Консультативная психология и психотерапия
2014. Том 22. № 2. С. 153–167
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Копинг-стратегии и эмоциональная дезадаптация у студентов с чертами пограничного расстройства личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенческая популяция, пограничное расстройство личности, копинг-стратегии, симптомы депрессии и тревоги, эмоциональная дезадаптация
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Холмогорова А.Б., Климова И.Д. Копинг-стратегии и эмоциональная дезадаптация у студентов с чертами пограничного расстройства личности // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 2. С. 153–167.
Полный текст
В последние десятилетия пограничное расстройство личности (ПРЛ) (эмоционально-неустойчивое личностное расстройство по МКБ-10) приобрело большую распространенность и составляет около 2—3% общей популяции [Swartz et al, 1990; Zimmerman, Koryell, 1989]. При этом пациенты с ПРЛ относятся к категории диагностически трудных, так как ПРЛ выявляется в клинической практике менее, чем в 50% случаев, что, в частности, связано с его высокой коморбидностью с другими заболеваниями [Короленко, Дмитриева, 2006]. В то же время, из всех личностных расстройств, пограничное диагностируется врачами- психиатрами наиболее часто [Karterud et al, 2003]. Среди пациентов амбулаторных стационаров лиц с ПРЛ около 15%, а из числа госпитализированных в психиатрические клиники — 25% [Koenigsberget al, 1985; Widiger, Weissman, 1991]. Среди пациентов с ПРЛ преобладают женщины, они составляют 75% [Gunderson, 2001].
В свете темы данного исследования важно отметить, что большинство пациентов с ПРЛ принадлежат к более молодой возрастной категории [Akhtaret al, 1886], в то время как среди индивидов средних лет интенсивность и распространенность симптомов ПРЛ снижается [Paris, 2002]. Исследование распространенности ПРЛ в условно здоровой молодежной популяции (всего на основе структурного интервью для диагностики личностных расстройств было обследовано 1300 студентов) выявило пограничное расстройство в 8,5% случаев [Sar et al, 2006]. Как можно заметить, этот процент значительно выше, чем в общей популяции, где доля этих пациентов составляет 1-2%. Такое соотношение делает исследование российской студенческой выборки особенно актуальным, так как в отечественной психологии данных о распространенности ПРЛ среди студентов пока явно не хватает.
ПРЛ на данный момент является одним из основных объектов научного интереса международного сообщества: проводятся международные конгрессы, неуклонно растет число работ посвященных этому контингенту [Blashfield, Vincent Intoccia, 2000]. В России таких исследований пока немного и они проводились, в основном, в рамках судебной психиатрии. Так, проводилось изучение распространенности эмоционально-неустойчивого личностного расстройства среди лиц, находящихся в местах лишения свободы. По результатам этих исследований данное расстройство преобладает среди других личностных расстройств в колониях общего, строгого и особого режимов и составляет от 29,2% случаев. При преобладании импульсивного подтипа, составляющего 20%, пограничный тип составил 9,2% случаев [Обросов, 2005]. Особо следует отметить работы Ц.П. Короленко и коллег, посвященные этой проблеме [Короленко, Дмитриева, 2006], а также исследование А.М. Максимова и А.Б. Холмогоровой [Максимов, Холмогорова, 2011].
Проблема копинг-стратегий у лиц с ПРЛ представляет собой специальный интерес, так как их крайне деструктивный характер лежит в основе эмоциональной и социальной дезадатаптации, межличностных конфликтов и суицидального поведения. Для них характерно использование эмоционально-направленного копинга в рамках типологии Р. Лазаруса и С. Фолькмана. В частности, «прибегание к активной пассивности», которая проявляется в том, что пациент активно пытается заставить окружающих решать его проблемы или регулировать его поведение, сам же по отношению к этим проблемам проявляет пассивность. При этом присутствует гиперболизированное видение своих трудностей и собственной некомпетентности [Linehan, 1993]. В исследовании М. Лайнен у пациенток, госпитализированных сразу после акта парасуицида, обнаружилась гораздо более низкая способность к активному решению межличностных проблем и несколько более высокая тенденция к пассивному решению проблем по сравнению с пациентами с суицидальной идеацией и несуицидальными пациентами [Linehan et al., 1987]. Другие исследования подтвреждают, что ПРЛ связано с низкой самоэффективностью, высокой зависимостью и эмоциональной готовностью полагаться на других людей [Perry, Cooper, 1985].
