Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г.

1739

Аннотация

Представлен случай оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода ученику 7 класса Денису Г. Случай иллюстрирует значение субъектной позиции учащегося по отношению к учебной деятельности не только для успешного преодоления трудностей в учебе, но и для общего развития подростка. Описано как от занятия к занятию возрастают активность и осознанность Дениса, возникают другие позитивные изменения. Анализируются средства помощи, которые использует консультант, работающий в методологии рефлексивно-деятельностного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, рефлексивно-деятельностный подход, преодоление учебных трудностей, консультативная помощь, психолого-педагогическая помощь, анализ случая, субъектная позиция, рефлексия

Рубрика издания: Анализ случая

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230209

Для цитаты: Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 142–156. DOI: 10.17759/cpp.2015230209

Фрагмент статьи

Представляя данный случай, мы хотели бы продемонстрировать зна­чение субъектной позиции по отношению к учебной деятельности для преодоления учебных трудностей и потенциал оказания психолого-пе­дагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного под­хода (РДП) для развития ребенка. Мы считаем, что данный случай мо­жет рассматриваться в более широком контексте, чем просто помощь в преодолении отставания в учебе. С нашей точки зрения это тот случай, когда помощь в учебе (преодолении учебных трудностей) способствует возникновению целого ряда когнитивных и личностных новообразова­ний, создавая условия для своего рода скачка в развитии, переходу в но­вое качество сразу многих функций и свойств.

Литература

  1. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 294 с.
  2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая пробле­ма // Психология в вузе. 2008. № 5. С. 6—35.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 4. Детская психо­логия / М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5—432.
  4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 14—19.
  5. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выгот­ский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  6. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 8—37.
  7. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего разви­тия» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—26.
  8. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. Субъектная позиция ребенка в преодолении учеб­ных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и пси­хотерапия. 2012. № 2. C. 110—133.
  9. Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 110—128.
  10. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая пер­спектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психо­логия. 2008. № 1. С. 2—8.
  11. Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтан­ного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общест­венное Движение творческих педагогов «Исследователь, МПГУ, 2010. С. 42—48.
  12. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная же­лательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрас­тов // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 56—62.
  13. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотера­певты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
  14. Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего образования // Современ­ность и возраст / Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Островерх О.С., Свиридо­ва О.И. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. С. 27—29.
  15. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders / New-York: International Universities Press, 1976. 368 p.
  16. Grawe K. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy. Part I / IFP Newsletter: Zurich, June 2006. Pp. 7—17.
  17. Hefferon K., Boniwell I. Positive psychology. Theory, research and applications / Maidenhead, Berkshire, England: McGraw Hill Open University Press, 2011. 336 p.
  18. Sin N.L., Lyubomirsky S. Enhancing well-being and alleviating depressive symptoms with positive psychology interventions: A practice-friendly meta-analysis // Journal of Clinical Psychology. 2009. Vol. 65. Pp. 467—487.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат № 8, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8036-4431, e-mail: zaretskiyyuv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3065
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1739
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0