду-шепопечения». А вот с выбором имени новой организации возникли трудности. Нам хотелось найти название, которое было бы привлекательным как для воцерковленных, так и невоцерковленных посетителей, и, вместе с тем, чтобы в нем явно прочитывалась семейная тематика. После двух месяцев размышления, Господь дал идею - именовать создаваемую организацию «Семейное благо». Название сразу же пришлось по душе, но лишь при дальнейшем рассмотрении мы по-настоящему поняли, насколько оно глубоко по смыслу, и как дополняет существовавшее ранее концептуальное осмысление нашей деятельности.
Предшествующий многолетний опыт работы убедил нас в том, что ключевым понятием в практической работе православных психологов является понятие «личность». Проведенные консультации убедили нас в том, что состояние семейных взаимоотношений напрямую зависит от «степени личностной зрелости» мужа и жены, родителей и детей, то есть от того, в какой мере способны члены семьи преодолевать свой эгоцентризм в мышлении, общении и поведении. В семейной жизни, с одной стороны, выявляется мера «сформированное™» человека как личности, а, с другой, создаются благоприятные условия для того, чтобы человек поставил перед собой задачу своего личностного роста и развития. Таким образом, мы увидели, что каждый человек несет в себе определенную личностную уникальность, которая в то же время находится в постоянном становлении, обусловленном взаимодействием с окружающими людьми. Семья предстала перед нами как некое духовно-нравственное и психологическое «пространство», в котором рождается и которым питается личность человека. Раскрывая этимологию слова «семья», можно сказать, что это та духовно-психологическая среда, в которой закладывается «семя Я», то есть «семя» человеческой личности.
В результате, стало очевидно, что нам необходимо окунуться в богословскую традицию раскрытия таких важных понятий, как «семья» и «личность».
В учении Православной Церкви говорится, что человек есть любимое и высшее творение Божие, созданное по Его образу и подобию. В то время как образ Божий дан человеку в готовом виде как дар, то есть по факту творения, то подобие Богу - задано. Священное писание говорит о том, что богоподобие человек обретает лишь в той степени, в какой он приобщен к действию Божественной благодати и готов к подвигу сосредоточенной, целенаправленной, разумной и аскетичной жизни, сопряженной с выполнением Законов и Заповедей Божиих. Первые главы книги Бытия показывают, что первозданные люди любили Бога, друг друга и тварный Божий мир. Первая семья, созданная Господом, находилась в гармонии со всем Божиим творением и давала мужчине и женщине столь гармоничные взаимоотношения, что они не видели «наготы» друг друга. Они были обращены лицом друг к другу и не видели никаких недостатков и несовершенств, которые могли бы разрушить их взаимную любовь. По милости и благодати Божией, Адаму и Еве было знакомо в раю состояние «богоподобных личностей». Тем самым, сверхъестественная форма бытия, свойственная лишь Самому Божеству, была для них благословенным даром, дающим ощущение естественности и полноценности бытия. Возможность первозданных людей пребывать в этом состоянии сохранялась вплоть до момента грехопадения.
По научению дьявольскому совершив грехопадение, первые люди лишились целительного покрова благодати Божией. Ощущение «богосы-новства», живительной связи с Небесным Отцом, Творцом и Создателем было утрачено. Взамен сыновней благодарности и любви, у Адама и Евы возник панический страх перед Богом, неразумное желание сопротивляться Его благой воле, действовать наперекор духовным законам бытия, а также стремление как можно дальше уйти от Самого Господа и от той ответственности, которую он возлагает на человека. Вместе с этим в человеческую душу вошел грех и поверг Адама и Еву в разлад со своим Творцом, друг с другом и со всем окружающим миром. Дьявол, тем самым, низверг человека с его высокого пьедестала Царя всего тварного мира - без помощи Божией человек вынужден был замкнуться в пределах своего «Я» и своей человеческой природы. Сверхъестественное состояние «богоподобной личности» сменилось нижеестественным для человека состоянием - состоянием «индивидуальности», «индивида», сопоставимым с существованием животных. Вместе с этим в первозданной семье открылась греховная «нагота»: у Адама и Евы возникли претензии и упреки друг к другу, стремление переложить вину и тяготу на плечи ближнего. Общение «лицом к лицу» прекратилось, а взамен него возникла перспектива параллельного, по выражению И.А.Ильина, «рядомжи-тельства».