Страдающие этим расстройством также прибегают к самоповрежда- ющему поведению для того, чтобы справиться со своим эмоциональным состоянием [Glenn, Clonsky, 2010; Jasch et al, 2008; Shearer, 1994]. Употребление психоактивных веществ — еще одна, типичная для ПРЛ, дезадаптивная стратегия, которая выполняет функцию ухода от депрессии, дисфории, апатии, уменьшения чувства одиночества, беспомощности и безнадежности [Кензин, 1999; Picci et al, 2012; Morgenstern et al, 1997; Zanarini et al, 2004]. Другим опасным способом совладания с негативными эмоциями являются пищевые срывы, которые приводят к повышенной частоте расстройств пищевого поведения при ПРЛ [Godt et al, 2008; Sansone, Sansone, 2007; Zanarini et al, 2004].
Результаты исследований показывают, что пациенты с пограничным расстройством личности часто испытывают депрессивные состояния [Gunderson, 2001, 2004; Stone, 1980; Widiger, Trull et al., 1993]. Анализ са- моотчетов и суточный мониторинг эмоционального фона в экспериментальных условиях показали, что пациенты с ПРЛ в основном испытывают отрицательные эмоции, такие как печаль, тоска, гнев и тревога, которые сменяют друг друга [Ebner-Priemer et al., 2006; Reisch et al., 2008].
Одним из факторов их негативной эмоциональности является повышенная межличностная сензитивность с селекцией негативной информации и ее многочисленными искажениями. Так, они склонны оценивать эмоционально-нейтральное выражение лица, как выражающее гнев или отвержение [Meyer, 2004; Domes, 2008], а также воспринимать отрицательные эмоции как более интенсивные в сравнении с положительными [Ceumern-Lindenstjerna et al., 2007], что является важным психологическим механизмом межличностных проблем, типичных для этих больных. Эмоциональная уязвимость, сверхчувствительность к неприятным стимулам и высокий уровень тревожности являются главными характеристиками эмоциональной сферы больных ПРЛ [Herpretz et al., 2000; Renneberg et al , 2000].
Цель исследования: Выявить выраженность черт пограничного расстройства личности в студенческой популяции и их связь со стратегиями совладания и эмоциональной дезадаптацией.
Гипотезы:
1. Выраженность черт пограничного расстройства личности связана с преобладанием дисфункциональных копинг-стратегий в студенческой популяции.
2. Выраженность черт ПРЛ тесно связана с показателями эмоциональной дезадаптации в студенческой популяции.
Были использованы следующие методики:
1. Шкала дисфункциональных убеждений Э. Батлера, направленная на выявление черт пограничного расстройства личности [Batler et al, 2002]. Опросник адаптирован А.Б. Холмогоровой и А.М. Максимовым [Максимов, Холмогорова, 2011].
2. Шкала депрессии А. Бека (Beck Depression Inventory, 1961) разработан A.T. Beck с соавт., адаптация Н.В. Тарабриной [Тарабрина, 2001].
3. Шкала тревоги А. Бека (The Beck Anxiety Inventory) разработан A.T. Beck с соавт., адаптация Н.В. Тарабриной [Тарабрина, 2001].
4. Опросник копинг-стратегий (COPE Inventory, C. Carver, M. Shreier, J. Weintraub, 1989) адаптация Н.Г. Гаранян, П.А. Иванов; Т.О. Гордеева и др. [Гаранян, Иванов, 2010; Гордеева и др., 2010].
