Консультативная психология и психотерапия
2020. Том 28. № 3. С. 122–141
doi:10.17759/cpp.2020280308
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Цифровые технологии в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инсульт, черепно-мозговая травма, очаговые поражения головного мозга, когнитивные нарушения, нейрокогнитивный дефект, когнитивная реабилитация, неинвазивная стимуляция головного мозга, реабилитационная робототехника, виртуальная реальность, телереабилитация
Рубрика издания: Теоретические обзоры
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280308
Для цитаты: Калантарова М.В., Завалий Л.Б., Борисоник Е.В., Суботич М.И., Гречко А.В., Щелкунова И.Г., Петриков С.С. Цифровые технологии в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 122–141. DOI: 10.17759/cpp.2020280308
Полный текст
Одной из ведущих проблем современного здравоохранения является восстановление пациентов с очаговыми поражениями головного мозга (ОПГМ), основными причинами которых остаются острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) [17] и черепно-мозговые травмы (ЧМТ) [9]. К значимым последствиям ОПГМ среди прочих симптомов относятся нарушения когнитивных функций (КФ). Известно, что в течение первого года после ОНМК частота когнитивных нарушений (КН) может достигать 80—90% [12], а после ЧМТ — 70—100% [9].
Когнитивная реабилитация (КР) — научно обоснованная система методов, направленных на улучшение и восстановление познавательных процессов, нарушенных вследствие болезни. Улучшение КФ также способствует повышению осведомленности о дефиците, связанном с ОПГМ, улучшению настроения, повышению мотивации к выздоровлению и снижению вероятности вторичных нарушений [23; 24].
Задачи КР при ОПГМ определяются рядом параметров, в первую очередь, этапом реабилитации, характером и локализацией поражения головного мозга, возрастом пациента и его социальным статусом [3].
Традиционно в КР выделяют два основных подхода: путем стимулирующего (побуждающего) воздействия и путем формирования компенсаторных стратегий.
В реабилитационные программы пациентов с ОПГМ все активнее включаются цифровые технологии, которые используются на всех этапах КР и применяются для широкого спектра реабилитационных задач [3; 12; 15; 16].
Когнитивная реабилитация в рамках подхода
стимулирующего воздействия
Методы данной группы! направлены! на активацию дефицитарной функции и предотвращение дальнейшего снижения ее продуктивности. Можно выделить три типа вмешательства: фармакологический (лекарственныге средства, применяемые с целью стимуляции умственной деятельности), аппаратный (стимуляция головного мозга электрическим или магнитным стимулом) и психолого-педагогический (обучающие тренинги).
Аппаратное и фармакологическое вмешательства предполагают воздействие на процессы нейропластичности. Нейропластичность — способность клеток нервной системы к функциональному изменению за счет не задействованных ранее связей [4], которая после ОПГМ может носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер. Медикаментозные и аппаратные методы применяют с целью стимуляции долговременной синаптической пластичности и снижения гипервозбудимости коры ГМ.
В российских исследованиях продемонстрировано, что назначение различных препаратов, улучшающих метаболизм головного мозга, способствует восстановлению КФ и улучшению эмоционального состояния у пациентов с ОПГМ [1; 2; 8]. Данные по использованию ноотропов (лекарственных средств, нацеленных на нормализацию нервно-мышечной и центральной холинергической передачи сигналов) неоднозначны!. Крупные клинические исследования сообщают, что положительный эффект во многих случаях статистически незначим, чаще проявляется на уровне тенденции [26], что обусловливает необходимость дополнительного изучения вопроса. В настоящее время не существует клинических рекомендаций по применению метаболической терапии у пациентов с ОПГМ, поэтому при принятии решения по ее использованию необходимо соотносить риск и пользу[6].
Помимо метаболической терапии, для изменения нейронной активности используют методы неинвазивной (без проникновения внутрь черепной коробки) стимуляции мозга. К наиболее распространенным методам этой группы в КР относятся транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и транскраниальная электростимуляция (ТЭС), где воздействие на нейронную активность осуществляется при помощи магнитного или электрического импульса.
