Понимающая психотерапия как теоретическая основа методики развития коммуникативной компетентности подростков

1005

Аннотация

Рассматривается подход к созданию компьютерной программы для развития коммуникативной компетентности подростков —«виртуального собеседника», представляющего собой Другого в терминах диалогизма М.М. Бахтина, а в терминах культурно-исторической психологии — посредника, который опосредует приобщение подростка к тому, что может быть названо идеальной формой коммуникативной культуры. Наполнение данного инструментария осуществляется с помощью коммуникативных задач и обратной связи, реплики формулируются на основе принципов понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Делается вывод о том, что в условиях возрастающей роли интернет-ресурсов в жизни современных подростков такой подход представляется актуальным и перспективным. Разработанный автором ресурс будет способствовать решению задач, связанных с развитием ведущей деятельности подросткового возраста — общения, успешность которого обусловлена уровнем развития коммуникативной компетентности.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, понимающая психотерапия, диалог, «виртуальный собеседник»

Рубрика издания: Эссе

Тип материала: эссе

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250409

Для цитаты: Маслова А.А. Понимающая психотерапия как теоретическая основа методики развития коммуникативной компетентности подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 147–155. DOI: 10.17759/cpp.2017250409

Фрагмент статьи

«Подлинная жизнь личности, — писал М.М. Бахтин, — доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя...». Он утверждал, что «... через отношения с другими людьми можно увидеть свою жизнь как бы в отраженном свете, и такое представление о ней оказывается более реальным, чем наше собственное внутреннее представление.

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 618 c.
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 318 c.
  4. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с.
  5. Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. 130 с.
  6. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2007. 47 с.
  7. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3—14.
  8. Василюк Ф.Е. Кларификация как метод понимающей психотерапии // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 13—24.
  9. Копьев А.Ф. Концепция диалога М.М. Бахтина в ее приложении к психологической практике // Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 3—12.
  10. Маслова А.А., Лубовский Д.В., Максимов А.И. Развитие коммуникативной компетентности подростка средствами диалога с виртуальным собеседником [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. C. 153—165. doi:10.17759/psyedu.2016080415
  11. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М.: Радонеж, 1998. 126 с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с.
  13. Эльконин Д.Б., Эльконинова Л.И. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник московского университета. 1993. № 2. С. 62—70.

Информация об авторах

Маслова Анна Андреевна, педагог-психолог, ЧУ СОШ «Кладезь», Аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования,ФГБОУ ВО МГППУ, психолог-консультант семейного центра «Рождество», Москва, Россия, e-mail: Annetta888@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2671
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1005
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2