Современное взросление

7485

Аннотация

На материале зарубежных и отечественных исследований обсуждаются проблемы современного взросления, затрагивающие периоды отрочества, юности и молодости. Показано, что в разных странах существуют разные представления о том, кого считать взрослым, и что эти представления, равно как и сами маркеры взрослости, заметно изменились за последние десятилетия. В большинстве стран в результате произошедших за последнее время социо-культурных изменений наблюдается удлинение периода взросления, который сегодня не только не заканчивается с окончанием отрочества, но и занимает практически весь период молодости, охватывая и третий десяток жизни человека. Наряду с увеличением времени взросления происходят заметные изменения в содержании таких возрастных периодов, как отрочество, юность и молодость.

Общая информация

Ключевые слова: взросление, мораторий, отрочество, юность, молодость, маркеры взрослости, чувство взрослости, самосознание, коллективистическая культура, индивидуалистическая культура, советский подросток, социокультурные изменения

Рубрика издания: Теоретические обзоры

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

Для цитаты: Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7–24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402

Фрагмент статьи

Еще полгода назад статью на эту тему мы написали бы вместе с Анной Михайловной Прихожан. С ней мы нередко обсуждали проблемы совре­менных детей и подростков в их отличии от тех, кто были детьми и подрост­ками десятилетия назад. Обсуждали и то, как буквально на глазах меняются детство, отрочество, юность и в целом, и применительно к тем отдельным фактическим результатам, которые каждая из нас получала в эмпириче­ских исследованиях, и даже просто болтая о разных житейских историях и наблюдениях. В разные годы именно об этом нами были подготовлены несколько публикаций [Прихожан, Толстых, 1990, 2011], этому уделили внимание и в учебнике «Психология подросткового возраста», работа над которым была закончена за две недели до безвременной смерти Анны Ми­хайловны, и который в настоящее время вышел в издательстве ЮРАЙТ [Толстых, Прихожан, 2016]. Вот почему текст настоящей статьи — это, по сути дела, плод нашей общей работы. В ней речь пойдет о том этапе взрос­ления, который приходится на период отрочества, юности и молодости.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер.2008. С. 351—352.
  2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современ­ных подростков: дис. … канд. психол. наук. М. 2013. 195 c.
  3. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопро­сы психологии личности школьника. М. 1961. С. 135—136.
  4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском об­ществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН». 2006. 335 с.
  5. Золотухина М. Взросление по-американски: смена вех // «Отечественные запи­ски». 2014. N 5 (62).
  6. Кузьмина Е. Взрослый китаец: супергерой или вечный ребенок? // «Отечествен­ные записки» 2014, N 5 (62).
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 304 c. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука. 1988. 429 c.
  8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2000. 304 c.
  9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание. 1990.
  10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринад­цати лет // на пороге взросления: сб. научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А.Корепанова. М.: МГППУ. 2011. С. 14—22.
  11. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб..: Питер. 2010. 816 c.
  12. Собкин В.С. Подросток в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО. 1997. 320 c.
  13. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросткок: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. Х. Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: ЦСО РАО. 2005. 441 c.
  14. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО. 1998. 120 c.
  15. Собкин В.С., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старше­классников. По материалам социологических исследований. М.: Министер­ство образования РФ. 1992. 79 с.
  16. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Але­тейя. 2000. 288 c.
  17. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы рос­сийских подростков // Ребенок в современном обществе / Под ред. Л.Ф. Об­уховой И.А. Корепановой. М.: МГППУ. 2007. С. 142—150.
  18. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Москва; Смоленск: Универсум. 2010. 312 c.
  19. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: ЮРАЙТ. 2016. 406 c.
  20. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through thetwenties. American Psychologist. 2000. N 55(5). 469—480.
  21. Arnett J.J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage. In
  22. J.J. Arnett (Ed),Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press. 2011. Р. 255—275.
  23. Chao R.K. Beyond parental control and authoritarian parenting style: understanding Chinese parenting through the cultural notion of training // Child development. 1994. N 65. P. 1111—1119.
  24. Chao R.K., Sue S.              Chinese parental influence and their children’s school success: a paradox in the literature on parenting styles // Rao N., Bond M.H., McBride-Chang C., Fielding R., Kennard B.D. Chinese dimensions of parenting: broadening western predictors and outcomes // International Journal of Psychology. 1998. N 33(5). P. 345—358.
  25. Furstenberg F.Jr., Kennedy S., McCloyd V.C., Rumbaut R.G. & Setterstenm R.A., Jr. Growingupishardertodo. Contexts. 2004. N 3. P. 33—41.
  26. Larry J. Nelson, Sarah Badger, Bo Wu. 2004. P. 30.
  27. Pew Research Center. Izzo Ph. Number of и Week: What if Young Adults Don’t Want to Leave Home? // The Wall Street Journal. 2012.

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5365
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 7485
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 22