Ряд исследований малых групп и описаний отдельных случаев демонстрируют положительный эффект неинвазивной стимуляции мозга на отдельные параметры нарушенной КФ [39]. Тогда как рандомизированные контролируемые исследования даже на небольших выборках не демонстрируют убедительного эффекта использования неинвазивной стимуляции в КР при ОПГМ. Авторы допускают, что на результаты могут влиять размер выборки и неоднородность группы пациентов [30].
Согласно результатам обзора публикаций на платформах пяти исследовательских баз данных (MEDLINE, CINAHL, PsychINFO, SCOPUS и Web of Science), применение ТМС может быть эффективным терапевтическим вмешательством в отношении многих проявлений ОПГМ, включая депрессию, головокружение, болевую симптоматику и зрительное игнорирование. В то же время убедительных данных об эффективности применения ТМС в КР обнаружить не удалось [36]. Согласно проведенному И.В. Сцдпктной с соавторами анализу исследований, представленных в базе данньгх PubMed [16], уровень доказательности методов ТМС при коррекции КФ варьирует от 3 (описания клинических случаев и данные ретроспективных исследований) до 2а (данные хотя бы одного качественного контролируемого исследования без рандомизации). Однако интерес к этим методам только растет.
Многочисленные исследования доказывают необходимость индивидуального подхода при использовании методов неинвазивной стимуляции с учетом локализации и типа поражения, а также картины нейрокогнитивного дефекта [35; 42]. Также обсуждается необходимость интеграции методов неинвазивной стимуляции в комплексные программы КР и применения этих методов под контролем ЭЭГ [46].
Психолого-педагогические методы стимулирующего (побуждающего) воздействия апеллируют к возможности изменить мозговую активность путем прямого или косвенного повышения функциональной нагрузки на дефицитарный психический процесс.
В реабилитации пациентов с ОПГМ распространены постуральные тренировки на стабилоплатформе с визуальной обратной связью. Тренажер включает в себя монитор и платформу, регистрирующую координаты центра давления, создаваемого человеком на плоскость опоры. Графическое отображение показателей на мониторе может представлять контур стоп с выделением зон, на которые приходится нагрузка разной интенсивности. В другом варианте на экран выводится визуальный стимул, меняющий свои параметры, например цвет, в зависимости от успешности выполнения пациентом поставленной задачи. В целях КР применяются тренировки методом двойных задач, построенные на выполнении математических или вербальных заданий во время прохождения стабилотренинга. Е.В. Жаворонкова с соавторами провели исследование эффективности стабилотренинга и двойных задач в реабилитации пациентов с умеренной ЧМТ. Оценка проводилась по критериям ЭЭГ и при помощи нейропсихологических методов диагностики. По данным ЭЭГ, применение только стабилотренинга способствует активации функциональных связей правого полушария. Применение метода двойных задач повышает эффективность связей в левом полушарии и, согласно результатам нейропсихологической оценки, способствует восстановлению когнитивных функций. Авторы предлагают последовательно проводить стабилотренинг и метод двойных задач для эффективной реабилитации пациентов с ОПГМ [5].
В целом, устройства с компьютеризированной визуальной обратной связью широко применяются в практике восстановления движений при ОПГМ. РС. Калабро (R.S. Calabro) с соавторами оценили динамику изменений в когнитивной и личностной сферах при использовании системы Lokomat Pro для восстановления ходьбы у пациентов с инсультом. Роботизированная система Lokomat, разработанная для тренировок на беговой дорожке, включает поддержку веса тела и монитор, на котором отражаются параметры ходьбы и транслируется видео. Видеоряд может представлять графическое изображение дороги (изображение меняется в зависимости от скорости движения, распределения веса и направления стоп пациента) или подаваться с камеры, фиксирующей ходьбу пациента. Результаты контролируемого исследования показали, что роботизированное обучение также положительно влияет на настроение, мотивационную сферу и когнитивный статус пациентов. При этом в контрольной группе, где с пациентами занимались восстановлением походки без использования роботизированной системы, улучшения наблюдались только в двигательной сфере [21].
