Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп*

3516

Аннотация

В статье приводятся данные исследования выраженности социальной тревожности и социальной ангедонии у подростков из разных социальных групп в зависимости от предпочитаемых ими каналов коммуникации с другими людьми — непосредственный контакт, социальные сети, телефон, скайп и различные сайты в интернете. Было обследовано 110 человек из двух московских колледжей и детского дома комплексом из четырех методик, одна из которых — «Анкета каналов социальной коммуникации» — используется впервые. На основании полученных результатов делается вывод о том, что самые распространенные способы коммуникации у современных подростков — непосредственный контакт и социальные сети, которые используются ими примерно одинаково часто, однако при этом большинство подростков предпочитают непосредственный контакт всем другим каналам коммуникации. Подростки, которые предпочитают непосредственный контакт всем другим способам коммуникации, являются более благополучными по показателям двух опросников социальной тревожности (шкала социального избегания и дистресса — SADS; Watson, Friend, 1969; краткая шкала страха социальной оценки — BENE; Leary, 1983) и шкалы социальной ангедонии (RSAS; Eckblad et al, 1982), а предпочитающие общение в социальных сетях отличаются более высокими показателями по всем трем опросникам. Высказывается предположение, что связь между социальной тревожностью и частотой использования социальных сетей не является прямой, а опосредована избеганием непосредственного контакта, которое, по известным механизмам тревожного реагирования, способствует его закреплению в ситуациях общения и дальнейшему усилению социальной тревожности.

Общая информация

* Исследование выполнено за счет гранта Российского Научного Фонда (проект N 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России.

Ключевые слова: Интернет-общение, социальные сети, непосредственный контакт, социальная тревожность, социальная ангедония, социальное познание, старшие подростки

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407

Для цитаты: Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102–129. DOI: 10.17759/cpp.2015230407

Фрагмент статьи

Сегодня уже не остается сомнений в том, что Интернет — неотъем­лемая часть жизни молодых людей, а общение в интернете с использо­ванием компьютерных технологий — новая форма общения. Проведен­ный в 2009 г. в разных населенных пунктах России опрос показал, что каждый восьмой подросток (возрасте 14—17 лет) «живет» в Интернете (т. е. не только проводит много времени в сети, но и оценивает это время как субъективно очень значимое) [Солдатова, Кропалева, 2009]. Более чем у 75% российских детей и подростков есть профиль в социальных сетях, иногда — в нескольких [Солдатова, Зотова, 2011].