Характеристика обследованной группы
В исследовании принимали участие 60 студентов психологических вузов. Средний возраст респондентов — 21 год.
Результаты исследования
В Таблице 1 приведены результаты исследования распространенности черт ПРЛ в студенческой популяции. Из таблицы следует, что в выборке преобладает группа студентов со слабо выраженными чертами ПРЛ (38%). У 25% студентов нет черт ПРЛ. Выражены черты ПРЛ у 22% испытуемых, при этом 15% из них показали высокие результаты по шкале дезадаптивных убеждений при ПРЛ.
Таблица 1
Соотношение степени выраженности черт ПРЛ в студенческой популяции
|
Процентное соотношение (%) |
Нет черт ПРЛ (0—10 баллов) |
25% |
Слабая выраженность черт ПРЛ (11—20 баллов) |
38% |
Средняя выраженность черт ПРЛ (21—30 баллов) |
22% |
Сильная выраженность черт ПРЛ (31—56 баллов) |
15% |
Студенты без черт ПРЛ и со слабой выраженностью черт были объединены в одну группу под общим названием «без выраженных черт ПРЛ» (N = 38). В группу с выраженными чертами ПРЛ вошли студенты со средней и с сильной выраженностью соответствующих черт (N = 22).
По данным Таблицы 2 видно, что существует разница в показателях стратегий совладания между группами без выраженных черт ПРЛ и с выраженными чертами ПРЛ. Показатели дезадаптивных стратегий (психическое избегание, отрицание и употребление психоактивных веществ) выше в группе с выраженными чертами ПРЛ, в то время как конструктивные стратегии (позитивное переопределение события и личностный рост, активный копинг и планирование совладания) значимо чаще встречаются в группе без выраженных черт ПРЛ.
Таблица 2
Показтели копинг-стратегий (Шкала COPE) в группах студентов с разной выраженностью черт ПРЛ
Стратегии |
N = 38 (группа безвыраженных черт ПРЛ) |
N = 22 (группа с выраженными чертами ПРЛ) |
||
M |
(SD) |
M |
(SD) |
|
Психическое избегание |
6,15 |
(1,8) |
7,5 |
(1,9)** |
Отрицание |
5,6 |
(1,59) |
7,95 |
(2,69)** |
ПАВ |
9,13 |
(1,93) |
9,31 |
(1,75)** |
Позитивное переопределение и личностный рост |
12,5 |
(2,1) |
10,8 |
(2,9)** |
Планирование совладания |
12,13 |
(3,01) |
11,95 |
(2,51)** |
Активный копинг |
11,9 |
(2,25) |
10,5 |
(2,75)** |
Примечание: M (mean) — среднее значение
SD — квадратичное отклонение
** — различия статистически достоверны, р< 0.01 (критерий Манна Уитни)
Обнаружена прямая значимая связь между выраженностью черт ПРЛ и склонностью к отрицанию, употреблением психоактивных ве
ществ и психическому избеганию. Обратная значимая связь выявлена между выраженностью черт ПРЛ, активным копингом и позитивным переопределением события и личностным ростом (см. Табл. 3).
Таблица 3
Корреляционные связи между показателями выраженности черт ПРЛ (шкала Батлера) и стратегий совладания (Шкала COPE)
|
Активный копинг |
Позитивное переопределение события и личностный рост |
Отрицание |
Употр. ПАВ |
Псих. избегание |
Выраженность черт ПРЛ |
-0,409 ** |
-0,396** |
0,379** |
0,489** |
0,338** |
** — различия статистически достоверны, p<0,01 (коэффициент корреляции Спирмена)
Из данных Таблицы 4 следует, что существует значительная разница в уровне депрессии и тревоги между двумя группами сравнения. Если средние показатели депрессии и тревоги в группе без выраженных черт ПРЛ не достигают клинически значимого уровня, то в группе с выраженными чертами ПРЛ они находятся на уровне средней тяжести.