Последние годы активно разрабатывается программное обеспечение для стационарных и мобильных устройств с целенаправленным воздействием на когнитивную сферу. Как правило, такие программы предлагают обучение безошибочному выбору и содержат задания с нарастающей сложностью, направленные на тренировку памяти, внимания, конструктивной деятельности. Такие технологии позволяют пациентам продолжать КР после выписки из стационара или в виде домашних заданий между сеансами [3; 26; 38].
Исследования на небольших группах пациентов с ОПГМ часто положительно связывают с внедрением в КР обучающих компьютерных программ и мобильных приложений [44]. Отмечается эффективность использования такого рода тренажеров в коррекции внимания, памяти, пространственных функций и произвольных процессов [25; 32; 37; 41].
По данным анализа 58 соответствующих исследований в электронных базах данных, доказательства эффективности применения компьютерных тренажеров для коррекции КФ у людей с ЧМТ выглядят недостаточно убедительно [27]. Однако необходимо отметить, что в большинстве таких исследований изменения в познавательной сфере пациента измеряли, сравнивая показатели по скрининговым когнитивным шкалам или по отдельным тестам до и после обучения. Динамика восстановления когнитивных функций на протяжении длительного времени реабилитации чаще не отслеживалась. Также недостаточно исследований, в которых оценка эффективности компьютерных тренировок при ОПГМ проводилась бы по значительному количеству когнитивных показателей.
Отдельного внимания заслуживают методы реабилитации с использованием технологий виртуальной реальности (ВР), так как они предлагают принципиально новый, более экологичный стимульный материал и значительно расширяют возможности коррекционного вмешательства. Задания предлагаются в формате SD-игр, в которых воспроизводятся реальные объекты и события, предлагаются интерактивные виртуальные сценарии [14; 33; 45].
При ОПГМ ВР-обучение целенаправленно применяют в отношении произвольных и оптико-пространственных функций [28; 29]. Также использование ВР-технологий положительно сказывается на состоянии памяти и внимания [29].
Ряд исследований демонстрируют важность сформированных у пациента компетенций взаимодействия с цифровой средой до начала ВР- обучения [29; 34]. Определенное значение здесь имеют пользовательские характеристики устройств виртуальной реальности. Отмечается, что видеоинструкции и управление собственными действиями в ВР посредством компьютерной мыши позволяют быстрее адаптироваться к обучающим программам [45].
Результаты последних метаанализов свидетельствуют о позитивном опыте применения ВР для восстановления КФ после ОПГМ [19; 33; 34], однако сохраняется недостаток убедительных доказательств эффективности данных технологий [19].
В отечественной нейропсихологической традиции восстановление когнитивных и интеллектуальных процессов осуществляется путем перестройки функциональных систем. Важнейшим принципом данного подхода является системность применения методик с учетом нейропсихологической картины дефекта конкретного пациента, возможностей его компенсаторного потенциала, особенностей личности и социальной среды [18]. Система методов здесь определяется представлениями о структурном строении и психологическом составе нарушенной функции. Программа восстановительного обучения строится для пациента индивидуально и предполагает последовательное поэтапное достижение конкретных целей. Выбор методик происходит в соответствии с задачами текущего этапа обучения. Учитывая ограниченные возможности методов переобучения утраченному навыку путем побуждения к многократному его повторению [18], мишенью воздействия становятся относительно сохранные психические процессы, особенно те, которые обладают общими функциональными звеньями с дефицитарными психическими процессами.
К настоящему моменту недостаточно данных об эффективности использования цифровых технологий в рамках этого подхода. Однако можно судить о большом потенциале применения описанных выше методов для решения различных задач восстановительного обучения.
Методы когнитивной реабилитации в рамках формирования
компенсаторных стратегий
Методы, направленные на формирование компенсаторных стратегий, используются в отношении функции, которая не может быть восстановлена в полном объеме. В этом случае усилия направлены на обучение пациента альтернативным поведенческим стратегиям с опорой на относительно сохранные стороны когнитивной сферы, чтобы помочь пациенту приспособиться к слабым, дефицитарным сторонам. В этом подходе цифровые технологии приобретают все более широкое распространение. Автоматические дозаторы таблеток, модифицированные модели привычных предметов обихода (телефоны с клавишами быстрого набора увеличенного размера с фотографиями абонентов и т. п.), мобильные приложения и другое программное обеспечение могут облегчить пациенту решение ежедневных задач, повышая его автономность и снижая нагрузку на тех, кто осуществляет уход за ним.
