Отношение «Я—Другой» в одной специальной ситуации общения*

615

Аннотация

В статье рассматриваются индивидуальные способы освоения и интерпретации своей ситуации участниками группы логопсихотерапии, задачей которой является коррекция логоневроза (заикания). Мы рассматриваем эту ситуацию как трудную и даже противоречивую, поскольку от участника требуется частично отказаться от самоконтроля и доверить ведущему группы управление своим состоянием. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации этот аспект только лишь ярче выражен, но присутствует во всякой ситуации общения. С другой стороны, не только психология, но и наша культура вообще не выработала достаточных средств осознания и управления в ситуации общении. Анализ интервью показывает, что путь участника группы в большой степени зависит от его установок по отношению к проблеме передачи управления своим состоянием другому человеку.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда — проект № 13-06-00590 «Вера как общепсихологическая категория» (части 1 и 3.2) и проект № 15-06-10626 «Когнитивные и личностные факторы повышения эффективности речевого общения» (части 2 и 3.1).

Ключевые слова: общение, феноменология, активность и пассивность, интерсубъективность

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230513

Для цитаты: Кричевец А.Н., Солодушкина М.В. Отношение «Я—Другой» в одной специальной ситуации общения // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 290–306. DOI: 10.17759/cpp.2015230513

Фрагмент статьи

Статья посвящена частной конкретизации важной проблемы на стыке философии и психологии — проблемы интерсубъективности. Философия — медленная наука, и писавшие на эту тему в XIX и в середине прошлого века — Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Бубер, Э. Левинас, М. Мерло-Понти и др. — весьма актуальны и в наше время. В современных работах европейских философов они постоянно служат опорой для дальнейшего продвижения феноменологического подхода к интерсубъективности, для аргументации в обсуждении вопросов когнитивной науки и в полемике с философами аналитической школы [Тенгели 2012; Zahavi 2010; 2003].

Литература

  1. Бусыгина Н.П. Феноменологический и герменевтический подходы в качествен- ных психологических исследованиях // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 1. С. 57—65.
  2. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации // Вопро- сы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.
  3. Кричевец А.Н. Пассивность в деятельности. За пределы оксюморона // Психо- логические исследования. 2013. Т. 6. № 31. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n31/880-krichevets31.html (дата обращения: 20.10.2015).
  4. Кричевец А.Н. Cogito, Другой и представления о психическом // Психологические исследования. 2010. № 5(13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5- 13/377-krichevets13.html (дата обращения: 20.10.2015).
  5. Косилова Е.К., Кричевец А.Н. Субъект и Другие // Вестник Московского универ- ситета (Серия 7. Философия). 2011. № 6. С. 78—102.
  6. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Культурная иници- атива: Университетская книга, 2000. 416 c.
  7. Мальдине А. О сверхстрастности // (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, 2014. C. 151—203.
  8. Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психи- ческие состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 3. C. 32—40.
  9. Новоселова А.С., Косолапова Л.А. Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи // Вестник ПГГПУ (Серия № 1. Психологические и педагогические науки). 2013. № 2.C. 5—18.
  10. Петровский В.А. Мыслю? — Да! Но существую ли? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 12—26.
  11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. 636 с.
  12. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Academia, 2000. 264 с.
  13. Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 312 с. Тенгели Л. Интервью с профессором Ласло Тенгели: Университет Вупперталя: 2 июня 2012 г. Часть 1 / пер. с нем. А. Козыревой, Г. Чернавина // Horizon: Феноменологические исследования. 2012. Т. 1. № 2. С. 232—247.
  14. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель: Книга о профес- соре Израиле Ефремовиче Шварце / сост. Н.Г. Липкина, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, Б.М. Чарный. Пермь: Книжный мир, 2009. С. 79—387.
  15. Karpova N.L. Lev Vygotsky’s ideas in family group logopsychotherapy // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 7. № 3. P. 90—99.
  16. Zahavi D. Empathy, Embodiment and Interpersonal Understanding: From Lipps to Schutz // An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 2010. Inquire, Vol. 53. № 3. P. 285—306. doi:10.1080/00201741003784663
  17. Zahavi D. Intentionality and Phenomenality: Phenomenological Take on the Hard Problem // The Problem of Consciousness: New Essays in Phenomenological Phi- losophy of Mind. Canadian Journal of Philosophy. 2003. Vol. 29. Special issue (Sup- plement 1). P. 63—92. doi:10.1080/00455091.2003.10717595

Информация об авторах

Кричевец Анатолий Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4064-3858, e-mail: ankrich@mail.ru

Солодушкина Марина Владимировна, преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии, Православный Институт Святого Иоанна Богослова Российский Православный Университет, e-mail: s-tg@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1834
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 615
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0