Таблица 4
Показатели тревоги и депрессии (опросники депрессии и тревоги Бека) в группах студентов с разной выраженностью черт ПРЛ
Группы |
Симптомы депрессии |
Симптомы тревоги |
||
M |
(SD) |
M |
(SD) |
|
Группа студентов без выраженных черт ПРЛ (N = 38) |
9, 89 |
(6,81) |
9,92 |
(7,21)** |
Группа студентов с выраженными чертами ПРЛ (N = 22) |
22,54 |
(9,16) |
19,27 |
(11,62)** |
Примечание: M (mean) — среднее
SD — квадратичное отклонение
** — различия статистически достоверны, р< 0.01 (критерий Манна Уитни)
Выявлена прямая значимая связь между выраженностью черт ПРЛ и выраженностью симптомов депрессии и тревоги (см. Табл. 5). Следовательно, чем сильнее выражены черты ПРЛ, тем выше уровень эмоциональной дезадаптации.
Таблица 5
Корреляционные связи между показателями выраженности черт ПРЛ (опросник Батлера) и показателями депрессии и тревоги (опросники депрессии и тревоги Бека)
|
Уровень депрессии |
Уровень тревоги |
Выраженность Черт ПРЛ |
0,639** |
0,513** |
p < 0,01 (коэффициент корреляции Спирмена)
Следующая таблица показывает, что подавляющее число студентов (85%) с выраженными чертами ПРЛ и только незначительная часть студентов без выраженных черт ПРЛ (15%) разделяют следующее убеждение: «Люди причинят мне зло, если я не опережу их и не причиню зло им». Это подтверждает важность враждебной картины мира в агрессивном поведении людей с выраженными чертами ПРЛ и их параноидный, враждебный настрой, который может резко затруднять отношения сотрудничества, столь важные в учебном процессе и при оказании психологической помощи. 70% студентов с выраженными чертами ПРЛ (против 30% в другой группе) выражают уверенность в утверждении «Люди обманут и используют меня, если только я дам им шанс», что подтверждает значимость деструктивной враждебной картины мира и объясняет свойственные ПРЛ выраженные проблемы в интерперсональных отношениях. Также впечатляют различия в отношении к утверждению «Я не могу справляться со всем, как другие» (72% против 28% соответственно). Таким образом, сочетание представления о своей беспомощности и незащищенности с крайне враждебной картиной мира оказывается наиболее характерным для студентов с выраженными чертами ПРЛ по данным нашего опроса. Убеждение «Люди часто говорят одно, а подразумевают что- то другое» одинаково часто отмечалось в двух группах, что может говорить о том, что данное убеждение не очень специфично для лиц с ПРЛ.
Таблица 6
Наиболее распространенные дисфункциональные убеждения в группах с разной выраженностью черт ПРЛ
Убеждения |
Группа без выраженных черт ПРЛ (38) |
Группа с выраженными чертами ПРЛ (22) |
1. Если люди узнают меня поближе, они поймут, какой я на самом деле и отвергнут меня. |
39% |
61% |
2. Неприятные чувства будут расти и выйдут из-под контроля. |
35% |
65% |
3. Любые признаки напряжения в отношениях говорят о том, что отношения портятся, и тогда следует прекратить их. |
33% |
67% |
4. Я несостоятелен и слаб. |
41% |
59% |
5. Мне нужно, чтобы возле меня был кто-то, кто всегда помогал бы мне выполнять то, что мне нужно сделать, а также на случай, если произойдет что-то плохое. |
46% |
54% |
6. Я беспомощен, если остаюсь один. |
32% |
68% |
7. Я не могу справляться со всем, как другие. |
28% |
72% |
8. Люди причинят мне зло, если я не опережу их и не причиню зло им. |
15% |
85% |
9. На меня обратят внимание, только если я буду вести себя экстремальным образом. |
33% |
67% |
10. Я не могу доверять другим людям. |
39% |
61% |
11. Мне всегда нужно быть начеку. |
44% |
56% |
12. Люди обманут и используют меня, если только я дам им шанс. |
30% |
70% |
13. Люди часто говорят одно, а подразумевают что-то другое. |
50% |
50% |
14. Близкий мне человек может оказаться неверным и предать меня. |
37% |
63% |