Отдельный интерес здесь представляют разработки технологий «умного дома», основанные на нейроинтерфейсах по критериям ЭЭГ, ай- треккинга и тактильного ответа [7; 10; 11; 13]. Устройства с интерфейсом мозг—компьютер открывают широкие перспективы в реабилитации пациентов с ограниченной мобильностью.
Наиболее распространенными являются устройства с программным обеспечением, а также мобильные приложения для планшетов и смартфонов, позволяющие дистанционно поддерживать деятельность пациента. Появившаяся одной из первых и распространенная до сих пор система NeuroPage разработана для поддержки повседневной активности пациентов с дефицитом мнестической деятельности и произвольного контроля поведения. В защищенную компьютерную систему вводится список напоминаний для разовых или повторяющихся событий, затем система отправляет сообщения на мобильные устройства пациентов в запланированное время. Сервис может использоваться как краткосрочно в восстановительном периоде, так и в долгосрочной перспективе в рамках формирования компенсаторных стратегий [28; 31; 43]. Мобильные приложения такого плана позволяют пациентам с ОПГМ не только поддерживать запланированный распорядок дня, но также расширяют их навигационные и коммуникационные возможности [43].
Технологии телереабилитации
Использование высоко технологичных методов КР повышает доступность реабилитационной помощи. Последние годы в отношении пациентов с ОПГМ активно развивается телереабилитация. В этом случае общение пациента со специалистом может происходить дистанционно и обеспечиваться по видеосвязи или посредством быстрых сообщений. Широкие возможности открывает использование пациентом компьютерных тренажеров с системой удаленного доступа, что позволяет специалисту предоставлять обратную связь и своевременно вмешиваться в реабилитационный процесс [16]. Систематические обзоры и метаанализы по данному вопросу свидетельствуют о том, что телереабилитация не менее эффективна в сравнении с традиционной личной терапией [20; 40]. В то же время отмечаются высокая неоднородность исследований и необходимость проведения более качественных оценок на больших выборках пациентов [22].
Заключение
Появившиеся относительно недавно в реабилитационной практике цифровые технологии быстро получили широкое распространение. Цифровые и аппаратные методы используют для тренировки отдельных навыков и общих способностей, дистанционной поддержки повседневной деятельности и реабилитационных занятий. Подобные технологии, с одной стороны, снижают нагрузку на квалифицированных специалистов, а с другой — значительно повышают доступность КР для пациентов, особенно из регионов, недостаточно обеспеченных специалистами необходимого профиля, а также для лиц с ограниченной мобильностью.
Программное обеспечение дистанционной поддержки помогает пациенту сохранять свою автономность, целостность собственной личности, более осознанно относиться к процессу реабилитации.
Исследования эффективности цифровых методов в КР преимущественно свидетельствуют об успешности их применения. Однако в основном таите оценки проводятся на небольших группах пациентов. Недостаточное количество хорошо спланированных исследований с адекватным размером выборки не позволяет к настоящему моменту создать клинические рекомендации по безопасному и эффективному применению цифровых методов в КР.
Согласно проведенному нами обзору, психологическая часть дизайна исследований, как правило, вызывает много вопросов. Постановка психологического эксперимента часто не учитывает сложного системного строения психических функций, а описание результатов носит феноменологический характер.
Литература
- Андрофагина О.В., Кузнецова Т.В., Светкина А.А. Мексидол в реабилитации больных в остром периоде ишемического инсульта // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2015. Т. 115. № 12. Вып. 2. С. 77—79. DOI:10.17116/jnevro201511512277-79
- Белова Л.А., Машин В.В., Абрамова В.В. и др. Динамика когнитивных нарушений у больных с полушарным ишемическим инсультом в остром и раннем восстановительном периодах на фоне низкодозной нейропротекции препаратом Кортексин // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2016. Т. 116. № 8. Вып. 2. С. 40—43. DOI:10.17116/ jnevro20161168240-43
- Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой. Нижний Новгород: Изд- во НижГМА, 2012. 322 с.