Литература

  1. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образователь­ной среды // Психологическая наука и образование. 2013. N 6. С. 49—57.
  2. Богомазова К.А. Современный человек и современные технологии: кто кого? [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 14.07.2014. URL: http:// www.psy-gazeta.ru/feed/3862/ (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Войскунский А.Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и россий­ское сообщество / Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. С. 235—250.
  4. Воликова С.В., Авакян Т.В. Связь социальной ангедонии и социальной тревож­ности с трудностями ментализации у детей-сирот // Консультативная психо­логия и психотерапия. 2014. Т. 22. N 4. С. 155—167.
  5. Гаранян Н.Г., Щукин Д.А. Частые социальные сравнения как фактор эмоциональ­ной дезадаптации студентов // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т.22. N 4. С. 182—206.
  6. Гордилов А.В. Виртуальное общение и проблема саморегуляции информационно­коммуникативного поведения личности в интернет-сообществах // Матери­алы международной научно-практической конференции «Информационно­коммуникационное пространство и человек» (Пенза — Москва — Витебск, 15—16 апреля 2011 года) / Научно-издательский центр «Социосфера».
  7. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологи­ческая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. N1. URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
  8. Кобызева В.О. Особенности виртуального общения в повседневных коммуника­тивных практиках молодежи [Электронный ресурс] // Современные исследо­вания социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. N1. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/no1.html (дата обращения: 04.11.2015).
  9. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в вос­становительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. N 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/ n4/57076.shtml (дата обращения: 4.11.2015).
  10. Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциаль­ная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] // Петербургский психологический журнал. 2013. N5. URL: ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/ download/47/23 (дата обращения: 04.11.2015).
  11. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20. N 1. C. 80—85.
  12. Новая группа подростков с «невидимым» риском психопатологии и суици­дального поведения: находки исследования SEYLE [Электронный ресурс] / Carli V., Hoven C.W., Wasserman C. et al. / Под ред. А.А. Курсакова; перевод П.В. Алфимова // WorldPsychiatry (на русском). 2014. Т. 13. N 1. URL: http:// psychiatr.ru/magazine/wpa (дата обращения: 04.11.2015).
  13. Павлова Т.С., Краснова В.В. Современные теории социальной тревожности в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Современная за­рубежная психология. 2014. Т. 3. N 3. С. 27—40. URL: https://psyjournals.ru/ jmfp/2014/n3/72698.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
  14. Плешаков В.А. Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. N 3(9). С. 47—62.
  15. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представ­лений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Че­калина, О.С. Гостимская / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
  16. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего про­фессионального образования: сравнительный анализ / В.А. Горчакова, Л.А. Ланда, В.А. Матыцына, В.В. Краснова, Е.Н. Клименкова, А.Б. Холмогоро­ва // Психологическая наука и образование. 2013. N 4. С. 5—15.
  17. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Российские и европейские школьники: про­блемы онлайн-социализации [Электронный ресурс] // Дети в инфор­мационном обществе. 2011. N 7. URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/7/12research_7.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
  18. Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Особенности российских школьников как пользователей интернета [Электронный ресурс] // Дети в информацион­ном обществе. 2009. N 2. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/ research1_2.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
  19. Солдатова Г.В., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Типы пользователей и их деятель­ность в интернете [Электронный ресурс] // Дети в информационном обще­стве. 2013—2014. N 15. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/15/ Issledovaniya.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
  20. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. N 4. С. 8—29.
  21. Banerjee R., Henderson L. Social-Cognitive Factors in Childhood Social Anxiety: A Preliminary Investigation // Social Development. 2001. Vol. 10. Р. 558—572.
  22. Brown C. Are We Becoming More Socially Awkward? An Analysis of the Relationship Between Technological Communication Use and Social Skills in College Students [Электронный ресурс] // Psychology Honors Papers. 2013. Paper 40. URL: http://digitalcommons.conncoll.edu/psychhp/40 (дата обращения: 04.11.2015).
  23. Bruch M.A., Fallon M., Heimberg R.G. Social phobia and difficulties in occupational adjustment // Journal of counseling psychology. 2003. Vol. 50. P. 109—117.
  24. Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’ on-line and off-line interactions with friends / F. Laghi, B.H. Schneider, I. Vitoroulis at al. // Computers in Human Behavior. 2013. N 29. P. 51—57.
  25. Masia C.L., Klein R.G., Storch E.A. & Corda B. School based behavioral treatment for social anxiety disorder in adolescents: Results of pilot study // Journal of the Ameri­can Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. P. 780—786.
  26. OldmeadowJ.A., Quinn S., Kowert R. Attachment style, social skills, and Facebook use amongst adults // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. Iss. 3. P. 1142— 1149.
  27. Peleg O. Social anxiety and social adaptation among adolescents at three age levels // Social Psychology of Education. 2012. Vol. 15. P. 207—218. doi: 10.1007/s11218­011-9164-0.
  28. Pierce T. Shyness and technology: Face-to-face communication versus technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 24. N 6.
  29. P. 1367—1372. doi:10.1016/j.chb.2009.06.003 Saunders P.L., Chester A. Shyness and the internet: Social problem or panacea // Com­puters in Human Behavior. 2008. Vol. 24. Iss. 6. P. 2649—2658.
  30. Sisman B., Yoruk S., Eleren A. Social Anxiety and Usage of Online Technological Com­munication Tools among Adolescents [Электронный ресурс] //Journal of Eco­nomic and Social Studies. 2013. Vol. 3. N 2. URL: http://eprints.ibu.edu.ba/2389/ (дата обращения: 04.11.2015).
  31. Schneier F.R., Blanco C., Antia S.X., Liebowitz M.R. The social anxiety spectrum // Psy­chiatr Clin North Am. 2002. N 25. Р. 757—774.

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Авакян Тамара Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0237-866X, e-mail: avakyantv@mgppu.ru

Клименкова Елизавета Николаевна, педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, e-mail: klimenkovaliza@gmail.com

Малюкова Дарья Александровна, Аспирант, факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: DM514@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5441
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 3516
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 20