Социальные науки и детство
2021. Том 2. № 2. С. 37–46
doi:10.17759/ssc.2021020203
ISSN: 2713-0584 (online)
Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик
Аннотация
Проблема оценки готовности выпускников разных форм опеки к самостоятельной жизни связана с отсутствием правового регламентирования деятельности по сопровождению детей-сирот и лиц из их числа в федеральном законодательстве и в законодательстве ряда регионов Российской Федерации. Отсутствуют как единый подход к оценке готовности к самостоятельной жизни, так и единая терминологическая база, что существенно осложняет развитие и совершенствование методов оценки. В статье представлены результаты мониторинга программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, проведения оценки готовности в субъектах Российской Федерации и описано актуальное состояние проблемы готовности самих выпускников организаций для детей-сирот и выпускников замещающих семей в разных регионах. В исследовании приняли участие специалисты из 78регионов, для которых был разработан специальный опросник. Анализ полученных данных показал, что существует несколько подходов, использующихся в практике оценки регионами готовности выпускников: психодиагностический, поведенческий и компетентностный. При анализе мы опирались на понимание оценки готовности к самостоятельной жизни через соотнесение сформированных жизненных компетенций с требованиями, которые предъявляются выпускникам, и с теми показателями, которые определяют способность применять соответствующие компетенции в нужных ситуациях. Если в организациях для детей-сирот разработаны обучающиеся программы, критерии готовности и проводится работа, то в отношении подростков, находящихся в замещающих семьях, предполагается, что они естественным образом в семье подготовятся к жизни в постинтернатный период или пройдут профориентацию в школе. По итогам мониторинга такая постановка вопроса вызывает сомнение. Перспективы исследования связаны с разработкой системы оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни, а также стандарта подготовки выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей к самостоятельному проживанию.
Общая информация
Ключевые слова: выпускники, организации для детей-сирот, замещающие семьи, готовность к самостоятельной жизни, критерии, оценка готовности, психодиагностический подход, поведенческий подход, компетентностный подход
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020203
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Благодарности. Авторы благодарят Семья Г.В., доктора психологических наук, за организацию проведения мониторинга и возможность обсуждения результатов анализа.
Получена: 24.11.2021
Принята в печать:
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Меркуль И.А., Волчанская В.О. Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 37–46. DOI: 10.17759/ssc.2021020203
Литература
- Бобылева И.А., Заводилкина И.А. Сопровождение выпускников всех форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания): Учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. 132 с. URL: https://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/Soprovozhdenie_uch-met_posobie.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
- Груздева О.В., Старосветская Н.А., Свириденко А.Г. и др. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников детских домов [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 20—25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov (дата обращения: 20.11.2021).
- Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2015. № 11. С. 68— 73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-navykov-samostoyatelnoy-zhizni-u-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 20.11.2021).
- Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми [Электронный ресурс] // Человек. Спорт. Медицина. 2014. № 2. С. 1925. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-detmi (дата обращения: 20.11.2021).
- Морозова И.В., Бегидова С.Н. Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 4. С. 58—64. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/finansovaya-gramotnost-vospitannikov-detskogo-doma-kak-faktor-uspeshnogo-osvoeniya-sotsialno-ekonomicheskih-roley (дата обращения: 20.11.2021).
- О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно- правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.11.2021).
- О направлении рекомендаций, Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369 [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 20.11.2021).
- О постинтернатном сопровождении в Амурской области выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства Амурской области от 25.04.2017 № 208 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Амурской области. 2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2800201704280008?index=10&ran geSize=1 (дата обращения: 20.11.2021).
- Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.2021).
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 41—50. DOI:10.17759/pse.2020250604
- План мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р. [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 20.11.2021).
- Присяжная Н.В. Влияние внесемейной социализации на социальное поведение и специфику постинтернатной адаптации сирот [Электронный ресурс] // Социология медицины. 2012. № 1. С. 13—17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vnesemeynoy-sotsializatsii-na-sotsialnoe-povedenie-i-spetsifiku-postinternatnoy-adaptatsii-sirot (дата обращения: 20.11.2021).
- Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г.В. Семья. М.: Полиграф сервис, 2001. 176 с.
- Соломатина Г.Н., Слюсарева Е.С. Комплексное сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2012. 318 с.
- Чернова Ж.В. Социальная адаптация выпускников детских домов // Женщина в российском обществе. 2016. № 4. С. 85—100. DOI:10.21064/WinRS.2016.4.7
- Шитова И.А. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ // Инновационная наука. 2016. № 11. С. 123—125.
- Шогенова Ф.З. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 286—294. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-sotsialnoy-adaptatsii-vypusknikov-detskih-domov (дата обращения: 20.11.2021).
- Berns A.E., Nelson C.A. The science of early adversity: is there a role for large institutions in the care of vulnerable children? // The Lancet. Vol. 386. № 9991. P. 388—398. DOI:10.1016/S0140- 6736(14)61131-4
- Howe D. Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social development. Oxford: Blackwell Science, 1998. 240 p.
- MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and Psychopathology. Vol. 15. P. 853—84. DOI:10.1017/S0954579403000415
- Nalven L. Strategies for addressing long-term issues after institutionalization // Pediatric clinics of North America. Vol. 52(5). P. 1421—1444. DOI:10.1016/j.pcl.2005.06.010
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 883
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 265
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1