Обсуждение результатов
Как показало исследование, 15% выборки отличают высокие показатели по шкале дезадаптивных убеждений, характерных для ПРЛ. Это достаточно высокий показатель, который свидетельствует о распространенности этих черт в студенческой популяции. Стоит, однако, подчеркнуть, что диагностика черт расстройства и диагностика самого расстройства существенно различаются, а именно, черты ПРЛ несомненно более распространены, чем само расстройство. Сопоставляя полученные данные с результатами цитированного выше западного исследования, в котором процент лиц ПРЛ в студенческой популяции составил 8,5%, необходимо отметить, что в нем речь шла о полномасшабном диагнозе ПРЛ. Кроме того, в нем использовался другой инструмент — диагностическое интервью, которое гораздо надежнее выявляет личностную патологию, чем опросники. Определенной спецификой может обладать также выборка психологических вузов, поэтому полученные в данном исследовании результаты следует считать сугубо предварительными.
В то же время полученные данные хорошо согласуются с известными фактами относительно ПРЛ, приведенными в кратком обзоре: обследованных студентов с выраженными чертами ПРЛ отличают высокие показатели эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии и тревоги, а также дезадаптивные копинг стратегии в виде отрицания, употребления психоактивных веществ и психического избегания. Их картина мира отличается крайней враждебностью и настроем на агрессивные, упреждающие возможные внешние угрозы действия. Можно заключить, что студенты с выраженными чертами ПРЛ находятся в группе риска по социальной дезадаптации в виде срывов в учебном процессе, конфликтов с педагогами и сокурсниками. Им крайне необходима высоко специализированная психологическая помощь. Возможность оказания такой помощи предполагает серьезную подготовку в области клинической психологии и психиатрии, знание современных методов помощи лицам с ПРЛ. Кроме того, помощь должна быть длительной по времени и максимально приближенной и доступной. Все это предъявляет высокие требования к организации и комплектации специалистами вузовских служб психологической помощи. Среди них обязательно должны быть врачи-психиатры и клинические психологи. Так как установление рабочего альянса и психологическая работа с таким контингентом крайне затруднительны, специалисты психологической службы в вузах должны владеть научно обоснованными методами помощи лицам с ПРЛ, доказавшими свою эффективность.
Выводы
1. В выборке студентов психологических вузов черты пограничного личностного расстройства выражены, 15% выборки показали высокие результаты по шкале дезадаптивных убеждений при ПРЛ. Это говорит о распространенности этой проблемы в студенческой популяции, однако в силу специфики (студенты-психологи) и ограниченного объема выборки полученные данные необходимо считать сугубо предварительными.
2. Студенты с выраженными чертами ПРЛ значимо чаще демонстрируют симптомы депрессии и тревоги по сравнению со студентами, у которых эти черты не выражены. Существует значимая связь между выраженностью черт ПРЛ и эмоциональной дезадаптацией: чем сильнее выражены черты этого расстройства, тем более выражены симптомы депрессии и тревоги.
3. Студенты с выраженными чертами ПРЛ значимо чаще по сравнению со студентами, у которых эти черты не выражены, прибегают к таким дезадаптивным стратегиям как употребление психоактивных веществ, отрицание и психическое избегание. Существует значимая связь между выраженностью черт ПРЛ и дезадаптивными копинг-стратегиями.
4. Студенты с выраженными чертами ПРЛ остро нуждаются в психологической помощи. Специалисты психологической службы в вузах должны получать специальную подготовку в области консультирования лиц с чертами ПРЛ.