Православная Церковь учит, что вера в Христа, как в своего личного Спасителя, соединяет человека с Триединым Божеством и открывает ему возможность обретения в лоне Церкви Божественной благодати, при помощи которой его душа обновляется действием Святого Духа. Духовное рождение человека во Христе переводит его вновь на личностный уровень бытия, где открывается возможность обуздания природных начал его жизнедеятельности и установления сознательного контроля над различными проявлениями души. Дух человека, устремленный к Богу, начинает главенствовать над душой, а душа руководить телом. Благодатное соприкосновение человека с Богом, а затем и соработничество Ему, приводит к гармонизации его душевные силы, формирует в человеке духовный стержень и открывает возможность осмысленной, целостной и ответственной жизни во Христе.
В противоположность этому, неверие, жизнь без Бога превращают человека в эгоцентрика, обреченного бесконечно ходить по замкнутому кругу своих личных переживаний и проблем. Утрата духовной составляющей в структуре жизнедеятельности человека приводит его к душевной расслабленности, внутренней и внешней дезорганизации поведения. В этих условиях человек переживает мучительное ощущение внутренней недостаточности («комплекс неполноценности»), им владеет навязчивое бессознательное стремление к выработке различных форм психологической защиты. Гордость человека, боязнь признаться в переживании собственной слабости и неуверенности в себе, приводят его к необходимости компенсаторных защитных реакций, которые вызывают у окружающих людей ложное представление о его намерениях и поступках. Очень часто болезненная неуверенность в себе приводит человека к агрессивному и обвиняющему стилю поведения, из-за которого в семейной жизни возникают жестокие конфликты с близкими людьми. Если конфликты приобретают затяжной характер, в семейных взаимоотношениях накапливаются неразрешимые противоречия, и близкие родственники начинают восприниматься враждебно. Взаимное недоверие людей друг к другу постепенно убивает любовь и уважение, возводит между ними непреодолимые барьеры не прощеных обид, препятствующие общению. Таким образом, происходит ослабление близкородственных связей, и семья начинает распадаться. Характерно, что при этом все члены семьи испытывают тягостные переживания, но каждый из них возлагает ответственность за происходящее на других людей, а сам пребывает в состоянии «жертвы» злой воли окружающих.
Православный психолог-консультант призван вывести человека, обратившегося за помощью, из состояния «невинного страдальца» и помочь ему перейти в состояние созидателя своей семейной жизни, готового добровольно взять на себя «крест» исправления сложившихся драматических взаимоотношений.
Мы пришли к выводу, что важно донести до сознания посетителей, что, по учению Православной Церкви, семья есть добровольное единение людей в любви по образцу Пресвятой Троицы, приводящее их к состоянию «малой, домашней Церкви». Достижение этого уровня развития семейной жизни требует взаимного самоотверженного служения друг другу, а также иерархического соподчинения семейных ролей при сохранении равенства супругов как личностей. По выражению Апостола Павла: «...всякому мужу глава Христос, жене - глава муж, а Христу - глава Бог» (1 Кор. 11: 3).
Великий русский православный философ и ученый И.А.Ильин в свое время дал блестящий анализ условий жизнедеятельности духовно здоровой семьи, способной стать «малой, домашней Церковью», и выявил духовные корни болезненных явлений в семейной жизни. В работе «Путь духовного обновления» И.А.Ильин писал: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями, и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей оте-ческо-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души: здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера и открываются в душе главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец» (Ильин, 1991, с.142-143). По выражению И.А.Ильина, «семья есть живая лаборатория человеческих судеб, личных и народных». Если бы, кроме плотского существования, родители передавали бы детям положительный духовный опыт любви, достижения внутренней свободы и жизни по совести, то судьбы человечества складывались бы иначе. Но родители передают своим детям душевные раны, которые делают их изломанными, больными и духовно немощными людьми, способными, в основном, только к агрессии и разрушению, соперничеству и борьбе за самоутверждение. Таким образом, получается, что личностная «неполноценность» взрослых людей - супругов и родителей - приводит к уродливым деформациям психического и личностного развития их детей.
Работая над концепцией деятельности православной психологической службы, мы поставили себе задачу учесть все то, что открылось нам при изучении богословского взгляда на сущность семьи и личности. Ответ нашелся через раскрытие понятия «благо». Что есть «Семейное благо»!
