Программы психологической профилактики депрессии у подростков*

3864

Аннотация

В статье представлен обзор исследований, посвященных разработке и оценке программ психологической профилактики депрессии у подростков. Несмотря на высокую распространенность подростковых депрессий и суицида в нашей стране, разработка программ их психологической профилактики продвигается очень медленно. В статье рассматривается ряд зарубежных психопрофилактических программ, основанных на идеях интерперсональной и когнитивноповеденческой терапии.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект «Мотивационные и личностные предпосылки академической успешности и психологического благополучия учащихся» № 12-06-00856

Ключевые слова: депрессия, подростки, профилактика , интерперсональная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, Пенсильванская психопрофилактическая программа

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сычев О.А., Гордеева Т.О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 3. С. 141–157.

Фрагмент статьи

Депрессия является одним из наиболее частых психических расстройств в подростковом возрасте, проявляющемся в снижении настроения, утомляемости, утрате интереса и способности получать удовольствие от привлекавших ранее видов деятельности.

Литература

  1. Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 131—177.
  2. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
  3. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 202 с.
  4. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2011. 2. С. 9—20.
  5. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012.  2. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.12.2013).
  6. Avenevoli S., Knight E., Kessler R.C., Merikangas K.R. Epidemiology of Depression in Children and Adolescents // In J.R.Z. Abela, B.L. Hankin (Eds.), Handbook of depression in children and adolescents. New York: Guilford Press, 2007. P. 6—32.
  7. Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F., Emery G. Cognitive Therapy of Depression. New York. The Guilford Press, 1987. 425 p.
  8. Brunwasser S.M., Gillham J.E., Kim E.S. A Meta-Analytic Review of the Penn Resiliency Program's Effect on Depressive Symptoms. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 2009. Vol. 77. P. 1042—1054.
  9. Challen A.R., Machin S.J., Gillham J.E. The UK Resilience Programme: A School-Based Universal Nonrandomized Pragmatic Controlled Trial // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 2013. November 18. Advance online publication. doi: 10.1037/a0034854
  10. Ellis A., Dryden W. The Practice of Rational Emotive Behavior Therapy. New York. Springer Publishing Company, 2007. 280 p.
  11. European detailed mortality database (DMDB). Copenhagen, WHO Regional Office for Europe. Available at: http://www.euro.who.int/ru/what-we-do/data-and-evidence/ databases/European-detailed-mortality-database-dmdb2 (Accessed: 15.02.2013).
  12. Garber J., Webb C.A., Horowitz J.L. Prevention of Depression in Adolescents: A Review of Selective and Indicated Programs // In S. Nolen-Hoeksema and L.M. Hilt. (Eds.), Handbook of depression in adolescents. New York: Routledge, 2009.P. 619—661.
  13. Gillham J.E., Brunwasser S.M., Freres D.R. Preventing depression in early adolescence // In J.R.Z. Abela & B.L. Hankin (Eds.), Handbook of depression in children and adolescents. New York: Guilford Press, 2007. P. 309—332.
  14. Lewinsohn P.M., Clarke G.N., Hops H., Andrews J. Cognitive-behavioral group treatment of depression in adolescents // Behavior Therapy, 1990. Vol. 21. P. 385—401.
  15. Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E.P. Predictors and consequences of childhood depressive symptoms: A 5-year longitudinal study // Journal of Abnormal Psychology, 1992. Vol. 101. P. 405—422.
  16. Reivich K., Gillham J.E., Chaplin T.M., Seligman M.E.P. From helplessness to optimism: The role of resilience in treating and preventing depression in youth // In
  17. S. Goldstein, R.B. Brooks (Eds.), Handbook of resilience in children. New York:Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2005. P. 223—237.
  18. Reivich K., Shatte A. The resilience factor. New York: Broadway Books, 2002. 352 p.
  19. Seligman M.E.P., Reivich K., Jaycox L., Gillham J. The optimistic child: a proven program to safeguard children against depression and build lifelong resilience. Boston, MA, US: Houghton, Mifflin and Company, 1995. 336 p.
  20. Young J.F., Kranzler A., Gallop R., Mufson L. Interpersonal Psychotherapy-Adolescent Skills Training: Effects on School and Social Functioning // School Mental Health, 2012. Vol. 4. P. 254—264.
  21. Young J.F., Mufson L., Davies M. Efficacy of Interpersonal Psychotherapy-Adolescent Skills Training: An indicated preventive intervention for depression // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006. Vol. 47. P. 1254—1262.

Информация об авторах

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник , ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3467
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 3864
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 44