Заключение
Обследованная небольшая выборка студентов психологического вуза, безусловно, не может считаться репрезентативной. В дальнейшем планируется обследовать студентов вузов различных профилей и значительно увеличить выборку. Целью этой пилотажной работы было желание привлечь внимание к острым психологическим проблемам студенческой популяции, так как высокая распространенность черт пограничного расстройства личности в молодежной среде подчеркивается в зарубежных исследованиях. Высокий уровень суицидального риска и рискованного поведения делает эту группу особо важным контингентом службы психологической помощи вузов. К сожалению, недостаток знаний в области клинической психологии остро ощущается у специалистов этих служб, которые чаще нацелены на работу по личностному росту студентов и просветительскую деятельность. Столкновение с проблемами лиц с выраженными пограничными чертами может вызвать растерянность и неадекватные вмешательства у неопытных в клиническом плане специалистов. Развитие службы психологической помощи студентам является важной задачей российской системы образования.
Литература
- Гаранян Н.Г., Иванов П.А. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. N 1. С. 82—93
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.А., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II междунар. науч.практ. конф., Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010 — Т. 2. С. 195—197
- Кензин Д.В. Суицидальное поведение при пограничном личностном расстройстве в условиях современной России, Новосибирск, 1999 Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006
- Максимов А.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические аспекты феномена мужской проституции в современной культуре // Культурно-историческая психология. 2011. 1. — С. 80—89
- Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы.
- М, 2005 Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001 Akhtar S, Byrne J.P., Doghramji K. The demographic profile of borderline personality
- disorder. // J. Clin.Psychiatry.1986. 47(4): 19—68 Blashfield R.K.,Vincent Intoccia B.A. Growth of the Literature on the Topic of Personality Disorders. // Am J Psychiatry;157: 472—473, 2000 Borderline personality disorder and trauma in homosexual male sex workers in Russia // The collected materials of The Regional Congress of the World
- Psychiatric Association on the subject of «Traditions and Innovations in Psychiatry». — Saint Petersburg, 2010
- Ceumern-Lindenstjerna I.A., Brunner R., Parzer P., Frey M., Fiedler P., Resch F. Perception of emotional facial expression in female adolescents with borderline personality disorder. // Z. Kinder Jugendpsychiatr.Psychoter. 2007. 35(5): 333—340
- Clarkin J.F., Hull J.W., Hurt S.W. Factor structure of borderline personality disorder criteria. // Journal of Personality Disorders.1993 137—143
- Domes G., Czieschnek D., Weidler F., Berger C., Fast K., Herperts S.C. Recognition of facial affect in borderline personal disorder // J.Pers. Dis. 2008. 22(2): 135—147
- Ebner-Priemer U.W., Kuo J., Welch S.S., Thielgen T., Witt S., Bohus M., Linehan M.M. A valence-dependent group-specific recall basis of retrospective selfrepots: a study of borderline personality disorder in everyday life // J. Nerv. Ment. Dis. 2006. 194(10): 774—779
- Estimating the prevalence of borderline personality disorder in the community / Swartz M., Blazer D., George L., Winfield I. // J. Personality disorders, 1990
- Glenn C.R., Clonsky E.D. The role of seeing blood in non-suicidal self-injury. //
- O. Clin.Psychol. 2010. 66(4): 466—473 Godt K. Personality Disorders in 545 Patients With Eating Disorders. // European
- Eating Disorders Review. 2008. 16: 94—99
- Gunderson J.G. Borderline personality disorder. // A clinical guide,Washington, 2001
- Gunderson J.G., Morey L.C., Stout R.L., Skodol A.E., Shea M.T., McGlashan T.H., et al. Major Depressive Disorder and Borderline Personality Disorder Revisited: Longitudinal Interactions. // Journal of Clinical Psychiatry, 2004
