Консультативная психология и психотерапия
2019. Том 27. № 2. С. 178–181
doi:10.17759/cpp.2019270212
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, теория деятельности, конференция
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270212
Для цитаты: Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 178–181. DOI: 10.17759/cpp.2019270212
Полный текст
Международное сообщество культурно-исторических и деятельностных исследований — научное психологическое объединение, ориентированное на исследования в области культурно-исторической психологии и теории деятельности. Сообщество представлено участниками, причисляющими себя к научной школе Л.С. Выготского, из десяти регионов, включающих страны всех континентов.
Региональная конференция «Кризис в контекстах» представила 15 тематических секций, поднимающих актуальную проблематику в различных сферах — социокультурной, методологической, экономической и социальной, психологической и других. Исполнительный комитет во главе с президентом Катериной Плакитси обеспечили участникам возможность обсуждать исследования и актуальные вопросы, а также познакомили с историей, архитектурой и кухней континентальной Греции.
Тема конференции призывала участников исследовать и обсуждать кризис в прошлом, настоящем и будущем через призму культурно- исторической и деятельностной психологии. Конференция определила своей целью начать диалог о кризисе в новой эре социокультурных исследований, посмотреть по-новому на вопросы методологии и практики культурно-исторической и деятельностной психологии.
Большое количество симпозиумов было организовано участниками из Греции, где обсуждались проблемы современного политического, экономического и культурного положения страны, проблемы эффективного обучения в школах, а также вопросы методологии культурно- исторической психологии. Профессора Манолис Дафермос и Александр Бюссе организовали симпозиум «Эффект экономического кризиса в культурно-историческом контексте».
Профессор Сильвия Барма и делегация из Канады представили несколько исследований в рамках симпозиума, посвященного теме культурно-исторического подхода к междисциплинарному обучению как способу повышения социальной ответственности современного поколения. Профессор Эркулано Рикардо Кампос провел симпозиум «Кризис в психологии и социальных науках», в котором обсуждал метод культурно-исторических исследований.
Каждый день конференции включал в себя не только мастер-классы и симпозиумы, но также выступления key speaker. В первый день ключевым докладчиком был профессор Юрио Энгестрем, университет Хельсинки, с темой доклада «Продвинутое обучение и концепция формирования». Во второй день профессор Сильвия Барма, университет Лаваль, выступила с докладом «Исследование сотрудничества в культурно-исторической и деятельностной психологии: эмоциональные переживания участников как ключ к пониманию трансформирующей деятельности». В заключительный день конференции ключевым докладчиком была профессор Таня Зиттаун, университет Нешатель, с докладом «Кризис в жизненных направлениях, кризис в обществе: социокультурный подход».
В рамках конференции также состоялся симпозиум российской делегации, которая была представлена В.К. Зарецким, главой региона России и стран СНГ, А.Б. Холмогоровой, Ю.В. Зарецким., М. Гейнрихс, И. Николаевской и Д. Ведмицкой.
Симпозиум прошел под названием «Рефлексивно-деятельностный подход — ветвь культурно-исторической психологии в рамках психолого-педагогического консультирования». На симпозиуме прозвучало семь докладов, посвященных разным аспектам теории и практики психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей. В докладах поднимались теоретические вопросы: механизм саморазвития (В.К. Зарецкий), связь между обучением и здоровьем в зависимости от позиции ученика по отношению к учебной деятельности (А.Б. Холмогорова), концепция субъектной позиции и ее развитие в разных возрастах (Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий), представления о единстве интеллекта и аффекта в рамках психологического консультирования (И.А. Николаевская). Также был представлен случай из практики, иллюстрирующий связь процесса преодоления учебных трудностей и динамики в различных направлениях когнитивного развития (М. Гейнрихс). Впервые на конференции ИСКАР был представлен проект, инициированный В.К. Зарецким «Дерево культурно-исторической психологии» (докладчик — Д. Ведмицкая), а также в совместном докладе с профессором университета Нешатель Л. Клотцер, В.К. Зарецкий и И.А. Николаевская поделились опытом проведения интенсивного двухдневного воркшопа (ноябрь 2018 г.) по принципам и технологиям рефлексивно-деятельностного подхода для студентов бакалаврской и магистерской программ университета Нешатель.
На конференции также была представлена и вызвала большой интерес у участников презентация традиционного Летнего университета ИСКАР, который состоится в 8—13 июля 2019 г. в Москве на базе МГППУ. Поскольку некоторые из участников конференции планируют участвовать и в работе Летнего университета, то можно ожидать продолжения начатой в Янине совместной работы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1514
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 370
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0