Учебный стресс у студентов при разных формах обучения

7820

Аннотация

В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого является сравнение уровня учебного стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов, получающих первое высшее и второе высшее образование. Обследовано 55 человек: 28 студентов третьего курса первого высшего образования (средний возраст 21,5 лет), 27 студентов третьего и четвертого курса второго высшего образования (средний возраст 34 года). Выявлено, что студенты второго высшего образования имеют ста- тистически значимые различия по уровню психического состояния, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания по сравнению со студентами первого высшего образования. Студенты, получающие второе высшее образование, меньше эмоционально выгорают, так как их профессиональный выбор является более осознанным по сравнению со студентами первого высшего образования, находящимися под влиянием кризиса профессиональной идентичности на третьем курсе.

Общая информация

Ключевые слова: учебный стресс, стрессоустойчивость, выгорание, совладание со стрессом, студенты, второе высшее образование

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 47–63. DOI: 10.17759/cpp.2016240204

Фрагмент статьи

Учебная деятельность в вузе — один из наиболее интеллектуально и эмоционально  напряженных  видов  деятельности  [5].  Для  людей, получающих второе высшее образование, период обучения является сложным длительным процессом, требующим не только огромных физических усилий, эмоциональной устойчивости, психологической уравновешенности, но и ощутимых материальных затрат.

Литература

  1. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2. C. 38—43.
  2. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности /  Фети- скин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диа- гностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психоте- рапии. 2002. C. 276—279.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. Истомина Н.Н. Исследование психолого-педагогических характеристик об- разовательной деятельности // Язык и культура, 2009. № 4. С. 18—25.
  4. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших кур- сов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 210—215.
  5. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая де- задаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
  6. Крюкова Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реаль- ность. Мат. Сибирск. психологического форума. — Томск: Томский государ- ственный университет. 2004. 862 с. (http://psy.tsu.ru/problems_psy.php).
  7. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 190 c.
  8. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях, 2014, 310 с. URL: http://www.universalin- ternetlibrary.ru/book/52821/chitat_knigu.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
  9. Перре М. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 965 c.
  10. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тре- вожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психо- терапия, 2011. № 1. С. 29—43.
  11. Северный А.А., Иовчук Н.М. Депрессии у детей и подростков. Издательство «Школа-Пресс», 1999. 80 с.
  12. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 180 с.
  13. Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здоро- вого образа жизни молодежи. Учебник для вузов / Г.И. Семикин, Г.А. Мыси- на, А.С. Миронов, З.Н. Калинина. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. 244 с.
  14. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2006. 53 c.
  15. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тре- вожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психо- терапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.
  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 3. С. 101—110.
  17. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологиче- ские факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психо- логии. 2009. № 3. С. 16—26.
  18. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
  19. Ellis A., Young J. & Lockwood G. Cognitive therapy and rational-emotive therapy: A dialogue. Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly. 1987. № 1. Pp. 205—255.
  20. Spielberger C.D. Conceptual and methodological issues in anxiety research. In C.D. Spielberger (Ed.), Anxiety: Current trends in theory and research. New York:Academic Press, 1972. Pp. 481—492.

Информация об авторах

Матюшкина Елена Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-1510, e-mail: Elena.matyushkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4392
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 7820
В прошлом месяце: 64
В текущем месяце: 14