- Дамулин И.В., Екушева Е.В. Процессы нейропластичности после инсульта // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. Т. 6. № 3. С. 69—74.
- Жаворонкова Л.А., Максакова О.А., Шевцова Т.П. и др. Реабилитация пациентов с последствиями черепно-мозговой травмы, направленная на восстановление межполушарной асимметрии мозга // Асимметрия. 2018. № 4. С. 204—210.
- Завалий Л.Б., Петриков С.С., Щеголев А.В. Метаболическая терапия при ишемическом инсульте // Неотложная медицинская помощь. Журнал имени Н.В. Склифосовского. 2018. Т. 7. № 1. C. 44—52. DOI:10.23934/2223-9022- 2018-7-1-44-52
- Каплан А.Я. Нейрофизиологические основания и практические реализации технологии мозг-машинных интерфейсов в неврологической реабилитации // Физиология человека. 2016. Т. 42. № 1. С. 118—127. DOI:10.7868/S0131164616010100
- Каракулова Ю.В., Селянина Н.В., Желнин А.В. и др. Влияние антиоксидантной терапии на нейротрофины и процессы реабилитации после инсульта // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2016. Т. 116. № 8. С. 36—39. DOI:10.17116/jnevro20161168136-39
- Лекции по черепно-мозговой травме / Под ред. В.В. Крылова. М.: Медицина, 2010. 320 с.
- Либуркина С.П., Васильев А.Н., Каплан А.Я. и др. Пилотное исследование идеомоторного тренинга в контуре интерфейса мозг-компьютер у пациентов с двигательными нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2018. Т. 118. № 9. Вып. 2. С. 63—68. DOI:10.17116/ jnevro201811809263
- Лукоянов М.В., Гордлеева С.Ю., Пимашкин А.С. и др. Эффективность интерфейсов мозг-компьютер на основе представления движений с тактильной и визуальной обратной связью // Физиология человека. 2018. Т. 44. № 3. С. 53—61. DOI:10.7868/S0131164618030062
- Можейко Е.Ю. Восстановление когнитивных нарушений и тонкой моторики после инсульта с использованием компьютерных программ и принципа биологической обратной связи: дисс. … д-ра. мед. наук. Красноярск, 2014. 216 с.
- Морозова Е.Ю., Скворцов Д.В., Каплан А.Я. Выработка навыка представления движения под контролем управляемой от ЭЭГ нервно-мышечной электростимуляции, вызывающей конгруэнтное или неконгруэнтное движением кисти // Физиология человека. 2019. Т. 45. № 4. С. 40—45. DOI:10.1134/S013116461904012X
- Петриков С.С., Гречко А.В., Щелкунова И.Г. и др. Новые перспективы двигательной реабилитации пациентов после очагового поражения головного мозга // Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2019. Т. 83. № 6. С. 90—99. DOI:10.17116/neiro20198306190
- Прокопенко С.В., Можейко Е.Ю., Зубрицкая Е.М. и др. Коррекция когнитивных нарушений у больных, перенесших черепно-мозговую травму // Consilium Medicum. 2017. Т. 19. № 2.1. С. 64—69.
- Сидякина И.В., Добрушина О.Р., Лядов К.В. и др. Доказательная медицина в нейрореабилитации: инновационные технологии (обзор) // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2015. Т. 92. № 3. С. 53—56.
- Утеулиев Е.С., Конысбаева К.К., Жангалиева Д.Р. и др. Эпидемиология и профилактика ишемического инсульта // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2017. № 4. С. 126—129.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 376 с.
- Aida J., Chau B., Dunn J. Immersive virtual reality in traumatic brain injury rehabilitation: A literature review // NeuroRehabilitation. 2018. Vol. 42 (4). P. 441— 448. DOI:10.3233/NRE-172361
- Calabrò R.S., Bramanti A., Garzon M. et al. Telerehabilitation in individuals with severe acquired brain injury: Rationale, study design, and methodology [Электронный ресурс] // Medicine. 2018. Vol. 97 (50). URL: https://journals.lww.com/md-journal/fulltext/2018/12140/telerehabilitation_in_individuals_with_severe.15.aspx (дата обращения: 11.12.2019). DOI:10.1097/MD.0000000000013292
- Calabrò R.S., Reitano S., Leo A. et al. Can robot-assisted movement training (Lokomat) improve functional recovery and psychological well-being in chronic stroke? Promising findings from a case study // Functional Neurology. 2014. Vol. 29 (2). P. 139—141.