С одной стороны, в понятие «благо» мы включаем традиционно все то, что соотносится с нашим обычным представлением о счастье: мир, покой, хорошие отношения, супружескую любовь, послушание детей родителям. Мы подсознательно все хотим одного и того же. В чем же мы ошибаемся? В том, что мы полагаем, что достичь этого «блага» можно своими собственными усилиями, без помощи Божией.
Когда мы переступаем порог храма, нам впервые открывается, что «всякое благо - от Бога». В Евангелии есть эпизод, где Спаситель говорит: «Никто не благ, только один Бог» (Мк. 10: 17-18). Тексты Священного Писания говорят о том, что если мы хотим обрести действительное благополучие в своей семейной жизни, которое не разрушится под воздействием житейских невзгод, то мы должны опираться на Законы и Заповеди Божий.
Церковная жизнь научает нас строго блюсти приоритет духовного над материальным, дает понимание того, что исполнение воли Божией всегда оборачивается для человека «благим приобретением». Православная Церковь настраивает человека на терпеливое несение скорбей и болезней, семейных разногласий и обид, посланных Господом, потому что через страдания и терпеливое несение жизненного креста очищается от грехов наша душа. В Евангелии Христос говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11: 30). При каких условиях мы начинаем это понимать? Когда мы проходим сложный этап нашей жизни с верой и любовью к Богу, доверяя Ему и Его благому Промыслу. Потом, оглядываясь назад, мы говорим: «Слава тебе, Господи, что все это было! Если бы страдания меня не коснулись, наверное, я остался бы духовно слепым человеком». Это означает, что надо относиться к жизненным испытаниям как к некому игу, которые Господь дает нам ради нашего блага. Семейные скорби -есть путь к нашему Спасению.
Способность человека двигаться по пути Спасения в свою очередь зависит от духовного разума человека, от глубины его православной веры, собранности, целеустремленности и нравственной выносливости. Именно эти качества определяют, главным образом, меру развития человека как личности. Соприкасаясь с Божьей благодатью, человек, как формирующаяся личность, предстает перед Богом - Личностью всесо-вершенной. Православный катехизис говорит о том, что: «Поистине и до конца личен только Бог. Называя Бога Лицом, Личностью, Ипостасью, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие...В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог есть всегда то, чем Он хочет быть». Тем самым, входя в общение с Божеством, человек открывает для себя возможность последующего становления как «богоподобной личности».
Если теперь вглядеться более пристально в семейную жизнь, то становится ясно, что брак дан Богом человеку для приобщения супругов к тайне богообщения Трех Лиц Пресвятой Троицы. Освящая законный брак через Таинство венчания, Православная Церковь возводит людей от признания факта формальной регистрации взаимоотношений на такую высоту, где приоткрывается перспектива вхождения в Царствие Небесное. Характеризуя супружеские взаимоотношения, скрепленные Таинством венчания, Православная Церковь использует понятие «благоверные супруги». Кто это такие? Это муж и жена, верные Господу и верные друг другу. Таким образом, духовное «благо», приобретаемое в общении с Богом, - перспектива становление личности человека, - раскрывается в супружестве как личностное общение мужчины и женщины. Брак во Христе является добровольным союзом двух равноправных людей, скрепленным самоотверженной любовью. Взаимная посвященность и самоотверженное служение супругов друг другу, как учит Православная Церковь, приводят к тому, что муж добровольно берет на себя обязанности главы семейства, а жена - обязанности хранительницы домашнего очага и помощницы мужа. Только на основе взаимного уважения и доверия строится настоящий православный брак.
Гармоничное соотношение мужских и женских функций, осуществляемых как христианское служение друг другу, создает условия для иерархического единения, позволяющего не только продолжить процесс личностного становления каждого супруга, но и сделать его более динамичным.
Рассмотрим теперь понятие «благо» в свете задачи воспитания в семье детей. Существует выражение: «родительское благоволение». Что это такое? Отвечая на этот вопрос, заметим, что каждый отец и каждая мать хотят видеть своего ребенка благополучным: здоровым, умным, материально обеспеченным и защищенным. Но здесь есть нюанс, касающийся специфики рассмотрения задач воспитания с точки зрения христианства.
