Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей

1458

Аннотация

Описывается процедура авторского поведенческого тренинга «Есть контакт» для родителей детей с проблемами поведения и осуществляется оценка его эффективности в лонгитюдном контролируемом исследовании. Группу вмешательства составили 17 родителей, у детей которых были выраженныепроблемы поведения (12 мальчиков и 5 девочек), а контрольную группу — 34 родителя (19 мальчиков и 15 девочек); возраст детей — 2—8 лет. Исходный уровень проблемности поведения по данным опросника детского поведения Ш. Эйберг в обеих группах был одинаковым. В течение первого полугодия после тренинга в контрольной группе проблемность поведения оставалась стабильной, а в группе вмешательства достоверно снижалась (t=2,3, p<0,05). Выявлен большой положительный эффект вмешательства в отношении дисциплинарной тактики родителей и тревоги-депрессии матери спустя год после тренинга (величина эффекта Cohen’s d=2,2 и 0,94 соответственно). Вы- вод: программа «Есть контакт» может быть рекомендована к использованию специалистами, работающим с проблемами поведения детей.

Общая информация

Ключевые слова: проблемы поведения у детей, поведенческий подход, оценка эффективности вмешательства, родительский тренинг

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240106

Для цитаты: Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 80–96. DOI: 10.17759/cpp.2016240106

Фрагмент статьи

Практикующие психологи и психотерапевты от «патогенетически» обоснованных и традиционных вмешательств при различных проблемах и нарушениях переходят к вмешательствам с доказанной эффективностью [4]. Однако имеется дефицит исследований, оценивающих эффективность разработанных подходов и методик согласно международным стандартам. Данная работа посвящена оценке эффективности поведенческого тренинга для родителей детей с проблемами поведения в контролируемом лонгитюдном исследовании.

Литература

  1. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Интервьюирование родителей в изучении расстройств поведения у детей // Психиатрия. 2011. № 2. С. 31—39.
  2. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренин- гов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42—63.
  3. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия: практическое руководство: пер с англ. М.: Триада-X, 2008. 350 с.
  4. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Психологическая практика — на пути к доказательности? // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: тра- диции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической кон- ференции: в 3 ч. Ч. I. Ярославль: ЯрГУ имени П.Г. Демидова, 2011. С. 43—47.
  5. Колесников В.Н. Стандартизация опросника детского поведения Ш. Эй- берг // Психологическая диагностика. 2008. №1. С. 5—21.
  6. Менделевич Б.Д. Региональные особенности заболеваемости психическими расстройствами детей в Российской Федерации // Журнал неврологии и пси- хиатрии имени С.С. Корсакова. 2010. № 7. С. 48—52.
  7. Семенюк Р.А. Своевременная (ранняя) профилактика противоправного по- ведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 114—118.
  8. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.
  9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005. 336 с.
  10. Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. 2nd Ed New Jersey: Erlbaum, 1988. 567 p.
  11. Cohen M.A. The monetary value of saving a high-risk youth // Journal of quantita- tive criminology. 1998. Vol. 14 (1). P. 5—33. doi: 10.1023/A:1023092324459
  12. DeGarmo D.S., Patterson G.R., Forgatch M.S. How do outcomes in a specified par- ent training intervention maintain or wane over time? // Prevention Science. 2004. Vol. 5 (2). P. 73—89. doi: 10.1023/B:PREV.0000023078.30191.e0
  13. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross- sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. 2005. Vol. 14 (1). P. 28—33. doi: 10.1007/s00787-005-0420-8
  14. Kumpfer K.L., Alvarado R. Effective family strengthening interventions. Washing- ton: US Department of Justice, 1998. 16 p.
  15. Long P., Forehand R., Wierson M., Morgan A. Does parent training with young non- compliant children have long-term effects? // Behaviour research and therapy. 1994. Vol. 32 (1). P. 101—107. doi: 10.1016/0005-7967(94)90088-4
  16. Lundahl B., Risser H.J., Lovejoy M.C. A meta-analysis of parent training: modera- tors and follow-up effects // Clinical psychology review. 2006. Vol. 26 (1). P. 86— 104. doi: 10.1016/j.cpr.2005.07.004
  17. McMahon R.J., Forehand R.L. Helping the noncompliant child: Family-based treat- ment for oppositional behavior. New York: Guilford Press, 2005. 313 p.
  18. Moffitt T.E. The New Look of Behavioral Genetics in Developmental Psychopa- thology: Gene-Environment Interplay in Antisocial Behaviors // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131 (4). P. 533—554. doi: 10.1037/0033-2909.131.4.533
  19. Robinson E.A., Eyberg S.M., Ross, A.W. The standardization of an inventory of child conduct problem behaviors // Journal of Clinical Child Psychology. 1980. Vol. 9 (1). P. 22—28. doi: 10.1080/15374418009532938
  20. Serketich W.J., Dumas J.E. The effectiveness of behavioral parent training to modify antisocial behavior in children: A meta-analysis // Behavior therapy. 1996. Vol. 27 (2). P. 171—186. doi: 10.1016/S0005-7894(96)80013-X
  21. Sherman L.W., Gottfredson D.C., MacKenzie  D.L.,  Eck  J.,  Reuter  P.,  Bush- way S.D. Preventing Crime: What Works, What Doesn’t, What’s Promising. Re- search in Brief. Washington: U.S. Department of Justice National Institute of Justice, 1998. 19 p.
  22. Snyder H. Epidemiology of official offending // Child delinquents: Development, intervention and service needs / R. Loeber, D.P. Farrington (ed.). California: Thou- sand Oaks, 2001. P. 25—46. doi: 10.4135/9781452229089.n2
  23. Webster-Stratton C. Training for parents of young children with conduct problems: Content, methods, and therapeutic processes // Handbook of Parent Training: Par- ents as co-therapists for children’s behavior problems / C.E. Schaefer, J. M. Bries- meister (ed.). 2nd edition. New York: John Wiley & Sons, 1998. P. 98—152.
  24. Webster-Stratton C., Gaspar M.F., Seabra-Santos M.J. Incredible Years® parent, teach- ers and children’s series: Transportability to Portugal of early intervention programs for preventing conduct problems and promoting social and emotional competence // Psy- chosocial Intervention. 2012. Vol. 21 (2). P. 157—169. doi: 10.5093/in2012a15
  25. World Health Organization. A user’s guide to the self reporting questionnaire (SRQ). Geneva, 1994. 81 p.

Информация об авторах

Варшал Александра Владимировна, научный сотрудник сектора индивидуальных различий и психического здоровья детей, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск, Россия, e-mail: a.v.varshal@physiol.ru

Слободская Елена Романовна, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск, Россия, e-mail: hslob@physiol.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3194
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1458
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0