- Corti C., Oldrati V., Oprandi M.C. et al. Remote technology-based training programs for children with acquired brain injury: A systematic review and a meta-analytic exploration [Электронный ресурс] // Behavioural Neurology. 2019. Vol. 2019. URL: https://www.hindawi.com/journals/bn/2019/1346987/ (дата обращения: 21.01.2020). DOI:10.1155/2019/1346987
- Dams-O’Connor K., Gordon W.A. Role and impact of cognitive rehabilitation // Psychiatric Clinics. 2010. Vol. 33 (4). P. 893—904. DOI:10.1016/j. psc.2010.08.002
- das Nair R., Cogger H., Worthington E. et al. Cognitive rehabilitation for memory deficits after stroke [Электронный ресурс] // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2016. URL: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/ doi/10.1002/14651858.CD002293.pub3/abstract (дата обращения: 12.12.2019). DOI:10.1002/14651858.CD002293.pub3
- De Luca R., Leonardi S., Spadaro L. et al. Improving cognitive function in patients with stroke: can computerized training be the future? // Journal of Stroke and Cerebrovascular Diseases. 2018. Vol. 27 (4). P. 1055—1060. DOI:10.1016/j.jstroke cerebrovasdis.2017.11.008
- Des Roches C.A., Kiran S. Technology based rehabilitation to improve communication after acquired brain injury [Электронный ресурс] // Frontiers in Neuroscience. 2017. Vol. 11. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnins.2017.00382/ full (дата обращения: 18.12.2019). DOI:10.3389/fnins.2017.00382
- Fetta J., Starkweather A., Gill J.M. Computer-based cognitive rehabilitation interventions for traumatic brain injury: A critical review of the literature // The Journal of Neuroscience Nursing. 2017. Vol. 49 (4). P. 235—240. DOI:10.1097/ JNN.0000000000000298
- Fish J., Wilson B.A., Manly T. The assessment and rehabilitation of prospective memory problems in people with neurological disorders: A review // Neuropsychological Rehabilitation. 2010. Vol. 20 (2). P. 161—179. DOI:10.1080/09602010903126029
- Gamito P., Oliveira J., Coelho C., et al. Cognitive training on stroke patients via virtual reality-based serious games // Disability and Rehabilitation. 2017. Vol. 39 (4). P. 385—388. DOI:10.3109/09638288.2014.934925
- Heikkinen P.H., Pulvermüller F., Mäkelä J.P. et al. Combining rTMS with intensive language-action therapy in chronic aphasia: A randomized controlled trial [Электронный ресурс] // Frontiers in Neuroscience. 2019. Vol. 12. URL: https:// www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnins.2018.01036/full (дата обращения: 18.12.2019). DOI:10.3389/fnins.2018.01036
- Kettlewell J., das Nair R., Radford K. A systematic review of personal smart technologies used to improve outcomes in adults with acquired brain injuries // Clinical Rehabilitation. 2019. Vol. 33 (11). P. 1705—1712. DOI:10.1177/0269215519865774
- Ledbetter C., Moore A.L., Mitchell T. Cognitive effects of ThinkRx cognitive rehabilitation training for eleven soldiers with brain injury: A retrospective chart review [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00825/full (дата обращения: 18.12.2019). DOI:10.3389/fpsyg.2017.00825
- Maggio M.G., Latella D., Maresca G. et al. Virtual reality and cognitive rehabilitation in people with stroke: An overview // Journal of Neuroscience Nursing. 2019. Vol. 51 (2). P. 101—105. DOI:10.1097/JNN.0000000000000423
- Moreno A., Wall K.J., Thangavelu K. et al. A systematic review of the use of virtual reality and its effects on cognition in individuals with neurocognitive disorders // Alzheimer’s & Dementia: Translational Research & Clinical Interventions. 2019. Vol. 5 (1). P. 834—850. DOI:10.1016/j.trci.2019.09.016