Православная Церковь утверждает, что родители, осознающие себя христианами, должны понимать, что главным Учителем, Наставником и Воспитателем для ребенка является Сам Господь, который любит его мудрой отеческой любовью. Родители в этом контексте, хотя и дают ребенку жизнь, все же являются со-работниками Богу в деле его воспитания. Функции отца и матери, тем самым, являются различными формами педагогического служения Богу и растущему ребенку. Для того, чтобы это служение не было искажено, родители должны желать своему сыну или дочери того, чего хочет для них Бог. По замечательному определению И.А.Ильина, «Любящие родители-христиане должны поставить своего ребенка перед лицом Божиим и посмотреть на него «глазами Бога».
Как правило, у современных родителей нет представления, что, воспитывая ребенка, они выполняют некую миссию. Отцы и матери говорят: «Ребенок мой, и я люблю его как умею». Господь же хочет, чтобы родители вырастили его и воспитали как полноценную личность, достойную Царствия Небесного. По христианской традиции, каждый ребенок - это благословенный Дар Божий, а процесс воспитания ребенка - есть процесс постепенного взращивания его личности, который начинается с самого момента зачатия. Когда родители являются «прозрачными сосудами» для действия благодати Божией, тогда и сами дети начинают чувствовать присутствие Господа в собственной жизни и постепенно укореняются в добре. Родительский эгоизм, напротив, создает для детской души «духовную капсулу», препятствующую формированию их личности и здоровой психики.
Другим важным условием формирования полноценной личности ребенка является личное благочестие родителей. Необходимо помнить, что святой Василий Великий говорил: «Слова наставляют, а примеры влекут». Родители могут сказать тысячи правильных слов о том, как следует вести себя детям, что хорошо, а что - плохо. Но один безнравственный поступок отца или матери может начисто перечеркнуть сказанное. Поэтому личный пример жизни родителей, их реальные взаимоотношения в семье и с окружающими людьми (то, в какой степени они любят Бога и ближнего) также входят в число важнейших условий, от которых напрямую зависит формирование личности детей. Известно высказывание: «ребенок - это правдивое зеркало нашей жизни», то есть его формирующаяся личность получает «подпитку» не от слов, а от реальных дел и поступков родителей.
Благочестие родителей предполагает не только уважение отца и матери по отношению друг к другу, но уважение и доверие родителей по отношению к детям. Мера доверительности определяется возрастом и статусом ребенка в семье: по праву первородства, старшему необходима своя честь, младшему - своя. Со временем уважительная интонация, которая посылается детям от лица родителей, возвращается к ним вновь в виде почтительного отношения к старшим. Тем самым возникают благоприятные условия для исполнения заповеди: «Чти отца и матерь свою и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12).
Если мы понимаем, что «благо» - от Бога, и бережно храним его как святыню, то церковное учение о семье и формировании личности человека может являться для нас серьезной подсказкой. Это - целая программа жизни, которую верующий человек должен стремиться освоить. Обобщая вышеизложенное, надо сказать, что в семье у человека возникают три взаимосвязанные духовно-психологические задачи: во-первых, установление взаимоотношений с Господом, благодаря которым может начаться формирование личностной формы бытия, во-вторых, установление личностных взаимоотношений между супругами, основанных на признании духовного равенства мужа и жены, и, в-третьих, воспитание полноценной личности ребенка.
Православная семейная психологическая консультация «Семейное благо» создавалась с целью по возможности защитить взрослых, детей и подростков от тех душевных травм, которые могут образоваться или уже образовались из-за неурядиц в семейной жизни и распада супружеских взаимоотношений. Работа психологов-консультантов имеет преимущественно профилактический и коррекционно-терапевтический характер, и направлена на оказание помощи тем посетителям, которые готовы добровольно потрудиться ради спасения своей семьи и будущего своих детей. Работа специалистов сориентирована на приобретение посетителями живого опыта христианской любви по отношению к членам их семьи, появление которого зависит от личной веры человека во Христа-Спасителя и готовности использовать те психологические рекомендации, которые могут дать православные специалисты.