- Herpertz S.C., Werth U., Quanaibi M., Schuerkens A., Sass H. Besonderheiten der emotionalen Reizverarbeitung bei Claster B Personlichkeitsstorungen. // Nervenarzt., 2000
- Jasch K., Hermes B., Seikowski K., Harth W. Borderline personality disorder in dermatology. // Hautarzt. 2008. 59(4): 304—307
- Karterud S., Pedersen G., Bjordal E., et al. Day treatment of patients with personality disorders: experiences from a Norwegian treatment research network. // J. Pers. Disord. 2003.17 (3), 243—62
- Koenigsberg H., Kaplan R., Gilmore M., Cooper A.E. The relationship between syndrome and personality disorder in DSM-III: Experience with 2,462 patients. // Am J Psychiatry. 1985. 142: c.207—212
- Linehan M.M. Cognitive-Behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder. Guilford Press, 1993
- Linehan, M.M., Heard H.L., Armstrong H.E. Naturalistic follow up of a behavioral treatment for chronically suicidal borderline patients // Arch Gen Psychiatry, 1991
- Meyer B., Pilkonis P.A., Beevers C.G. What's in neutral face? Personality disorders, attachment styles, and the appraisal of ambiguous social cues. // J.Pers.Disord. 2004.18(4): 320—336
- Paris J. Implications of long-term outcome research for the management of patients with borderline personality disorder, 2002
- Perry J.C., Cooper S.H. Psychodynamics, symptoms, and outcome and borderline and antisocial personal disorders and bipolar type II affective disorders. // The borderline: Current empirical research, Washington, DC. 1985
- Picci R.L. et al. Personality disorders among patients accessing alcohol detoxification treatment: prevalence and gender differences. // Compr. Psychiatry. 2012. 53(4): 355—363
- Reisch T., Ebner-Priemer U.W., Tschacher W., Bohus M., Linehan M.M. Sequences of emotions in patients with borderline personal disorder. // Acta. Psychiatr. Stand. 2008. 1182(1)
- Rennenberg B., Struber K., Senger-Mersicht A., Under J. Emotionale Befindlichkeit und interpersonelle Wahrnehmung bei Patienten mit Borderline Personlichkeitsstorungen. // Nervenarzt, 2000
- Sansone R.A., Sansone L.A. Borderline Personality in the Medical Setting. Unmasking and Managing the Difficult Patient. // Nova Science, 2007
- Sar V, Akyuz G, Kugu N, Ozturk E, et al. Axis I dissociative disorder comorbidity in borderline personality disorder and reports of childhood trauma. // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. 67(10):1583—1590
- Shearer S.L. Phenomenology of self-injury among inpatient women with borderline
- personality disorder. // J. Nerv.Ment.Dis., 1994 Stone M. The Borderline Syndromes: Constitution, Personality and Adaptation N.Y., 1980 Swartz M., Blazer D., George L.K., Winfield I. Estimating the Prevalence of Borderline
- Personality Disorder in the Community. // Journal of Personality Disorders. 1990.
- 4: 257—272
- The comorbidity of alcoholism and personality disorders in a clinical population : Prevalence rates and relation to alcohol typology variables. / Morgenstern J, Langenbucher J, Labouvie E, & Miller K.J., 1997
- Widiger T.A., Trull T.J., Clarkin J.F. et al: A description of the DSM-III-R and DSM-IV personality disorder with the five-factor model of personality, in Personality Disorders the Five-Factors Model of Personality, 1993
- Widiger, T.A., Weissman, M.M. Epidemiology of borderline personality disorder. // Hospital and Community Psychiatry. 1991. 42, 1015—1021
- Zanarini M.C., Frankenburg F.R., Hennen J., Reich D.B., Silk K.R. Axis I Comorbidity in Patients with Borderline Personality Disorder: 6-Year Follow Up and Prediction of Time to Remission. // American Journal of Psychiatry. 2004. 161: 2108—2114
- Zimmerman M., Koryell W. DSM-III personality disorder diagnoses in a nonpatient sample. Demographic correlates and comorbidity. // Arch Gen Psychiatry. 1989. 46 (8), P. 262—269
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4198
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 2720
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4