- Neville I.S., Zaninotto A.L., Hayashi C.Y. et al. Repetitive TMS does not improve cognition in patients with TBI: A randomized double-blind trial // Neurology. 2019. Vol. 93 (2). P. e190-e199. DOI:10.1212/WNL.0000000000007748
- Pink A.E., Williams C., Alderman N. et al. The use of repetitive transcranial magnetic stimulation (rTMS) following traumatic brain injury (TBI): A scoping review [Электронный ресурс] // Neuropsychological Rehabilitation. 2019. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09602011.2019.1706585?journalCode=pn rh20 (дата обращения: 15.01.2020). DOI:10.1080/09602011.2019.1706585
- Poulin V., Korner-Bitensky N., Bherer L. et al. Comparison of two cognitive interventions for adults experiencing executive dysfunction post-stroke: A pilot study // Disability and Rehabilitation. 2017. Vol. 39 (1). P. 1—13. DOI:10.3109/0 9638288.2015.1123303
- Pugliese M., Ramsay T., Johnson D. et al. Mobile tablet-based therapies following stroke: A systematic scoping review of administrative methods and patient experiences [Электронный ресурс] // PLoS One. 2018. Vol. 13 (1). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0191566 (дата обращения: 18.12.2019). DOI:10.1371/journal.pone.0191566
- Rossetti A., Malfitano C., Malloggi C. et al. Phonemic fluency improved after inhibitory transcranial magnetic stimulation in a case of chronic aphasia // International Journal of Rehabilitation Research. 2019. Vol. 42 (1). P. 92—95. DOI:10.1097/ MRR.0000000000000322
- Sarfo F.S., Ulasavets U., Opare-Sem O.K. et al. Tele-rehabilitation after stroke: An updated systematic review of the literature // Journal of Stroke and Cerebrovascular Disease. 2018. Vol. 27 (9). P. 2306—2318. DOI:10.1016/j.jstrokecerebrovasd is.2018.05.013
- Svaerke K.W., Omkvist K.V., Havsteen I.B. et al. Computer-based cognitive rehabilitation in patients with visuospatial neglect or homonymous hemianopia after stroke [Электронный ресурс] // Journal of Stroke and Cerebrovascular Disease. 2019. Vol. 28 (11). URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S1052305719304094 (дата обращения: 18.12.2019). DOI:10.1016/j.jstrokecerebr ovasdis.2019.104356
- Talsma L.J., Kroese H.A., Slagter H.A. Boosting cognition: effects of multiple-session transcranial direct current stimulation on working memory // Journal of Cognitive Neuroscience. 2017. Vol. 29 (4). P. 755—768. DOI:10.1162/jocn_a_01077
- Teasdale T.W., Emslie H., Quirk K. et al. Alleviation of carer strain during the use of the NeuroPage device by people with acquired brain injury // Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. 2009. Vol. 80 (7). P. 781—783. DOI:10.1136/ jnnp.2008.162966
- van de Ven R.M., Murre J.M.J., Buitenweg J.I.V. et al. The influence of computer-based cognitive flexibility training on subjective cognitive well-being after stroke: A multi-center randomized controlled trial [Электронный ресурс] // PLoS One. 2017. Vol. 2 (11). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/ journal.pone.0187582 (дата обращения: 12.12.2019). DOI:10.1371/journal. pone.0187582
- van der Kuil M.N.A., Visser-Meily J.M.A., Evers A.W.M. et al. A usability study of a serious game in cognitive rehabilitation: A compensatory navigation training in acquired brain injury patients [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.00846/ full (дата обращения: 12.12.2019). DOI:10.3389/fpsyg.2018.00846
- Zaninotto A.L., El-Hagrassy M.M., Green J.R. et al. Transcranial direct current stimulation (tDCS) effects on traumatic brain injury (TBI) recovery: A systematic review // Dementia & Neuropsychologia. 2019. Vol. 13 (2). P. 172—179. DOI:10.1590/1980-57642018dn13-020005
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 973
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 725
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1