Деятельность психолога-консультанта по сути своей представляет диалог, в котором прослеживаются четыре этапа:
- уяснение актуальной проблемы семейной жизни психологом-консультантом, происходящее на основе эмпатического выслушивания посетителя;
- установление доверительного контакта с посетителем на основе совместного осмысления сформулированной проблемы, создание единого смыслового контекста духовно-ориентированного диалога;
- пробуждение духовного «Я» посетителя, нацеливание его на пересмотр своей личностной позиции, связанной с переживанием себя в качестве «жертвы», формирование готовности взять на себя ответственность за возникшие проблемы, подготовка волевого прорыва к новой христианской жизни - «формирование произволения ко Спасению»;
- осуществление духовной и психологической поддержки посетителю, обратившемуся за помощью, и в целом его семье, на пути к новому, подлинно христианскому образу жизни (что может предполагать помощь в воцерковлении, вовлечение его в деятельность семейной Воскресной школы или иных просветительских семинаров, посвященных проблемам семьи и воспитания детей).
От православного психолога-консультанта требуются немалые личные духовные и душевные усилия, направленные на оказание помощи посетителям в устроении семьи как «домашней церкви». Деятельность психолога становится для него самого не просто работой, а формой служения Богу и людям, носящей характер «душепопечения». Четыре названных выше этапа психологической помощи требуют от него:
- смирения и снисхождения по отношению к человеческим немощам, обусловленным гордостью и самолюбием; добровольного желания содействовать духовному обновлению души посетителей, даже если этот процесс может растянуться на годы;
- способности устанавливать душевный и духовный контакт с посетителями, обретать их дружеское доверие и правильно понимать мотивы их обращения за психологической помощью;
- умения организовывать по поводу проблем посетителя духовно-ориентированный диалог, анализировать изложенную посетителем семейную ситуацию и характер сложившихся внутрисемейных взаимоотношений; богословской грамотности;
- стремления помочь посетителям решиться на волевой прорыв к новой христианской жизни, проявления готовности оказывать им постоянную духовную и психологическую поддержку в процессе их воцерковления.
Итак, служба «Семейное благо», которой недавно исполнился один год, и которая в качестве независимой, самостоятельной организации находится в самом начале пути, состоит в настоящее время из пяти психологов-консультантов, получивших высшее университетское образование. Один из сотрудников имеет также подготовку по клинической психологии и оказывает посетителям специализированную помощь.
В состав коллектива Службы, кроме того, входят секретарь, который ведет запись посетителей по телефону, и методист, осуществляющий поиск контактов с заинтересованными организациями в целях сотрудничества и обмена опытом работы.
Все сотрудники консультации - воцерковленные православные христиане, уделяющие внимание собственной духовной жизни. Те из них, у которых есть духовники, получили благословение на свою деятельность в качестве православных психологов-консультантов.
При создании психологической службы «Семейное благо» было решено, что деятельность организации пополнится новыми направлениями. Одним из таких направлений стали тематические семинары для супругов и родителей, носящие богословско- и психолого-просветительский характер, и ставящие перед собой задачу раскрыть христианское учение о семье, браке, воспитании детей и подростков, дополнив его современными знаниями из области психологии. В течение 2006-2007гг. было проведено семь таких семинаров по наиболее актуальным темам. Материалы проведенных семинаров записываются и распространяются на CD-дисках в формате трЗ. В настоящее время подготовлены диски с записью следующих семинаров:
- «Проблемы супружеских взаимоотношений и пути их решения» (ведущая семинара - И.Н.Мошкова);
- «Подростковый возраст: период кризиса или важный этап становления личности?» (ведущий - Г.В.Слобин);
- «Родительское призвание» (ведущие - И.Н.Мошкова, Г.В.Слобин).
Кроме индивидуальных и семейных консультаций, служба «Семейное благо» планирует проводить индивидуальные и групповые коррек-ционные и психотерапевтические занятия со взрослыми людьми, подростками и молодежью. Эта работа начнется осенью 2007 года.
В наших планах также - организация и проведение тематических семинаров для психологов и педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и в системе образования. Наш небольшой коллектив готов участвовать в духовно-просветительских и миссионерских программах, встречах и беседах, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.
Мы полагаем, что впереди у нас много интересных дел и творческих начинаний, которые будут полезны людям и в целом всей Церкви. Мы приступаем к ним, надеясь на помощь Божию, доверие со стороны священнослужителей и поддержку коллег-психологов2.
1 О. Георгий Бреев является одним из духовников московского священства, то есть исповедует священнослужителей. Он был также духовным отцом нашего при-снопоминаемого коллеги и священника о. Бориса Ничипорова.
2 Православная психологическая служба «Семейное благо» в Интернете: www.semblago.ru.
Литература
- Ильин И.А. Собрание сочинений, т.1. - М.: Русская книга, 1993.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3486
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 475
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0